Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология |
2013-01-25, 9:13 AM | |
Открытый урок по теме "Строение и функции кожи" ________________________________________ Цели урока. Образовательная 1. Познакомить учащихся со строением кожи и функциями кожи, волос и ногтей. 2. Выработать навыки установления связи между строением и функциями кожи. Воспитательная 1. Воспитывает толерантное отношение друг к другу. 2. Воспитание навыков гигиены по уходу за кожей. Развивающая • способность самостоятельной организации процесса усвоения знаний; • принимать самостоятельные решения; • мыслить критически и оригинально; • разрешать конфликты и смягчать разногласия; • самостоятельно получать информацию; • использовать новые идеи для достижения цели; • контролировать свои эмоции; • развивать уверенность в себе; • планировать пути достижения цели; • дать возможность принимать самостоятельные решения. Оборудование: презентации, проектор, компьютер, рабочие тетради, схема строения кожи в виде презентации, лупы, папки с заданиями и необходимым материалом для урока. В папку вложены: 1. Схема строения кожи (приложение №1). 2. Термины, необходимые для усвоения строения кожи. (Приложение №2). 3. Схема строения волоса (приложение №3). 4. Схема строения ногтя (приложение №4). 5. Задание – порядок выполнения лабораторной работы 6. Таблица состава группы, для выставления итоговых оценок на каждом этапе урока, в том числе и на заключительном этапе. Ход урока 1. Изучение нового материала. Класс, до урока, делится на группы по шесть человек, в состав группы входит сильный ученик, ученик хорошист, ученик успевающий удовлетворительно по предмету (или 2) и ученик часто болеющий, не совсем успевающий усваивать материал со всем классом. Группы получаются разноуровневые. Каждую группу возглавляет ученик-эксперт, сильный ученик, который руководит группой, организует работу группы на всех этапах. Для каждой группы готовятся отдельные папки-инструкции с материалом для изучения темы “Строение функции кожи” с использованием метода критического мышления На стадии вызова. Вступительное слово учителя, сообщающего о том, что Сегодня в течение двух уроков мы будем изучать новую систему, которая играет значительную роль в жизни человека, весит почти 3 кг, площадь приблизительно 2,5 м2. Как называется эта система? Ученики дают ответ: “Это покровная система, основной частью которой является кожа”. - Молодцы. Запишите в рабочие тетради тему урока «Строение и функции кожи» А теперь давайте подумаем вместе, зачем человеку нужна кожа. Ученики перечисляют: - Кожа придает эстетический внешний вид. -Кожа защищает от внешних воздействий. - Кожа выделяет пот. - Совершенно правильно. Следовательно, мы можем утверждать, что кожа выполняет определенные функции. - Да, конечно. Это жизненно важные функции: защитная, дыхательная, рецепторная, терморегулирующая, кожа может участвовать в обмене веществ. - Молодцы, вы совершенно правильно называете функции кожи. Скажите, если учесть что мы с вами сегодня впервые говорим о коже, сможем мы с вами перечислить все функции? Ответ детей: “Нет. Для того чтобы назвать все функции, мы должны изучить материал”. - Что бы еще, кроме выполняемых функций, вы хотели знать о собственной коже. Ответы учеников: Строение, потому что, не зная строения сложно говорить о функциях”. О заболевания кожи и их причинах. О травмах кожи и способах оказания первой помощи. Об уход за кожей и кожными образованиями. Ученики, отвечая на вопросы учителя, выстраивают схему – кластер “Кожа”. На основе схемы делают вывод, с какой целью необходимы знания о коже, ставя, таким образом, перед собой цель с которой изучается данная тема. Схема выводится на экран в виде презентации. Стадия смысловая Ученикам предлагается достать из папок приложение №1 (схема строения кожи) и приложение №2 (термины) 1 САЛЬНЫЕ ЖЕЛЕЗЫ 2 ТЕПЛОВЫЕ РЕЦЕПТОРЫ 3 ВЕСНУШКИ 4 ОСЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕЦЕПТОРЫ 5 ВОЛОСЫ 6 ЭПИДЕРМИС 7 ДЕРМА 8 ПОДКОЖНЫЙ ЖИР 9 КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ 10 РЕЦЕПТОР ДАВЛЕНИЯ 11 ПОТОВАЯ ЖЕЛЕЗА 12 ВОЛОСЯНАЯ ЛУКОВИЦА 13 ВОЛОСЯНОЙ ФОЛЛИКУЛ 14 МЫШЦА, ПОДНИМАЮЩАЯ И ОПУСКАЮЩАЯ ВОЛОС 15 БОЛЕВЫЕ РЕЦЕПТОРЫ - Разложите, пожалуйста, на своем рабочем столе (Приложение №1) термины строения кожи не пользуясь помощью учебника. Ученики раскладывают термины, допуская ошибки. На экран выводится презентация “Строение кожи”, на основе которой идет объяснение нового материала. Ученики внимательно слушают и вносят изменения в своих схемах. К концу объяснения на схемах только правильно разложенные термины. После исправления ошибок ученики в тетрадях делают записи о строении кожи, руководствуясь объяснением учителя и презентацией выведенной на экран. Строение кожи: 1.наружный слой – эпидермис (до 4 мм, многослойный плоский эпителий, поверхностный слой роговой, кровеносных сосудов и нервов нет, есть рецепторы) 3. основной, собственно кожа - дерма ( в поверхностном слое есть кровеносные сосуды, нервы и рецепторы. В глубоком слое-эластичные волокна. В дерме расположены потовые и сальные железы, корни волос, основания ногтей.) 4. подкожно жировая клетчатка (переплетающиеся волокна, собранные в рыхлые, толстые промежутки, заполненные жировыми клетками). Эксперты подводят итоги первого этапа урока и выставляют оценки каждому ученику группы, после обсуждения с группой. - Переходим к следующему этапу урока и теперь уже зная строение кожи, поговорим о том, какие же функции может выполнять кожа. Для этого мы с вами выполним лабораторную работу, проведем самонаблюдение. Запишите в тетрадях для лабораторных работ тему работы «строение и функции кожи» Ученики достают задания с порядком выполнения работы из папок, выполняют работу. 1. Рассмотрите через лупу тыльную сторону ладони. Опишите, что вы видите. Объясните, почему ромбики и треугольники на поверхности кожи кажутся блестящими? она разделена на ромбики и треугольники, на узлах которых находятся поры, из которых выходят стержни волос. Поры ведут в волосяные луковицы, куда впадают протоки сальных желез. - сальные железы выделяют секрет в волосяную сумку, через поры он попадает на поверхность и смазывает кожу, делая её эластичной. - ромбики и треугольники, видимые под лупой, блестят потому, что смазаны кожным салом. 2. Рассмотрите под лупой кожу ладони. Опишите, что вы видите. Почему при волнении ладонные поверхности кисти оказываются влажными, а тыльные нет? Видны мелкие отверстия устий протоков потовых желез. - на тыльной стороне кисти практически отсутствуют потовые железы, а на ладонной их много. 3. Посмотрите внимательно на ваши схемы. В каком слое кожи располагаются потовые железы и подумайте, как мы назовем эту функцию? Потовые железы располагаются в дерме и выполняют выделительную функцию. 4. Обратите внимание, слой дерма имеет дополнительные образования – это ногти и волосы. Давайте поговорим о них подробнее. Из папок достаньте приложение №3 и №4 (презентация строения волоса и ногтя). Дайте ответ на вопросы: - Имеют ли ногти и волосы клеточное строение? - Рассмотрите строение ногтя. Объясните, как можно доказать отсутствие в ногтях кровеносных сосудов и нервных окончаний? - что такое волосы и ногти? Какой слой кожи участвует в их образовании? Кожа и ногти имеют клеточное строение. Отсутствие кровеносных сосудов и нервных окончаний в ногтях и волосах можно доказать обрезав их. Образование ногтей и волос связано со слоем дерма. Дерма выполняет образовательную функцию. 5. Обратите внимание на узоры подушечек пальцев. Ответьте на вопросы: - почему по отпечаткам пальцев можно установить личность человека? - почему подушечки пальцев обладают большей чувствительностью? Демонстрация презентации «Папиллярные узоры пальцев» - Попробуйте покатать ребристый карандаш по парте ладонью и подушечками пальцев, в каком случае лучше ощущается форма предмета? Какая это функция кожи? Они индивидуальны для каждого человека. Под эпидермисом, в углублениях между бороздками много осязательных рецепторов. - подушечки пальцев обладают осязательными рецепторами, которые находятся в углублениях между капиллярными линиями, в области ладони их меньше, поэтому и чувствительность меньше. Это рецепторная функция кожи Сделайте выводы: какое строение имеет кожа, ее образования. Основные функции кожи. Вот теперь мы с вами переходим к следующему этапу урока. - Прочитайте самостоятельно материал «функции кожи» (дополнительный материал в папке.) Каждая группа изучает отдельную функцию. На основании изученного материала ученики готовят отчеты по изученному материалу, используя различные методы критического мышления, т.е. переходят к смысловой стадии. На столах учеников цветные карандаши, бумага для рисования. Предлагается сделать отчет в любой доступной группе форме. Каждая из групп может приготовить презентацию об одной из функций, выполняемых кожей и отчет об этой функции. Отчет нужно представить остальным группам и объяснить материал по изученной функции в собственной группе. . После обсуждения на доску выводится фишбоун (или “раба”), в рабочих тетрадях схематично изображается «рыба» и ученики вносят в схему функции и строение кожи. В голову “рыбы” вписывается тема урока, верхняя часть ребер содержит перечисление слоев кожи, в нижней части расположены функции каждого слоя кожи, в хвосте записывается вывод всего урока, что еще раз убеждает между строением и выполняемыми функциями существует теснейшая взаимосвязь. Подведение итогов: У учеников на столах лежат заранее приготовленные таблицы, расчерченные по этапам урока, эксперты, после обсуждения в группах, выставляют оценку каждому ученику по итогам его работы. Итоговая таблица, с оценками учеников, выводится на экран. Домашнее задание: параграф 55,56, повторить 53,54. Подготовиться к контрольной работе. | |
Просмотров: 4436 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|