Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология |
[ Скачать с сервера (25.1 Kb) ] | 2013-02-25, 11:33 PM |
Северо-Казахстанская область Район Магжана Жумабаева Хлеборобская средняя школа Бейсембина Айгуль Хакимовна Учитель химии и биологии Тема урока: Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Тип урока: урок-введение, знакомство с новым материалом. Цели и задачи урока: -дать понятие значения дыхания как процесса, необходимого для жизни; установить взаимосвязь строения и функций воздухоносных путей, рассмотреть голосообразование; -развивать у учащихся умение применять полученные знания в жизни, решать проблемные и интеллектуальные задачи. Оборудование: таблица «Орган дыхания», презентация «Органы дыхания» модель гортани, Методы: частично-поисковый, сравнительно-аналитический, творческий. Формы работы: индивидуальная, групповая. Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Изучение нового материала Без пищи и без воды животное и человек могут жить несколько дней, а без воздуха человек гибнет через несколько минут(самое большее через 6минут). Ещё в древности дыхание считали первопричиной жизни. Поговорка "Это нам нужно как воздух” доказывает это. Люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытом помещении требуется 2м3 воздуха на 1 час. Так в 1846 году на судне "Мери Сомс” погиб батальон солдат, укрывшийся во время бури в трюме, хотя судно осталось абсолютно невредимым. Для чего мы дышим, какое значение для нас, как, впрочем, для любого живого организма, имеет дыхание? Сегодня на уроке мы постараемся ответить. (запись в тетрадь темы урока) -«Пока дышу, надеюсь», - говорил римский поэт Овидий. Эта фраза станет эпиграфом к нашему уроку т. к. дыхание - самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», от которой зависит наше земное существование. (Учитель вместе с классом обсуждает данный вопрос и переходит к сообщению целей урока, подводит к нужным выводам.) Значение дыхания: 1. Обеспечение организма кислородом и использование его в окислительно-восстановительных реакциях. 2. Образование и удаление из организма углекислого газа и некоторых конечных продуктов обмена веществ: паров воды, аммиака и др. - Каким образом кислород поступает в клетки? (Через кровь.) - А как кислород проникает в кровь? (Через лёгкие.) - Что такое дыхание? - Дыхание – это процесс поступления О2 в клетки организма, участие О2 в реакциях окисления, удаление продуктов распада. Самое краткое определение: Дыхание – это обмен газов между клетками и окружающей средой. (Учащиеся записывают определение дыхания в рабочую тетрадь.) Обмен газов между кровью и атмосферным воздухом происходит в органах дыхания – это лёгочное дыхание. Обмен газов между кровью и клетками тканей называется тканевым дыханием. -Внешнее дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода и удаление углекислого газа. Внешнее дыхание осуществляется с помощью дыхательной системы у млекопитающих, птиц, пресмыкающихся и других животных. -Клеточное (или тканевое дыхание)- использование кислорода клетками и тканями для окисления органических веществ с выделением энергии, необходимой для жизнедеятельности клеток. Функции дыхательной системы человека сводится к тому, чтобы снабжать кровь достаточным количеством кислорода и удалять из нее углекислый газ. -При нормальном дыхании человек дышит через нос. А зачем человеку нос? Подобно глазам, губам, ресницам, нос, как бы критически к нему не относиться ,- украшение лица. Представить человека с двумя дырочками на ровном месте просто невозможно! Органы дыхания являются воздушными воротами в наш организм. Познакомимся со строением органов дыхания, проследим, какой путь проделывает воздух, прежде чем перейдёт в кровь, а обратно выделится углекислый газ. Строение органов дыхания. Воздухоносный путь начинается с носовой полости. - А, может, было бы проще, чтобы воздух шёл через рот? Экономнее и лучше? Почему ребёнку говорят: дыши носом? (предположения уч-ся) Ученые проделали опыт с кроликами. Взяли двух кроликов. Одному из них ввели в носовую полость трубочки, чтобы воздух проходил, не соприкасаясь со стенками носовой полости. Через несколько дней кролик умер, а другой, дышащий нормально, остался жив. Объясните, почему? (учащиеся делают вывод: в носовой полости воздух обеззараживается. - Что произойдёт, если в морозную погоду мы будем дышать ртом? Объясните почему. (учащиеся делают вывод: в носовой полости воздух не только обеззараживается, но и обогревается (с помощью кровеносных сосудов) + очищается от пыли и увлажняется. Учащиеся записывают вывод в своих тетрадях. 1. Строение носовой полости. Носовая полость отделяется от ротовой особой перегородкой – нёбом. Носовая полость разделяется костно-хрящевой перегородкой (именно она придаёт форму носу) на правую и левую половины. В каждой из них находятся извилистые ходы, которые значительно увеличивают внутреннюю поверхность носовой полости. Модель носовой полости (в разрезе). Вся носовая полость выстлана слизистым эпителием. Эпителий имеет специальные выросты – реснички и клетки, вырабатывающие слизь. А так же, в слизистой оболочке очень большое количество кровеносных сосудов. Носовые полости снабжены чувствительными клетками, которые обеспечивают защитную функцию. При простудных заболеваниях избыток слизи вызывает рефлекс чихания и вместе с находящимися там микроорганизмами сильным потоком воздуха удаляются их организма. - Как вы считаете, для чего в носовой полости так много кровеносных сосудов? (Ответ: Для согревания.) - А для чего реснички в слизистой оболочке? (Ответ: Очищение от пыли.) - Если бы реснички не удаляли из дыхательных путей пыль, то за 70 лет в лёгких её скопилось бы 5 кг. - Для чего нужна слизь? Для увлажнения и обеззараживания, так как в слизи находятся лимфоциты и фагоциты. Рассказ с использованием рисунка торса человека с внутренними органами. Из носовой полости воздух попадает в носоглотку (верхняя часть глотки), а затем в глотку, с которой сообщается и ротовая полость. Поэтому мы можем дышать и через рот. Кстати, глотка как перекрёсток ведёт и в пищевой канал, и в дыхательное горло (трахею), которое начинается гортанью. -Почему ребенка учат не разговаривать с полным ртом во время приема пищи? (При попадании в гортань пищевых частичек или других веществ, а также при воспалительных процессах возникает кашель и производится усиленный выдох. Это способствует очищению гортани и препятствует проникновению вредных веществ в нижележащие отделы дыхания) Строение гортани. (показ на модели,уч-ся находят на рисунке рис. 96. учебника). Гортань имеет вид воронки, стенки которой образованы несколькими хрящами. Самый крупный их них – щитовидный. У мужчин он несколько выступает вперёд, образуя кадык. Вход в гортань во время проглатывания пищи закрывается хрящом – надгортанником. Задание. Найдите гортань. Сделайте несколько глотательных движений. Что происходит с гортанью? (Щитовидный хрящ во время глотания поднимается вверх, а затем вновь возвращается на старое место. При этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.) Задание. Выясните, что происходит с дыханием во время глотания. Оно останавливается. В узкой части гортани находятся 2 пары голосовых связок. Нижняя пара участвует в голосообразовании. Спереди связки прикрепляются к щитовидному хрящу, а сзади – к правому и левому черпаловидным хрящам. При движении черпаловидных хрящей связки могут сближаться и натягиваться. При спокойном дыхании связки разведены. При усиленном они разводятся ещё шире, чтобы не мешать движению воздуха. При разговоре связки смыкаются, оставляя лишь узкую щель. При прохождении воздуха через щель края связок вибрируют и издают звук. Крик вредит голосовым связкам. Они напрягаются, трутся друг о друга. У мужчин длина голосовых связок 20–24 мм, у женщин – 18-20 мм. Чем длиннее и толще голосовые связки, тем голос ниже. Голоса девочек и мальчиков практически не различаются, только у мальчиков в подростковом возрасте начинают меняться – ломаться (из-за неравномерного роста хрящей и связок). Чем сильнее колеблются голосовые связки, тем голос громче. ( Вспомните крик Тарзана, которого играл Джонни Вайсмюллер – мировой рекордсмен и олимпийский чемпион по плаванию. Вместе с ним кричало четверо человек.) - Звуки речи возникают при вдохе или при выдохе? (Ответ: При выдохе.) Но, оказывается, колебаний голосовых связок недостаточно. Для возникновения членораздельной речи необходимы определённые позиции языка, зубов, губ. Рот и носовая полость усиливают звук, обогащают его различными оттенками. В мозгу существуют специальные центры речи. Они согласовывают работу мышц речевого аппарата и связаны с процессами сознания и мышления. Процесс образования речи называется артикуляцией и формируется у маленьких детей до 5-и лет. Вывод. Значение гортани: глотание, образование звуков речи. Из гортани воздух попадает в трахею. Строение трахеи. Задание на рис. 93 найдите трахею. Ответьте на вопросы: как она выглядит? сколько хрящей входит в состав? Трахея расположена спереди от пищевода. Её мягкая сторона обращена к пищеводу. При прохождении пищи пищевод расширяется, и мягкая стенка трахеи не мешает этому. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием, который выводит пылевые частицы из лёгких. В нижней части трахея делится на 2 бронха: бронхи имеют хрящевые кольца. Они входят в правое и левое лёгкое. В лёгких каждый из бронхов ветвится, подобно дереву, образуя бронхиолы. Бронхиолы заканчиваются альвеолами – лёгочными пузырьками, в которых происходит газообмен. Лёгочные пузырьки образуют губчатую массу, которая формирует лёгкое. Каждое лёгкое покрыто оболочкой – плеврой. Носовая полость – носоглотка – гортань образуют верхние дыхательные пути. Трахея и бронхи образуют нижние дыхательные пути. ВЫВОДЫ: 1. Жизнедеятельность организма возможна лишь при поступлении в его клетки кислорода и удалении углекислого газа. 2. В носовой полости воздух очищается, нагревается и увлажняется. 3. В гортани находятся две пары голосовых связок. Нижняя пара участвует в голосообразовании. Звуки речи формируются в ротовой и носовой полости. 4. Газообмен происходит в альвеолах лёгких. 3. Закрепление изученного материала. Вопросы на повторение 1. Для чего мы дышим? 2. Почему нельзя разговаривать во время еды? 3. Почему у человека меняется голос при потере зубов, насморке, нахождении пищи во рту? 4. Оценки 5. Домашнее задание §41,выполнить задание на соответствие 1(стр.140), тест на стр. 141 | |
Просмотров: 1663 | Загрузок: 126 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|