Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

разработка урока на тему "Строение и функции кожи"
2013-01-25, 9:13 AM
Открытый урок по теме
"Строение и функции кожи"
________________________________________

Цели урока.
Образовательная

1. Познакомить учащихся со строением кожи и функциями кожи, волос и ногтей.
2. Выработать навыки установления связи между строением и функциями кожи.

Воспитательная
1. Воспитывает толерантное отношение друг к другу.
2. Воспитание навыков гигиены по уходу за кожей.

Развивающая
• способность самостоятельной организации процесса усвоения знаний;
• принимать самостоятельные решения;
• мыслить критически и оригинально;
• разрешать конфликты и смягчать разногласия;
• самостоятельно получать информацию;
• использовать новые идеи для достижения цели;
• контролировать свои эмоции;
• развивать уверенность в себе;
• планировать пути достижения цели;
• дать возможность принимать самостоятельные решения.

Оборудование: презентации, проектор, компьютер, рабочие тетради, схема строения кожи в виде презентации, лупы, папки с заданиями и необходимым материалом для урока.

В папку вложены:
1. Схема строения кожи (приложение №1).
2. Термины, необходимые для усвоения строения кожи. (Приложение №2).
3. Схема строения волоса (приложение №3).
4. Схема строения ногтя (приложение №4).
5. Задание – порядок выполнения лабораторной работы
6. Таблица состава группы, для выставления итоговых оценок на каждом этапе урока, в том числе и на заключительном этапе.

Ход урока
1. Изучение нового материала.
Класс, до урока, делится на группы по шесть человек, в состав группы входит сильный ученик, ученик хорошист, ученик успевающий удовлетворительно по предмету (или 2) и ученик часто болеющий, не совсем успевающий усваивать материал со всем классом. Группы получаются разноуровневые.

Каждую группу возглавляет ученик-эксперт, сильный ученик, который руководит группой, организует работу группы на всех этапах.
Для каждой группы готовятся отдельные папки-инструкции с материалом для изучения темы “Строение функции кожи” с использованием метода критического мышления

На стадии вызова.
Вступительное слово учителя, сообщающего о том, что
Сегодня в течение двух уроков мы будем изучать новую систему, которая играет значительную роль в жизни человека, весит почти 3 кг, площадь приблизительно 2,5 м2.
Как называется эта система?

Ученики дают ответ: “Это покровная система, основной частью которой является кожа”.

- Молодцы. Запишите в рабочие тетради тему урока «Строение и функции кожи»

А теперь давайте подумаем вместе, зачем человеку нужна кожа.

Ученики перечисляют:
- Кожа придает эстетический внешний вид.
-Кожа защищает от внешних воздействий.
- Кожа выделяет пот.

- Совершенно правильно. Следовательно, мы можем утверждать, что кожа выполняет определенные функции.

- Да, конечно. Это жизненно важные функции: защитная, дыхательная, рецепторная, терморегулирующая, кожа может участвовать в обмене веществ.

- Молодцы, вы совершенно правильно называете функции кожи. Скажите, если учесть что мы с вами сегодня впервые говорим о коже, сможем мы с вами перечислить все функции?

Ответ детей: “Нет. Для того чтобы назвать все функции, мы должны изучить материал”.

- Что бы еще, кроме выполняемых функций, вы хотели знать о собственной коже.

Ответы учеников: Строение, потому что, не зная строения сложно говорить о функциях”.
О заболевания кожи и их причинах.
О травмах кожи и способах оказания первой помощи.
Об уход за кожей и кожными образованиями.
Ученики, отвечая на вопросы учителя, выстраивают схему – кластер “Кожа”. На основе схемы делают вывод, с какой целью необходимы знания о коже, ставя, таким образом, перед собой цель с которой изучается данная тема.
Схема выводится на экран в виде презентации.



Стадия смысловая

Ученикам предлагается достать из папок приложение №1 (схема строения кожи) и


приложение №2 (термины)

1 САЛЬНЫЕ ЖЕЛЕЗЫ
2 ТЕПЛОВЫЕ РЕЦЕПТОРЫ
3 ВЕСНУШКИ
4 ОСЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕЦЕПТОРЫ
5 ВОЛОСЫ
6 ЭПИДЕРМИС
7 ДЕРМА
8 ПОДКОЖНЫЙ ЖИР
9 КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ
10 РЕЦЕПТОР ДАВЛЕНИЯ
11 ПОТОВАЯ ЖЕЛЕЗА
12 ВОЛОСЯНАЯ ЛУКОВИЦА
13 ВОЛОСЯНОЙ ФОЛЛИКУЛ
14 МЫШЦА, ПОДНИМАЮЩАЯ И ОПУСКАЮЩАЯ ВОЛОС
15 БОЛЕВЫЕ РЕЦЕПТОРЫ

- Разложите, пожалуйста, на своем рабочем столе (Приложение №1) термины строения кожи не пользуясь помощью учебника.

Ученики раскладывают термины, допуская ошибки.

На экран выводится презентация “Строение кожи”, на основе которой идет объяснение нового материала. Ученики внимательно слушают и вносят изменения в своих схемах.

К концу объяснения на схемах только правильно разложенные термины.
После исправления ошибок ученики в тетрадях делают записи о строении кожи, руководствуясь объяснением учителя и презентацией выведенной на экран.
Строение кожи:
1.наружный слой – эпидермис (до 4 мм, многослойный плоский эпителий, поверхностный слой роговой, кровеносных сосудов и нервов нет, есть рецепторы)
3. основной, собственно кожа - дерма ( в поверхностном слое есть кровеносные сосуды, нервы и рецепторы. В глубоком слое-эластичные волокна. В дерме расположены потовые и сальные железы, корни волос, основания ногтей.)
4. подкожно жировая клетчатка (переплетающиеся волокна, собранные в рыхлые, толстые промежутки, заполненные жировыми клетками).

Эксперты подводят итоги первого этапа урока и выставляют оценки каждому ученику группы, после обсуждения с группой.

- Переходим к следующему этапу урока
и теперь уже зная строение кожи, поговорим о том, какие же функции может выполнять кожа. Для этого мы с вами выполним лабораторную работу, проведем самонаблюдение.

Запишите в тетрадях для лабораторных работ тему работы «строение и функции кожи»
Ученики достают задания с порядком выполнения работы из папок, выполняют работу.

1. Рассмотрите через лупу тыльную сторону ладони.
Опишите, что вы видите. Объясните, почему ромбики и треугольники на поверхности кожи кажутся блестящими?
она разделена на ромбики и треугольники, на узлах которых находятся поры, из которых выходят стержни волос. Поры ведут в волосяные луковицы, куда впадают протоки сальных желез.
- сальные железы выделяют секрет в волосяную сумку, через поры он попадает на поверхность и смазывает кожу, делая её эластичной.
- ромбики и треугольники, видимые под лупой, блестят потому, что смазаны кожным салом.

2. Рассмотрите под лупой кожу ладони.
Опишите, что вы видите. Почему при волнении ладонные поверхности кисти оказываются влажными, а тыльные нет?
Видны мелкие отверстия устий протоков потовых желез.
- на тыльной стороне кисти практически отсутствуют потовые железы, а на ладонной их много.

3. Посмотрите внимательно на ваши схемы.
В каком слое кожи располагаются потовые железы и подумайте, как мы назовем эту функцию?
Потовые железы располагаются в дерме и выполняют выделительную функцию.

4. Обратите внимание, слой дерма имеет дополнительные образования – это ногти и волосы. Давайте поговорим о них подробнее. Из папок достаньте приложение №3 и №4 (презентация строения волоса и ногтя).

Дайте ответ на вопросы:
- Имеют ли ногти и волосы клеточное строение?
- Рассмотрите строение ногтя. Объясните, как можно доказать отсутствие в ногтях кровеносных сосудов и нервных окончаний?
- что такое волосы и ногти? Какой слой кожи участвует в их образовании?
Кожа и ногти имеют клеточное строение. Отсутствие кровеносных сосудов и нервных окончаний в ногтях и волосах можно доказать обрезав их. Образование ногтей и волос связано со слоем дерма. Дерма выполняет образовательную функцию.

5. Обратите внимание на узоры подушечек пальцев. Ответьте на вопросы:
- почему по отпечаткам пальцев можно установить личность человека?
- почему подушечки пальцев обладают большей чувствительностью?
Демонстрация презентации «Папиллярные узоры пальцев»
- Попробуйте покатать ребристый карандаш по парте ладонью и подушечками пальцев, в каком случае лучше ощущается форма предмета? Какая это функция кожи?
Они индивидуальны для каждого человека. Под эпидермисом, в углублениях между бороздками много осязательных рецепторов.
- подушечки пальцев обладают осязательными рецепторами, которые находятся в углублениях между капиллярными линиями, в области ладони их меньше, поэтому и чувствительность меньше. Это рецепторная функция кожи
Сделайте выводы: какое строение имеет кожа, ее образования. Основные функции кожи.

Вот теперь мы с вами переходим к следующему этапу урока.

- Прочитайте самостоятельно материал «функции кожи» (дополнительный материал в папке.)
Каждая группа изучает отдельную функцию.

На основании изученного материала ученики готовят отчеты по изученному материалу, используя различные методы критического мышления, т.е. переходят к смысловой стадии.
На столах учеников цветные карандаши, бумага для рисования.
Предлагается сделать отчет в любой доступной группе форме.
Каждая из групп может приготовить презентацию об одной из функций, выполняемых кожей и отчет об этой функции. Отчет нужно представить остальным группам и объяснить материал по изученной функции в собственной группе.

.
После обсуждения на доску выводится фишбоун (или “раба”), в рабочих тетрадях схематично изображается «рыба» и ученики вносят в схему функции и строение кожи.

В голову “рыбы” вписывается тема урока, верхняя часть ребер содержит перечисление слоев кожи, в нижней части расположены функции каждого слоя кожи, в хвосте записывается вывод всего урока, что еще раз убеждает между строением и выполняемыми функциями существует теснейшая взаимосвязь.
Подведение итогов:
У учеников на столах лежат заранее приготовленные таблицы, расчерченные по этапам урока, эксперты, после обсуждения в группах, выставляют оценку каждому ученику по итогам его работы.
Итоговая таблица, с оценками учеников, выводится на экран.
Домашнее задание: параграф 55,56, повторить 53,54. Подготовиться к контрольной работе.
Категория: Биология | Добавил: АллаС
Просмотров: 4436 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.3/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2025-01-08, 2:01 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru