Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология |
[ Скачать с сервера (44.0 Kb) ] | 2013-03-14, 11:51 PM |
Бейсембина Айгуль Хакимовна Учитель химии и биологии Хлеборобской СШ Района Магжана Жумабаева Северо-Казахстанской области Тема урока: "Распространение водорода в природе и получение. Физические свойства." Цель: Дать общую характеристику водороду, ознакомиться с его физическими свойствами, методами получения и нахождением в природе. Образовательные задачи: Охарактеризовать водород как элемент и как простое вещество, показать большое распространение водорода в природе, ознакомить учащихся с аппаратом Киппа, лабораторным и промышленным способами получения водорода и выяснить, какие свойства водорода лежат в основе методов его собирания. Воспитательные задачи: Продолжить формирование у учащихся диалектико-материалистического понимания природы. Развивающие задачи: Развитие общеучебных умений и навыков: работа с учебником и дополнительной литературой, правила работы на рабочем столе, умение систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, доказательно и грамотно излагать свои мысли, делать выводы, составлять схемы. Развитие специальных умений и навыков: Наблюдать химические явления, обращаться с химическими приборами, реактивами, соблюдать технику безопасности при работе с химическим оборудованием, оформлять демонстрационный эксперимент, закрепить умения уравнивать химические уравнения и определять типы химических реакций, применять полученные знания для объяснения новых фактов. Методы, методические приёмы. Беседа с учащимися, работа с учебником, текстами и материалами слайдов, демонстрационный эксперимент, частично-поисковый метод. Реактивы. Цинк, соляная кислота, оксид меди (II). Оборудование. Раздаточный дидактический материал, таблица химических элементов Д.И. Менделеева, компьютер, медиапроектор; спиртовка, спички, пробирки, лабораторные штативы, кристаллизатор. Ход урока I. Мотивация. Актуализация знаний -Основу жизни составляют 6 элементов первых трёх периодов Н, С, N, О, Р, S на долю которых приходится 98% массы живого вещества. Один из них мы сегодня будем изучать. А вот какой именно мы узнаем из загадки. Загадка - Я, газ легчайший и бесцветный, Неядовитый и безвредный. Соединяясь с кислородом, Я для питья даю вам воду. (Водород.) -Итак, тема урока: "Распространение водорода в природе и получение. Физические свойства." (слайд 1.) II. Изучение нового материала -Сегодня мы познакомится с удивительным химическим элементом – водородом – и образованным им простым веществом. Для этого вам понадобится план-путеводитель. Внимательно прочитайте и скажите, что сегодня вы узнаете. (Слайд 2) План-путеводитель 1. “Открытие водорода” 2. “Распространение водорода” 3. “Получение водорода” 4. “Это интересно” 5. “Физические свойства простого вещества” 6. “Визитка химического элемента» «Выбери задание” 7. “Тест” Учащиеся называют пункты плана, формулируя при этом цели и задачи урока. 1. “Открытие водорода” - Внимательно послушайте сообщение и ответьте на вопрос: “Кто и когда открыл водород?” Сообщение ученика «Открытие водорода»: Английский ученый Генри Кавендиш в 1766 г. получил водород действием цинка, олова или железа с серной или соляной кислотой. Водород до Кавендиша получали и другие ученые, но они и не пытались изучить его свойства. Интересно отметить, что водород принимали за разновидность воздуха или флогистон. Ломоносов в своей диссертации “О металлическом блеске” писал: “При растворении какого-либо неблагородного металла, особенно железа, в кислотных спиртах из отверстия склянки вырывается горючий пар, который представляет собой флогистон» («теплород» — вещество, по канонам науки того времени определявшее температуру тел. Он прекрасно горел, а огонь считался почти чистым флогистоном). Большинство исследователей, в том числе и Кавендиш, принимали водород за флогистон, и называли его “горючий газ”. Кавендиш первым подробно описал способы получения, а так же физические и химические свойства водорода. Он установил, что водород не растворяется в воде и щелочах, при смешивании его с воздухом образуется взрывчатая смесь. Поэтому Кавендиш новому газу дал название “горючий воздух”. Поскольку при действии кислот на различные металлы выделялся один и тот же газ, Кавендиш утвердился в своем мнении что водород – это флогистон. В 1781 году английский ученый, наблюдая горение водорода на воздухе: Н2 + О2 = 2Н2О установил, что водород при горении превращается в чистую воду. Но он сделал неверный вывод, посчитав, что вода, вещество элементарное, т.е. простое. В 1783–1784 гг. А. Лавуазье совместно с Ж. Менье осуществили термическое разложение воды и установили, что она состоит из кислорода и водорода. Данные Лавуазье: 85 частей кислорода и 15 частей водорода. Современные данные: 88,9% кислорода и 11,2% водорода. Современное название водороду дал французский физик и химик А. Гитон де Морво в 1787 году. Он предложил латинское название гидрогениум, означающее “рождающий воду”. Русское название (по смыслу такое же): вода род. Водород стал первым известным простым газообразным веществом. Его открытие имело огромное значение для становления современной научной химии. 2. “Распространение водорода” (слайд 3), текст со схемой раздается каждому ученику. Прочтите текст заполните схему, указав области нахождения водорода в природе и ответьте на вопрос: Почему водород самый первый, но второй? По распространенности в нашей Вселенной водород занимает первое место. На его долю приходится около 92% всех атомов (8% составляют атомы гелия, доля всех остальных вместе взятых – менее 0,1% ). Таким образом, водород – основная составная часть звезд и межзвездного газа. В условиях звездных температур (например, температура поверхности Солнца – 6000 °С) и межзвездного пространства, пронизанного космическим излучением, этот элемент существует в виде отдельных атомов. Массовая доля водорода в земной коре составляет 1% – это девятый по распространенности элемент. Однако его роль в природе определяется не массой, а числом атомов, доля которых среди остальных элементов составляет –17% (второе место после кислорода, доля атомов которого равна –52%). Поэтому значение водорода в химических процессах, происходящих на Земле, почти так же велико, как и кислорода. В отличие от кислорода, существующего на Земле и в связанном, и в свободном состоянии, практически весь водород на Земле находится в виде соединений; лишь в очень незначительном количестве водород в виде простого вещества имеется в атмосфере (0,00005% по объему). Основным соединением водорода является вода. Кроме того, большое его количество входит в состав многочисленных соединений с углеродом (органических веществ), составляющих основу нефти, природного газа пропана С2Н6, угля и др. Он непременная составная часть веществ, образующих живые организмы (–6,5% от сухой массы). 3. “Получение водорода” (практическая работа, демонстрационный эксперимент) 1.В сопровождении учителя проделать опыт: взаимодействие кислот с металлами (краткий инструктаж по технике безопасности при работе с кислотами). Уравнение реакции записать в тетрадь. -Определить к какому типу химических реакций оно относится. -Соберите полученный водород и докажите его наличие. 2.Знакомство с аппаратом Киппа. Ознакомьтесь с устройством аппарата Киппа (сборка прибора). 4. “Это интересно” текст раздается каждому ученику. - Аппарат Киппа - химический прибор, имеющий свой аналог в природе! Аппарат Киппа существует в природе, в организме жуков-бомбардиров. Ознакомьтесь с текстом и укажите, действие аппарата Кипа в организме жука-бомбардира. Ответ подчеркните карандашом в тексте. Аппарат Киппа - прибор для получения небольших количеств углекислого газа, водорода, сероводорода из двух негазообразных веществ - твёрдого и жидкого, изолированных друг от друга до реакции. Прибор изобрёл в середине XIX века голландский фармацевт Якоб Кипп. Аппарат Киппа существует в природе, в организме жуков-бомбардиров. Небольшое оранжево-синее насекомое, защищаясь от нападения врага, выбрасывает нагретую до высокой температуры газовую струю. Газовая струя обращает в бегство напавшего на жука муравья, вызывает небольшой ожог на коже человека. Газовую струю образуют две крохотные железы, расположенные в конце брюшка. В организме насекомого, как и в аппарате Киппа, нет запаса сжатого газа. Он создаётся по мере необходимости в результате реакции негазообразных веществ. Различие между железами жука и аппаратом Кипа в способе прекращения реакции негазообразных веществ. В аппарате Киппа надо перекрыть кран газоотводной трубки, тогда накапливающийся газ вытесняет жидкий реагент из реакционной камеры в воронку. В железе жука мышца-«кран» расположена не на выходе, а на входе в реакционную камеру и регулирует поступление новых порций реагентов. Аппарат Киппа работает непрерывно, аппарат жука - периодически. При этом жук использует не только продукты реакции, но и выделяющуюся теплоту - Получение водорода в промышленности. Почитайте абзац параграфа и запишите в тетради химические реакции, с помощью которых получают водород в промышленности. 5. “Физические свойства простого вещества” (слайд 4) Работайте в парах. Запишите в тетради физические свойства простого вещества по рисунку на слайде: Вкус: Цвет: Запах: Температура кипения: Растворение в воде: 6. “Визитка химического элемента” (слайд 5, слайд 6 – проверка задания) Работа в паре. -Определите место положения элемента в Периодической системе. Сделайте записи в тетради: Химический знак, порядковый номер, атомная масса, группа (валентность). Н2 – молекула водорода, состоит из 2 атомов водорода, найдите молекулярную массу. III. Закрепление знаний 8. “Пройди задание» (слайд 8) (проверка заданий устно). 1. Мыльные пузыри, наполненные водородом, поднимаются вверх. Объясните это явление. 2. На каком рисунке (а или б) отображен способ "переливания" водорода из одного сосуда в другой? Ответ поясните. 9. “Тест» ( тест-слайд 9, проверка заданий слайд 10). Работайте самостоятельно. Выберите один правильный ответ: 1. Водород является продуктом взаимодействия: 1) Cu + HCl; 2) Zn + HCl; 3) Cu + H2O; 4) S + NaOH 2. Укажите валентность водорода в соединениях: 1) I; 2) II; 3) III; 4) V 3. Индивидуальным веществом является: 1) чугун; 2) водород; 3) соляная кислота; 4) воздух. 4. Водород не получают следующим способом: 1) разложением воды под действием постоянного электрического тока; 2) взаимодействием некоторых металлов с кислотами; 3) взаимодействием активных металлов с водой; 4) при разложении оксида алюминия (Al2O3) 5. Физические свойства водорода используются при: 1) получении сверхнизких температур; 2) наполнении стратостатов и шаров-зондов; 3) получении металлов из их оксидов; 4) отводе теплоты в электрических машинах. 6. Водород в лаборатории получают взаимодействием: 1) железа с водой; 2) кислоты с водой; 3) оксида кальция с водой; 4) цинка с соляной кислотой. 7. Водород впервые получил: 1) Менделеев; 2) Кавендиш; 3) Авогадро; 4) Бутлеров; 8. Вещество, которое образуется при горении водорода в кислороде: 1) SO3; 2) Н2О; 3) Cl2; 4) Au. 9. Водород – основная составная часть: 1) земной коры 2) атмосферы земли 3) звезд и межзвездного газа. 4) горных пород 10. В промышленности водород не получали взаимодействием: 1) метана с водой; 2) железа с водой; 3) электролизом воды; 4) цинка с соляной кислотой. Ученики: выполнив задание, меняются тетрадями друг с другом, проверяют и выставляют оценки. (слайд10) Правильные ответы: 1-2 6-4 2-1 7-2 3-2 8-2 4-4 9-3 5-2 10-4 Критерии оценок: (слайд 11) “5” – 0-2 ошибки “4” – 3-4 ошибки “3” – 5-6 ошибок “2” – более 6 ошибок IV. Подведение итогов урока Фронтальная беседа - что нового узнали на уроке? - что интересно было? -чтобы хотели узнать о водороде на следующий урок? V. Домашнее задание (слайд 12) Учитель: §30; упр. 1-12. VI.Выставление оценок | |
Просмотров: 3648 | Загрузок: 198 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|