Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

Класс Земноводные. Программа дополнительного образования. Приложение 2. Часть 2
[ Скачать с сервера (27.0 Kb) ] 2012-04-28, 6:29 PM
Информационный лист 6

ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЗЕМНОВОДНЫХ

Питаясь почти исключительно животной пищей, земноводные истребляют насекомых, вредящих садам, огородам, полям, лесам и лугам. Поедают они и различных переносчиков заболеваний, и промежуточных хозяев паразитических червей: комаров, москитов, оводов, слепней и их личинок, а также моллюсков и червей. В уничтожении личинок комаров особая роль в некоторых местах принадлежит жерлянкам. В некоторых местностях жерлянками уничтожается до 50% личинок комаров в течение одного месяца. Взрослых комаров интенсивно уничтожают сеголетки, особенно тех видов, которые держатся около воды. Процент вредных животных особенно велик в пище обыкновенных тритонов, квакш, жаб.
Амфибии в больших количествах, чем птицы, поедают насекомых с неприятным запахом и вкусом, а также насекомых, обладающих покровительственной окраской. Кроме того, они охотятся ночью, когда подавляющее большинство насекомоядных птиц спит. На большую пользу земноводных как истребителей вредных насекомых в садах и огородах давно обратили внимание. Садовники Англии, Голландии, Венгрии специально завозили жаб из других стран и выпускали их в сады и оранжереи. В середине 30-х годов с Антильских островов на Гавайские было вывезено около 150 экземпляров жабы-аги. Их размножили, и более миллиона жаб было выпущено на плантации сахарного тростника. Результаты оказались очень хорошими. В этих целях использовали амфибий и у нас.
Земноводными питаются некоторые промысловые животные. Лягушки, кормясь летом наземными беспозвоночными и собираясь на зимовку в водоем, оказываются тем промежуточным звеном, которое расширяет кормность водоемов для рыб за счет наземных беспозвоночных.
С точки зрения оценки значения земноводных в производственной деятельности человека привлекают внимание озерные лягушки. Это объясняется тем, что они поедают мальков рыб. Однако выяснилось, что озерные лягушки в естественных условиях уничтожают очень незначительное количество рыбы. В рыбхозах дельты Волги рыбоядные птицы, ужи и озерная лягушка вместе уничтожают 0–1,2% поголовья молоди. Следовательно, влияние озерных лягушек на продуктивность водоемов очень незначительно. Головастики тоже не конкурируют из-за пищи с молодью рыб. Они живут за счет диатомовых и зеленых водорослей, малодоступных другим позвоночным животным. Головастиками, в свою очередь, питаются некоторые хищные рыбы, ужи и разнообразные птицы. Так, энергия, запасенная в мельчайших обитателях водоемов – диатомовых и зеленых водорослях, через посредство головастиков используется высшими позвоночными животными.
Земноводные приносят и вред, являясь носителями переносчиками опасных инфекционных заболеваний, например туляремии. Многие из них – промежуточные хозяева ряда паразитических червей, живущих во взрослом состоянии в организме домашних животных, птиц, пушных зверей.
(По материалам «Жизнь животных», т.4., с.30-31)

Задания:
1. Внимательно прочитай весь текст.
2. Теперь вернись к началу, прочитай текст по абзацам и постарайся ответить на вопросы и выполнить задания после прочтения каждого абзаца.


3. Попробуй озаглавить каждый абзац.
4. Приготовься рассказать о хозяйственном значении земноводных в классе. Твои ответы на вопросы и план рассказа (озаглавленные абзацы) помогут тебе выполнить эту задачу.
5. Придумай костюм и грим Хулигана. Если не можешь справиться сам, попроси родителей или друзей помочь тебе. Тебе предстоит защитить свою выдумку. Объясни ребятам и учителю, почему ты придумал именно это. Удачи!

Информационный лист 7/1

ЛЯГУШКИ – ЛАБОРАТОРНЫЕ ЖИВОТНЫЕ

Лягушки – постоянные помощники ученых. В течение многих столетий они служили и сейчас служат зоологам, анатомам, физиологам, врачам, фармакологам. В свое время лягушки сослужили неоценимую службу в открытии важных физических явлений. Опыты выдающихся итальянских ученых Луиджи Гальвани и Алессандро Вольта, проведенные в XVIII в. на лягушках, привели к открытию гальванического тока, что оказало огромное влияние на дальнейшее развитие естествознания и техники. Л.Гальвани доказал наличие в организме – в мышцах и нервах лягушки – собственного электричества. Его опыты положили начало важной науке – электрофизиологии.
Большое количество опытов на лягушках проводил и великий физиолог И.М. Сеченов. Они помогли ему обосновать рефлекторную теорию, которая стала важным оружием в руках ученых-материалистов, воевавших со сторонниками признания особой «души», якобы ведавшей всеми действиями животного организма. Результаты своих опытов ученый обобщил в знаменитом произведении «Рефлексы головного мозга». Научные положения И.М. Сеченова утверждали материалистические принципы в естествознании и наносили удар по идеализму.
Простота препарования лягушек, подходящие размеры и живучесть сделали их издавна излюбленными подопытными животными. Огромное количество опытов и наблюдений проводилось и проводится над этими «мучениками науки». Как первые опыты школьника, так и крупнейшие исследования медика и биолога очень часто и по сей день связаны с наблюдениями над лягушкой. Большинство приборов экспериментальной медицины и биологии рассчитано на нее. На лягушках постоянно отрабатывается техника физиологического эксперимента.
Заготавливать лягушек для опытов начинают осенью, с похолоданием воздуха и воды, когда они забираются на дно водоемов, прячутся под нависающими над водой берегами или в подводную растительность и цепенеют. Начинается зимняя спячка, в течение которой лягушки не едят. Вот эту их способность месяцами обходиться без пищи и используют люди. Каждую осень, когда еще стоят теплые солнечные дни, отлавливают лягушек, а затем хранят их в прохладных помещениях в специальных ваннах. Здесь они как бы дремлют и всегда к услугам преподавателей, студентов, научных работников.
Лягушки были постоянным объектом в исследованиях знаменитого французского физиолога и патолога Клода Бернара. И, как считают, именно ему принадлежала мысль об установке памятника лягушкам. Памятник открыли еще в конце XIX в. в прославленной Сорбонне – Парижском университете. Так ученые отблагодарили своих помощников-лягушек за участие во многих важных исследованиях и научных открытиях. Еще один мемориал лягушкам был воздвигнут в 1960-е гг. в Токио. Когда число послуживших на благо науки лягушек достигло там 1 миллиона, студенты-медики воздвигли им памятник. Расход их в лабораториях учебных и научных учреждений достигает сотни тысяч экземпляров в год. Для экспериментов и обучения в США в конце 1960-х гг. использовали 9 млн особей в год, а уже в начале 1970-х гг. – 22 млн. В СССР эта цифра составляла более 1 млн лягушек в год. Поэтому необходимо принимать меры, чтобы не уничтожить все поголовье. В Англии, Германии, Польше и ряде других стран лягушки находятся ныне под охраной закона и ловля их запрещена. Очевидно, что никакие памятники не искупят вину человека перед этими животными.
По материалам статьи А. Матвева «О зеленых лягушках», http://bio.september.ru

Задания:
1. Ты когда-нибудь принимал участие в препарировании лягушки?
2. Внимательно прочитай весь текст.
3. Теперь вернись к началу, прочитай текст по абзацам и постарайся ответить на вопросы и выполнить задания после прочтения каждого абзаца.


4. Попробуй озаглавить каждый абзац.
5. Приготовься рассказать о прочитанном в классе. Твои ответы на вопросы и план рассказа (озаглавленные абзацы) помогут тебе выполнить эту задачу.
6. Придумай костюм и грим Студента. Если не можешь справиться сам, попроси родителей или друзей помочь тебе. Тебе предстоит защитить свою выдумку. Объясни ребятам и учителю, почему ты придумал именно это. Удачи!
7. (Выполняется после премьеры спектакля «Царевна Лягушка»). Изменилось ли твое отношение к лягушкам и жабам после премьеры?

Информационный лист 7/2

ЛЯГУШКИ – ЛАБОРАТОРНЫЕ ЖИВОТНЫЕ

Гуманизм довел лягушку до полной прозрачности
Исследователи из японского Института биологии земноводных Хиросимского университета селекционным путем вывели лягушку с прозрачной кожей, через которую видны ее внутренние органы. Прозрачные водные организмы известны, например, это некоторые виды рыб, но земноводное с такой кожей появилось впервые.
Прозрачная («транспарентная») лягушка была выведена не для забавы ученых и не для доказательства огромных возможной современной селекции, а для служения благородному делу изучения, предотвращения и лечения различных болезней человека. Лягушки – классический, наряду с крысами и мышами, объект лабораторных исследований. Несчастных земноводных заражают вирусами и бактериями, потом накачивают новоизобретенными лекарствами, режут и смотрят, что получилось и насколько лекарство готово к испытанию на человеке. А защитники животных активно борются против вивисекции и фактического убийства – пусть не человека, но все равно живого одушевленного существа.
И вот, чтобы уменьшить мучения и количество лабораторных вскрытий, группа профессора Масаюки Сумиды из Хиросимского университета вывела лягушку с прозрачной кожей, через которую можно непосредственно наблюдать «путешествие» лекарства по кровеносным сосудам, накопление его в определенных органах и результат воздействия препарата, например, на раковую опухоль, причем лягушку для этого не нужно отправлять в мир иной. А в каком другом городе, как не в Хиросиме, ученые «мементо мори» - помнят о смерти?
Исследователи использовали для своих опытов несколько японских бурых лягушек (Rana japonica), испытавших мутационные изменения в сторону обесцвечивания поверхностных тканей. Скрещиванием и отбором среди потомков этих лягушек были получены животные, практически полностью лишенные окраски, с прозрачной кожей.
И это еще не все. Ученые собираются снабдить определенные гены нового прозрачного существа флуоресцентными (светящимися) метками, что позволит наблюдать «работу» этих генов в «режиме реального времени». Это тоже обещает невиданные перспективы генетических исследований, причем при соблюдении гуманного подхода к лабораторным животным.
По материалам сайта www.friendsworld.ru

Задания:
1. Ты когда-нибудь принимал участие в препарировании лягушки?
2. Внимательно прочитай весь текст.
3. Теперь вернись к началу, прочитай текст по абзацам и постарайся ответить на вопросы и выполнить задания после прочтения каждого абзаца.

4. Попробуй озаглавить каждый абзац.
5. Приготовься рассказать о прочитанном в классе. Твои ответы на вопросы и план рассказа (озаглавленные абзацы) помогут тебе выполнить эту задачу.
6. Придумай костюм и грим Студента. Если не можешь справиться сам, попроси родителей или друзей помочь тебе. Тебе предстоит защитить свою выдумку. Объясни ребятам и учителю, почему ты придумал именно это. Удачи!
7. (Выполняется после премьеры спектакля «Царевна Лягушка»). Изменилось ли твое отношение к лягушкам и жабам после премьеры?

Информационный лист 8

ЛЯГУШКИ – ОБЪЕКТ ПРОМЫСЛА

Употребление лягушек в пищу – давно сложившаяся традиция. Впервые зеленую лягушку как отдельный вид описал в 1758 г. Карл Линней, дав ей название Rana esculenta, что в переводе с латыни означает «лягушка съедобная». Видимо, это название было связано с гастрономическим интересом, который представляли лягушки в то время в Европе. И по сей день в ряде стран Европы и Северной Америки лягушек употребляют в пищу. Их не только ловят в природе, но и разводят на специальных фермах. Лягушки являются предметом международной торговли. Во Франции, например, в 1980 г. съели 8 тыс. т лягушек, в Швейцарии – примерно 300 т, в США в 1984 г. было употреблено в пищу более 2,7 тыс. т. Блюда из лягушек часто украшают меню престижных ресторанов в Бельгии, Италии, Голландии и других странах. Но что, как говорится, является «обратной стороной медали» нескольких кусочков нежного лягушачьего мяса на столе?
При налаживании интенсивного промысла численность зеленых лягушек может снизиться весьма существенно. Например, та же Франция лягушек сейчас уже закупает в других странах. Из тех 8 тыс. т лягушек, которых французы съели в 1980 г., 90 т было добыто в самой стране, а остальные 7910 т импортировали. До последнего времени крупнейшим экспортером этого товара была Индия (около 60 млн экземпляров лягушек в год). По официальным данным, отлов лягушек обеспечивал Индии занятость 160 тыс. человек и приносил около 10 млн долларов дохода. Но сейчас здесь принят специальный закон, запрещающий вывоз лягушек.
Объясняется это тем, что, как показали специальные исследования, изъятие из природы такого огромного количества лягушек ведет к выживанию 200 тыс. т вредителей сельского хозяйства. А для их уничтожения приходится увеличивать количество ядохимикатов, которые Индия ввозит примерно на сумму 100 млн долларов. Кроме того, лягушек обычно отлавливают на рисовых полях ночью, что существенно вредит посевам. А главное, люди, которые ловят лягушек, часто подвергаются укусам различных насекомых, что приводит к заболеванию малярией и энцефалитом, смертность от которых составляет 3 тыс. человек в год.
Экспортировал лягушек в 1960–1980 гг. и Советский Союз, причем стоимость их мяса, по словам известного украинского герпетолога Н.Н. Щербака, «в инвалюте была в 3 раза выше, чем рыбы». В украинской дельте Дуная промысел зеленых лягушек в экспортных целях проводился в 1960–1970 гг. и был прекращен в 1981 г. Ежегодно вылавливали не менее 70–80 т лягушек. Основным импортером была, конечно же, Франция. Да и сейчас неподалеку от Вилково (Украина) можно увидеть остатки огражденных прудов и конструкций предприятия, которое занималось промышленной заготовкой и экспортом зеленых лягушек. По оценкам многих отечественных специалистов, которые проводили целенаправленные исследования в украинской дельте Дуная по установлению ресурсного потенциала зеленых лягушек, потенциал только одних Стенцовско-Жебрияновских плавней составляет не менее 20 т лягушек.
Однако, несмотря на массовость этих амфибий, которых в дельте Дуная можно увидеть практически «на каждом шагу», жизненный цикл их настолько уязвим, что, подорвав популяцию перевыловом родительских форм, можно остаться без лягушек. Нельзя закрывать глаза на тот факт, что в дикой природе лягушками на разных стадиях их жизненного цикла питается не один вид хищников, начиная от червей, насекомых и заканчивая многими млекопитающими. Согласно простому экологическому правилу, выпав из пищевой цепи, лягушки повлекут за собой и гибель видов, стоящих на более высоком уровне экологической пирамиды. Множество лягушек гибнет и от многочисленных паразитов, и от неблагоприятных погодных условий, и от так называемых заморов, когда в воде катастрофически падает уровень кислорода и она насыщается сероводородом от гниющих органических веществ, в основном растительных остатков. Поэтому промысел зеленых лягушек – вопрос комплексный, как в экономическом, так и в экологическом и биологическом отношении, и без комплексного изучения и мониторинга популяции этих видов амфибий ни о какой заготовке речь идти не может.
По материалам статьи А. Матвева «О зеленых лягушках» // http://bio.september.ru;
«Жизнь животных», т.4


Задания:
1. Ел ли ты когда-нибудь лягушек?
2. Внимательно прочитай весь текст.
3. Теперь вернись к началу, прочитай текст по абзацам и постарайся ответить на вопросы и выполнить задания после прочтения каждого абзаца.


4. Попробуй озаглавить каждый абзац.
5. Приготовься рассказать о прочитанном в классе. Твои ответы на вопросы и план рассказа (озаглавленные абзацы) помогут тебе выполнить эту задачу.
6. Придумай костюм и грим Француза. Если не можешь справиться сам, попроси родителей или друзей помочь тебе. Тебе предстоит защитить свою выдумку. Объясни ребятам и учителю, почему ты придумал именно это. Удачи!
7. (Выполняется после премьеры спектакля «Царевна Лягушка»). Изменилось ли твое отношение к лягушкам и жабам после премьеры?
Категория: Биология | Добавил: Тина | Теги: земноводные, дополнительное образование детей, амфибии, охрана природы, экология, биология
Просмотров: 3085 | Загрузок: 408 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 5:08 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru