Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология |
[ Скачать с сервера (56.2 Kb) ] | 2012-10-21, 8:48 PM |
Джусупова Зауре Эверестовна учитель химии и биологии Вечерняя сменная средняя школа г. Рудный Урок с использованием дебатных технологий по экологии "Эффективность использования энергосберегающих ламп, утилизация ртутьсодержащих люминесцентных ламп" Цель: Развить экологическое мышление учащихся, вовлечь их в реальную деятельность по изучению окружающей среды и её охране. Привлечь внимание к использованию энергии, утилизации ртуть содержащих люминесцентных ламп, экономии энергии и энергоресурсов. Привить навыки экологически безопасного стиля жизни. Задачи: Помочь школьникам осознать важность экологии, как науки, научить бережно обращаться с ресурсами Земли. Научить принимать верные решения по вопросам окружающей среды и принимать осмысленные действия. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающей среде, Оборудование: плакаты с устройством люминесцентных ламп, кейс утверждения и опровержения. Структура урока I. Организационный момент. II. Вводное слово учителя. III. Дебатные технологии. IV. Деловая игра «Энергосбережение – залог здорового будущего» V. Анализ игры. VI. Подведение итогов урока. Ход урока: I. Организационный момент. II. Вводное слово учителя. В недалёком прошлом маломощные электростанции, работающие на угле и нефти, с трудом обеспечивали потребности человека. Но и потребности были очень скромные. Естественно и речи не было, что Земля может исчерпать свои ресурсы. Но численность жителей Земли растёт в геометрической прогрессии и тем самым увеличивается потребность в энергии. Учёные пытаются решить эту проблему. Идёт поиск дешёвых, доступных, экологически безопасных решений. Но при сжигании любого топлива расходуется большое количество кислорода и выделяется углекислый газ в таком количестве, что приводит к экологической проблеме, создаётся «парниковый эффект». Цифры, доводы, фотографии тающих ледников и высохших источников – словно из параллельной реальности, которая никак не соприкасается с реальной жизнью и кажется, что эти проблемы нас не касаются. Тем не менее резкие климатические перемены, которые каждый из нас ощутил предыдущими зимой и летом, не оставили равнодушными, показали, что пора от слов переходить к действиям. Возможно, таким образом, придет понимание того, про природные ресурсы – они не бесконечные, и каждый человек может внести свою лепту в сохранение окружающей среды. Как минимум – начать серьезно контролировать энергозатраты бытовых приборов в ваших квартирах. Нужна альтернатива, и мы с вами знаем, что ресурсы нашей планеты небесконечны. Эффективное использование энергетических ресурсов, соблюдения требований к охране природы чтобы не нарушался экологический баланс в природе, сократить расходование ресурсов. Установить средства регулирование потребление энергоресурсов (включатели и выключатели.) Самое главное научится экономить энергию. Элементарно экономить электричество в наших квартирах, используя энергосберегающие лампы. III. Дебатные технологии. Почему дебаты? Они научат вас смотреть на вещи с разных точек зрения, подвергать сомнению факты и идеи, логически выстраивать документацию и убеждать. Объяснение условий игры. Регламент и правила: Регламент и правила дебатов программы Карла Поппера следующие: Выступление Время 1-й спикер команды утверждения 6 минут Перекрестный допрос 3О-1У 3 минуты 1-й спикер команды опровержения 6 минут Перекрестный допрос 3У-1О 3 минуты 2-й спикер команды утверждения 5 минут Перекрестный допрос 1О-2У 3 минуты 2-й спикер команды опровержения 5 минут Перекрестный допрос 1У-2О 3 минуты 3-й спикер команды утверждения 5 минут 3-й спикер команды опровержения 5 минут Общекомандное время 8 минут У1, У2, У3 – соответственно первый, второй и третий спикеры утверждающей команды, О1, О2, О3 – отрицающей. Этика защиты противоположных точек зрения: Один из технических приемов обучения дебатам – это просьба к участникам выступить по спорному вопросу с противоположных точек зрения. ТО есть, сначала вы выступаете «за», затем – «против». Ваша задача – понять, что оба мнения в споре заслуживают внимательного рассмотрения и тщательной проработки аргументов в их поддержку. В дебатах Карла Поппера различаются три типа выступления: Конструктивная речь: У1, О1. В этих речах представляются и выдвигаются аргументы. Утверждающая сторона дает первичное представление кейса, которое обусловит структуру всего раунда. Отрицающая сторона вступает в противоречие с утверждающей и представляет свой кейс. В этих двух речах должны быть представлены все аргументы. Опровергающая (развивающая) речь: У2, О2 В этих речах вы опровергаете аргументы и восстанавливаете свою систему аргументов после «атаки» оппонентов. Здесь важную роль играют детали, важно ответить на все аргументы оппонентов и прокомментировать, насколько эффективно они подтверждают или опровергают тему. В этих речах не допускаются новые аргументы. Участники должны развить существующие аргументы с помощью доказательств и рассуждений. Заключительная речь: У3, О3 Эти речи как бы подводят итоги дебатам. Для этого У3 и О3 должны представить себе, что они как бы рассказывают своим друзьям, как проходили дебаты и в чем их сильные стороны, и почему победа за ними. В этой речи не должно быть новых аргументов. Кодекс чести дебатера включает следующие правила: • Дебаты должны способствовать тщательному анализу разнообразных проблем, признавая, однако, что уважение к каждому человеку и терпимость – это основные ценности, которые должны быть дороги всем людям. • Дебаты должны способствовать и воодушевлять на поиск истины, нежели чем простому упражнению в риторике. • Соревнование и желание победить не должны преобладать над готовностью к пониманию и исследованию обсуждаемых проблем. • Дебаты должны распространять идеал терпимости к точкам зрения других людей, способствуя поиску общих ценностей, принимая различия, которые существуют между людьми, вовлеченными в дебаты. Этика дебатера: • при обсуждении сторон дебатеры должны воздержаться от личных нападок на своих оппонентов; • дебатеры должны спорить в дружественной манере; • язык и жесты, используемые дебатерами, должны отражать их уважение к другим; • дебатеры должны быть честными и точными в полную меру своих познаний, представляя поддержки и информацию. Дебатеры никогда не должны умышленно искажать факты, примеры или мнения; • дебатеры должны внимательно слушать своих оппонентов и постараться сделать все, чтобы не искажать их слова во время дебатов. IV. Деловая игра « Энергосбережение – залог здорового будущего» «Эко плюс» - команда утверждения «Энергофорум» - команда опровержения Резолюция: «Государство должно создать условия для эффективного использования энергосберегающих ламп». Дефиниции: Энергетика-это отрасль хозяйства, охватывающая энергетические ресурсы, выработку , преобразование, передачу и использование различных видов энергии; энергосберегающие лампы - это простонародное название люминесцентным лампам, сделанным под стандартные бытовые патроны - Е27 или Е14; Статус SQ: В Казахстане с 2012 года вводится поэтапный запрет на электрические лампы накаливания. С 1 июля 2012 года это коснётся ламп накаливания мощностью 100 ватт и выше, с 1 января 2013 года – 75 ватт, в 2014 году уйдут в прошлое и 25-ваттные лампочки. Вводимые меры обяжут энергопотребителей перейти на использование энергосберегающих ламп, что, по мнению высокопоставленных чиновников, будет способствовать росту энергосбережения в стране. Президент Казахстан Нурсултан Назарбаев считает, что в Казахстане придется запретить использование ламп накаливания в целях экономии электроэнергии, передает ИА "Новости Казахстан". Сегодня в рамках сдачи объектов ФИИР первого полугодия было сдано три завода по производству элеткросберегающих ламп. «Это новые технологии», - заключил Президент. Проблема: Использование энергосберегающих ламп это альтернатива лампам накаливания. Но и у этого метода есть свои плюсы и минусы. Это неприспособленность к функционированию в низком диапазоне температур (-15-20˚C - уже не светят, при повышенной температуре снижается интенсивность светового излучения). Один из минусов некоторое содержание ртути. Несмотря на то, что это количество считается безвредным, при постоянном воздействии способно причинить вред здоровью - поэтому не рекомендуется разбивать лампы дома и выбрасывать в мусорное ведро регулярно. Энергосберегающие лампы стоят намного дороже ламп накаливания, а потому обеспечивают более высокие доходы и прибыль. Актуальность: Общеизвестно, что энергоэффективные (энергосберегающие) лампы дают больше света и потребляют меньше электроэнергии, чем лампы накаливания. Однако, вопросы снижения потребления энергии, и, следовательно – снижения электропотребления в целом, в довольно большом объеме, во-первых, на первых порах достаточно капиталоемкое дело, и во-вторых существует достаточно острая проблема утилизации энергосберегающих люминесцентных ламп, которые содержат ртуть. Причины возникновения проблемы: В недалеком прошлом маломощные электростанции, работающие на угле и нефти, с трудом обеспечивали потребности человека. Но и потребности были очень скромные. Естественно и речи не было, что Земля может исчерпать свои ресурсы. Но численность жителей Земли растет в геометрической прогрессии и тем самым увеличивается потребность в энергии. Ученые, пытаясь решить проблему энергосбережения, нашли выход в ртутьсодержащих люминесцентных лампах. Они обладают следующими достоинствами: повышенный срок эксплуатации, большой диапазон цветности, минимальные энергозатраты, нагрев до 50-60 градусов. Президент Н.А.Назарбаев решил запретить лампы накаливания, поскольку они преобразуют в свет лишь 5 процентов потребляемой энергии, а все остальное идет на выработку тепла. Новые источники света используют электричество куда более эффективно. Это позволяет экономить электроэнергию, при производстве которой в атмосферу выделяется углекислый газ. А снижение выбросов СО2 - одна из основных задач в рамках борьбы против глобального изменения климата. Наиболее простым и действенным путем решения этой проблемы будет: 1. Модернизация предприятий по утилизации и переработке ртутьсодержащих энергосберегающих ламп в 14 областях Казахстана, включающего организацию сбора , временного хранения и утилизации экологически безопасными методами . 2. Информировать население через СМИ о правильной эксплуатации энергосберегающих ламп. 3. При покупке энергосберегающих ламп выдавать памятку пользователю с указанием специальных приемных пунктов по сбору отработанных ламп. 4. Так как в Казахстане на данный момент уже существуют заводы по производству энергосберегающих ламп, (например, в Шымкенте), и есть проекты по постройке новых, то мы предлагаем более широкую рекламную компанию с подробным описанием достоинств энергосберегающих ламп и указывать экологические преимущества использования данных ламп (в борьбе с парниковым эффектом) в местах продаж. 5. К изготовлению энергосберегающих ламп нужно привлечь предприятия малого и среднего бизнеса. Местные компании смогут участвовать в процессе производства, занимаясь изготовлением пластмассы, металлических деталей, дизайном, сборкой и тестированием готовой продукции. Это рабочие места, налоги в бюджет государства. Агенты действия: 1.Министерство энергетики и минеральных ресурсов РК. Министр энергетики и минеральных ресурсов – Сауат Мынбаев 2.Упрвление энергетики и коммунального хозяйства по Костанайской области. Начальник управления энергетики и коммунального хозяйств - Тайкешов Аубакир Салкенович 3.Научный проект по утилизации и переработке будет осуществляться в сотрудничестве с Костанайским инженерно–экономическим университетом имени М. Дулатова. Факультет энергетики. 4. Представители малого и среднего бизнеса, желающие заниматься решением данной проблемы Мы выбрали именно этих людей агентами действия нашего проекта, так как они довольно долгое время занимаются проблемой энергосбережения. Финансирование: Реализация мероприятий, требующих финансовых затрат, предусматривается частично за счет республиканского бюджета и привлечения ресурсов малого и среднего бизнеса. 1 этап: Привлечение предприятий малого и среднего бизнеса к созданию проекта (создание бизнес планов). 2этап: Модернизации предприятий по утилизации и переработке (демиркуризации) энергосберегающих ламп. 3 этап: Работа со средствами массовой информации (информирование о правилах эксплуатации и местах приема отработанных ламп). 4этап: Широкая рекламная кампания в метах продажи изделий на территории РК. Организация оказания практической помощи населению в части популяризации энергосбережения и энергетической эффективности энергосберегающих ламп. Сроки: 1,5 -2 года (до 2014 года) Последствия (положительные): 1.Мы поможем развитию отечественного производства. 2. Сберегая энергию уменьшим количество выделяемой теплоты (соответственно СО2)тем самым сохраним климат на нашей планете, снижая выбросы парниковых газов. 3.Научимся элементарно экономить электричество в наших домах, а затем во всей стране. 4.Модернизируем существующие производства, расширим их, создадим новые рабочие места. Последствия (отрицательные): 1. Минусом будем считать дорогостоящее финансирование проекта. Но если учесть что мы научимся беречь энергию, сохраняя климат, то будет сделан еще один правильный шаг государства к своему процветанию. 2. Соответственно если производство будет не дешёвым, значит, цена одной лампочки то же будет не малой. V. Анализ игры. Памятка спикеров: У3: • акцентирует узловые моменты дебатов (обозначает самые важные вопросы); • следует структуре утверждающего кейса; • возвращается к критериям (аспектам), выдвинутым У1 и объясняет, как они подтверждают позицию утверждающей команды; • выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе; • сосредотачивается на сравнении утверждающих аргументов с отрицающими аргументами и объясняет, почему аргументы утверждения более убедительны; • завершает линию утверждения (в этой речи может быть меньше доказательств, чем в других); О3: • акцентирует узловые моменты дебатов (обозначает самые важные вопросы); • следует структуре отрицающего кейса; • возвращается к критериям (аспектам), выдвинутым О1 и объясняет, как они подтверждают позицию отрицания; • выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе; • сосредотачивается на сравнении отрицающих аргументов с утверждающими аргументами и объясняет, почему аргументы отрицания более убедительны; • завершает линию отрицания (в этой речи может быть меньше доказательств, чем в других). В процессе анализа у учащихся развиваются следующие умения: - умение критически мыслить; - умение оценить причины и возможные последствия; - умение делать выводы и заключения; - умение оценивать доказательство; - умение оценить собственный мыслительный процесс. После игры учащиеся, являющиеся 3- ми спикерами команд утверждения и опровержения, делают анализ игры, используя памятку спикеров. VI. Подведение итогов. При подведении итогов учитель напоминает о поставленной проблеме энергосбережения и поиску дешевых, доступных, экологически безопасных решениях. Роль судьи принадлежит учителю. Лучшим считается проект команды, предложивший наиболее эффективные практические меры., которые можно предпринять на индивидуальном уровне в масштабе квартиры или местного сообщества для снижения выбросов парниковых газов. Еще одним итогом урока будет совместное создание памятки учащимися: Памятка «Как сэкономить энергию». 1. При покупке электроприборов и энергосберегающих ламп обращать внимание на маркировку. Самыми энергоэффективными и экономичными считаются бытовые приборы, помеченные маркировкой А, АА или А++, приборы с маркировкой G, напротив, являются самыми энергорасточительными. 2. Используйте энергосберегающие лампы, так как энергосберегающая лампа мощностью в 20 Вт светит так же ярко, как обычная 100 Ваттная лампа накаливания. Экономия на лицо! 3. Не ставьте в холодильник горячие продукты. 4. Холодильник установите подальше от нагревательных приборов и батарей отопления. 5. Варите обед на электрической плите в посуде с закрытой крышкой. 6. Не ставьте маленькую кастрюлю на большую конфорку. Эти рекомендации позволят снизить потребление электроэнергии и сохранить богатства нашей планеты, а также предотвратит глобальные изменения климата в виде «парникового эффекта». А вопрос об использовании энергосберегающих ламп остается пока открытым и нерешенным, так как их производство только развивается, вопросы утилизации и демиркуризации только предстоит решить государству. На данном уроке вы, молодое поколение, решали вопрос глобального масштаба, пытались найти решение, которое поможет снизить выбросы парниковых газов. Приложение №1 для работы команды утверждения «Экоплюс» «Устройство и основные характеристики, последствия использования энергосберегающих ламп» Энергосберегающая лампа состоит из 3 основных компонентов: цоколя, люминесцентной лампы и электронного блока. Цоколь предназначен для подключения лампы к сети. Электронный блок или электронный пускорегулирующий аппарат (ЭПРА) обеспечивает зажигание (пуск) и дальнейшее горение люминесцентной лампы. ЭПРА преобразует сетевое напряжение 220В в напряжение, необходимое для работы люминесцентной лампы. Благодаря ЭПРА энергосберегающая лампа зажигается без мерцания и работает без мигания свойственного обычным люминесцентным лампам. Энергосберегающая люминесцентная лампа наполнена парами ртути и инертным газом (аргоном), а ее внутренние стенки покрыты люминофорным покрытием. Под действием высокого напряжения в лампе происходит движение электронов. Столкновение электронов с атомами ртути образует невидимое ультрафиолетовое излучение, которое, проходя через люминофор, преобразуется в видимый свет. Благодаря механизму действия энергосберегающих ламп удается добиться снижения потребления электроэнергии на 80% по сравнению с лампами накаливания при аналогичном световом потоке. Помимо пониженного потребления световой энергии энергосберегающие лампы выделяют меньше тепла, чем лампы накаливания. Незначительное тепловыделение позволяет использовать компактные люминесцентные лампы большой мощности в хрупких бра, светильниках и люстрах, в которых от ламп накаливания с высокой температурой нагрева может оплавляться пластмассовая часть патрона, либо сам провод. Наиболее частая причина выхода из строя лампы накаливания – перегорание нити накала. Механизм работы энергосберегающей лампы позволяет избежать этой проблемы, благодаря чему они имеют более длительный срок службы. Срок службы энергосберегающей лампы колеблется от 6000 до 12000 часов (как правило, длительность срока службы указывается производителем на упаковке товара) и превышает срок службы лампы накаливания в 6–15 раз. Благодаря этому облегчается использование энергосберегающих ламп в труднодоступных местах (например, если в помещении высокие потолки). Еще одно преимущество энергосберегающих ламп объясняется тем, что площадь поверхности люминесцентной лампы больше, чем площадь поверхности спирали накаливания. Благодаря этому свет распределяется мягче, равномернее, чем у лампы накаливания. Это легко продемонстрировать на следующем примере: если вы вставляете в люстру обыкновенную лампу накаливания, то по стенам комнаты будут видны резкие тени от плафонов, а при использовании компактной энергосберегающей лампы тени не такие резкие. Из-за более равномерного распределение света энергосберегающие лампы снижают утомляемость человеческого глаза. Последняя характеристика, выгодно отличающая энергосберегающие лампы от традиционных, заключается в том, что энергосберегающие лампы могут иметь разную цветовую температуру, которая определяет цвет лампы. Энергосберегающие лампы могут иметь следующие цветовые температуры: • 2700 К – Теплый свет (идинтичный лампе накаливания), • 4200 К – Дневной свет, • 6400 К – Холодный белый свет Цветовая температура измеряется градусами по шкале Кельвина).Чем ниже цветовая температура, тем ближе цвет к красному, чем выше – тем ближе к синему. Таким образом, потребитель получает возможность обогатить цветовую гамму помещения. Подводя итоги сравнения энергосберегающих ламп с традиционными лампами накаливания, можно отметить, что энергосберегающие лампы имеют следующие выгодные отличия: • Незначительное тепловыделение, что позволяет использовать компактные люминесцентные лампы большой мощности в хрупких бра, светильниках, люстрах; • Экономия электроэнергии до 80% при такой же световой отдаче; • Длительный срок службы, который превышает срок использования лампы накаливания в 6–15 раз; • Мягкое, более равномерное распределение света; • Возможность создавать свет различного спектрального состава: теплый, дневной, холодный. Энергосберегающая лампа бывает U-образного вида и в виде спирали, свечеобразная, в виде шарика, в виде обычной лампы и др., причем спиралевидные лампы немного меньше по габаритам U-образных ламп такой же мощности (их длина меньше). Форма никак не сказывается на работе лампы, однако спиралевидные лампы в большинстве случаев стоят дороже, так как они более сложны в производстве. Энергосберегающие лампы различаются по своей мощности (от 3 до 85 Ватт): чем мощнее лампа – тем ярче светит, но тем больше потребляет электроэнергии. Два основных вида цоколей: E27 (применяется практически во всех потолочных люстрах) и E14 (немного меньше по размеру, чем E27, применяется в небольших светильниках, настенных бра). Приложение №2 для работы команды утверждения «Энегрофорум» «Устройство и основные характеристики, последствия использования энергосберегающих ламп» Неприспособленность к функционированию в низком диапазоне температур -15-20˚C - уже не светят. Дело в том, что у такой лампы происходит падение светового потока в 2 раза при понижении на каждые 10 градусов. При повышенной температуре снижается интенсивность светового излучения (ровно так же происходит и падение потока при превышении нормальной рабочей температуры. Обычно рабочая температура около 28 градусов, однако для современных линейных Т5 она, скажем, 35 градусов по Цельсию). Некоторое содержание ртути – доза очень незначительная (2-5 мг). Несмотря на то, что это количество считается безвредным (в 3000 раз меньше содержания ртути в градуснике), при постоянном воздействии способно причинить вред здоровью - поэтому не рекомендуется разбивать лампы дома и выбрасывать в мусорное ведро регулярно. Всемирная организация здравоохранения относит ртуть, отличающуюся разнообразным спектром негативного воздействия на живые организмы, к самым распространенным и опасным токсикантам для окружающей среды. В настоящее время установлено, что наряду с общетоксическим действием (отравлением) ртуть и ее соединения вызывают гонадотоксический (воздействие на половые железы), эмбриотоксический (воздействие на зародыши), тератогенный (пороки развития и уродства) и мутагенный (возникновение наследственных изменений) эффекты. Энергосберегающие ртутьсодержащие лампы (в том числе и КЛЛ) представляют особую опасность с позиций локального загрязнения среды обитания токсичной ртутью. Ртутьсодержащие отходы относятся к 1 классу опасности, т.е. это чрезвычайно опасные отходы, представляющие угрозу стойкого загрязнения окружающей среды и нанесения вреда здоровью человека. Ртутьсодержащие отходы 1 класса опасности подлежат обезвреживанию на специализированных объектах по демеркуризации ртутьсодержащих отходов. Нельзя использовать энергосберегающие лампы с устройствами плавного старта или защитными блоками от скачков напряжения, которые используют с обычными лампами накаливания; Коэффициент цветопередачи Немаловажный коэффициент, чем он выше – тем лучше. Минимальное необходимое значение R=82. Если коэффициент ниже, чем 82, то создаётся эффект затуманенности, тени от такого света получаются не чёткие, оттенки предметов белого цвета – резкие с зелёноватыми или синими бликами. Глядя на лампочку с низким R, ловишь «зайчиков» в глазах, как от взгляда на сварку или на солнце. «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде». Однако утвержденные правила носят общий характер и требуют установления порядка обращения с люминесцентными лампами, в том числе КЛЛ, образуемыми у населения. Также не проработан вопрос определения первичных мест сбора и размещения отработанных КЛЛ в жилом секторе. Кроме того, требуется разработка единых правил транспортировки ламп, как новых, так и отработанных, не забывая о том что вещества содержащиеся в данных изделиях относятся к первому классу опасности. Еще одна проблема обращения ламп - отсутствие у населения информации об особых условиях обращения отдельных видов товаров, в частности КЛЛ, и возможности причинения вреда здоровью вследствие неправильного обращения или утилизации отслуживших свой срок изделий. Основным потребителем КЛЛ является население - на его долю приходится около 70% продукции. Однако маркировка большинства ртутьсодержащих ламп, продающихся в торговой сети Казахстане, не содержит понятной потребителю информации о содержащейся в лампе ртути, о рисках, связанных с возможностью попадания этой ртути в окружающую среду, о правилах поведения потребителей при повреждении лампы, о необходимости сдавать отработанные лампы в специальные приемные пункты. В связи с отсутствием информации о содержащейся в лампе ртути, население выбрасывает эти лампы вместе с бытовым мусором, загрязняя ртутью мусоропроводы, лестничные и контейнерные площадки, мусоровозы и пути их движения, полигоны твердых бытовых отходов и окружающую среду. | |
Просмотров: 2171 | Загрузок: 175 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|