Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

методический бюллетень
[ Скачать с сервера (56.5 Kb) ] 2012-06-15, 11:34 AM
Методический бюллетень № 1
“Формирование и развитие учебно-информационных умений у учащихся”
Составила: Мажара Е.Г., заместитель директора по учебно – воспитательной работе Аманкарагайской сш. Им. Н. Островского, Аулиекольского района.
Терминологический словарь
Общеучебные умения - это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний (в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или другой учебной дисциплины).
Учебно-информационные умения – это общеучебные умения, которые обеспечивают нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач.
Информация – отражение предметного мира (окружающей реальности) с помощью знаков и символов.
Совокупность сведений (данных), воспринимаемых от окружающей среды (входная информация), выдаваемых в окружающую среду (выходная информация), либо сохраняемых внутри некоторой системы (внутренняя информация).
Информационная технология – совокупность технологических элементов, средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.
Информационная культура – свод правил поведения в информационном обществе, в системах человек-компьютер.
Овладение информационной культурой предполагает способность человека разумно строить индивидуальную информационную среду, отсеивать поток избыточной, ложной и т.п. информации, оценивать информацию по количеству, уровню информационного взаимодействия, по ценности для человека.
Информационное обеспечение – совокупность, система информации, унифицированных систем документации и информации, используемых в образовательной деятельности.
Носитель информации – устройство, система или физическая среда, предназначенные для хранения в определенной форме различной информации.

Носители информации:
Технические средства воспроизведения,
Бумажные: книги, журналы, газеты,
Ксерокс: проекционный аппарат,
Пленочные: слайды, диапозитивы, кинопленка
Магнитные: Аудиокассеты, видеокассеты Аудиомагнитофон,
видеомагнитофон
Цифровые : Дискеты, CD-диски, платы Flash-памяти
Компьютер и программное обеспечение, цифровая камера, мультимедиа-
проектор
Телеком-муникативные: Информация (файлы), хранящиеся на компьютерах
Компьютерная сеть

Алгоритм деятельности учителя и критерии для определения уровня сформированности у учащихся учебно-информационных умений и навыков

Алгоритм деятельности учителя: Определяет объем, вид носителей и
средства воспроизведения информации, предъявляемой для изучения.

Организует работу с информацией на различных этапах урока.

Определяет характер познавательной деятельности при работе с носителями информации:
- ознакомление;
- воспроизведение;
- осмысление;
- применение.
Проводит инструктаж для успешного выполнения домашнего задания и разнообразных заданий творческого характера.

Реализует алгоритм формирования умений:
- объясняет значение данного умения для успешного обучения и самообразования;
- разбивает умение на составляющие компоненты;
- показывает последовательность действий;
- подбирает задания, задачи, упражнения для выработки умения;
- осуществляет педагогическую диагностику овладения умением;
- тренирует и закрепляет умение через систему самостоятельных заданий;
- предлагает измененные и нестандартные задания и ситуации для применения умений;
- организует взаимо- и самоконтроль за применением умений;
- проводит контроль качества сформированности умения;
- предъявляет творческие задания по закреплению умений. Работают с письменными текстами:
- читают бегло, сознательно, выразительно, правильно
(с соблюдением норм литературного произношения);
- владеют различными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, аналитическим, по ролям;
- работают с основными компонентами учебника: оглавлением, структурными компонентами, заданиями, словарем, иллюстрациями, схемами, таблицами, сносками;
- умеют пользоваться библиографическими списками, картотеками, каталогами, указателями;
- различают научные, художественные и официально-деловые тексты;
- умеют составлять простой и сложный план письменного текста;
- умеют составлять на основе письменного текста таблицы, схемы, графики, диаграммы;
- составляют произвольные цитированные выписки из письменного текста;
- владеют различными видами изложения текста (краткое, развернутое, выборочное);
- создают тексты различных типов (доклады, рефераты, курсовые работы и др.).
Работают с устными текстами:
- умеют выразительно излагать устный текст;
- умеют слушать, задавать восполняющие и уточняющие вопросы;
- умеют рецензировать выступление одноклассника;
- взаимодействуют в различных организационных формах диалога и полилога (обсуждение, дискуссия, интервью).
Работают с реальными объектами как источниками информации:
- используют различные виды наблюдений;
- осуществляют описание наблюдаемого объекта.
Умеют пользоваться техническими средствами воспроизведения информации: работа с компьютерными каталогами, банками данных, в системе Интернета, в локальной компьютерной сети, владение современными информационными технологиями.
Вопросы для самоанализа проведенного урока по проблеме:
“Формирование и развитие учебно-информационных умений и навыков у учащихся”.
1. Какие носители информации я предлагаю учащимся на уроке?
2. Какие технические средства воспроизведения учебной информации я использую?
3. Какие методы работы с учебной информацией я применяю?
4. Как я формирую и развиваю учебно-информационные умения и навыки учащихся?
5. Как я контролирую качество сформированности учебно-информационных умений и навыков у обучаемых?

Типы заданий, способствующих развитию общеучебных умений:
Тип 1. Наблюдение – классификация – самоконтроль.
Учебная задача: классификация (группировка) наглядного материала (по заданному или самостоятельно найденному основанию), самоконтроль.

Тип 2. Слушание – классификация – самоконтроль.
Учебная задача: слушание и классификация словесного материала (по заданному или самостоятельно найденному основанию), самоконтроль.

Тип 3. Чтение – классификация – самоконтроль.
Учебная задача: чтение и классификация словесного материала (по заданному или самостоятельно найденному основанию), самоконтроль.

Тип 4. Наблюдение – обобщение – самоконтроль.
Учебная задача: обобщенное отражение содержания иллюстраций к учебному материалу, самоконтроль.

Тип 5. Слушание – обобщение – самоконтроль.
Учебная задача: обобщение сведений, представленных в устной форме, самоконтроль.

Тип 6. Чтение – обобщение – самоконтроль.
Учебная задача: чтение и обобщение словесного материала, самоконтроль.
1–3-й типы заданий. Рассмотреть рисунок (чертеж, схему), прослушать сообщение (текст), прочитать текст; разделить содержащиеся в источнике знаний сведения – по заданному или по самостоятельно найденному основанию, признаку (основаниям, признакам); проверить правильность классификации учебно-значимых сведений, выделенных в соответствии с поставленной учебной задачей, вернуться к заданию, самостоятельно удостовериться в правильности его решения или обнаружить ошибки в ходе формирования умений, что можно сделать с помощью одноклассника (одноклассников), учителя, родителей.
4–6-й типы заданий. Рассмотреть рисунок (чертеж, схему), прослушать сообщение (текст), прочитать текст и обобщить содержащиеся в нем конкретные сведения, подчиняя их принадлежности к более общему ряду сведений (например, по принадлежности видовых сведений к родовым, подведению признаков понятий под определенные понятия...); проверить себя.

Множественность вариантов сочетаний в одном задании разных общеучебных умений (наблюдение, слушание, чтение; классификация, обобщение; контроль, коррекция) делает реальностью разнообразие заданий, а это значит, что ребенок постоянно будет сталкиваться с новой учебной ситуацией, будет по-другому строить поиск ее решения. Это создает реальные условия не только для развития мышления школьника и его волевых качеств, но и для индивидуализации процесса обучения. Главное, чтобы решение учебной задачи не сводилось к одной жесткой схеме, чтобы учитывались индивидуальные особенности учеников и класса в целом.
Формирование умения классификации покажем на фонетическом материале, а обобщение – на примере работы с текстом во всех вариантах начального этапа учебной деятельности.

1. Наблюдение, классификация (по заданному или самостоятельно найденному основанию), самоконтроль.
Объект наблюдения: рисунки к страничке, знакомящей детей с буквой а и звуком «а».
Задания: рассмотреть рисунки в азбуке, которые сделаны к страничке, знакомящей с буквой и звуком «а». Выбрать те рисунки, названия которых начинаются со звука «а».
Придумать свои задания на группировку этих рисунков.
Предложить для записи на доске собственное решение.

2. Слушание, классификация (по заданному или самостоятельно найденному основанию), самоконтроль.

Текст: «Борин папа – капитан. Папа Павлика – радист. Лидин папа – кок. А у Оли, Даши и Коли папы служат матросами».
Задания: прослушать два первых предложения и назвать слова, в которых есть звук «п» (папа, Павлика). Проверить себя по азбуке.
Варианты задания, которые могут придумать и дети: прослушать предложения и назвать только такие слова, в которых есть звук [п’]; такие слова, в которых нет ни звука [п], ни звука [п’] (Борин, радист, Лидин, кок, а, у, Оли, Даши, и, Коли, служат, матросами); на какие группы можно разделить слова предложений? (На группы, в которых есть звук [п], есть звук [п’], нет ни того, ни другого звука – три группы; односложные и многосложные; начинающиеся с большой буквы и с маленькой – две группы...)

3. Чтение, классификация (по заданному или самостоятельно найденному основанию), самоконтроль.
Текст:
Вот стоит пастух, // Как постовой. // Стаду он сигналит: // – Стадо! Стой!
Задания: прочитать текст и решить, как разделить слова текста на две разные группы (с буквой с и без этой буквы), на разные группы (с буквой с только в начале, только в середине, без буквы с...);записать слова по группам в разные столбики; проверить работу, используя азбуку.

Список рекомендованной литературы

Границкая Л.С. Научить думать и действовать. – М., 1991.
Жарова Л.В. Учить самостоятельности. – М., 1993.
Зайцев В.Н. Практическая дидактика. – М., 1999.
Краевский В.В., Усова А.В. Формирование умений и навыков учебного труда в процессе обучения школьников. – М.., 1981.
Кулько В.А., Цехмистрова Т.Д. Формирование у учащихся умений учиться. – М., 1993.
Лебедев О.Е., Стратегия модернизации образования, -СПб, 2001.
Лошкарева Н.А. Общеучебные умения, формируемые у учащихся 5-х классов. – М., 1984.
Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. - М., 1988.
Поспелов Н.Н. Как готовить учащихся к выполнению домашних заданий. – М., 1979.
Пунский В.О. Азбука учебного труда. - М., 1988.
Татарченкова С., Урок для учителя, -СПб, 2002.
Хаблин Д. Формирование учебных навыков. – М., 1986.
Федоров Б.И., Перминова Л.М. Наука обучать. – СПб., 2000.
Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г., Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом, “Завуч” № 7, 2000.
Категория: Биология | Добавил: Lenok43 | Теги: формирование умений и навыков
Просмотров: 2140 | Загрузок: 266 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2025-01-06, 5:37 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru