Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

Взгляды и традиции казахского народа по охране природы
[ Скачать с сервера (31.0 Kb) ] 2013-03-14, 11:59 PM
Бейсембина Айгуль Хакимовна
Учитель химии и биологии
Хлеборобской СШ
Района Магжана Жумабаева
Северо-Казахстанской области

Тема: Взгляды и традиции казахского народа по охране природы
Задачи:
1. Убедить учеников, что человек является дериватом (производным) природы. Для чего следует объяснить необходимость рационального использования и защиты окружающей природной среды, применения экологических знаний.
2. Раскрыть особенности и содержание национальных традиций в охране природы.
3. Способствовать изучению культуры казахского народа, формированию экологической образованности и культуры учащихся.
Оборудование: презентация (рисунки природы Казахстана).
Тип урока: Этноэкологический
Межпредметная связь: история, литература, биология, география.

Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Проверка пройденного материала: Экологический диктант
1. Комплексная наука, включающая разные дисциплины, всесторонне изучающая все изменения в природе и человеческом обществе — это….(Экология)
2. Правильное поведение человека на природе —…( Экологическая этика )
3. Сфера разума, высшая стадия развития биосферы, изменение и развитие которой управляется человеком…. (Ноосфера)
4. Использование природных ресурсов на основе экологических знаний — ….(Экологическая грамотность)
5. Научное понимание происходящих в природе явлений— …(Экологическое мышление)
6. Изучает основные направления развития взаимодействия общества человека с природой — ….(Социальная экология)
7. Область распространения живых организмов на Земле — … (Биосфера)
3. Изучение нового материала.
Казахская легенда«Гора Бура»( звучит тихо домбра) (слайд 1-3)
Бурабай — край удивительных песен и легенд. Именно этой земле сказано: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»
Природа создала здесь волшебный мир красок и звуков. Одна легенда рассказывает, что много лет назад здесь жил двугорбый верблюд, белый, как снег. Был он мирным, спокойно пасся у подножья Кокшетау — Синих гор. Но если случалась беда — джут или война — верблюд преображался. Стремительно взлетал он на вершину горы. От его рева содрогались скалы, замирала степь. Люди слышали призыв и собирались вместе, отводили беду от родной земли.
Народ любил белого верблюда. Но однажды встретил верблюда жестокий хан и пустил в него стрелу. Упал верблюд, застонал от боли и пополз к озеру глотнуть — живительной влаги. Но сил не хватило. Превратился верблюд в камень, стал горой.
C тек пор гора и носит название (Бура), что в переводе с казахского означает («верблюд»).
Задание.
1. О каком природном памятнике идет речь?

Объявление темы и задач урока(оформление тетради:запись темы урока) (слайд 4-5)
2. Что такое джут?
3. Какую роль в экологическом воспитании и образовании играют легенды?
Какие легенды вы знаете? Назовите названия гор, рек, озер Казахстана о которых сложены легенды. (слайд 6-7)
4.
Рассказ 1-ого ученика(слайд 8 -11)
Традиции и обычаи
Каждая нация и народность имеет свои традиции в использовании природы, сформированные веками. Традиции – это исторически сложившиеся устойчивые и наиболее обобщённые нормы и принципы общественных отношений людей, передаваемые из поколения в поколение и охраняемые силой общественного мнения. Традиции также древни, как само человечество. Они носят исторический характер, ибо возникли и формировались в процессе трудовой и общественной деятельности людей, складывались не по желанию отдельных лиц и групп, а имели под собой объективную основу. Традиции возникали как закономерное явление общественного развития и играли огромную роль в организации усилий рода и племени в борьбе с силами природы, формировании лучших черт человеческой личности. Нарушение традиций в древние времена считалось недопустимым, и каралось неминуемым наказанием.
Эти традиции передаются с молоком матери из поколения в поколение. Традиции по охране природы являются в основном следствием связи данного народа c природной средой.
Необходимость сохранности окружающей среды, ее защиты должна проникнуть в национальное самосознание.
Содержание национальных традиций формировалось веками, и в них имеются свои особенности в деле охраны природы, характерные для той или иной народности. Традиция казахского народа вести кочевой образ жизни способствовала лучшему пониманию явлений природы, помогала чувствовать их, учила сосуществовать, приспосабливаясь к ним. Из домашних ремесел у местных казахов были распространены выделка кож, изготовление ковров, тканей, тесьмы и других изделий. В домашнем производстве сохраняют свое значение обработка шерсти, производство войлока, изготовление ковров, а в некоторых хозяйствах домашнее ткачество, пошив одежды и головных уборов, вязание из козьего пуха шалей, носков.
A также религия, поклонение луне, ночи, воде, горам и огню способствовали пpобуждению y человека чувства понимания могущественности природы, формировали национальное самосознание.
Как и y других народностей, в традициях казахского народа придавалось важное значение особым природным явлениям, заповедникам и целебным источникам, природным памятникам, деревьям —гигантам, зверям и птицам. B текстах преданий, рассказов, сказок, песен рассказывалось об уважительном, бережном отношении к природе. B эволюции развития человека были отмечены различного вида традиции в использовании древних приpодных заповедников. Это приручение диких зверей и птиц, постепенное культивирование растений. Вместо безразличия к природному фонду постепенно начали формироваться гуманные и благородные привычки.
Человек, осваивая природные богатства для удовлетворения своих материальных благ, стал понимать и ценить их значимость. Стали развиваться традиции создания заповедных зон, защита птиц и зверей, сохранение лесного богатства. Например, в России царь Петр I издал закон об охране леса и содержащихся в нем птиц и зверей.
В историческом сообществе человечества возникли благородные традиции. Относясь c уважением к творению пpиpоды, возносить ее, строить дворцы стало традицией. Например, в Китае, Индии, Египте, Греции и в других странах построены дворцы, символизирующие гармонию творения природы и человека.
B Казахстане есть много природных исторических памятников. Каменные статуи в Кокшетау, горы Заилийского Алатау и Алтая, возвышенности Устюрта, Мангистау и Улытау. Немало их и на просторах Бетпакдалы. Как итог поиска райского места предком народа Асаном Кайгы земля, превращенная в легенду, c гордостью называется землей Казахстана.
Групповая работа учащихся
Класс делится на 2 группы, каждая из них получает текст и задание.
1 группа.
Мухтар Ауэзов «Возвращение»
…..Он ударил коня, поскакал вперёд и до самой лощины (овраг с пологими склонами) Есембая ни разу не оглянулся назад.
Караульная сопка, Тайное ущелье — все эти места знакомы Абаю не хуже, чем родной аул. Два раза в год весной и осенью — аул Кунанбая прикочёвывает сюда и надолго здесь располагается. Каждое ущелье, овраг, лощина, места, где привязывают жеребят или ставят юрты, овечьи пастбища на возвышенности — всё это знакомо и мило Абаю. B прошлом году, когда он отправлялся в город учиться, ему пришлось выехать как раз отсюда, из Есембая. И всё кажется ему здесь родным, всё дышит непередаваемой теплотой. Недавно ещё он веселился здесь, бегая c мальчишками наперегонки, устраивая скачки на жеребятах —однолетках, играя в бабки (детская игра в кости). И когда там, в городе, нападала на него тоска по родному аулу, в его воспоминаниях не раз вставали незабываемые дни, проведённые именно здесь, в Есембае.
Мирные жёлтые сопки, зелёные луга, необъятный простор серебристого ковыля, подёрнутый вдали дрожащей дымкой. С нежностью и волнением смотрит Абай на окружающий его мир — на бескрайнюю степь, на простор, на сопки, где он родился и где провёл детство. Ему хочется обнять всё это и покрыть горячими поцелуями. Какая нега в прохладном степном ветерке!
Сочная тучная степь вся колышется от этого ветерка, и волнами переливается ковыль. Да нет, не степь это — бескрайнее море, сказочное море… Абай не может оторвать от него глаз. Он безмолвно погружается взором в вольную ширь. Она ничуть не пугает его. Если бы он смог, он охватил бы её всю, прижался бы к ней и шептал: " Я так соскучился по тебе! Может быть, другим ты кажешься страшной — только не мне! Родная моя, милая степь!..»
И мальчик скачет вперёд, чуть видный среди зеленовато —серебряных просторов. Удержать его невозможно.
К закату путники подъехали к аулу Кунанбая на Кольгайнаре, где жила и родная мать Абая — Улжан. Кольгайнар славился своим прозрачным родником. Возле юрт самого Кунанбая теснились юрты его родных. Дыхание жизни оживляло вечернюю степь. Лай собак, окрики пастухов, блеяние овец и ягнят, топот коней, скачущих на водопой и поднимающих золотистую дымку пыли ржание жеребят, только что спущенных c привязи и мечущихся по степи в поисках маток… Дым, поднимающийся от костров к прозрачному вечернему небу, висит над юртами сплошной тёмно —серой завесой… Вот o чём тосковал в городе мальчик! Вот что заставляет его сердце биться радостном волнении, подобно играющему скакуну, в властно захватывает все его чувства!
Задание
1. Охарактеризуйте образ жизни казахского народа, процессы ведения хозяйства, выращивания скота и другие виды деятельности.
2. Расскажите о сезонном использовании природных пастбищ, упомянутых в тексте.
3. Как вы думаете, почему Абай так спешил домой? Найдите в тексте слова, которые говорят o чувствах к родному краю.
2 группа.
С. Мауленов
«О степь моя!»
Дастархан у нас, как степь, широк,
Горы высоки и величавы.
Сколь гостеприимен мой народ,
Каждым, кто бывал здесь,
Отмечалось.
Родина,
Любимая земля,
Кланяюсь степям твоим, долинам!
Я бы нежно обнял всю тебя,
Если б великаном стал былинным.
Блеск вершин, безбрежие озёр,
Буйство белых речек;
И без края.
Без конца, куда ни бросишь взор,
Степь лежит —
То мать моя вторая.
Обнимает Каспий и Алтай
Степь моя, великая по праву.
Носятся ветра из края в край.
По земле
Её разносят славу.
Если бы я мог тебя обнять,
Как батыр,
О степь моя! О мать!
Задание.
1. Опишите природу Казахстана. Какие природные зоны описаны в стихотворении?
2. Какие черты, особенности казахского народа сравниваются с природой? Откладывают ли отпечаток природные условия на характерные черты народа?
Казахские поверья, основанные на древних мифах
Многие обычаи, традиции, поверья современых казахов связаны с теми далекими временами. Обычаи – это также общепринятые исторически сложившиеся в процессе эволюции правила и нормы, регулирующие поведение людей в определённой области общественной жизни.
Считается, что аруахи – души предков.Душа живет вечно, поэтому с ней связан обычай почитания предков. Во всех трудных житейских случаях обращаются к ним за поддержкойи приносят жертву.
Поклонение скоту выражается во множестве запретов: нельзя наступать на кости животных, нельзя проливать молоко,дабы не утратить благосостояние. Если же проливалось молоко нечаянно, в нем смачивали палец и проводили по лицу, а затем насухо вытирали.
Казахи не переступали через топор и коромысло, говоря, что сделавший это не разбогатеет.
Если встретят ночью корову, то надо ударить ее кнутом по спине, потому что на ней сидят злые духи.
Если животное имеет какую-нибудь особенность, то оно считается священным, и иметь такое животное – значит быть счастливым. Таких животных никому не отдают.
Запрещено стрелять в лебедей:казахи называют их царями птиц. Человека убившего лебедя, может постигнуть несчастье. Не убивают сову, филина, дятла, синюю ворону, кукушку. Почитают ласточек.

Миф о тулпаре (слайд 14-16)
Поскольку жизнь кочевников непосредственно связана с лошадьми, разумеется, не обошлось без того, чтобы они не оказались персонажами мифов, сказок, легенд и эпических поэм. Фантастичесий образ крылатых коней возник еще в древние времена. Казахи наивно полагали, что под лопатками аргамаков спрятаны невидимые глазам маленькие крылья. Когда рождается тулпар, чтобы не повредить ему крылья, необходимо было вынуть жеребенка, вспоров брюхо кобылицы. Кобылица умирала, но жертва эта – ради несравненойбыстроты коня.
Крылатые кони, согласно легенде, способны путешествовать из своего мира в иные миры, они умеют менять облик, превращаясь в других животных.
У казахов есть поверье:когда рождается батыр, вмете с ним рождается его конь. И поскольку у кочевых народов конь – главный помощник в нелегкой походной жизни, то после смерти хозяина вместе с ним хоронили и его коня.
Есть поверье, что грива и хвост лошади оберегают от злых духов, бесов и опасностей. К колыбели привязывали волосы из гривы и челки лошади или, завернув в кусочек ткани, в виде талисмана одевали на шею ребенка.
Почитается у казахов белый конь. Когда прекращается война и две стороны приходят к соглашению, во время перемирия закалывают белого коня и проводят обряд:гонцы обеих сторон обмакивают указательные пальцы в кровь этого коня и клянутся никогда не враждовать. В 1740 году во время мирного соглашения между ханом Абылаем и джунгарскими хонтайчи был проведен подобный обряд. Для вести о победе посылали гонца на белом коне, о поражении – на вороном.

Конкурс пословиц и поговорок.
Большую роль в воспитании любви к природе казахи придавали пословицам и поговоркам. По очереди каждая группа говорит пословицу или поговорку. Все остальные анализируют, обращая внимание на экологические понятия.
1. Дикие животные едины с природой.
2. Где много водорослей, там много рыбы.
3. Летучая мышь не любит света.
4. Пчела садится на цветок, а журавль на воду.
5. Аист прилетел, лето наступило.
6. Дрофа любит пустыню, гуси, утки — озеро.
7. Земля — мать, дитя — народ.
8. Земля богата, народ богат.
9. Земля щедра, если умеешь ухаживать.
10. В неплодородной земле не бывает достатка.

3. Заключение
С древних времен казахи уделяли большое внимание охране природы. Образ жизни казахского народа был связан с природой. Природа — среда обитания и существования человека. Человек — часть природы. Он должен служить природе, защищать ее, любить и только тогда это будет взаимно!
Земля моя!
В зеленом летнем платье
Ты ловишь солнце будущего дня.
Родимая, какое это счастье,
Что ты всегда со мной и для меня!
4. Домашнее задание
§ 36. Составить экологический рассказ о применении системы сезонного использования природных пастбищ. (зимовка, весенние пастбища, жайлау, осенние пастбища)
Творческая задача: Нефть и газ на побережье Каспия добывали с незапамятных времен. Местные жители использовали глиняные светильники, в которых сжигалось "земляное масло". Добывали нефть в глубоких колодцах. Мастер, спускаясь в колодец, обвязывался веревкой. Но в колодце были вредные испарения, и человек мог там быстро потерять сознание. А длительное пребывание в колодце в таком состоянии могло закончиться трагически. Как узнать оставшимся сверху, не потерял ли мастер сознание?
Противоречие: Мастер должен дать сигнал о потере сознания, чтобы его быстро подняли наверх, и не может дать сигнал, потому что он уже без сознания.
Категория: Биология | Добавил: Кролик
Просмотров: 3688 | Загрузок: 471 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2025-01-08, 10:22 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru