Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

Экология и мое здоровье
[ Скачать с сервера (32.9 Kb) ] 2013-02-26, 8:34 PM
Северо-Казахстанская область
Район Магжана Жумабаева
Хлеборобская средняя школа
Бейсембина Айгуль Хакимовна
Учитель химии и биологии

ЭКОЛОГИЯ И МОЕ ЗДОРОВЬЕ
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ХИМИИ И ЭКОЛОГИИ
Я ввел вас в землю
плодоносную, чтобы вы питались
плодами и добром ее, а не вошли и не
осквернили землю Мою и достояние
Мое сделали мерзостью.
(Ветхий Завет. Книга пророка Иеремии)

Цели. Познакомить учащихся с основными экологическими понятиями;
Научить ориентироваться в выборе товара с учетом их экологической безопасности;
показать межпредметную связь химии и экологии.

Оборудование. Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, витрина с товарами повышенного спроса у детей (чипсы, шоколад в коробке, соки, лапша «Роллтон», сухарики), товарные знаки, таблица с кодами пищевых добавок, химические стаканы, лимон, пакетики одноразового чая, спиртовая настойка йода, посуда (миски).

План урока
1. Организационный момент
(постановка цели урока).
2. Коды пищевых добавок, их характеристика.
3. Товарные знаки, их расшифровка.
4. Качество продуктов.
5. Проблемы экологии.
6. Итог.
По ходу урока ведется фронтальный опрос учащихся.

ХОД УРОКА
1. Организационный момент
(постановка цели урока).
2. Коды пищевых добавок, их характеристика.
Инсценирование магазина.
Учащиеся выбирают товары, которые хотят приобрести. Товары разделены на три группы по следующим признакам:
• товары с маркировкой Е;
• товары без маркировки Е;
• промышленные изделия с товарными знаками.
За товар каждой группы учащиеся отдают соответственно окрашенный жетон счетной комиссии, которая подсчитывает число жетонов и делает выводы.
Учитель. Каждый человек в современном мире пользуется различными предметами, которые он приобрел за деньги в магазине или на рынке. Они нужны нам, чтобы ими пользоваться, т.е. потреблять. В каждый момент в нашей жизни мы что-то потребляем: одежду, которую
носим; пищу, которую едим; телефильмы, которые избавляют нас от хлопот по организации собственного досуга и т.п.
- Счетная комиссия закончила свою работу и сейчас огласит результаты и прокомментирует их.
Выступление членов комиссии.
Учитель. Человек – странное существо: сначала он разрушает собственное здоровье, а затем, прилагая неимоверные усилия, стремится его поправить. Понять это трудно. Может, причиной является элементарная экологическая безграмотность? Человек сознательно
пренебрегает условиями, предоставленными ему природой для здорового образа жизни: заточает себя в «каменный мешок», служащий ему жильем; окружает лишними вещами; употребляет продукты питания, которые не
просто вредны, но и опасны для здоровья. Создав мощную отрасль промышленности, которая призвана сохранять продукты питания, люди перерабатывают, видоизменяют все то, что дала им природа, а именно: коптят, консервируют, стерилизуют, жарят, ароматизируют, подкрашивают, т.е. делают пищу практически непригодной для
употребления.
В последние годы нашу страну захлестнула волна импорта продуктов питания. Основные поставщики: Дания, США, Германия, Израиль, Франция. В каждой экономически развитой стране существует три категории продуктов питания: для внутреннего рынка, для экспорта в развитые
страны и, наконец, для экспорта в страны «третьего мира», и, к сожалению, в Казахстан. Эта продукция не отвечает международным
стандартам: она изготовлена из второсортного или третьесортного сырья; содержит различные вредные для здоровья человека добавки, а порой может иметь истекший срок годности. Как обезопасить себя? Каким продуктам питания следует отдавать предпочтение?
Информация первая.
Обязательно ознакомьтесь с тем, что написано на упаковке продуктов питания. Обратите внимание на букву Е с индексом, означающим виды пищевых добавок: эмульгаторы, пищевые красители, вкусовые и ароматизирующие вещества. Каждый индекс несет информацию о характере воздействия ингредиента на организм человека (см.слайд№1,2 таблица «Классификация некоторых пищевых добавок»). Товары с опасными компонентами не предназначены для продажи на внутреннем рынке стран-производителей.
- Для потребителя очень важна информация о товаре. И, наверное, самым доступным источником ее является сам товар. За годы промышленного производства люди научились не только давать название тому, что произведено их руками, но и каким-то образом передавать информацию о составе и количестве продукта в упаковке. Для этого используются товарные знаки. Наша задача – научиться в них разбираться. Все знаки можно объединить в четыре группы:
• свидетельствующие об экологической безопасности;
• подтверждающие соответствие стандартам качества и
безопасности;
• характеризующие состав продукта;
• информирующие о правилах пользования товаром и указывающие срок его годности.
Задание учащимся.
- Посмотрите на этикетки товаров, которые вы приобрели в нашем магазине. Какую информацию вы можете получить, читая их? (Ответы учащихся.) Для всех людей очень важно знать, что означают символы на упаковке.

3. Товарные знаки, их расшифровка.
Учитель. Необходимо отметить, что по закону КР вся информация о составе продукта должна быть изложена на казахском и русском языках. Однако на нашем рынке часто встречаются товары с характеристикой на иностранном языке. К таким товарам следует относиться с осторожностью. (см.слайд№3 «Самые распространенные товарные знаки.»).
Вопросы и задания учащимся.
1. Обращаете ли вы внимание на товарные знаки?
2. Запишите полную информацию о купленных вами товарах по
их этикеткам.
3. Какие последствия можно ожидать при употреблении выбранных вами продуктов питания? Заслушиваются ответы учащихся.

4. Качество продуктов.
Учитель.
Информация вторая.
Человек может сам определить качество товара, обезопасить себя и сохранить свое здоровье. Например, качество заварки чая можно определить кружочком лимона. Для этого в двух стаканах кипятка
следует заварить чай разных сортов и в каждый стакан добавить
по дольке лимона. В том стакане, где быстрее и в большей степени
обесцветится раствор, находится чай лучшего качества, не содержащий химических красителей.
Обратите внимание на необходимость обеззараживания поверхности фруктов, ягод, овощей, проходящих дополнительную обработку перед отправкой потребителю. Сначала промойте их теплой водой, затем опустите на 1мин. в воду, содержащую 2–3 капли спиртовой настойки йода. Снова ополосните кипяченой водой.
Активным противоядием при попадании в организм солей тяжелых металлов служат витамины группы В, С, А, Е, поэтому в рацион
питания необходимо включать овощи, особенно семейства крестоцветных. Это значительно снижает риск заболевания раком. Витамины
С и Е хорошо выводят из организма токсины. Особенно эффективен витамин Е, являющийся одним из самых сильных природных антиоксидантов. Он препятствует образованию в организме пероксидов,
которые считаются канцерогенными веществами. Витамин Е содержится в подсолнечном масле, капусте, яйцах, отрубях. (см.слайд№4 «Витамины»).
Практическая работа. (Учащиеся учатся определять качество чая, обеззараживать поверхности фруктов, ягод, овощей)

5. Проблемы экологии.
Учитель. Практически любая деятельность человека наносит вред окружающей среде. Человек все время изобретает новые товары и услуги, которые облегчают нашу жизнь. Технический прогресс позволяет нам жить все более и более комфортно, однако, улучшая наше положение как потребителей, он наносит серьезный ущерб окружающей среде, т.е. нам же. В настоящие время появились новые загрязнители: пластиковые
бутылки, синтетические моющие средства и др. Одну треть мусора, производимого человеком за год, составляют упаковки от купленных им товаров.
Вопросы учащимся.
1. Куда вы обычно выбрасываете пластиковые бутылки?
2. Можно ли им найти применение?
3. В чем вред пластиковых бутылок?
4. Подлежат ли они вторичной переработке? (Заслушиваются ответы уча-
щихся.)
Основные типы бытового мусора.
• Изделия из пластмасс наносят ущерб природе, т.к. препятствуют газообмену в почве и в водоемах. При разложении выделяют
вредные вещества, что приводит к гибели живых организмов. Срок
разложения в земле составляет около 100 лет. Вторичной переработки нет, наименее опасный путь обезвреживания – захоронение.
• Изделия из полимерных материалов (бутылки, обложки, ручки): разлагаются медленно (более 100 лет); при разложении выделяют вредные вещества. Можно подвергнуть вторичной переработке (переплавка), небольшие количества – сжечь.
• Банки из-под пива и других напитков, изготовленные из алюминия: в земле разлагаются сотни лет, в воде – несколько десятков лет. Наносят ущерб природе – острые края банок травмируют животных. Вторичная переработка – переплавка.
Вывод. Не разбрасывать бытовой мусор на улице, в лесу, в парке. Иначе...
Ученик.
Лесные дары
Длинным было ожиданье,
Наконец-то выходной.
Едем к лесу на свиданье,
Здравствуй, добрый шум лесной.
Мирно лес качнул ветвями,
Нас спасая от жары,
И раскинул перед нами
Все возможные дары:
Две непарные калоши,
От «Сирени» пузырек,
И на букву «Г» похожий
Черный валеный сапог.
Недалеко от полянки
Сразу три консервных банки.
Рядом – целая гора
Головешек от костра.
Восемь спичечных коробок,
А окурков и не счесть.
Между ними всяких пробок
Двадцать пять иль двадцать
шесть.
Нам попались очень скоро
Пять бутылок от «Кагора»
И пластмассовый стакан
На боку. Наверно, пьян.
Поднялись мы на пригорок,
Там – семья арбузных корок.
А оберток! А газет –
Перечесть минуты нет.
Глянем ради интереса.
Только вот с чего начать?
Есть листы центральной прессы,
Есть и местная печать.
Прочитали для начала
«О культуре поведе...».
Очень жаль, что окончанье
Не нашли еще нигде.
Топчем высохшую хвою,
Не зевай, «дары» бери!
Но у нас корзин с собою,
К сожаленью, только три.
Тара эта, видим сами,
Для «даров» невелика.
Вряд ли справятся с «дарами»
Тридцать три грузовика.
(В.В.Чаплина.)

Викторина.
1. Подумайте, какие меры могут убедить людей не выбрасывать где попало бытовые отходы? Что можно сделать в районе, в городе, стране в этом направлении?

2. Есть у нас большой завод,
Он продукцию дает,
А над ним труба дымит,
Небо синее коптит.
Жить под ней – сплошная мука,
Но поможет нам наука:
Чтобы снять противогаз,
Обезвредить нужно газ.
- Как можно очистить газовые
выбросы?

3. Как можно обезопасить воду?
Заключительное слово учителя химии.

6. Итог.

Таблица Классификация некоторых пищевых добавок
Классификация Коды добавок
Запрещены к применению в РФ Е121, Е123, Е240
Не разрешены к применению в РФ
Е103, Е107, Е125, Е128, Е140, Е153–155, Е182,
Е209, Е505, Е512, Е519–523
Опасны
Е102, Е110, Е120, Е124, Е127, Е173–175
Сомнительны Е102, Е104, Е120, Е122, Е124, Е141, Е150, Е161,
Е173, Е180, Е241
Канцерогены Е131, Е142, Е210–217, Е239, Е240 (особо опасен!)
Нарушают деятельность желудочно-
кишечного тракта Е221–226
Нарушают функцию кожи
Е230, Е231, Е233

Нарушают давление Е250, Е251
Вызывают сыпь Е311, Е312
Содержат много холестерина Е320, Е321
Нарушают пищеварение
Е338, Е340, Е341, Е407, Е450, Е461, Е463, Е466,
Е468


3. Аналогичное значение имеет знак «ресайклинг» (рис. 3).
Продукты с таким знаком производятся в США, Великобритании.
4. «Не сорите!» (риc. 4). Это руководство к действию. На товарах, произведенных в России, уже встречается надпись «Подлежит
сдаче».
5. Изображение кролика (риc.5) означает, что продукт не опробован на животных. Есть специальные знаки, по которым можно определить, входят
ли в состав продукта те или иные вещества. Например, знак «V»
(рис. 6) свидетельствует о том, что продукт не содержит ингредиентов, имеющих животное происхождение.
Категория: Биология | Добавил: Кролик
Просмотров: 849 | Загрузок: 104 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2025-01-08, 10:20 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru