Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология |
[ Скачать с сервера (54.6 Kb) ] | 2013-04-05, 3:24 PM |
Тема урока: Типы темперамента. (Дополнительный материал к разделу XIV «Поведение и психика человека») 8 класс Разработано: Килина Евгения Сергеевна, учитель биологии КГУ «Средняя школа № 14» г. Риддера ВКО РК Тип урока: урок изучение нового материала с элементами исследования Цели: Дидактическая: сформировать представление об уникальности каждой личности, дать понятие о психологических особенностях человека, связанных с его темпераментом. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать. Воспитывать интерес к своему внутреннему миру, сформировать культуру общения, чувство ответственности за выбор будущей профессии, чувство коллективизма, сопереживания. Педагогическая цель: обучение исследовательской деятельности: помочь выявить свой ведущий тип темперамента. Оборудование: презентация РР по теме, раздаточный материал: информационные карты «Сказка о темпераментах», таблица «Соотношение типов нервной системы и темперамента», рекомендации по преодолению проблем, связанных с темпераментом, индивидуальная оценка темперамента учащихся по А. Белову. Ход урока. 1. Орг.момент. 2. Актуализация знаний. 3. Создание проблемной мотивации. 4. Определение темы исследования. Формулирование цели исследова-ния. 5. Постановка проблемного вопроса. 6. Решение проблемы, микроисследование. 7. Подведение итогов урока. 8. Домашнее задание. Деятельность учителя Деятельность учащихся 1. Орг.момент СЛАЙД 1 Приветствие, настрой на урок. Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на уроке биологии. Сегодня у нас не совсем обычный урок в обычном кабинете. На уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. Приветствие учителя. Настрой на работу. Аплодисменты. 2. Актуализация знаний (фронтальная беседа) Ребята, напомните присутствующим какой раздел биологии вы изучаете в 8 классе? Анатомия человека. Что изучает анатомия человека? Строение организма человека. Назовите известные вам системы орга-нов. Перечисляют. Итак, вы узнали, как устроено ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕЛО. Но человек - это не просто набор органов и систем. Это ЛИЧНОСТЬ. СЛАЙД 2 Что, по-вашему, означает слово «Личность»? (Высказывания). Личность — понятие, отображающее социальную природу человека, его статус, отношения между людьми. Однако отношения между людьми складываются разные. Кто-то испытывает взаимную симпатию, к кому-то мы равнодушны, кто-то нас явно раздражает. Значит, мы как личности все разные. Душевный мир человека богат и разнообразен. Что определяет наше «Я»? Какой «Я» - хороший или плохой? Могу ли я стать лучше, чем есть? Вот о чем мы будем вести сегодня речь на уроке. 3. Создание проблемной мотивации Сначала послушайте сказку. В ней речь идет о четырех героях-рыцарях. Задача для вас - узнать в них себя. Сказка о типах темперамента СЛАЙД 3 В незапамятные времена жили в одном королевстве четыре рыцаря. Звали их Холерик, Сангвиник, Флегматик и Меланхолик. Все они носили доспехи, ездили на прекрасных конях, но были они очень разные. СЛАЙД 4 Холерик ни минуты не мог посидеть спокойно. Он носился на коне целый день, громко кричал, разгонял всех разбойников в округе. И если только слышал, что где-то поблизости завелся какой-нибудь дракон, сразу мчался туда, чтобы сразиться с ним. Он не успокаивался до тех пор, пока не устраивал бурный и веселый бой, который обычно заканчивался позорным бегством дракона. СЛАЙД 5 Сангвиник тоже все делал быстро и весело. Если он решал построить себе новый замок, то работал старательно и увлеченно. Он не прочь был и посмеяться, и поохотиться с друзьями. И хотя драться не любил, но если уж задира Холерик вызывал его на поединок, то мог и постоять за себя. Сангвиник также любил погонять драконов. Но когда не удавалось справиться с драконом сразу, ему это становилось уже неинтересным. Он вспоминал, что еще хотел поймать жар-птицу, бросал дракона и уезжал на ее поиски. СЛАЙД 6 Рыцарь Флегматик, напротив, все делал медленно и неторопливо. Строя свой замок, он неделями думал, как возводить башню или где делать ворота. Увлеченный своей работой, он даже не замечал драконов, гулявших прямо у стен его замка. А если обнаруживал их, то пока он деловито готовился к схватке, драконы успевали без особой спешки скрыться. СЛАЙД 7 Меланхолик был среди них самый тихий и грустный. Он всегда всего боялся, и если разбойники окружали его замок, кричали и насмехались над ним, то он сразу начинал плакать. Он пугался криков пролетавших драконов и любил сидеть на лавочке в тишине своего парка. А при строительстве замка послушно следовал советам других рыцарей. СЛАЙД 8 У короля, которому служили четыре рыцаря, была прекрасная дочь. Случилось так, что все четверо полюбили ее. Собрались они, посоветовались и решили отправиться все вместе просить руки принцессы. Пусть, мол, она сама выберет наиболее достойного. Прибыли они к королевскому замку и увидели, что страшный великан-людоед с большущей дубиной стоит у ворот и никого не пускает к принцессе. СЛАЙД 9 Холерик, не раздумывая, кинулся в бой с великаном. Тот взмахнул дубиной, и Холерик вылетел из седла и кубарем покатился по земле. Незадачливый рыцарь сразу же вскочил и, размахивая обломком меча, стал кричать, что великан поступает нечестно, что у него дубина, а не меч и вообще они в разных весовых категориях. Увидев это, Меланхолик всхлипнул, пробормотал: «Вот всегда так! Ну почему я такой невезучий?» — повернул коня и отправился восвояси. Флегматик почесал затылок, подумал и решил: «Ничего с этим великаном не сделаешь. Ну да ладно. Приеду-ка я завтра. Может, ему надоест здесь сидеть. А нет, так я могу и подождать, пока он уйдет». А Сангвиник сразу смекнул, что ему с великаном не справиться, он лесом объехал замок, закинул веревку на стену с другой стороны и, напевая песенку, полез на башню к принцессе. Но, к несчастью, веревка оборвалась, и Сангвиник шлепнулся в кусты. Поглаживая ушибленные колени, он усмехнулся и решил построить воздушный шар и на нем перелететь через высокие стены королевского замка. Принцесса из своей башни видела, как поступил каждый из ее поклонников. Все четверо разочаровали ее: ведь Холерик хотя и был храбрецом, но только кричал, а не искал выхода из создавшейся ситуации; Флегматик, видимо, не очень-то торопился попасть к своей возлюбленной; Сангвиник хитрил и не желал вступать в бой со страшным великаном-людоедом; Меланхолик — тот вообще испугался и отчаялся. СЛАЙД 10 Прошло несколько дней, и снова все четверо рыцарей появились у ворот замка. Холерик пришел первым во главе большого вооруженного отряда — за это время он обскакал все королевство и собрал самых сильных рыцарей на битву с великаном. Увидев, какой оборот приняло дело, великан бросил дубину и убежал. И принцесса восхитилась неугомонностью Холерика. Тут она увидела, что к замку летит воздушный шар, в корзине которого сидит улыбающийся Сангвиник. Принцесса была в восторге от его находчивости. В тот же миг в окно башни впорхнул почтовый голубь. К его шейке бантом было привязано послание. Оказалось, что это любовная баллада, которую сочинил Меланхолик. Принцесса была растрогана искренностью стихов. Вдруг на булыжниках дороги загрохотали тяжелые повозки. Это неторопливый Флегматик вез щедрые подарки прекрасной принцессе, и он тоже понравился девушке своей сдержанностью и деловитостью. Четверо рыцарей предстали перед королем и его дочерью, чтобы просить руки принцессы. — Сначала я разочаровалась в вас, — сказала прекрасная принцесса. — А теперь я восхищаюсь вами. В темпераменте каждого из вас оказались замечательные черты. Но я выбираю... 4. Определение темы исследования. Формулирование цели исследования. Прежде чем закончить сказку, проведем небольшое исследование. О каком качестве личности говорится в сказке? Что отличало четырех рыцарей друг от друга? ТЕМПЕРАМЕНТ. Так определите тему нашего урока. (Формулируют тему). СЛАЙД 11 Тема урока «Типы темперамента человека». Записывают в тетрадь тему урока. Что вы должны узнать на уроке? (Самостоятельная постановка задач). 1. Узнать, что такое «темперамент». 2. Узнать, каким бывает темперамент. 3. Зачем нам это нужно знать? СЛАЙД 12 Итак, вопрос 1: Что такое темперамент? Сколько типов темперамента у человека? Ваши варианты. СЛАЙД 13 Подведем итог: Темперамент – это качество ЛИЧНОСТИ, определяющее активность и эмоциональность поведения человека. Врожденная особенность человека. 5. Постановка проблемного вопроса. СЛАЙД 14 1) Если у человека 4 типа темперамента, можно ли всех людей четко разделить на 4 группы? 2) От чего зависит темперамент человека? 6. Решение проблемы, микроисследование. Задание № 1. Перед вами таблица «Соотношение типов нервной системы и темперамента». В ней указан тип нервной системы, его особенности (сила, уравновешенность, подвижность), типы темперамента. СЛАЙД 15 Задача: в течение 5 минут заполните нижнюю часть таблицы «Краткая характеристика» темперамента, вспоминая сказку о четырех рыцарях и прибегая к помощи слайда-информатора. Работу выполните в тетрадях. Работаем в парах. СЛАЙД 16 Обсуждение результатов. Обобщение результатов. Таблица «Соотношение типов нервной системы и темперамента». Тип НС Сильный Слабый Особен-ности нервных процес-сов Сила Уравнове-шенность Подвиж-ность Сильный Неуравно-вешенный Подвижный Сильный Уравнове-шенный Подвиж-ный Сильный Уравнове-шенный Инертный Слабый Неуравно-вешенный Подвижный или инерт-ный Темперамент Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик Краткая характеристика Очень энер-гичный Вспыльчи-вый Эмоцио-нальный Напористый Чувстви-тельный Активный Энергич-ный Жизнера-достный Легкомыс-ленный Беззабот-ный Работоспо-собный Малоэмоцио-нальный Надежный Спокойный Серьезный Замкнутый Ранимый Сдержан-ный Задумчивый Грустный СЛАЙД 17, 18 Экскурс в историю. СЛАЙД 19 Еще 2400 лет назад, в V в. до н. э., великий врач Греции Гиппократ создал учение о том, что здоровье определяется правильным сочетанием четырех основных жидкостей, входящих в состав человеческого тела: 1. крови (по-латыни — «сангвис»), 2. лимфы (по-гречески — «флегмы»), 3. желтой желчи (по-гречески — «холе») 4. черной желчи (по-гречески-«мелайна холе»). Это учение господствовало в науке на протяжении более двух тысячелетий . Сначала считалось, что правильность пропорций, в которых смешаны эти жидкости определяет только здоровье человека. Кстати, слово «темперамент» и означает в переводе с латинского «правильное смешение». Затем учение о темпераменте постепенно вышло из рамок медицины и стало использоваться для объяснения индивидуальных особенностей здоровых людей. Разумеется, теория четырех жидкостей, якобы определяющих четыре темперамента, была весьма наивной. Подлинно научное объяснение природы темперамента дал Иван Петрович Павлов в своем учении об основных свойствах нервной системы. СЛАЙД 20 Опыты Павлова и его сотрудников показали, что процессы возбуждения и торможения проявляются и сочетаются у людей по-разному: у одних нервная система сильная, у других— слабая, а у третьих — занимает какое-то среднее место по этому признаку. Оказалось также, что люди с сильной нервной системой делятся на две группы. 1. У одних возбуждение преобладает над торможением, и такие люди весьма возбудимы, «безудержны», по выражению Павлова. 2. У других возбуждение и торможение находятся в равновесии. Люди второй группы, в свою очередь, подразделяются на живых (с подвижными нервными процессами) и спокойных (с менее подвижными, инертными нервными процессами). В результате такого деления получаются четыре основных типа нервной системы, каждый из которых, по Павлову, соответствует одному из традиционных темпераментов. Назовем их: слабый тип — меланхолическому; сильный, неуравновешенный — холерическому; сильный, уравновешенный, подвижной — сангвиническому; сильный, уравновешенный, инертный — флегматическому. Настало время обратить внимание на себя. СЛАЙД 21 Перейдем к результатам нашего исследования. Перед вами результаты анкетирования, которое мы провели на прошлом уроке. Я использовала тест «Формула темперамента» А. Белова. Посмотрите на них внимательно. Поднимите руку те, кто является истинным Холериком, Сангвиником, Флегматиком, Меланхоликом? Что получается? В чистом виде темпераменты встречаются редко. В каждом человеке есть что-то от холерика, сангвиника, флегматика и меланхолика. СЛАЙД 22 Вопрос, кем лучше быть, не имеет смысла, как и вопрос, какое время года лучше. В каждом есть свои плюсы и свои минусы. Надо их знать и действовать по ситуации, не идя на поводу у природных качеств, а развивая их. Особенности темперамента, ребята, необходимо учитывать при выборе будущей профессии. В следующем году мы с вами проведем диагностику на выбор будущей профессии, используя знания о темпераментах человека. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться: СЛАЙД 23,24 меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; СЛАЙД 25,26 флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; СЛАЙД 27,28 сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; СЛАЙД 29,30 холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку. Мы провели исследование своего темперамента, чтобы узнать, как складываются наши взаимоотношения, как мы выбираем друзей. Поговорим о совместимости темпераментов. Как формируется дружба, симпатия, привязанность? Прослушайте рекомендации, проанализируйте свои отношения в классе. СЛАЙД 31 Итак, люди сходятся по темпераментам. Холерика лучше всего успокаивает и дополняет в работе флегматик. Меланхолика хорошо поддерживает и тонизирует сангвиник. СЛАЙД 32 Более проблематично взаимодействуют между собой пары «холерик-меланхолик», «сангвиник-флегматик». ***В этом случае рекомендуется холерикам больше себя сдерживать, а меланхоликам не принимать всё так близко к сердцу, хотя для обоих это будет не просто. ***Флегматикам нужно постараться более открыто и непосредственно проявлять свои чувства и не быть такими упрямыми, а сангвиникам попытаться быть более последовательным в делах и более надёжным в своих обещаниях. СЛАЙД 33 • Другие сочетания (холерик-сангвиник и флегматик-меланхолик) требуют подстройки, так как первая пара эмоциональна и инициативна, что может вызвать проблему лидерства, а вторая - довольно инертна и пассивна. СЛАЙД 34 • Наиболее благоприятным бывает взаимодействие двух флегматиков и двух меланхоликов, несколько хуже - двух сангвиников и совсем плохо - двух холериков. Более подробно эту формулу взаимоотношений мы отработаем на следующих уроках. СЛАЙД 44 А ТЕПЕРЬ ЗАКОНЧИТЕ СКАЗКУ – ВАРИАНТ «НИКОГО» НЕ ПРИНИМАЕТСЯ! Выслушиваются мнения. А каков темперамент у принцессы? Говориться ли об этом в сказке? Вывод: Мы подбираем пару принцессе по своему темпераменту! По итогам урока вы получаете рекомендации: как предупредить ежеднев-ные проблемы, связанные с темпераментом, как работать над собой. СЛАЙД 36-45 Ежедневные проблемы. Холерик Часто он настолько увлечён своей очередной идеей, что просто не слышит указаний. Задания бросается выполнять, недослушав до конца, всё делает быстро, но небрежно, не замечая неточностей и ошибок С трудом идёт на компромисс, вспыльчив и агрессивен не в меру Излишне самоуверен, любит риск, склонен к необдуманным поступкам Очень общителен, но легко может поссориться со всем коллек-тивом сразу и с каждым по отдельности. Флегматик Пока он умывается, завтракает, завязывает шарфик, звонок на урок уже давно прозвенит. Если он всё же успеет к началу, звонок на перемену прозвенит раньше, чем он красиво напишет в тетради «Классная работа» Если без согласования заменить его привычный завтрак на что-нибудь новенькое - можно нарваться на большой скандал Хитрый ленивец - он может нарочно ещё медленнее двигаться Сангвиник Легко «забывает» о скучной и однообразной работе, вместо неё займётся чем-то более интересным Если всё-таки займется порученным делом, то бросит его сразу, как только ему предложат что-то ещё более привлекательное Не все его многочисленные друзья соответствуют привычному кругу людей. Меланхолик Делая ему невинное замечание, вы получаете поток слёз и отчаянное: «У меня никогда ничего не выходит, ни на что я не гожусь» В детском летнем лагере первые три недели это чувствительное создание тоскует и с недоверием присматривается к окружающему миру. Когда мир, наконец, покажется вполне приемлемым, и найдутся симпатичные знакомые, смена закончится Домашние задания останутся нетронутыми, а он сам находится в горестных раздумьях на тему: «Всё равно ничего у меня не выйдет» От него регулярно можно получать порцию жалоб на грубых и невоспитанных мальчишек, язвительных девчонок и скучных учителей. Рекомендации. Холерик Главное - поверните свою бешеную энергию в нужное русло: Занимайтесь подвижными видами спорта- это даст выход стремлению к лидерству, тренировки научат контролировать свои движения, рассчитывать силу Вам необходимо много жизненного пространства- чаще бывайте на природе Помните: качество гораздо важнее скорости. Ваш девиз- лучше меньше, да лучше! Помните: человеку важно уметь контролировать свои эмоции и учитывать интересы других людей. Флегматик Вас могут заинтересовать те виды спорта, которые не требуют быстрой реакции Вам важно научиться понимать чувства и эмоции других людей Чтобы не вести себя стереотипно вам надо учиться сформиро-вать своё мнение и уметь защищать его Вам важно помнить, что существуют люди с другими взглядами на жизнь и научиться принимать эти взгляды Сангвиник Вам необходим подвижный образ жизни Помните: вам важно уметь сосредоточиться на выполняемой работе, и доводить её до конца Не забывайте про «мелочи» в работе Попробуйте свои силы в театральном кружке Меланхолик Вы с трудом включаетесь в коллективные игры, но, сумейте преодолеть себя, и тогда с удовольствием повеселитесь вместе со всеми. Помните, что ошибка – это подсказка к будущим успехам. Спокойно разберите, в чём была неудача, и вы будете знать, как действовать в следующий раз. 7. Подведение итогов урока. СЛАЙД 46 Познав самого себя, никто не останется тем, кто он есть. Томас Манн. СЛАЙД 47 «Тот счастлив, кто живет в условиях, соответствующих его темпе-раменту, но тот более совершенен, кто умеет приспосабливать свой темперамент к любым условиям» Дэвид Юм (английский философ, экономист, историк, 1711 - 1776). Сегодня каждый из вас узнал свой темперамент и теперь знает свои особенности, узнал о темпераменте своего друга и его особенностях. Надеюсь, это поможет вам избежать ссор и обид. СЛАЙД 48, 49, 50 Рефлексия. • Закончи предложение……. • На этом уроке я узнал… • Меня удивило… • Думаю, что в жизни мне пригодится… СЛАЙД 51 Помните, что • Сангвиники – это душа коллектива • Холерики – движущая сила • Флегматики – наша совесть • Меланхолики – мозговой центр СЛАЙД 52 8. Домашнее задание. • Определить темперамент членов вашей семьи и составить программу бесконфликтного взаимодействия с ними учитывая особенности своего темперамента • Подготовить сообщение на тему « Лечения цветом. Эффективность данного способа». Информационные источники: 1. Евсеева Анна Анатольевна, педагог-психолог. Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. /Фестиваль «Открытый урок». 2. Коломенская М.В. Конспект урока психологии по теме «Темперамент» 3. Мир советов.RU. 4. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии. 8 класс. Москва, 2007. | |
Просмотров: 5993 | Загрузок: 991 | Комментарии: 7 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|