Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

Путешествие в царство растений
[ Скачать с сервера (78.0 Kb) ] 2013-01-30, 8:51 PM
Тема: Путешествие в царство растений
Цель: Обобщение и закрепление знаний о царстве растений. Применение знаний на практике. Умение определять растения различных семейств. Значение растений в природе и в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к флоре РК, исходя из ее роли в жизни человека и всех живых организмов.
Тип: обобщающий урок
Метод: путешествие
Оборудование: таблицы, плакаты, гербарий, высказывания ученых, поэтов.

Ход урока.
I. Организационный момент.
II. 1.Станция теоретическая.
Вопросы к классу:
Термины: прокариоты, эукариоты, микология, симбиоз, микориза, хламидомонада, ризоиды, сорусы, голосеменные, покрытосеменные.
Два ученика у доски заполняют признаки однодольных и двудольных
Однодольные Двудольные
Семядоля___________________________________________
Корень______________________________________________
Жилкование_________________________________________
Пример_____________________________________________

Сколько на земле царств живых организмов ?

2.Станция театральная
Сценка «Вред и польза сорных растений».
Судья. Слушается дело о нарушителях, отбирающих у человека урожай, на получение которого он затрачивает свой труд. В нарушениях обвиняется Осот, Полынь и марь. Следствие показывало, что Осот систематически перехватывает удобрение, особенно азотные. От этого культурные растения страдают, дают плохой урожай. Марь создала в земле целый «Банк семян» и каждый год после культивирование почвы дает массовые всходы и мешает расти сахарной свекле. Она повинна также в том, что заселяет вместе с полынью обочины полей и оттуда совершает побеги на поля всех культур. Следствие установило, что обвиняемые вредят культурным растениям уже более 10 тыс. лет, с тех пор, как человек научился выращивать сельскохозяйственные культуры.
Предоставляю слово потерпевшим: главному агроному колхоза»Огуречный» тов. Засыпалову и главному агроному Овощного района тов. Наплевалову.
Товарищ Высевалов вам, слово.
Высевалов. Осот цветет каждый год, отбирает у культурных растений удобрения, его семена разносятся ветром и засоряют все новые и новые посевы. Из-за Осота урожай в нашем колхозе снижается в два раза.
Судья. Слова предоставляется тов. Засыпалову.
Засыпалов. Моей бригаде никогда покоя нет от Мари. Тракторист без конца культивирует то картошку, то кукурузу, то сахарную свеклу. А Марь все всходит и всходит, растет и растет.
Судья. Представляю слово тов. Наплевалову.
Наплевалов. Каждый год я прошу проводить вспашку обочин полей, чтобы вокруг них не было сорняков. Но сколько ни пашем, все равно Полынь растет, не говоря уже о Мари, которая размножается очень быстро.
Судья. Слово осоту.
Осот. Все это неправда! Пострадавшие сами виноваты во всем. Они нарушали сроки зяблевой обработки, в комбайне не отрегулировали заслонки, и поэтому мои семена вместе с шелухой разносились ветром. А я ничего плохого не делал. Удобрения внесли – припрятал их в своих корневищах, а когда корневища стали гнить – вернул все обратно. А еще я доставал минеральные элементы из глубоких слоев почвы, куда корням пшеницы или кукурузы не добраться. Если пострадавшие не нарушали агротехнику и правильно отрегулировали комбайны, не было бы меня так много. Сами меня развели.
Судья. Слово обвиняемой Мари.
Марь. И я невиновата! И меня развели. Зачем запаздывали с культивацией и давали моим семенам в почву сыпаться? Они потом по 20 лет в почве лежат, и часть из них каждый год прорастает. Сами запустили поля, по нескольку сотен тысяч семян на гектар накопили, а и теперь меня обвиняете. Травы многолетние надо было сеять, озимые выращивать. Я бы и не плодилось так. А раз позволяете – куда денешься я ведь живая.
Судья. Предоставляю слово Полыни.
Полынь. А меня просто оклеветали! Я на поле вообще расти не люблю, расту вдоль дорог, по кроям полей. Если меня не трогать, то я пользу приношу - вредных насекомых отпугиваю. А ведь я и есть растение пустырей, нечего обвинять меня в том, чего я никогда не делал. Когда я расту поверхность почвы закрываю, пыли нет в воздухе. Потом года через два - три я сама освобождаю место луговым травам. Это называется сукцессией.
Судья. Слово прокурору.
Прокурор. Я настаиваю на том, чтобы подсудимые были сурово наказаны! Они повинны в том, что из года в год мы недобираем с полей 20-30% урожая. Поля должны быть чистыми от сорняков, надо избавляться от них, применять гербициды, проводить глубокую отвальную вспашку и другие воздействия на сорняки. Все, что они говорили в свое оправдание - хитрые уловки, я думаю, что суд разберется, кто прав и кто виноват.
Судья. Слово предоставляется адвокату.
Адвокат. Мы выслушали много обвинений в адрес сорняков. Мы видим однако, что есть немало смягчающих обстоятельств, которые суд должен учесть, прежде чем принять решение. Осот обвинили в том, что он отнимал у культурных растеканий удобрения. Но ведь он не уносил их с полей, а запасал в своих корневищах, которые перегнивая, отдавали эти удобрения обратно. Там, где рос Осот, удобрение не вымывались дождями, не попадали в соседнее озеро, там и по сей день есть лягушки и рыба. Марь развелась так потому, что у нее имеется «банк семян». Но эти «банки» возникли из – за того, что каждый год главный агроном тов. Наплевалов давал указание пахать с оборотом пласта и семена мари закапывались в почву. А когда пласт переворачивали, семена оказывались на поверхности и им ничего не оставалось делать, как прорастать.
Тов. Наплевалов каждый год следит за тем, чтобы перепахивали обочины полей и тем самым помогает расселению Мари. Если бы этого не делали, то через два-три года по краям полей росла Полынь, которую обвинили здесь в том, что она засоряет посевы. А это совсем не так. Полынь относится к растениям пустырей и вместе с другими такими же растениями, которые называются рудералами – чертополохом, пустырником, крапивой, татарником и.т.д. не вредна, а полезна. Многие рудеральные растения является лекарственными, их можно скашивать на силос, они хорошие медоносы…
Заканчивая свою речь, я хочу сказать, что обвиняемые не виноваты в том, что делали! Они не против, чтобы их на полях было мало. Они хотят помочь культурным растениям, извлекая их более глубоких слоев почвы питательные элементы, сохраняя удобрения , от вымывания, отпугивая вредителей, помогая перегнивать стерне, мешая развиваться процессам эрозии почвы. Однако потерпевшие безграмотно ведут хозяйство, что сами развели сорняки и теперь пытаются свалить вину с больной головы на здоровую! Считаю, что подсудимые невиноваты, судить надо потерпевших, судить за их экологическую безграмотность.
Рожь. Уважаемый суд, прошу слова. Знаете ли вы, что я Рожь, долго была сорняком? Прочитайте, что писал обо мне академик Николай Иванович Вавилов. Я засоряла поля, потом на меня обратил внимание человек и не уничтожал, а ввел в культуру. Теперь меня сеют и в нашей стране, и за рубежом. Не спешите осуждать моих братьев, разберитесь как следует, может быть они невиноваты.
Гость-иностранец. Я тоже хотел говорить. Я есть представитель «кукурузкомпани». Этот суд совсем не есть хороший. Не сорняк виноват, а руководитель, он плохо обрабатывает почва, и потому сорняки там много растет. Я скажу мой опыт. У меня сорняки на поле есть, они помогают получить урожай и гонять от поля плохие насекомые, гребные болезни. Я мало применять пестицид, и мой зерно имеет цена в три раза больше, чем мой сосед, который все время брызгал пестицид. У нас в стране есть даже специальный заповедник для сорняки, где их охраняют. Я никогда не скажу: «Бороться с сорняки», я говорить «Контроль сорняки». Надо уважать экологию и беречь землю. Пусть суд хорошо разбирается кто виноват!
Судья. Суд заслушал выступление адвоката, объяснения, которые дали суду обвиняемые , а также свидетели, и признают Осот, Полынь и Марь невиновными. Действительно, сорные растения исторически связаны с культурными, многие из которых - рожь, ячмень, морковь и др. – начали свою жизнь как сорняки. При правильной обработке почвы и применении в хозяйстве севооборота численность сорняков может быть очень невысокой. В этом случае они приносят не вред, а пользу. Виноваты не сорняки, а те руководители, которые допускают их массовое размножение.
Обвиняемые Осот, Полынь, Марь оправданы. Суд предлагает рассмотреть вопрос о привлечении руководителей хозяйств, которые здесь выступали как обвинители, к персональной ответственности за нарушение правил ведения сельского хозяйства. Они экологически безграмотны и сами виноваты в тех потерях урожая, которые пытались свалить на сорняки. С них надо строго спросить.
3. Станция исследовательская.
Групповая работа по карточкам.
Карточка № 1
1. Допишите схему
Вид Род ________ Класс ________ Царство
2. Определите формулу семейства:
Ч(5), Л(5), Т5, П(2)
Карточка № 2
1. Допишите схему
Царство

_____________

_____________

_____________

_____________
Вид
2. Определите формулу семейства:
Ч(5), Л5, Т(), П
Карточка № 3
1. Допишите схему
Царство_______________

Отдел ________________

Класс ________________

Семейство____________

Род картофель

Вид ______________
2. Определите формулу семейства:
Ч5Л3+(2)Т(9+1) П1
Вопросы:
1.Сколько мы прошли семейств ?
2.Какие классы растений вам известны ?
3.Самое большое семейство ?
4.Назовите первые 3 крупных семейства ?
4.Станция лекарственная
Уч-ся подготовили материал о лечебных свойствах растений. Рассказ сопровождается показом.
1 ученик рассказ о редьке
Хорошее средство от кашля. Приготовить его надо так: взять черную редьку, вымыть ее, ножом вырезать сердцевину, так, чтобы в нее вошли 2 чайные ложки меда. Положить редьку в чашку, накрыть плотной бумагой и оставить на 3-4 часа. Жидкость, образующуюся внутри редьки, пить3-4 раза в день до еды.
2 ученик рассказ о малине
При простудных заболеваниях хорошим жаропонижающим средством считаются сухие плоды малины, заваренные в виде чая . Для этого 2 столовые ложки сухой малины заваривают в стакане кипятка, настаивают 15-20 минут, процеживают и пьют как чай2-3 раза в день с последующим укутыванием в постели.
3 ученик рассказ о луке
Если кашель только начинается, то поможет сок лука. Несколько луковиц нужно мелко нарезать, положить в стеклянную посуду, густо посыпать сахаром и дать постоять. Полученный сок пьют 4-5 раз в день по чайной ложке. Лук помогает и при насморке. Для этого 1-2 столовые ложки натертого лука надо положить на дно чашки, которую поставить в посуду с горячей водой. Чашку накрывают воронкой из плотной бумаги и через нее попеременно дышат то одной, то другой ноздрей по 5-10 минут 3-4 раза в день.

К какому семейству относятся названные растения ?

5. Станция экологическая.
1. Почему деревья называют «легкими» города ?
2. Семейство крестоцветные, почему получило такое название ?
3. Нужно ли охранять растения ?
4. Что было создано для охраны растений и животных ?
5. Сколько заповедников в РК и в Костанайской области ?
6. Какие лекарственные растения растут в нашем крае ?
7. Какие три типа цветков имеются в семействе сложноцветных ?
8. Как человек использует лекарственные растения ?
9. В каком семействе ядовитые растения ?
10. Из какого растения получают касторовое масло ?
6.Станция историческая.
Уч-ся подготовили рассказ о растениях.
О полезных свойствах лопуха
«Лопух» - говорят о человеке простодушном, доверчивом. «Пристал, как репей» - это тоже о лопухе. Словом, сорное, никому не нужное растение, символ навязчивости. выйдешь на ули¬цу летом в деревне, а он тут как тут -у крыльца, у помойки, у дороги, в канаве. Всюду. Так и просится к человеку, словно говорит: «При глядись ко мне внимательнее, уж не так я и плох)). И на самом деле, лопух очень полезен.
Он двулетник, из семейства сложноцветных. Его родней являются знаменитые астры, ноготки, бархатцы, васильки, одуванчики. И красавец под¬солнечник ему тоже родня. Чтобы оценить лопух, надо докопаться до его корней. Корень .у одно¬летнего лопуха просто замечательный. На хоро¬ших почвах он достигает толщины крупной мор¬кови, только размером побольше. Его можно есть сырым, вареным, жареным, печеным. Его можно класть в суп вместо картофеля и петрушки. В нем содержится 12 % белка и 45 % сахара. Поэтому из корней лопуха можно получить слад¬кое повидло.
А еще лопух используется как наружное ле¬чебное средство. Из корней лопуха, если их на¬стоять на оливковом масле, можно получить ре¬пейное масло для укрепления волос.
Вот как полезен лопух, всем нам знакомое растение, живущее возле нашего дома!
О лесном целителе
Робинзон Крузо за 28 лет жизни на необитае¬мом острове ни разу не болел. Но не всем же робинзонам так везет! Самое неприятное для путешественника - это невозможность передви¬гаться. Солнце светит, птицы поют, а ты сидишь в самом скверном настроении - натер ногу и ид¬ти дальше не можешь. Еле-еле доковылял до тропинки и повалился без сил на траву.
Оглянись вокруг - ты сидишь на лекарстве! Вот он, друг путешественников, с розеткой ли¬стьев, из середины которой поднимается стебе¬лек с зелеными шариками семян. ну конечно же, это подорожник!
(Демонстрируют гербарный экземпляр и круп¬ное изображение растения.)
Сорви листок, оберни им больное место. Ты почувствуешь, как боль постепенно утихает. Листочек приятно холодит, и ты скоро переста¬ешь хромать и забываешь о своем спасителе. Что о нем помнить_ Ведь это всего-навсего подо¬рожник!
А ведь он тоже путешественник, хотя и не¬подвижно сидит на тропинке. По-латыни его на¬зывают «плантаго», что означает «ступня», «сле¬довать». Он и на самом деле ступает вслед за че¬ловеком, приклеивая свои семена к подошвам его ног. Так подорожник сумел пересечь даже океан и оказался в Америке, где его раньше и не видывали. «След белого человека» - назва-ли его индейцы, коренные жители Америки.

Где найти в лесу вату
За ней надо пройти на болото, где растет в изо¬билии мох сфагнум. Во время войны он не раз выручал партизан и наших бойцов, попавших в ок-ружение. Листья сфагнума обладают удивитель¬ным свойством - они могут впитывать жидкость. Приложенный к ране слегка отжатый сфагнум заменит и вату, и йод, так как содержит в своих клетках вещество сфагнол, убивающее бак¬терии гниения. Недаром в толще болот неод¬нократно находили прекрасно сохранившиеся те¬ла погибших людей и животных, куски деревьев.

Вопрос: Дайте объяснение тому факту, что в торфяных болотах находят неразложившиеся трупы животных ?

6. Биологический диктант.
Перед началом диктанта школьникам раздаются листочки с начерченной таблицей. Им нужно только подписать работы и в ходе диктанта проставить звездочки в определенных клеточках таблицы.

Диктант.

Названия семейств Номера вопросов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Крестоцветные
Розоцветные
Бобовые
Пасленовые
злаки

1. Цветок состоит из 4 чашелистиков, 4 лепестков, 6 тычинок, из которых 4 длинных и 2 коротких, 1 пестика.
2. Лепестки цветка имеют особые названия: парус, весла и лодочка.
3. Плод – зерновка.
4. Цветок состоит из 5 сросшихся чашелистиков, 5 сросшихся лепестков, 5 тычинок, 1 пестика.
5. К данному семейству относится много ядовитых растений.
6. Плоды – стручки или стручочки.
7. Цветок состоит из 5 сросшихся чашелистиков, 5 лепестков, два из которых срастаются, 10 тычинок (9 срослись, одна свободная), 1 пестика.
8. На корнях растений, относящихся к данному семейству, имеются клубеньки
9. Цветок состоит из 5 чашелистиков, 5 лепестков, множества тычинок и пестиков.
10. Листья растений данного семейства, как правило, узкие, длинные, с параллельным жилкованием.
11. Среди растений данного семейства много ценных плодовых деревьев.
12. Стебель растения – соломина
13. Среди растений данного семейства много видов, являющихся сорняками.
7. Подведение итогов урока.

СПАСИБО ЗА УРОК.
Категория: Биология | Добавил: embondarenko
Просмотров: 1814 | Загрузок: 134 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2025-01-08, 8:33 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru