Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

Открытый урок "Млекопитающие Казахстана"
2013-07-12, 10:52 PM
Урок биологии 7 класс.
Тема: Млекопитающие Казахстана.

Цель: ознакомление с отдельными отрядами, широко распространенными и редкими видами млекопитающих Казахстана, их жизнедеятельностью. Ознакомление с мерами по охране редких и исчезающих видов млекопитающих Казахстана.

Задачи:

Образовательная: Сформировать представления об отдельных отрядах, широко распространенных и редких видах млекопитающих Казахстана, их жизнедеятельностью.

Развивающая: Развивать познавательную активность, умение использовать в работе ранее полученные знания. Обогащать словарный запас школьников.

Воспитательная: Способствовать формированию понимания бережного отношения к живой природе. Воспитание личной ответственности за результаты своей деятельности.

Тип урока: Комбинированный.

Вид урока: смешанный

Методы: словесный, наглядный.

Межпредметная связь: география, экология.

Оборудование: интерактивная доска, презентация «Млекопетающие Казахстана», видеоролик «Красная книга Казахстана» , книжная выставка, учебник «Биология 7 класс», рабочие листы.

ПЛАН УРОКА :
1. Организационный момент
2. Целеполагание.
3. Проверка знаний наиболее важных положений прошлых уроков.
4. Изучение нового материала
5. Закрепление изученного материала
6. Выводы. Итоги урока. Выставление оценок.
7. Домашнее задание
8. Рефлексия.

Ход урока:

1. Организационный момент.
Готовность к уроку. Отчет дежурного.

2. Целеполагание.

Мы с вами в течение нескольких уроков изучали тему «Класс млекопитающие», познакомились с особенностями внешнего строения млекопитающих, изучили разнообразие отрядов данного класса, их особенности и представителей. Тема нашего сегодняшнего урока – «Млекопитающие Казахстана»
3. Проверка знаний наиболее важных положений прошлых уроков
Давайте вспомним, какими характерными особенностями обладают представители класса млекопитающие?
1. Млекопитающие – группа животных, которая выкармливает своих детёнышей молоком.
2. Млекопитающие – похожи частями тела: голова, уши, шея, туловище, конечности, хвост.
3. Млекопитающие – отличаются друг от друга по величине, окраске, форме тела.
4. У большинства млекопитающих на теле имеется волосяной покров (шерсть). В холодное время года защищает от охлаждения, в жаркое – от перегрева.
Какую тему мы изучали на прошлых уроках? (Многообразие млекопитающих)

Проверка знаний (тест)
1. Туловище млекопитающих высоко поднято над землей благодаря:
а) удлиненным костям конечностей;
б) расположению ног под туловищем;
в) большему, чем у пресмыкающихся и земноводных, числу отделов в передних и задних конечностях;
г) крупным размерам.
2. Волосяной покров тела имеют:
а) все млекопитающие;
б) только млекопитающие, жизнь которых не связана с водой;
в) большинство млекопитающих;
г) немногие млекопитающие.
3. Детеныши у млекопитающих рождаются:
а) у всех слепыми и беспомощными;
б) у всех зрячими и покрытыми шерстью;
в) как слепыми и беспомощными, так и зрячими;
г) зрячими и покрытыми шерстью только у крупных хищников.
4. Позвоночник обладает большой гибкостью и подвижностью:
а) у всех млекопитающих;
б) у большинства млекопитающих;
в) у мелких зверей, которые при движении выгибают спину дугой;
г) у крупных травоядных млекопитающих.
5. В коже млекопитающих имеются железы:
а) только сальные;
б) только потовые;
в) только млечные;
г) сальные, потовые, млечные.
6. Глаза у млекопитающих:
а) имеют веки с ресницами;
б) не имеют ресниц;
в) не имеют век;
г) имеют веки и ресницы только у отдельных водных видов.
7. Выкармливают молоком детенышей млекопитающие:
а) все;
б) большинство видов;
в) только ведущие наземный образ жизни;
г) только травоядные.
8. В позвоночнике млекопитающих выделяют отделы:
а) шейный и поясничный;
б) шейный и туловищный;
в) грудной и хвостовой;
г) шейный, грудной, поясничный, туловищный и хвостовой.
9. Диафрагма — это:
а) плоская мышца, разделяющая полость тела на грудную и брюшную части;
б) перегородка между грудной клеткой и кишечником;
в) хрящевая перегородка между шейным и туловищным отделами;
г) перегородка между левым и правым легким.
10. В головном мозге млекопитающих наиболее развиты:
а) передний мозг и мозжечок;
б) продолговатый мозг;
в) средний мозг;
г) задний мозг.



Обобщение пройденного материала:
Назовите представителей каждого отряда
4. Изучение нового материала

Какие отряды млекопитающих водятся в Казахстане?


Давайте рассмотрим представителей этих отрядов.






В природных зонах Казахстана распространены 178 видов млекопитающих из 8 отрядов.

Закрепление нового материала (На рабочих листах).

Сделайте анализ признаков и заполните таблицу, указав их номера под соответствующими отрядами животных.
1) Резцы хорошо развиты.
2) Зубы мало различаются по форме.
3) Имеется многочисленный видовой состав.
4) Клыки и коренные зубы хорошо развиты.
5) Слабо развит головной мозг.
6) Фаланги пальцев закрыты копытами.
7) Джейран, сайгак, бегемот.
8) Ёж, выхухоль, землеройка.
9) Барсук, хорёк, гепард, барс.
10) Селевиния, дикобраз, сурок Мензбира.
11) Кончик морды вытянут вперед.
12) Клыки очень острые.
13) Некоторые виды впадают в спячку.
14) Горностай, соболь, куница, ласка.
15) Семейство полорогих.

Насекомоядные Грызуны Парнокопытные Хищные


Защита редких животных в Казахстане. Красная книга Казахстана. Видеоролик.
Красная книга Казахстана — аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения в Казахстанеживотных, растений и грибов. Насчитывает 3 издания, последнее из которых вышло в 1999 году.
Современное издание включает:
 128 видов и подвидов позвоночных
 18 рыб и круглоротых
 3 земноводных
 10 пресмыкающихся
 57 птиц
 40 млекопитающих

Видеоролик.
Список млекопитающих, занесённых в Красную книгу Казахстана:
Отряд Насекомоядные
1. Семейство Землеройковые - Белозубка-малютка (Suncus etruscus)
2. Семейство Кротовые - Выхухоль (Desmana moschata)

Отряд Рукокрылые
Семейство Кожановые
• Ночница Иконникова (Myotis ikonnikovi)
• Азиатская широкоушка (Barbastella leucomelas)
• Кожанок Бобринского (Eptesicus bobrinskii)
• Белобрюхий стрелоух (Otonycteris hemprichi)
Семейство Бульдоговые
• Широкоухий складчатогуб (Tadarida teniotis)

Отряд Хищные
Семейство Псовые
• Красный волк (Cuon alpinus)
Семейство Медвежьи
• Бурый медведь, тянь-шаньский подвид (Ursus arctos isabellinus)
Семейство Куньи
• Каменная куница (Martes foina)
• Лесная куница (Martes martes)
• Европейская норка (Mustela lutreola)
• Перевязка (Vormela peregusna)
• Медоед (Mellivora capensis)
• Речная выдра, среднеазиатский подвид (Lutra lutra seistanica)
Семейство Кошачьи
• Гепард (Acinonyx jubatus)
• Барханный кот (Felis margarita)
• Манул (Felis manul)
• Каракал (Lynx caracal)
• Рысь, центральноазиатский (туркестанский) подвид (Lynx lynx isabellinus)
• Снежный барс (Uncia uncia)

Отряд Непарнокопытные
Семейство Лошадиные
• Кулан, туркменский подвид (Equus hemionus onager)

Отряд Парнокопытные
Семейство Оленевые
• Благородный олень, тугайный (бухарский) подвид (Cervus elaphus bactrianus)
Семейство Полорогие
• Джейран (Gazella subgutturosa)
• Азиатский муфлон, устюртский подвид (Ovis vignei arkal)
• Горный баран, алтайский подвид (Ovis ammon ammon)
• Горный баран, кызылкумский подвид (Ovis ammon severtzovi)
• Горный баран, казахстанский подвид (Ovis ammon collium)
• Горный баран, тянь-шаньский подвид (Ovis ammon karelini)
• Горный баран, каратауский подвид (Ovis ammon nigrimontana)

Отряд Грызуны
Семейство Беличьи
• Сурок Мензбира (Marmota menzbieri)
Семейство Дикобразовые
• Индийский дикобраз (Hystrix indica)
Семейство Селевиневые
• Селевиния (Selevinia betpakdalensis)
Семейство Тушканчиковые
• Пятипалый карликовый тушканчик (Cardiocranius paradoxus)
• Карликовый тушканчик Гептнера (Salpingotus heptneri)
• Бледный карликовый тушканчик (Salpingotus pallidus)
• Жирнохвостый карликовый тушканчик (Salpingotus crassicauda)
Семейство Слепышовые
• Гигантский слепыш (Spalax giganteus)
Семейство Хомяковые
• Хомячок Роборовского (Phodopus roborovskii)
• Жёлтая пеструшка (Lagurus luteus)

Заповедники Казахстана.
Зоопарки.


Закрепление знаний полученных на уроке.
1. Какие отряды млекопитающих встречаются в Казахстане?
2. Перечислите животных, которые относятся к отряду грызунов.
3. Назовите основные семейства отряда хищных.
4. К какому семейству относятся архары, перечислите места обитания .
5. Какие природоохранные мероприятия проводятся в Казахстане?


6. Выводы. Итоги урока. Выставление оценок.

Сегодня на уроке мы познакомились с отдельными отрядами млекопитающих, которые широко распространены в природных зонах Казахстана, их жизнедеятельностью.
Ознакомились с мерами по охране редких и исчезающих видов млекопитающих Казахстана.

7. Домашнее задание: п. 55, стр. 237 задание 1, 2.

8. Рефлексия.



1. Больше всего на уроке мне понравилось_________ .
2. Самым интересным сегодня на уроке было
3. Самым сложным для меня сегодня было
4. Сегодня я научился_________
5. Сегодня я задумался_________

Ф. И. ___________________________________________________ 7 «В» класс
Урок биологии .
Тема: Млекопитающие Казахстана.
Проверка знаний (тест)


1. Туловище млекопитающих высоко поднято над землей благодаря:
а) удлиненным костям конечностей;
б) расположению ног под туловищем;
в) большему, чем у пресмыкающихся и земноводных, числу отделов в передних и задних конечностях;
г) крупным размерам.
2. Волосяной покров тела имеют:
а) все млекопитающие;
б) только млекопитающие, жизнь которых не связана с водой;
в) большинство млекопитающих;
г) немногие млекопитающие.
3. Детеныши у млекопитающих рождаются:
а) у всех слепыми и беспомощными;
б) у всех зрячими и покрытыми шерстью;
в) как слепыми и беспомощными, так и зрячими;
г) зрячими и покрытыми шерстью только у крупных хищников.
4. Позвоночник обладает большой гибкостью и подвижностью:
а) у всех млекопитающих;
б) у большинства млекопитающих;
в) у мелких зверей, которые при движении выгибают спину дугой;
г) у крупных травоядных млекопитающих.
5. В коже млекопитающих имеются железы:
а) только сальные;
б) только потовые;
в) только млечные;
г) сальные, потовые, млечные.
6. Глаза у млекопитающих:
а) имеют веки с ресницами;
б) не имеют ресниц;
в) не имеют век;
г) имеют веки и ресницы только у отдельных водных видов.
7. Выкармливают молоком детенышей млекопитающие:
а) все;
б) большинство видов;
в) только ведущие наземный образ жизни;
г) только травоядные.
8. В позвоночнике млекопитающих выделяют отделы:
а) шейный и поясничный;
б) шейный и туловищный;
в) грудной и хвостовой;
г) шейный, грудной, поясничный, туловищный и хвостовой.
9. Диафрагма — это:
а) плоская мышца, разделяющая полость тела на грудную и брюшную части;
б) перегородка между грудной клеткой и кишечником;
в) хрящевая перегородка между шейным и туловищным отделами;
г) перегородка между левым и правым легким.
10. В головном мозге млекопитающих наиболее развиты:
а) передний мозг и мозжечок;
б) продолговатый мозг;
в) средний мозг;
г) задний мозг.

Вопрос 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Ответ
Балл

Оценка за тест: ________
Критерий : 10 -9 баллов – «5», 8 -7 баллов – «4», 6-5 баллов – «3», 4-0 баллов – «2»

Закрепление нового материала

Сделайте анализ признаков и заполните таблицу, указав их номера под соответствующими отрядами животных.

1. Резцы хорошо развиты.
2. Зубы мало различаются по форме.
3. Имеется многочисленный видовой состав.
4. Клыки и коренные зубы хорошо развиты.
5. Слабо развит головной мозг.
6. Фаланги пальцев закрыты копытами.
7. Джейран, сайгак, бегемот.
8. Ёж, выхухоль, землеройка.
9. Барсук, хорёк, гепард, барс.
10. Селевиния, дикобраз, сурок Мензбира.
11. Кончик морды вытянут вперед.
12. Клыки очень острые.
13. Некоторые виды впадают в спячку.
14. Горностай, соболь, куница, ласка.
15. Семейство полорогих.

Насекомоядные Грызуны Парнокопытные Хищные




Оценка: _________

Рефлексия:
1. Больше всего на уроке мне понравилось ________________________________________
_______________________________________ .
2. Самым интересным сегодня на уроке было ___________________________________
_______________________________________ .
3. Самым сложным для меня сегодня было ______________________________
________________________________________________________________ .
4. Сегодня я научился _______________________________________________ .
5. Сегодня я задумался_______________________________________________
________________________________________________________________ .
Категория: Биология | Добавил: Marina273
Просмотров: 3102 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2025-01-24, 11:01 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru