Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология |
[ Скачать с сервера (77.5 Kb) ] | 2013-11-15, 12:37 PM |
Солтүстік –Қазақстан облысы Қызылжар ауданы Белое орта мектебі Северо-Казахстанская область Кызылжарский район Беловская средняя школа Урок естествознания на тему: «Климат и живые организмы» Учитель естествознания Ахметова Любовь Николаевна Предмет: Естествознание Класс: 5 № урока: 30 Дата проведения: ___________ Тема урока: Цель урока: Задачи: 1) образовательные 2) воспитательные 3) развивающие Методы и методические приемы: Оборудование: Дополнительная литература: План урока: «Чехарда букв» Слайд 1 Запись в тетрадь Запись на доске «Мозговой штурм» Слайд 2 Запись в тетрадь Слайд 2 Запись в тетрадь Слайд 3 Запись в тетрадь Слайд 4 Самостоятельная работа Запись в тетради Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Самостоятельная работа в группах Запись в тетради Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Климат и живые организмы. Раскрытие влияния климата на живые организмы. 1) повторить понятие «климат» и его характеристики; 2) дать представление о влиянии климата на человека; 3) познакомить учащихся с влиянием климата на растения и животных. 1) формировать научно-материалистическое мировоззрение на основе раскрытия взаимосвязи между климатом и живыми организмами; 2) формировать бережное отношение к природе; 3) воспитывать уважение к мнению других учащихся, умение слушать и слышать. 1) развивать логическое мышление через умение анализировать, обобщать материалы, сравнивать, делать выводы; 2) развивать навыки самостоятельного поиска знаний, взаимопроверки и взаимооценки знаний учащимися; 3) развивать наблюдательность, память. Словесные: рассказ, объяснение, беседа; Наглядные: демонстрация рисунков учебника, мультимедийной презентации; Практические: наблюдение. Мультимедийная презентация http://klimat-factor.ru/vliyanie.html Этапы урока: I Организационный момент (1мин.); II Изучение нового материала по теме «Климат и живые организмы» (20 мин.); III Закрепление и обобщение материала (12 мин.); IV Выставление оценок (2 мин). Ход урока: I Организационный момент II Изучение нового материала Сегодня мы изучим тему, ключевое слово которой зашифровано на доске. Как вы думаете, какое слово зашифровано? «тиклам» – Климат. Откройте тетради, запишите тему нашего урока «Климат и живые организмы». Какие показатели погоды и климата вы знаете? Влажность Температура Показатели погоды и климата Давление Осадки Ветер Приведите примеры, показывающие, как эти факторы могут влиять на человека? (в зависимости от температуры – разная одежда, дождь – зонтик, ветер – плотная одежда). Те примеры, что мы сейчас привели, подходят для нашей территории, где погода меняется постоянно. Как вы думаете, как приспосабливаются люди к этим факторам, в местности, где погода практически не изменяется. Климат повлиял на разницу в цвете кожи, телосложении жителей разных материков. Географическая и климатическая разница мест расселения, различия в питании – вот что сделало людей столь отличающимися друг от друга. Во время приспособления людей к среде проживания в разных климатических зонах сформировались расы. Раса – исторически сложившаяся группа людей, объединенных происхождением, местом проживания, общими физиологическими особенностями. Существует 3 основных человеческих расы. Человеческие расы Европеоидная Монголоидная Экваториальная Разделите тетрадь на 3 колонки. Давайте посмотрим на фотографию человека европеоидной расы и опишем его (ученики записывают признаки расы). Назовите его цвет кожи (светлая), какие у него волосы? (прямые или слегка волнистые волосы), какой нос? (узкий выступающий). Попытайтесь самостоятельно в тетради дать описание представителей 2 оставшихся рас. Для этого 1 вариант описывает признаки монголоидной расы, а 2 – экваториальной, по примеру описания европеоидной расы. На эту работу вам дается 3 минуты (самостоятельная работа). Проверяем, по цепочке называем признаки монголоидной расы: у представителей монголоидной расы кожа смуглая. Они приспособились к пыльным бурям и постоянной ветреной погоде, имея узкий разрез глаз. Кроме того у них прямые волосы, широкий нос, уплощенная форма лица с заметными скулами. Представители экваториальной расы – потомки обитателей жаркого пояса, поэтому имеют темный цвет кожи. Представителям экваториальной расы свойственны толстые губы, темный цвет глаз, а также густые курчавые волосы – такая "шапка" не перекрывает доступ воздуха к голове и защищает от перегрева. А теперь чтобы наша схема была полной, заполните недостающие столбцы. Подумайте и скажите, почему представители этих 3 рас так непохожи внешне. Что на это повлияло? Давайте рассмотрим на примере экваториальной расы. Представители этой расы в основном живут в Африке. Какие климатические факторы характерны для Африки? (Яркое солнце, высокая температура) темная кожа нужна для того, чтобы солнечные лучи не проникали глубоко под кожу, густые курчавые волосы – такая "шапка" не перекрывает доступ воздуха к голове и защищает от перегрева, широкие ноздри для облегчения дыхания. Какой вывод можно сделать из вышеперечисленного? Климатические условия влияют на внешние признаки человека: цвет кожи, нос, волосы, губы. Человек является представителем животного мира. Поэтому мы можем предположить, что и другие живые организмы также могут приспосабливаться к условиям окружающей среды, а как, вы узнаете, самостоятельно изучив материал на странице 79-80 (памятка). 1 ряд изучает влияние климата на животных, 2 ряд изучает влияние климата на растения в течении 5 минут, после чего первые варианты рядов меняются местами и объясняют изученный материал своему соседу по парте в течении 2 минут на каждого. Давайте подведем итог нашего урока: климат влияет не только на человека, но и на растения и животные. III Закрепление и обобщение материала 1 задание: выбрать представителей холодного климата. По каким признакам вы это определили? 2 задание: соотнести животных с климатом, в котором они обитают. 3 задание: графический диктант (по вариантам) Напишем графический диктант. Подпишите свои листы. Я буду читать утверждение, если вы согласны ставите "+", если не согласны "–". 1 вариант 1.Существует 3 основных человеческих расы. + 2.Представители экваториальной расы имеют светлый цвет кожи. – 3. В холодном климате живут животные с густым мехом. + 4. Саксаул – растение жаркого климата. + 5. Густые курчавые волосы присущи монголоидной расе.– 6.Человек научился приспосабливаться к смене времен года.+ 7.Животные жаркого климата не могут выжить в холодном климате. + 8. Клен остролистный распространен в жарком климате.– 9.Раса – исторически сложившаяся группа людей, объединенных происхождением, местом проживания, общими физиологическими особенностями.+ 10. Климат влияет на растения, животных, человека.+ 2 вариант 1. К 3 основным человеческим расам относят: монголоидную расу, европеоидную расу, экваториальную расу.+ 2. Представители европеоидной расы имеют темный цвет кожи. – 3. Зебра живет в жарком климате. + 4. Верблюжья колючка – растение жаркого климата. + 5. В холодном климате живут животные с коротким мехом.– 6. Животные могут приспосабливаться к смене времен года.+ 7. Клен остролистный распространен в умеренном климате.+ 8. Климат может оставаться неизменным десятки лет.+ 9. Густые курчавые волосы не присущи монголоидной расе.+ 10. Климат влияет на растения, животных, человека.+ Обменяйтесь листочками с соседом по парте и проверьте работы, коды ответов изображены на доске. 9-10 правильных ответов – оценка «5», 7-8 правильных ответов – оценка «4», 5-6 правильных ответов – оценка «3». IV Выставление оценок | |
Просмотров: 3632 | Загрузок: 180 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|