Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

Разработка урока по биологии "Особенности строения, многообразия и значение лишайников".
[ Скачать с сервера (33.4 Kb) ] 2012-11-25, 2:53 PM
Разработка открытого урока по биологии 7 класс

Урок разработала учитель биологии Кузнецова Н.В., КГУ «СОШ № 43» г. Семей

Тема: «Особенности строения, многообразие и значение лишайников».
Цель: изучить строение лишайников, как представителей симбиотических организмов; ознакомиться с их многообразием и значением в природе и в жизни человека.
Задачи:
образовательные - изучить особенности внешнего и внутреннего строения
лишайников, как представителя симбиотических организ¬мов; изучить классификацию лишайников, их характерные признаки; особенности размножения лишайников; значе¬ние лишайников.
развивающие - развивать умение работать с текстом, перерабатывать инфо¬рмацию и заполнять таблицу; по характерным признакам уметь распознавать и сравнивать лишайники, с другими живыми организмами.
воспитательные - обратить внимание на значимости лишайников, форми¬ровать бережное отношение к лишайникам.

Метод: групповая и индивидуальная работа, использование кроссворда, метод «чистой доски», дифференцированные задания при закреплении и проверки материала.
Оборудование: таблица «Внутреннее строения лишайника», иллюстрации лишайников, опорные таблички на магнитную доску, живой объект «лишайник - ягель», дидактический раздаточный материал на каждого ученика.
I. Орг. момент (тренинг по проверки, на сколько внимательно учащиеся слушают
и слышат учителя) - 1 мин.

II. Проверка пройденного материала: разгадывание кроссворда, вопросы
предыдущей теме. Ключевое слово кроссворда «ЛИШАЙНИКИ» - 8 мин.
1. Наука, изучающая водоросли? (альгология)
2. Из этого плесневого гриба изготавливают лекарство пенициллин? (пеницилл)
3. Плодовое тело мухомора имеет ножку и ....? (шляпку)
4. Главная структура водорослей, содержащая красящий пигмент? (хроматофор)
5. Как называют грибы похожие друг на друга? (двойники)
6. К каким растениям по классификации относят растения? (низшие)
7. Как иначе называют морскую капусту? (ламинария)
8. При помощи чего хламидомонада улавливает свет? (глазок)
Посмотрите на все слова кроссворда, данные термины взяты из каких наук? (АЛЬГОЛОГИЯ, МИКОЛОГИЯ) - ТАБЛИЧКИ ВЫВЕШЫВАЮТСЯ НА ДОСКУ

III. Сегодня на уроке, мы ознакомимся ещё с одной из биологических наук, это - ЛИХЕНОЛОГИЯ.
Лихенология - наука изучающая лишайники. - 5 мин.
Лишайники особая группа живых организмов, они встречаются на всех материках, растут в местах мало пригодных для растений. Встречаются на обледеневших скалах, на камнях, а так же их можно встретить на обожжённых солнцем песках пустыни. Они являются древними организмами, возникли более 100 млн. лет назад.
Лишайники - симбиотический организм, взаимополезное сожительство одноклеточных водорослей с грибами (запись определения в тетради).
- демонстрации таблицы «внутреннее строение лишайников»
- проблемные вопросы:
? Лишайники, как и водоросли можно отнести к низшим растениям, почему? ? Как называется тело водорослей?
? Какую пользу приносят друг другу водоросли и грибы в совместном сожительстве?
Лишайники
20 тыс видов

Накипные Листовые Кустовые


Работа по рядам: 15 мин. работа учащихся с индивидуальными картами, дифференцированные задания (Приложение 1):
1. работа с текстом, заполнение таблицы;
2. найти ответ на вопрос.
1 ряд- накипные
2 ряд - листоватые
3 ряд – кустовые

Читая текст заполнить таблицу, по соответствующим графам (приложение 2). После выполнения заданий всеми учащимися необходимо выявить признаки сходства и отличия всех трёх групп лишайников (обсуждение в классе).

IV. Обобщение материала: используется метод «чистой доски»
(на доске располагаются вопросы, по мере ответа на них вопросы убираются, цель, чтобы ответить на все вопросы...)
1.Как называется наука изучающая лишайники?
2. Почему лишайники называются симбиотическим организмом?
3.Как называется тело лишайников?
4. Где встречаются лишайники?
5.Могут ли лишайники жить без света? (обоснуйте)
6.На какие группы делятся лишайники?

Более трудные вопросы, на которые учащиеся не встречали в ходе урока ответы должны подумать....разрешить вопрос:
7. Почему лишайники являются живучими организмами? (закладка опыта: оживание лишайника в воде)
8. Сколько живут лишайники? (учитель даёт сведение: 100 лет и более) Как вы думайте, почему так долго живут лишайники? (обосновать ответ)
9. Почему лишайники не растут в городах? ( лишайники являются биологическими индикаторами чистого воздуха, поэтому живут в экологически чистых районах, где воздух богат кислородом)
10. Какую роль играют лишайниковые кислоты, которые выделяются самими лишайниками? (лишайниковые кислоты разрушают горные породы, превращая их в песок)

V. Домашнее задание: п. 12, найти дополнительный материал по видовому разнообразию лишайников, сделать сообщение на 2-3 минуты выступления.

VI. Закрепление:
Выполнение разноуровневых заданий:
1.тестирование по трём уровням (каждый уровень учитывает индивидуальные
способности учащихся, выделяется цветом: зелёный, синий, красный уровень) тесты составляются учителем.

VI. Выставление оценок.

Приложение 1:

1 ряд- накипные

Текст:
Накипные лишайники иначе называются корковыми. Накипные лишайники больше всего по разнообразию, около 80% от всез видов лишайников. Представители: графис.
Растут они на коре деревьев, на камнях, на крышах. Они чешуйчатовидные, разные по окраске: оранжевые, жёлтые, серые, голубоватые, коричневые и бурые.
Их тело (слоевище) в виде коробочки или налёта, которое плотно прирастают к поверхности, где они растут. Толщина слоевища разная от 1-2 до 5 мм.. У накипных кочующих лишайников слоевище шарообразное по форме.
Накипные лишайники само медленно растут, в год приблизительно всего 1-8 мм..
Гниющие остатки лишайников образуют основу почвы, являются хорошим удобрением для растений.

2 ряд – листоватые

Тескт:
Листовые лишайники встречаются на коре деревьев, похожи на листья. У них, в отличие от накипных лишайников, есть корнеобразные выросты – ризоиды, при помощи которых они прикрепляются к коре деревьев. Представители: пармелия, степная золотянка.
Слоевище листовых лишайников имеет вид листовой пластинки, чешуек, которые горизонтально расположены на субстрате. Пластинки, чешуйки округлые, имеют 10-20 см в диаметре.
Листовые лишайники в год растут на 5мм-до 1 см, иногда на 2 см..
Данные лишайники используют для получения антибактериальных средств, являются лекарственными организмами. Из некоторых видов получают сахар, спирт, ароматические вещества, так же используют в кондитерской промышленности.

3 ряд – кустовые

Текст:

Кустовые лишайники растут в сосновом бору, сплошным ковром из ветвистых беловато-зелёного и беловатых кустиков. Так же их можно увидеть на коре деревьев и на скалах. Представители: пельтигерия, олений мох – ягель, цетрария.
Слоевище кустистого лишайника имеет вид прямостоячего или повисающего кустика. К субстрату прикрепляются своей нижней частью, нитевидными ризоидами. Слоевище может быть разных размеров, наиболее крупные 30-50 см.. Слоевище может быть разным по форме: резные, кружевные, в виде лохматого кустика.
Кустистые лишайники растут в год на 1- 3,5 см, а такие как «бородатые лишайники», которые свисают с деревьев, вырастают на 7-8 см в год.
Являются лекарственными организмами, некоторые лишайники богаты витамином «С» - аскорбиновой кислотой. Используются для получения красителей (например, лакмус). Большое значение имеют лишайники в сельском хозяйстве, олений мох является кормом для скота.

Приложение 2:

Заполнить таблицу:

Представители Место произрастания Особенности строения Годовой прирост Значение
Категория: Биология | Добавил: бабочка
Просмотров: 3237 | Загрузок: 241 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2025-01-08, 0:03 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru