Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

Шляпочные грибы. Программа дополнительного образования. Приложение 2. Часть 2
[ Скачать с сервера (35.7 Kb) ] 2012-04-28, 2:03 PM
Информационный лист 6

Белая поганка

У белой поганки шляпка диаметром 5-10 см, конусообразная, клейкая, с шелковистым блеском, как правило, без белых кожистых хлопьев на поверхности. Постепенно шляпка расправляется и становится более плоской. Цвет чисто белый. Пластинки белые, свободные. Споровый порошок белый. Ножка высотой 7—12 см, диаметром 1—2 см, тоже белая, с похожими на клочки ваты хлопьями. У основания имеется большой отчетливый клубень, из которого растет ножка. В раннем возрасте гриб, как в чехол, заключен в клубень, окруженный покрывалом, остатки которого иногда в виде хлопьев видны на шляпке у взрослых грибов. В верхней части ножки имеется белое свисающее кольцо. Мякоть белая. Запах приторно-сладкий. Вкус мягкий (попробовав гриб на вкус, необходимо сразу же выплюнуть его!).
Белая поганка растет обычно в лиственных и хвойных лесах на кислых, скудных песчаных почвах, на влажных торфяниках, под буками, дубами, березами, елями и соснами. Гриб довольно редкий, но иные годы бывают «урожайными» на белую поганку. Обычно встречается с июля по октябрь.
Белая поганка — один из немногих смертельно ядовитых грибов. Содержит клеточные яды, разрушающие печень и почки. Симптомы отравления появляются лишь спустя 8—10 часов. За это время яд успевает пройти весь желудочно-кишечный тракт и попасть в организм. Противоядия и меры экстренной помощи те же самые, что и при отравлении бледной поганкой. Также, как и при отравлении бледной поганкой, оказанная вовремя помощь может предотвратить тяжелые последствия.
По материалам сайта http://www.grib.softrain.info

Задания:

1. Внимательно прочитай предложенный текст. Как ты думаешь, почему этот гриб получил такое название?

2. Определи систематическое положение Белой поганки:
Порядок ______________
Семейство _____________
Род ________________
Вид _________________

3. Перечитай первый и второй абзацы. Представь информацию, изложенную в них в виде таблицы:


4. Перечитай третий абзац. Он небольшой, тебе нужно просмотреть также Информационный лист «Бледная поганка». Сравните бледную и белую поганку, найдите черты сходства и отличия.

5. Расскажи о прочитанном родителям дома и ребятам в классе.

6. Придумай костюм, шляпу и грим Белой поганки. Выучи роль. Удачи!

Информационный лист 7

Подосиновик
(Leccinum aurantiacum)


Подосиновик (осиновик, красноголовник) – гриб семейства болетовых, рода обабок (Leccinum). Как и подберезовик, подосиновик имеет пять разновидностей или форм, отличающихся окраской шляпки. В тополиных зарослях встречается подосиновик с серой шляпкой, в сырых борах – с бело-розовой, в чистом осиннике – с красной и темно-красной, а в сухих смешанных лесах (березово-сосновых и березово-еловых) попадаются подосиновики с оранжевой, желто-красной или буро-желтой шляпкой. Диаметр шляпки обычно 4-20 (редко до 30) см. Форма шляпки полушаровидная, сухая, по краю с узкой полоской кожицы, подогнутой вниз и прилегающей к гименофору. Ножка длиной 6—20 см, толщиной 2—3,5 см, книзу утолщённая, белая, волокнистая, у молодого гриба с белыми, позднее буреющими чешуйками.
Распространён этот гриб в Северном полушарии. Подосиновики можно встретить не только под осинами, а и в березняке, сосновых и еловых лесах, на опушках и полянах. Трудно спутать этот гриб с каким-либо еще. В отличие от белых подосиновики растут под молодыми деревцами одиночно или группами. Первые грибы появляются в конце мая или первой половине июня, но не надолго, всего лишь на неделю. Второй слой грибов наблюдается с середины июля, а с начала августа и до конца октября, вплоть до заморозков, длится самый урожайный слой грибов.
Мякоть у подосиновика белая, плотная, при разрезе становится темно-синей и даже черной. Однако это не влияет на его вкусовые качества. По вкусу и питательности они стоят на втором месте после белых, наравне с подберезовиками. Мелкие молодые грибы используют для маринования, засолки, поджарки, супов, соусов, зрелые — для сушки.
По материалам: Биологический словарь, с.486,
Сайта http://www.grib.softrain.info


Задания:


1. Внимательно прочитай предложенный текст. Ответь на вопросы:
1.1. Почему подосиновик называют «подосиновик»?
1.2. «осиновик»?
1.3. «красноголовник»?
1.4. Всегда ли подосиновик можно назвать красноголовником?
1.5. От чего зависит окраска его шляпки?

2. Еще раз прочитай первый абзац. Выполни задания:
2.1. Озаглавь абзац
2.2. Определи систематическое положение Подосиновика:
Порядок ______________
Семейство _____________
Род ________________
Вид _________________

2.3. Представь материал, изложенный в абзаце в виде таблицы:



3. Прочитай второй абзац. Ответь на вопросы:
3.1. Только ли под осинами встречаются подосиновики?
3.2. Почему эти грибы растут только под определенными видами деревьев?
3.3. Можно ли вырастить подосиновики дома?

4. Расскажи о прочитанном родителям дома и ребятам в классе.

5. Придумай костюм, шляпу и грим Подосиновика. Выучи роль. Удачи!

Информационный лист 8

Масленок
(Suillus)

Масленок – род грибов семейства Болетовых порядка Болетовых. Шляпка диаметром 5 —10 см, равномерно выпуклая, гладкая, во влажную погоду очень слизистая, в сухую – глянцевая, цвет разный – от светлого золотисто-коричневого до темно-коричневого. Трубочки короткие, желтые, более или менее округлые, позже становятся коричневатыми. Споровый порошок желтоватый. Ножка короткая и крепкая, 3-8 см в высоту и 1-2 см в диаметре, в верхней части имеет большое беловатое или светло-лиловое кольцо, свисающее вниз по ножке. В сухую погоду кольцо быстро высыхает и представляет собой лишь узкий «поясок». Над кольцом ножка желтая, тонкозернистая; под кольцом, у основания, она коричневатая. Мякоть беловатая или желтоватая, довольно мягкая, часто поражается личинками. Запах слабый, чуть фруктовый. Вкус слегка кисловатый, приятный. Около 50 видов, все – ценные съедобные грибы. Распространены в Евразии, Америке, Австралии; в России – в Европейской части, на Кавказе, в Сибири, на Дальнем Востоке. Часто встречается в сосновых лесах с песчаными почвами, обычно по соседству с некоторыми другими трубчатыми. Появляется летом и растет вплоть до заморозков. Попадается также вдоль песчаных лесных дорожек и на противопожарных просеках. Наиболее известны масленок жёлтый (S. luteus), масленок желтоватый (S. flavidus) и масленок жёлто-бурый (S. variegatus).
Масленок обыкновенный – вкусный съедобный гриб, растет группами. При сборе маслят кожицу со шляпки лучше снимать сразу же, в лесу, – это облегчит дальнейшую его обработку. Нежная мякоть маслят быстро становится ноздреватой, поэтому обработку и использование этих грибов следует производить сразу же после сбора, лучше всего тут же их заморозить. К сушке маслята не пригодны. Маслята хороши в жареном или тушеном виде, вкусен также суп из маслят.
Сходство с другими грибами
Немногие трубчатые имеют кольцо на ножке и слизистую шляпку, как маслята, так что опасных двойников у них нет. У масленка лиственничного тоже имеется кольцо, однако этот гриб желтого цвета и растет исключительно под лиственницами. Масленок желтоватый гораздо тоньше масленка лиственничного, у него низкая конусообразная шляпка желтого цвета и узкое желтоватое кольцо. Этот гриб тоже съедобный. В сосновых лесах на песчаниках можно встретить масленок зернистый (летний), у него нет кольца, ножка и трубочки одинакового желтого цвета, шляпка коричневая. Растет на песчаниках, содержащих известь, или же в садах под соснами на удобренной почве. Козляк также часто встречается в сосновых лесах. Цвет шляпки и ножки у него одинаковый – желто-коричневый или красно-коричневый, поры крупные, разделенные внутри перегородками на более мелкие. Козляк также относится к съедобным грибам, хотя и не столь ценен, как вышеописанные виды. Зато козляки обладают сильными антибиотическими веществами, активными против патогенных грибов и туберкулезной палочки.
По материалам: Биологический словарь, с. 343;
сайтов http://www.grib.softrain.info,
http://mirgribov.cn

Задания:

1. Внимательно прочитай текст. Ответь на вопросы:
1.1. В каких лесах можно встретить маслят?
1.2. Ты когда-нибудь собирал маслята в лесу? Какой секрет нужно знать, чтобы набрать побольше грибов?
1.3. Как обычно заготавливают маслята впрок? Если ты когда-нибудь присутствовал при чистке маслят, то знаешь, что дело это очень трудоёмкое и хлопотное. Как ты думаешь, зачем это делают?

2. Еще раз перечитай информацию. Выполни задания:
2.1. Определи систематическое положение Маслёнка жёлтого:
Порядок ______________
Семейство _____________
Род ________________
Вид _________________

2.2. Дай определение следующим терминам:
МИКОРИЗА –
МИКОРИЗООБРАЗОВАТЕЛИ –
АНТИБИОТИКИ –
ТУБЕРКУЛЁЗ –

3. Выпиши названия всех видов маслят, упомянутых в тексте по порядку, начиная с наиболее ценного по вкусовым качествам. Запомни названия.
4. Представь материал, изложенный в абзаце в виде таблицы:



5. Расскажи о прочитанном родителям дома и ребятам в классе.

6. Придумай костюм, шляпу и грим Маслёнка. Выучи роль. Удачи!

Информационный лист 9

Белый гриб
(Boletus edulis)


Белый гриб, боровик, гриб семейства болетовых. Шляпка диаметром 10—20 (иногда до 50) см, от светло до тёмно-бурой, сухая, голая или бархатистая, снизу сначала белая, затем зеленовато-жёлтая. Цвет шляпки варьируется от темно-коричневого до светло-коричневого или красно-коричневого, по краям шляпка обычно светлее, местами желтая. Трубочки сначала чисто белые и закрытые, позже желтеют и открываются, приобретая в конце концов оливково-зеленый цвет. Споровый порошок оливково-коричневый. Ножка длиной до 17 см, толщиной 4—6 см, светло-желтовато-буроватая, со светлым сетчатым рисунком. Ножка сначала клубневидная, затем вытягивается и приобретает цилиндрическую форму, оставаясь, однако, слегка вздутой у основания. Мякоть белая, на изломе не изменяющая цвет, плотная, с приятным грибным запахом. Масса до 2 (в отд. случаях до 4) кг. Вкус мягкий, ореховый. Запах приятный, имеет фруктовый оттенок.
Растут с июня (иногда с мая) по октябрь в лиственных, хвойных и смешанных лесах Северного полушария; в России – главным образом в Европейской части, Западной Сибири и на Кавказе. Белый гриб образует микоризу с елью, буком и дубом, то есть он растет исключительно под этими деревьями, и поэтому не может быть выращен искусственно. Без участия корней деревьев грибница может развиваться, но плодовые тела обычно не образуются. Этим объясняются неудачи попыток искусственного разведения белых грибов. Чаще всего его можно встретить на не очень плодородных почвах под вышеупомянутыми деревьями, например на откосах или на открытых местах, где почти нет опавшей листвы, а также в пораженных лесах, в низкой траве и во мху. Появляется в августе, но больше всего белых грибов бывает в сентябре (в лиственном лесу) и октябре (в хвойном лесу). В зависимости от погоды за 2—3 недели их может вырасти довольно большое количество.
Белый гриб имеет около 20 форм, отличающихся главным образом окраской и микоризной приуроченностью к той или иной древесной породе (берёза, дуб, бук, граб, сосна, ель). Самый ценный из съедобных грибов, содержит много белков. В плодовых телах белых грибов обнаружены антиканцерогенные вещества. Можно употреблять в разных видах, в том числе сырыми (в салатах с растительным маслом и уксусом). При сушке вкус грибов усиливается, маслянистость исчезает. Лучше всего использовать грибы, пока трубочки у них еще белые. Если белый гриб покрывается плесенью, то сначала он весь белеет и становится мягким, а после желтеет и приобретает неприятный запах; такие грибы есть нельзя.
Сходство с несъедобными или ядовитыми грибами. Белый гриб можно легко спутать с другими трубчатыми. Самое неприятное сходство – с желчным грибом, который не ядовит, но считается несъедобным из-за очень горького вкуса. Его трубочки с возрастом становятся светло-розовыми, а сетчатый рисунок, в отличие от белого гриба, темный, ярко выраженный. Белый гриб похож еще на несколько видов трубчатых, которые, подобно ему, обладают хорошими вкусовыми качествами. Например, белый гриб (сетчатая форма) очень похож на боровик, но шляпка у него сухая и имеет более светлую окраску; растет этот гриб исключительно под лиственными деревьями и только в июле – августе.
По материалам Биологический словарь, с.55
сайта http://www.grib.softrain.info


Задания:

1. Внимательно прочитай предложенный текст. Ответь на вопросы:
1.1. Как ты думаешь, почему белый гриб называется «белым»?
1.2. Почему его еще называют «боровиком»?
1.3. Как ты думаешь, почему в спектакле «Шляпочные грибы» Боровик играет роль короля?

2. Еще раз прочитай первый абзац. Выполни задания:
2.1. Озаглавь абзац.
2.2. Определи систематическое положение Белого гриба:
Порядок ______________
Семейство _____________
Род ________________
Вид _________________

2.3. Представь материал, изложенный в абзаце в виде таблицы:



4. Прочитай второй абзац. Выполни задания:
4.1. Заполни строку «Распространение» в предыдущей таблице.
4.2. Дай определение понятию МИКОРИЗА –
4.3. Ответь на вопрос: Почему белые грибы нельзя вырастить искусственно так, как шампиньон?
4.4. Дай толкование народной примете: «Посмотреть на мухомора-щёголя просыпается и белый гриб».

5. Прочитай третий абзац. Ответь на вопросы:
5.1. Сколько форм белого гриба существует?
5.2. Чем они отличаются друг от друга?
5.3. Что такое АНТИКАНЦЕРОГЕННЫЕ ВЕЩЕСТВА?
5.4. Знаешь ли рецепты каких-либо блюд с использованием белого гриба?
5.5. Могут ли белые грибы быть опасными для здоровья человека?

6. Прочитай последний абзац. Ответь на вопросы:
6.1. С каким грибом чаще всего путают белый гриб?
6.2. Как можно отличить белый гриб от других, похожих на него?

7. Расскажи о прочитанном родителям дома и ребятам в классе.

8. Придумай костюм, шляпу и грим Белого гриба.

Информационный лист 10

Съедобные грибы

Грибы, как и многие растения, с незапамятных времен собирались и использовались в пищу человеком. В древнегреческих текстах упоминаются шампиньоны, сморчки и трюфели, а некоторые древоразрушающие грибы греки даже выращивали сами (правда, со временем этот промысел был забыт). Римляне уже делили грибы на съедобные и несъедобные и считали некоторые грибы деликатесами, подавая их только знати. Россия издавна славилась своими грибами и изумительными блюдами из них. Но по-настоящему грибы были «одомашнены» на Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. Там культура грибоводства ведет свою историю уже более двух тысячелетий, и в любом ресторанчике с восточной кухней вы можете попробовать оригинальные грибные блюда.
За исключением тяжелых периодов, в которые они отчасти заменяют основное питание, их разным образом приготовленные плодовые тела служат прежде всего вкусным гарниром. Их питательность незначительна, но по содержанию минеральных веществ и витаминов они равноценны овощам. В то же время из-за относительно тяжелой усвояемости грибы не годятся для диетической пищи.
Ароматические вещества многих грибов не только высоко ценятся гурманами, но и определяют соответствующую рыночную цену, причем на последнюю влияет редкость некоторых видов и трудность их сбора. Дорогими деликатесами считаются на Западе произрастающие под землей трюфели {Tuber); в Японии еще дороже стоят грибы мацутаке (Armillaria matsutake). Большим спросом пользуются не часто встречающиеся надземные плодовые тела сморчков (Morchella) и лопастников (Helvetia). Они, как и трюфели, относятся к аскомицетам, тогда как большинство других съедобных и ядовитых видов – базидиомицеты.
На Тайване, наряду с другими видами, в пищу используется Ustilago esculenta – головневый гриб, развивающийся на водяном рисе (Zizania latifolia). Как еще один курьез можно упомянуть три ржавчинных гриба, якобы считающихся съедобными в Индии: эцидиальную форму Puccinia caricis на крапиве Urtica parviflora, Chrysomyxa woroninii (эцидии) на Picea alba и Ravenelia esculenta на Acacia eburnea.
Многие сами ищут грибы, чтобы употребить их в пищу. При этом следует руководствоваться не чувствами, а надежными знаниями: не все, что опасно, пахнет так отвратительно, как веселка (Phallus impudicus). Некоторые грибы представляют угрозу для здоровья и даже жизни, но только непосвященных. Имеются многочисленные часто прекрасно изданные определители съедобных и ядовитых грибов. Однако даже советы по «технике безопасности» не способны полностью устранить риск. Так, наступающий через 6—10 ч после еды понос может сопутствовать отравлению мухомором.
По материалам: Микология, с.127-129

Задания:
1. Внимательно прочитай текст. Ответь на вопросы:
1.1. Готовят ли в вашей семье блюда из грибов?
1.2. Какие грибы предпочитают использовать для приготовления?
1.3. Любишь ли ты грибные блюда?

2. Еще раз прочитай первый абзац. Выполни задание: расположи в логической последовательности страны, где грибы собирали и использовали в пищу, начиная с самого раннего упоминания (страны: Юго-восточная Азия, Древняя Греция, Россия)

3. Прочитай текст до конца. Ответь на вопросы:
3.1. Почему грибы нельзя есть людям, имеющим проблемы с пищеварением?
3.2. Какие грибы считаются самыми дорогими в мире? Почему?

4. Расскажи о прочитанном ребятам в классе. Удачи!

Информационный лист 11

Выращивание грибов

Из съедобных грибов разводят прежде всего шампиньон двуспоровый. В зависимости от местных условий субстратами для него служат разные типы навоза и соломы. Этот материал компостируют, и компостом заполняют плоские портативные ящики. Чистая культура в виде дикариотичного мицелия шампиньона обрастает в лабораторных условиях влажные зерна злаков или сходные частицы. Ее смешивают с компостом в ящиках, которые затем размещают на многоэтажных стеллажах в климатических камерах. Точное знание и соблюдение оптимальных условий» выбор подходящих штаммов и правильная организация позволяют получить хороший урожай. Во всем мире в 1980 г. примерно 200 000 работников выращивали около 800 000 т шампиньонов (в 1950 г. их мировая продукция составляла 53 000 т), в том числе только 10% в Германии и 1% в Швейцарии. По вкусу эти грибы не уступают дикорастущим близким видам (луговому, лесному шампиньонам) и всегда реализуется за хорошие цены. Современное разведение шампиньонов требует значительных капиталовложений (машины для компостирования, климатизация и т. д.) и в Европе и Северной Америке осуществляется практически только на крупных предприятиях.
В Японии ежегодно кроме шампиньонов выращивается 100 000 т грибов. В Восточной Азии их списки вместе с шампиньоном двуспоровым возглавляют шиитаке (Lentinus edodes), фламмулина (Flammulina velutipes) (особенно в Японии, где высоко ценятся длинные ножки этого гриба), вольварелла (Volvariella volvacea) и виды Auricularia. Как добавки к супам и соусам используют выращенные в погруженной культуре грибные мицелии, которые содержат те же ароматические вещества, что и плодовые тела.
Шиитаке, один из самых популярных на Востоке «домашних» грибов, встречается в диком состоянии в Китае, Японии и Филиппинах. «Дикий» шиитаке растет на буке, грабе и дубе, а «домашний» – на поленьях, опилках или рисовой соломе, то есть он еще и «помогает» людям избавиться от ненужных отходов, а не только кормит их. Сейчас этой буроватой пластинчатой «поганкой» на ножке заинтересовались медики, так как из нее были выделены вещества, укрепляющие иммунитет человека и задерживающие развитие рака.
В дубовых и буковых рощах, но уже в Южной Европе, растет в диком виде другой «старый знакомый» поваров – трюфель. Это единственный пока микоризный гриб, который «приручен» человеком. Его округлые плодовые тела с бугристой черной поверхностью и красноватой мякотью имеют характерный запах и очень нежный вкус.
Для разведения черного (французского) трюфеля обычно закладывают новую буковую плантацию, а в почву добавляют немного земли из старой, уже плодоносящей рощи, или сразу сажают сеянцы, зараженные соответствующей микоризой. Первый урожай нужно ждать довольно долго – 6-7 лет, но потом лет тридцать можно собирать стабильный урожай. Наблюдая за ростом этих грибов, люди заметили, что почва в местах, где развиваются их плодовые тела, немного приподнимается, и над этими холмиками начинают роиться маленькие мушки. Грибы привлекают их запахом, и мушки откладывают в такой холмик яички, чтобы появившиеся личинки не мучились в поисках пищи. Людям остается только опередить мух и собрать еще не червивые грибные шарики.
Трюфель – сумчатый гриб, и у него есть вкусные «родственники» – сморчки и строчки, которые появляются в наших краях с апреля до июня в лиственных лесах, садах и парках на песчаной почве. Эти грибы можно попробовать развести и около дома, приготовив специальную грядку под яблонями, разложив на ней кусочки зрелых плодовых тел, затем присыпав их рыхлой почвой с древесной золой и не забывая поливать.
А какие же грибы выращивают в нашей стране? В основном это шампиньон {Agaricus) и вешенка (Pleurotus). Для Pleurotus ostreatus (вешенки устричной), Kuehneromyces mutabilis, Pholiota nameco и некоторых других съедобных грибов (все это баэидиомицеты) разработаны свои методики культивирования, однако для начала их рентабельного производства в Европе и Северной Америке спрос (еще?) слишком незначителен
По материалам: Микология, с.127-129

Задания:

1. Внимательно прочитай предложенный текст. Ответь на вопросы:
1.1. Доводилось ли тебе встречать в продаже шампиньоны? Вешенки?
1.2. Готовят ли у вас дома блюда из шампиньонов? Вешенки?
1.3. Как ты думаешь, можно ли в домашних условиях вырастить шампиньоны и вешенку? Если да, то что для этого необходимо?
1.4. Знаешь ли ты, что для сбора трюфеля французы используют специально обученных для этого свиней? Как ты думаешь, почему?

2. Если тебе когда-нибудь захочется попробовать сморчки или строчки – будь осторожен, эти грибы считаются условно съедобными и их приготовление требует специальных знаний.

3. Расскажи о прочитанном ребятам в классе. Удачи!
Категория: Биология | Добавил: Тина | Теги: дополнительное образование детей, микология, биология
Просмотров: 2892 | Загрузок: 238 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 1:12 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru