Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология |
2012-08-09, 6:31 PM | |
На современном этапе развития одной из серьезнейших проблем человечества является экологическая, которая за последние десятилетия приняла глобальный характер. Постоянно возрастающее давление на окружающую среду посредством потребительского, безнравственного отношения к природным богатствам и нерациональное их использование, экологическая безграмотность привели к сильному загрязнению всех природных сред отходами, основная опасность чего кроется в возможности полной деградации естественных экосистем. Мировое научное сообщество для решения экологических проблем выделяет две главные задачи: принятие практических первоочередных мер по выходу из кризиса; воспитание экологической культуры подрастающего поколения с целью предотвращения повторения сложившейся ситуации. Экологическое образование было выдвинуто ЮНЕСКО и Программой ООН по охране окружающей среды в разряд основных средств гармонизации взаимодействия человека и природы. Сегодня международное экологическое движение педагогов признает образование в области окружающей среды приоритетным направлением модернизации система образования в целом. Исходя из этого, Правительство РК приняло экологический кодекс от 9.01.2007г раздел 7 глава 25 статьи 181,182,183и 184 в котором экологическое воспитание школьников определялось как приоритетное направление работы школы. Содержание экологического воспитания отражается в следующих его аспектах: научный (развитие научно-познавательного отношения к социоприродной среде); ценностный (определение значения в природе в жизни общества и человека); нормативный (овладение системой моральных и правовых норм и правил); деятельностный (формирование познавательных, практических и творческих умений, видов и способов деятельности экологического характера). Поскольку экологическое воспитание четко определяет необходимость сочетания научно-теоретических знаний о природной среде и законах ее развития с принципами бережного отношения к природе в целом и отдельным ее компонентам, то становится очевидным комплексный характер этого воспитания. Лишь сочетание знаний научных основ экологии с практическими мероприятиями позволит воспитывать экологически грамотного гражданина. В республике с 2009 года стало традицией проводить форумы юных экологов. В июне 2011 года в Южно-Казахстанской области на базе Областного учебно-оздоровительного центра «Тау-самалы» проведен III Республиканский форум юных экологов, посвященный 20-летию Независимости Республики Казахстан. В работе Форума приняли участие 96 учащихся из 14 областей, городов Астаны, Алматы — лидеры школьных лесничеств, экологических патрулей, лучшие представители научных обществ учащихся, руководители делегаций республики, представители органов государственной власти, ученые, преподаватели высших учебных заведений, ведущие экологи Южно-Казахстанской области, педагогические коллективы организаций дополнительного образования, представители общественных экологических объединений, средств массовой информации. Разнообразие социально-значимых детских инициатив по сохранению природы были представлены участниками форума. Так, Меруерт Жарас, десятиклассница лицея № 35 города Астаны провела сбор макулатуры в лицее, где сотни листков, заполненных проверочными и контрольными работами, исписанные тетради, старые доклады и распечатки волшебным образом превратились в новенькое покрытие для крыши, в продукты и лекарства для ветеранов и еще много разных полезных для школы мелочей. Меруерт реализовывает еще один проект: в специальной емкости на пришкольном участке разводит земляных червей, которые помогают перерабатывать различные органические и неорганические отходы, обогащая почву удобрениями. Внеклассная деятельность по проектам и исследованиям способствует формированию экологического воспитания. Жарас Меруерт ученица 11 «В» класса шл №35 с проектом на тему «Улучшение экологии г. Астаны путем формирования экологической культуры школьников, экологическая выгода и экономическая целесообразность сбора макулатуры» в городском конкурсе «Исследование окружающей среды» заняла I место (2011г.); в ІІІ Республиканском форуме юных экологов в номинации «Исследователи окружающей среды» заняла III место и I место в конкурсе «Экоград» (2011г.); в IX Республиканской научно-практической конференции, посвящено 20-летию Независимости Казахстана, Казахстанском Университете Технологии и Бизнеса «Новый век и новые технологии» заняла III место (2011г.); в І Республиканской научно-практической конференции для учащихся, проходившей в Казахском Университете Экономики Финансов и Международных отношений, заняла III место (2012 г.). Абдешева Сабина ученица 11 «А» класса шл №35 с проектом на тему «Отходы в доходы» в IX Республиканской научно-практической конференции, посвящено 20-летию Независимости Казахстана в Казахстанском Университете Технологии и Бизнеса «Новый век и новые технологии» заняла III место2011г; удостоен грамоты Премьер-министра за активное участие в научно-исследовательской конкурсе «Таза болса табиғат – аман болар адамзат». Организатор конкурса – Министерство окружающей среды. Группа учащихся 9-10-х классов ШЛ № 35 работает над проектом на тему: «Бездомные животные». Аушахманов Тамирлан ученик 10 «Б» класса шл№35 работает над темой: «Искусственное выращивание дождевых червей». В течение года учащимся школы-лицея №35были предложены темы информационных проектов: «Загрязнение лесов», «Охраняемые территории Казахстана», «Охраняемые животные», «Охраняемые растения », «Экологические проблемы », «Загрязнение атмосферы », «Шумовое загрязнение», «Глобальные экологические проблемы», «Рациональное природопользование», «Безотходное производство», «Экосистемы», количество и качество, которых увеличилось с 5 до 12 выполненных работ, и с 6 % до 83% в соответствии с выполнением требований к оформлению работ. С целью анализа заинтересованности учащихся экологической проблемой, выявления путей и возможностей решения этих проблем, ведется мониторинг вовлечения учащихся в научно-исследовательскую деятельность за последние 2 года – 2010-2011 и 2011-2012 учебные годы. Как видно, темой научных исследований учащихся является бережное отношение к окружающей среде, рациональное использование природных ресурсов. Данная деятельность воспитывает у учащихся экологическую, нравственную, духовную культуру, наряду с этим формируется необходимая в условиях рыночных отношений экономическая грамотность, благодаря чему происходит воспитание грамотной, мобильной, креативно мыслящей личности. | |
Просмотров: 1572 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|