Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

влияние климата на живые организмы
[ Скачать с сервера (77.5 Kb) ] 2013-11-15, 12:37 PM
Солтүстік –Қазақстан облысы
Қызылжар ауданы
Белое орта мектебі

Северо-Казахстанская область
Кызылжарский район
Беловская средняя школа

Урок естествознания
на тему:
«Климат и живые организмы»

Учитель естествознания
Ахметова Любовь Николаевна

Предмет: Естествознание Класс: 5
№ урока: 30 Дата проведения: ___________

Тема урока:

Цель урока:

Задачи:
1) образовательные

2) воспитательные

3) развивающие

Методы и методические приемы:

Оборудование:

Дополнительная литература:

План урока:

«Чехарда букв»
Слайд 1
Запись в тетрадь

Запись на доске

«Мозговой штурм»

Слайд 2
Запись в тетрадь

Слайд 2
Запись в тетрадь

Слайд 3
Запись в тетрадь

Слайд 4

Самостоятельная работа
Запись в тетради

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Самостоятельная работа в группах
Запись в тетради

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Климат и живые организмы.

Раскрытие влияния климата на живые организмы.

1) повторить понятие «климат» и его характеристики;
2) дать представление о влиянии климата на человека;
3) познакомить учащихся с влиянием климата на растения и животных.

1) формировать научно-материалистическое мировоззрение на основе раскрытия взаимосвязи между климатом и живыми организмами;
2) формировать бережное отношение к природе;
3) воспитывать уважение к мнению других учащихся, умение слушать и слышать.

1) развивать логическое мышление через умение анализировать, обобщать материалы, сравнивать, делать выводы;
2) развивать навыки самостоятельного поиска знаний, взаимопроверки и взаимооценки знаний учащимися;
3) развивать наблюдательность, память.

Словесные: рассказ, объяснение, беседа;
Наглядные: демонстрация рисунков учебника, мультимедийной презентации;
Практические: наблюдение.

Мультимедийная презентация

http://klimat-factor.ru/vliyanie.html

Этапы урока:
I Организационный момент (1мин.);
II Изучение нового материала по теме «Климат и живые организмы» (20 мин.);
III Закрепление и обобщение материала (12 мин.);
IV Выставление оценок (2 мин).

Ход урока:
I Организационный момент

II Изучение нового материала
Сегодня мы изучим тему, ключевое слово которой зашифровано на доске. Как вы думаете, какое слово зашифровано?
«тиклам» – Климат.
Откройте тетради, запишите тему нашего урока «Климат и живые организмы».
Какие показатели погоды и климата вы знаете?
Влажность Температура

Показатели погоды и
климата

Давление Осадки Ветер
Приведите примеры, показывающие, как эти факторы могут влиять на человека? (в зависимости от температуры – разная одежда, дождь – зонтик, ветер – плотная одежда).
Те примеры, что мы сейчас привели, подходят для нашей территории, где погода меняется постоянно. Как вы думаете, как приспосабливаются люди к этим факторам, в местности, где погода практически не изменяется.
Климат повлиял на разницу в цвете кожи, телосложении жителей разных материков. Географическая и климатическая разница мест расселения, различия в питании – вот что сделало людей столь отличающимися друг от друга. Во время приспособления людей к среде проживания в разных климатических зонах сформировались расы.
Раса – исторически сложившаяся группа людей, объединенных происхождением, местом проживания, общими физиологическими особенностями. Существует 3 основных человеческих расы.
Человеческие расы

Европеоидная Монголоидная Экваториальная
Разделите тетрадь на 3 колонки.
Давайте посмотрим на фотографию человека европеоидной расы и опишем его (ученики записывают признаки расы). Назовите его цвет кожи (светлая), какие у него волосы? (прямые или слегка волнистые волосы), какой нос? (узкий выступающий).
Попытайтесь самостоятельно в тетради дать описание представителей 2 оставшихся рас. Для этого 1 вариант описывает признаки монголоидной расы, а 2 – экваториальной, по примеру описания европеоидной расы. На эту работу вам дается 3 минуты (самостоятельная работа).
Проверяем, по цепочке называем признаки монголоидной расы: у представителей монголоидной расы кожа смуглая. Они приспособились к пыльным бурям и постоянной ветреной погоде, имея узкий разрез глаз. Кроме того у них прямые волосы, широкий нос, уплощенная форма лица с заметными скулами.
Представители экваториальной расы – потомки обитателей жаркого пояса, поэтому имеют темный цвет кожи. Представителям экваториальной расы свойственны толстые губы, темный цвет глаз, а также густые курчавые волосы – такая "шапка" не перекрывает доступ воздуха к голове и защищает от перегрева.
А теперь чтобы наша схема была полной, заполните недостающие столбцы.
Подумайте и скажите, почему представители этих 3 рас так непохожи внешне. Что на это повлияло? Давайте рассмотрим на примере экваториальной расы. Представители этой расы в основном живут в Африке. Какие климатические факторы характерны для Африки? (Яркое солнце, высокая температура) темная кожа нужна для того, чтобы солнечные лучи не проникали глубоко под кожу, густые курчавые волосы – такая "шапка" не перекрывает доступ воздуха к голове и защищает от перегрева, широкие ноздри для облегчения дыхания.
Какой вывод можно сделать из вышеперечисленного?
Климатические условия влияют на внешние признаки человека: цвет кожи, нос, волосы, губы.
Человек является представителем животного мира. Поэтому мы можем предположить, что и другие живые организмы также могут приспосабливаться к условиям окружающей среды, а как, вы узнаете, самостоятельно изучив материал на странице 79-80 (памятка).
1 ряд изучает влияние климата на животных, 2 ряд изучает влияние климата на растения в течении 5 минут, после чего первые варианты рядов меняются местами и объясняют изученный материал своему соседу по парте в течении 2 минут на каждого.
Давайте подведем итог нашего урока: климат влияет не только на человека, но и на растения и животные.
III Закрепление и обобщение материала
1 задание: выбрать представителей холодного климата. По каким признакам вы это определили?
2 задание: соотнести животных с климатом, в котором они обитают.
3 задание: графический диктант (по вариантам)
Напишем графический диктант. Подпишите свои листы. Я буду читать утверждение, если вы согласны ставите "+", если не согласны "–".
1 вариант
1.Существует 3 основных человеческих расы. +
2.Представители экваториальной расы имеют светлый цвет кожи. –
3. В холодном климате живут животные с густым мехом. +
4. Саксаул – растение жаркого климата. +
5. Густые курчавые волосы присущи монголоидной расе.–
6.Человек научился приспосабливаться к смене времен года.+
7.Животные жаркого климата не могут выжить в холодном климате. +
8. Клен остролистный распространен в жарком климате.–
9.Раса – исторически сложившаяся группа людей, объединенных происхождением, местом проживания, общими физиологическими особенностями.+
10. Климат влияет на растения, животных, человека.+
2 вариант
1. К 3 основным человеческим расам относят: монголоидную расу, европеоидную расу, экваториальную расу.+
2. Представители европеоидной расы имеют темный цвет кожи. –
3. Зебра живет в жарком климате. +
4. Верблюжья колючка – растение жаркого климата. +
5. В холодном климате живут животные с коротким мехом.–
6. Животные могут приспосабливаться к смене времен года.+
7. Клен остролистный распространен в умеренном климате.+
8. Климат может оставаться неизменным десятки лет.+
9. Густые курчавые волосы не присущи монголоидной расе.+
10. Климат влияет на растения, животных, человека.+
Обменяйтесь листочками с соседом по парте и проверьте работы, коды ответов изображены на доске.
9-10 правильных ответов – оценка «5», 7-8 правильных ответов – оценка «4», 5-6 правильных ответов – оценка «3».
IV Выставление оценок
Категория: Биология | Добавил: дипломат
Просмотров: 3632 | Загрузок: 180 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2025-01-09, 10:14 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru