Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология |
[ Скачать с сервера (78.0 Kb) ] | 2013-01-30, 8:51 PM |
Тема: Путешествие в царство растений Цель: Обобщение и закрепление знаний о царстве растений. Применение знаний на практике. Умение определять растения различных семейств. Значение растений в природе и в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к флоре РК, исходя из ее роли в жизни человека и всех живых организмов. Тип: обобщающий урок Метод: путешествие Оборудование: таблицы, плакаты, гербарий, высказывания ученых, поэтов. Ход урока. I. Организационный момент. II. 1.Станция теоретическая. Вопросы к классу: Термины: прокариоты, эукариоты, микология, симбиоз, микориза, хламидомонада, ризоиды, сорусы, голосеменные, покрытосеменные. Два ученика у доски заполняют признаки однодольных и двудольных Однодольные Двудольные Семядоля___________________________________________ Корень______________________________________________ Жилкование_________________________________________ Пример_____________________________________________ Сколько на земле царств живых организмов ? 2.Станция театральная Сценка «Вред и польза сорных растений». Судья. Слушается дело о нарушителях, отбирающих у человека урожай, на получение которого он затрачивает свой труд. В нарушениях обвиняется Осот, Полынь и марь. Следствие показывало, что Осот систематически перехватывает удобрение, особенно азотные. От этого культурные растения страдают, дают плохой урожай. Марь создала в земле целый «Банк семян» и каждый год после культивирование почвы дает массовые всходы и мешает расти сахарной свекле. Она повинна также в том, что заселяет вместе с полынью обочины полей и оттуда совершает побеги на поля всех культур. Следствие установило, что обвиняемые вредят культурным растениям уже более 10 тыс. лет, с тех пор, как человек научился выращивать сельскохозяйственные культуры. Предоставляю слово потерпевшим: главному агроному колхоза»Огуречный» тов. Засыпалову и главному агроному Овощного района тов. Наплевалову. Товарищ Высевалов вам, слово. Высевалов. Осот цветет каждый год, отбирает у культурных растений удобрения, его семена разносятся ветром и засоряют все новые и новые посевы. Из-за Осота урожай в нашем колхозе снижается в два раза. Судья. Слова предоставляется тов. Засыпалову. Засыпалов. Моей бригаде никогда покоя нет от Мари. Тракторист без конца культивирует то картошку, то кукурузу, то сахарную свеклу. А Марь все всходит и всходит, растет и растет. Судья. Представляю слово тов. Наплевалову. Наплевалов. Каждый год я прошу проводить вспашку обочин полей, чтобы вокруг них не было сорняков. Но сколько ни пашем, все равно Полынь растет, не говоря уже о Мари, которая размножается очень быстро. Судья. Слово осоту. Осот. Все это неправда! Пострадавшие сами виноваты во всем. Они нарушали сроки зяблевой обработки, в комбайне не отрегулировали заслонки, и поэтому мои семена вместе с шелухой разносились ветром. А я ничего плохого не делал. Удобрения внесли – припрятал их в своих корневищах, а когда корневища стали гнить – вернул все обратно. А еще я доставал минеральные элементы из глубоких слоев почвы, куда корням пшеницы или кукурузы не добраться. Если пострадавшие не нарушали агротехнику и правильно отрегулировали комбайны, не было бы меня так много. Сами меня развели. Судья. Слово обвиняемой Мари. Марь. И я невиновата! И меня развели. Зачем запаздывали с культивацией и давали моим семенам в почву сыпаться? Они потом по 20 лет в почве лежат, и часть из них каждый год прорастает. Сами запустили поля, по нескольку сотен тысяч семян на гектар накопили, а и теперь меня обвиняете. Травы многолетние надо было сеять, озимые выращивать. Я бы и не плодилось так. А раз позволяете – куда денешься я ведь живая. Судья. Предоставляю слово Полыни. Полынь. А меня просто оклеветали! Я на поле вообще расти не люблю, расту вдоль дорог, по кроям полей. Если меня не трогать, то я пользу приношу - вредных насекомых отпугиваю. А ведь я и есть растение пустырей, нечего обвинять меня в том, чего я никогда не делал. Когда я расту поверхность почвы закрываю, пыли нет в воздухе. Потом года через два - три я сама освобождаю место луговым травам. Это называется сукцессией. Судья. Слово прокурору. Прокурор. Я настаиваю на том, чтобы подсудимые были сурово наказаны! Они повинны в том, что из года в год мы недобираем с полей 20-30% урожая. Поля должны быть чистыми от сорняков, надо избавляться от них, применять гербициды, проводить глубокую отвальную вспашку и другие воздействия на сорняки. Все, что они говорили в свое оправдание - хитрые уловки, я думаю, что суд разберется, кто прав и кто виноват. Судья. Слово предоставляется адвокату. Адвокат. Мы выслушали много обвинений в адрес сорняков. Мы видим однако, что есть немало смягчающих обстоятельств, которые суд должен учесть, прежде чем принять решение. Осот обвинили в том, что он отнимал у культурных растеканий удобрения. Но ведь он не уносил их с полей, а запасал в своих корневищах, которые перегнивая, отдавали эти удобрения обратно. Там, где рос Осот, удобрение не вымывались дождями, не попадали в соседнее озеро, там и по сей день есть лягушки и рыба. Марь развелась так потому, что у нее имеется «банк семян». Но эти «банки» возникли из – за того, что каждый год главный агроном тов. Наплевалов давал указание пахать с оборотом пласта и семена мари закапывались в почву. А когда пласт переворачивали, семена оказывались на поверхности и им ничего не оставалось делать, как прорастать. Тов. Наплевалов каждый год следит за тем, чтобы перепахивали обочины полей и тем самым помогает расселению Мари. Если бы этого не делали, то через два-три года по краям полей росла Полынь, которую обвинили здесь в том, что она засоряет посевы. А это совсем не так. Полынь относится к растениям пустырей и вместе с другими такими же растениями, которые называются рудералами – чертополохом, пустырником, крапивой, татарником и.т.д. не вредна, а полезна. Многие рудеральные растения является лекарственными, их можно скашивать на силос, они хорошие медоносы… Заканчивая свою речь, я хочу сказать, что обвиняемые не виноваты в том, что делали! Они не против, чтобы их на полях было мало. Они хотят помочь культурным растениям, извлекая их более глубоких слоев почвы питательные элементы, сохраняя удобрения , от вымывания, отпугивая вредителей, помогая перегнивать стерне, мешая развиваться процессам эрозии почвы. Однако потерпевшие безграмотно ведут хозяйство, что сами развели сорняки и теперь пытаются свалить вину с больной головы на здоровую! Считаю, что подсудимые невиноваты, судить надо потерпевших, судить за их экологическую безграмотность. Рожь. Уважаемый суд, прошу слова. Знаете ли вы, что я Рожь, долго была сорняком? Прочитайте, что писал обо мне академик Николай Иванович Вавилов. Я засоряла поля, потом на меня обратил внимание человек и не уничтожал, а ввел в культуру. Теперь меня сеют и в нашей стране, и за рубежом. Не спешите осуждать моих братьев, разберитесь как следует, может быть они невиноваты. Гость-иностранец. Я тоже хотел говорить. Я есть представитель «кукурузкомпани». Этот суд совсем не есть хороший. Не сорняк виноват, а руководитель, он плохо обрабатывает почва, и потому сорняки там много растет. Я скажу мой опыт. У меня сорняки на поле есть, они помогают получить урожай и гонять от поля плохие насекомые, гребные болезни. Я мало применять пестицид, и мой зерно имеет цена в три раза больше, чем мой сосед, который все время брызгал пестицид. У нас в стране есть даже специальный заповедник для сорняки, где их охраняют. Я никогда не скажу: «Бороться с сорняки», я говорить «Контроль сорняки». Надо уважать экологию и беречь землю. Пусть суд хорошо разбирается кто виноват! Судья. Суд заслушал выступление адвоката, объяснения, которые дали суду обвиняемые , а также свидетели, и признают Осот, Полынь и Марь невиновными. Действительно, сорные растения исторически связаны с культурными, многие из которых - рожь, ячмень, морковь и др. – начали свою жизнь как сорняки. При правильной обработке почвы и применении в хозяйстве севооборота численность сорняков может быть очень невысокой. В этом случае они приносят не вред, а пользу. Виноваты не сорняки, а те руководители, которые допускают их массовое размножение. Обвиняемые Осот, Полынь, Марь оправданы. Суд предлагает рассмотреть вопрос о привлечении руководителей хозяйств, которые здесь выступали как обвинители, к персональной ответственности за нарушение правил ведения сельского хозяйства. Они экологически безграмотны и сами виноваты в тех потерях урожая, которые пытались свалить на сорняки. С них надо строго спросить. 3. Станция исследовательская. Групповая работа по карточкам. Карточка № 1 1. Допишите схему Вид Род ________ Класс ________ Царство 2. Определите формулу семейства: Ч(5), Л(5), Т5, П(2) Карточка № 2 1. Допишите схему Царство _____________ _____________ _____________ _____________ Вид 2. Определите формулу семейства: Ч(5), Л5, Т(), П Карточка № 3 1. Допишите схему Царство_______________ Отдел ________________ Класс ________________ Семейство____________ Род картофель Вид ______________ 2. Определите формулу семейства: Ч5Л3+(2)Т(9+1) П1 Вопросы: 1.Сколько мы прошли семейств ? 2.Какие классы растений вам известны ? 3.Самое большое семейство ? 4.Назовите первые 3 крупных семейства ? 4.Станция лекарственная Уч-ся подготовили материал о лечебных свойствах растений. Рассказ сопровождается показом. 1 ученик рассказ о редьке Хорошее средство от кашля. Приготовить его надо так: взять черную редьку, вымыть ее, ножом вырезать сердцевину, так, чтобы в нее вошли 2 чайные ложки меда. Положить редьку в чашку, накрыть плотной бумагой и оставить на 3-4 часа. Жидкость, образующуюся внутри редьки, пить3-4 раза в день до еды. 2 ученик рассказ о малине При простудных заболеваниях хорошим жаропонижающим средством считаются сухие плоды малины, заваренные в виде чая . Для этого 2 столовые ложки сухой малины заваривают в стакане кипятка, настаивают 15-20 минут, процеживают и пьют как чай2-3 раза в день с последующим укутыванием в постели. 3 ученик рассказ о луке Если кашель только начинается, то поможет сок лука. Несколько луковиц нужно мелко нарезать, положить в стеклянную посуду, густо посыпать сахаром и дать постоять. Полученный сок пьют 4-5 раз в день по чайной ложке. Лук помогает и при насморке. Для этого 1-2 столовые ложки натертого лука надо положить на дно чашки, которую поставить в посуду с горячей водой. Чашку накрывают воронкой из плотной бумаги и через нее попеременно дышат то одной, то другой ноздрей по 5-10 минут 3-4 раза в день. К какому семейству относятся названные растения ? 5. Станция экологическая. 1. Почему деревья называют «легкими» города ? 2. Семейство крестоцветные, почему получило такое название ? 3. Нужно ли охранять растения ? 4. Что было создано для охраны растений и животных ? 5. Сколько заповедников в РК и в Костанайской области ? 6. Какие лекарственные растения растут в нашем крае ? 7. Какие три типа цветков имеются в семействе сложноцветных ? 8. Как человек использует лекарственные растения ? 9. В каком семействе ядовитые растения ? 10. Из какого растения получают касторовое масло ? 6.Станция историческая. Уч-ся подготовили рассказ о растениях. О полезных свойствах лопуха «Лопух» - говорят о человеке простодушном, доверчивом. «Пристал, как репей» - это тоже о лопухе. Словом, сорное, никому не нужное растение, символ навязчивости. выйдешь на ули¬цу летом в деревне, а он тут как тут -у крыльца, у помойки, у дороги, в канаве. Всюду. Так и просится к человеку, словно говорит: «При глядись ко мне внимательнее, уж не так я и плох)). И на самом деле, лопух очень полезен. Он двулетник, из семейства сложноцветных. Его родней являются знаменитые астры, ноготки, бархатцы, васильки, одуванчики. И красавец под¬солнечник ему тоже родня. Чтобы оценить лопух, надо докопаться до его корней. Корень .у одно¬летнего лопуха просто замечательный. На хоро¬ших почвах он достигает толщины крупной мор¬кови, только размером побольше. Его можно есть сырым, вареным, жареным, печеным. Его можно класть в суп вместо картофеля и петрушки. В нем содержится 12 % белка и 45 % сахара. Поэтому из корней лопуха можно получить слад¬кое повидло. А еще лопух используется как наружное ле¬чебное средство. Из корней лопуха, если их на¬стоять на оливковом масле, можно получить ре¬пейное масло для укрепления волос. Вот как полезен лопух, всем нам знакомое растение, живущее возле нашего дома! О лесном целителе Робинзон Крузо за 28 лет жизни на необитае¬мом острове ни разу не болел. Но не всем же робинзонам так везет! Самое неприятное для путешественника - это невозможность передви¬гаться. Солнце светит, птицы поют, а ты сидишь в самом скверном настроении - натер ногу и ид¬ти дальше не можешь. Еле-еле доковылял до тропинки и повалился без сил на траву. Оглянись вокруг - ты сидишь на лекарстве! Вот он, друг путешественников, с розеткой ли¬стьев, из середины которой поднимается стебе¬лек с зелеными шариками семян. ну конечно же, это подорожник! (Демонстрируют гербарный экземпляр и круп¬ное изображение растения.) Сорви листок, оберни им больное место. Ты почувствуешь, как боль постепенно утихает. Листочек приятно холодит, и ты скоро переста¬ешь хромать и забываешь о своем спасителе. Что о нем помнить_ Ведь это всего-навсего подо¬рожник! А ведь он тоже путешественник, хотя и не¬подвижно сидит на тропинке. По-латыни его на¬зывают «плантаго», что означает «ступня», «сле¬довать». Он и на самом деле ступает вслед за че¬ловеком, приклеивая свои семена к подошвам его ног. Так подорожник сумел пересечь даже океан и оказался в Америке, где его раньше и не видывали. «След белого человека» - назва-ли его индейцы, коренные жители Америки. Где найти в лесу вату За ней надо пройти на болото, где растет в изо¬билии мох сфагнум. Во время войны он не раз выручал партизан и наших бойцов, попавших в ок-ружение. Листья сфагнума обладают удивитель¬ным свойством - они могут впитывать жидкость. Приложенный к ране слегка отжатый сфагнум заменит и вату, и йод, так как содержит в своих клетках вещество сфагнол, убивающее бак¬терии гниения. Недаром в толще болот неод¬нократно находили прекрасно сохранившиеся те¬ла погибших людей и животных, куски деревьев. Вопрос: Дайте объяснение тому факту, что в торфяных болотах находят неразложившиеся трупы животных ? 6. Биологический диктант. Перед началом диктанта школьникам раздаются листочки с начерченной таблицей. Им нужно только подписать работы и в ходе диктанта проставить звездочки в определенных клеточках таблицы. Диктант. Названия семейств Номера вопросов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Крестоцветные Розоцветные Бобовые Пасленовые злаки 1. Цветок состоит из 4 чашелистиков, 4 лепестков, 6 тычинок, из которых 4 длинных и 2 коротких, 1 пестика. 2. Лепестки цветка имеют особые названия: парус, весла и лодочка. 3. Плод – зерновка. 4. Цветок состоит из 5 сросшихся чашелистиков, 5 сросшихся лепестков, 5 тычинок, 1 пестика. 5. К данному семейству относится много ядовитых растений. 6. Плоды – стручки или стручочки. 7. Цветок состоит из 5 сросшихся чашелистиков, 5 лепестков, два из которых срастаются, 10 тычинок (9 срослись, одна свободная), 1 пестика. 8. На корнях растений, относящихся к данному семейству, имеются клубеньки 9. Цветок состоит из 5 чашелистиков, 5 лепестков, множества тычинок и пестиков. 10. Листья растений данного семейства, как правило, узкие, длинные, с параллельным жилкованием. 11. Среди растений данного семейства много ценных плодовых деревьев. 12. Стебель растения – соломина 13. Среди растений данного семейства много видов, являющихся сорняками. 7. Подведение итогов урока. СПАСИБО ЗА УРОК. | |
Просмотров: 1814 | Загрузок: 134 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|