Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология |
[ Скачать с сервера (21.5 Kb) ] | 2012-04-28, 6:09 PM |
Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии В.Г. Смелова КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ Образовательная, познавательно-развивающая краткосрочная программа естественнонаучной и художественно-эстетической направленности для учащихся среднего школьного возраста в системе дополнительного образования Пояснительная записка Программа дополнительного образования «Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии. Раздел «Животные». Класс Земноводные. Отряд Бесхвостые» предназначена для учащихся, изучающих биологию в 7 классе, и является составной частью интегративной модели обучения и воспитания «Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии». Актуальность программы определяется значимостью создания развивающей образовательной среды в современных условиях, необходимостью поиска и использования новых подходов к обучению и воспитанию, отвечающим современным потребностям российского общества и отдельного индивида. Новизна программы состоит в усилении развивающего потенциала биологического образования в основной школе средствами межпредметной интеграции знаний и театральной педагогики. Педагогическая целесообразность программы заключается в создании непрерывной образовательной и воспитательной среды, обеспечивающей условия для интеллектуального и духовного развития, творческой самореализации личности ребенка, развитии мотивации личности к познанию, обеспечению эмоционального благополучия, укреплению психического и физического здоровья. Цель программы: изучить отряд бесхвостые как представителей класса земноводных животных средствами театральной педагогики. Задачи: • рассмотреть лягушек и жаб с позиций аналитико-синтетической деятельности и экосистемного подхода; • выявить функциональное значение лягушек и жаб в природе и жизни человека; • определить место лягушек и жаб в эволюционном ряду животных, экосистемах органического мира, их морфофункциональные особенности; • развивать экспериментальные умения изучения лягушек и жаб методом наблюдения; • развивать эмоционально-личностное и чувственно-ассоциативное восприятие учащимися изучаемых биологических объектов; • развивать творческие способы познавательной деятельности учащихся; • развивать вокальные, танцевальные, художественные, литературные способности учащихся, их дикцию и речь; • развивать коммуникативную компетентность учащихся, их взаимодействие в парах, группах, коллективе; • воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Образовательный процесс рассчитан на 28 часов учебных занятий и предполагает несколько этапов: 1. теоретическая часть 2. практическая часть 3. театрализация 3.1. подготовка декораций 3.2. выбор и запись музыки 3.3. изготовление костюмов 3.4. постановка танцев 3.5. постановка вокальных номеров 3.6. репетиция сцен Основная форма учебных занятий – классная. Во время проведения репетиций спектакля класс делится на подгруппы. Количество учащихся в подгруппе зависит от количества действующих лиц, занятых в той или иной сцене (от 1 до 5-6 человек). Продолжительность обучения – 1 учебная четверть. Общий объем учебного материала рассчитан на групповые занятия – 20 часов; занятия в каждой из подгрупп – 8 часов. Занятия проводятся в основном в виде двухкомпонентной схемы: 1-й час – теоретическое занятие. Оно проводится в виде лекций, семинаров. 2-й час – театрализация. Проводится в виде проектной деятельности по созданию декораций, костюмов, грима спектакля, индивидуальной работы с исполнителями ролей в ходе репетиций спектакля (постановка танцев, вокальных номеров и т.п.), выступлений учащихся по афишированию и защите выполненных проектных заданий. (На занятии №3 второй час предполагает проведение лабораторной работы). Ожидаемые результаты: • полное усвоение учебной темы всеми учащимися и повышение учебной мотивации; • повышение познавательного интереса к учебному предмету и повышение успеваемости и качества знаний; • развитие творческих способностей учащихся и «рождение» литераторов, музыкантов, танцоров, художников, актеров; • развитие коммуникативной компетентности учащихся и формирование классного коллектива; • формирование родительского коллектива и повышение заинтересованности родителей в оказании помощи школе. Форма подведения итогов реализации программы – премьера спектакля «Царевна Лягушка» (см. Сценарии театрализации учебных тем). СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ В содержании программы выделяем три части: • теоретическая; • практическая; • театрализация. В теоретической части раскрывается общая характеристика земноводных на примере основных семейств и наиболее распространенных видов. Содержание построено в соответствии с дедуктивным принципом от общего к частному. Особый интерес представляет хозяйственное значение земноводных в жизни человека. В содержании курса с современных позиций науки рассматриваются влияние яда земноводных на организм человека и основные меры профилактики отравления, а также оказание правильной первой медицинской помощи. Специальный акцент сделан на лягушках как объекте лабораторных исследований и объекте промысла, а также природоохранной деятельности по сохранению редких и исчезающих видов. Содержание, соответствующее базовому содержанию обязательного минимума образования, включено с целью его актуализации, определению его места в системе современного биологического знания о земноводных как неотъемлемом компоненте биосферы. Практическая часть предполагает проведение экскурсии в близлежащий зоопарк, либо использование видеофильма, а также использование оборудования биологического кабинета. Театральная – техническое оборудование актового зала (сцена, магнитофон, микрофоны, синтезатор и т.п.) УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Введение (2 часа) Теория (1 ч). Лягушки, жабы в мифологии, фольклоре, прозе и поэзии. Русская народная сказка «Царевна Лягушка». Стихи, загадки, пословицы, поговорки о лягушках и жабах. Театрализация (1 ч). Знакомство со сценарием современной сказки «Царевна Лягушка». Распределение ролей. Проведение входной диагностики. Репетиция сцены Царевна и Баба Яга. Тема 1. Многообразие бесхвостых (10 часов) Теория (5 ч).Общая характеристика отряда Бесхвостые. Происхождение. Морфология. Питание. Размножение. Семейство Настоящие лягушки. Лягушки озерная и прудовая. Особенности образа жизни, питания, размножения. Семейство Жабы. Жаба серая или обыкновенная. Особенности образа жизни, питания, размножения. Основные отличия жаб и лягушек. Защитные приспособления жаб от хищников. Семейство Короткоголовые. Древолазы. Листолазы. Особенности образа жизни, питания, размножения. Опасность для жизни и здоровья человека. Использование яда. листолаза кокои туземцами для охоты. Семейство Круглоязычные. Жерлянки краснобрюхая и желтобрюхая. Особенности образа жизни, питания, размножения. Профилактика отравлений фринолицином. Практика (1 ч). Лабораторная работа № 1. Изучение внешнего строения прудовой лягушки. Театрализация (4 ч).Репетиция сцены Царевна и Хулиганы; Царевна и Жаба; Индейцы племени Мумбо Юмбо; Царевна на болоте однаю Тема 2. Значение земноводных в природе и в жизни человека (6 часов) Теория (3 ч). Ядовитые виды земноводных – источник опасности для жизни человека. Правила поведения в природе. Оказание первой медицинской помощи при отравлении ядом. Хозяйственное значение земноводных. Земноводные – неотъемлемое звено пищевой сети биогеоценозов. Регуляция земноводными численности личинок комаров, насекомых – вредителей садов, огородов, полей, лесов, лугов, переносчиков заболеваний, и промежуточных хозяев паразитических червей. Лягушки – лабораторные животные. Лягушка съедобная – объект промысла. Театрализация (3 ч).Репетиция сцен: Царевна и Иван Царевич; Царевна и Французы; Царевна и Студенты Заключение. Подготовка спектакля к премьере ( 10 часов) 1. Подготовка декораций (2 ч). Проектная деятельность учащихся по созданию, афишированию и защите проектов «Декорации спектакля». Проведение конкурсного отбора лучшего варианта. Организация выставки работ учащихся. Коллективная деятельность по созданию декораций. 2. Музыкальное оформление спектакля (2 ч). Ассоциативно-чувственная деятельность учащихся «Музыкальное оформление спектакля». Музыкально-художественное творчество по визуализации музыкальных образов в художественные произведения (живопись, литература). Афиширование созданных произведений. Организация выставки работ учащихся. 3. Подготовка костюмов (2 ч). Проектная деятельность учащихся по созданию, афишированию и защите проектов «Костюмы и театральный грим к спектаклю». Проведение конкурсного отбора лучших вариантов. Организация выставки работ учащихся. Совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов обслуживающего труда по изготовлению костюмов. 4. Постановка танцев (1 ч). Создание танцевального образа исполнительницей роли Бабы Яги. Совместная деятельность преподавателя хореографии и учащегося по постановке танца. 5. Общая репетиция сцен (3 ч). Развитие речевой деятельности учащихся. Постановка дикции, артикуляции, дыхания. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ (Приложение 1) Литература 1. Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М. С. Гиляров. – 2-е изд., исправл. – М.: Сов. Энциклопедия, 1989. 2. Жизнь животных. В 6-ти томах. Т.4. Ч.2. Земноводные. Пресмыкающиеся. – М.: Просвещение, 1969 г. 3. Смелова В.Г. Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии // Биология в школе. – 1996. – № 2. – С. 38-41. © Смелова В.Г., 2006 г. Охраняется законом РФ "Об авторском праве". При использовании и цитировании ссылка на автора обязательна. | |
Просмотров: 2116 | Загрузок: 165 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|