Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

Итоговый урок по теме «Опорно - двигательная система человека».
[ · Скачать удаленно (3,8МБ) ] 2013-11-15, 1:53 PM
Домбровский Анатолий Францевич, учитель биологии и географии,
Первая квалификационная категория высшего уровня,
КГУ Петровская средняя школа СКО Тайыншинский район, село Петровка

Урок биологии в 8 классе: итоговый урок по теме «Опорно - двигательная система человека».
(Дата разработки:10 ноября 2013 года.)
Цель: обобщить и закрепить знания учащихся о связи строения и функций скелета и мышц;
Задачи:
Образовательная: обеспечить в ходе урока закрепление особенностей строения скелета человека, связанные с прямохождением, а также показать значение мышечной активности, физического труда и занятий спортом для развития и формирования организма подростка;
Развивающая: развитие навыков самостоятельной и групповой форм работы, умение делать выводы;
Воспитательная: формирование бережного отношения к своему здоровью.

Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: компьютер, мультимедийная доска, скелет человека и млекопитающего, 2 штатива, кости декальцинированная и прокаленная, тесты по теме, презентация.

Ход урока.
Постановка задач урока. 2 мин.
Активная физическая деятельность - одно из обязательных условий гармоничного развития человека. Постоянные упражнения удлиняют мышцы, вырабатывают их способность лучше растягиваться. При работе масса мускулатуры увеличивается, мышцы становятся более сильными. К активно работающим мышцам проникает больше крови, капилляры в них значительно полнее расширены, чем в мало работающих мышцах. Так усиливается питание и газообмен в мышцах, отток вредных веществ из них.
- Какая система человека обеспечивает движение? (Опорно - двигательный аппарат: скелет, мышцы, связочный аппарат) .
I. Тестирование. 10 мин.(Проводится на компьютере для каждого учащегося свой вариант сложности. Приложение№1)
II. Блиц-опрос. 2 мин
 Какие функции выполняет опорно-двигательная система? (Биологические :«депо» кальция, фосфора, магния; минеральный обмен; кроветворение; механические: опора, защита, движение).
 Назовите отделы скелета? (Череп, позвоночник, грудная клетка, плечевой пояс, конечности, тазовый пояс)
 Какие группы мышц различают у человека? (Мышцы головы и шеи, мышцы туловища, мышцы конечностей)
III. Сопоставьте следующие факты: 3 мин.
Бедро выдерживает вертикально груз 1500 кг.
Большая берцовая кость - 1650 кг.
Плечевая - 850 кг, коленная чашечка - 600 кг.
Предел прочности ребер на излом у молодых колеблется от 85 до 110 кг.
Кость тверже кирпича в 30 раз, гранита в 2,5 раза. Она прочнее дуба и почти так же прочна, как чугун.
Средняя масса скелета человека средней комплекции массой 70 кг равна 8-9 кг.
 Чем объяснить такую прочность скелета при относительной его легкости? (Это обеспечивается сочетанием в костях органических и неорганических веществ и их структурой, т.е. расположением костных пластинок).
IV. Объясните причины такого состояния кости уже из проделанных вами опытов?
5 мин.
1 группа - декальцинированная кость ( удалены минеральные вещества слабым раствором соляной кислоты: кость пластичная и упругая)
2 группа - прокаленная кость ( удалены органические вещества: кость хрупкая и твердая).
Вывод: Неорганические вещества придают костям твёрдость, а органические вещества упругость, эластичность и гибкость.
V. Блиц-опрос. 3 мин.
 Мышцы, образованные гладкой мышечной тканью. (Гладкие мышцы).
 Поперечно-полосатые мышцы, расположенные в коже лица, вокруг глаз, носа, рта. (Мимические).
 Соединительнотканные структуры, которыми мышцы крепятся к костям. (Сухожилия).
 Подвижное соединение костей. (Сустав).
 Тонкая соединительнотканная оболочка, которой снаружи покрыта каждая кость. (Надкостница)
 Мышцы, сокращение которых вызывает противоположнонаправленные движения. (Антагогисты).
 Работа мышц, связанная с удержанием определенной позы или груза. (Статическая).
VI. 8 мин.1 группа. Сравнить скелет человека и млекопитающего животного. Выделить особенности скелета человека, связанные с прямохождением.(Слайд №12)
Вывод: В строении скелета позвоночных животных и человека много общего - они построены по единому плану. Единая основа скелета, одинаковые отделы его у животных и человека, говорят о их родстве и одинаковом происхождении, а различия подтверждают особенности эволюции человека.
2 группа. Сравнить на прочность трубчатую и плоскую кость.(Слайд №13)
Вывод: трубка обладает большей прочностью, чем стержень такой же массы.
Пластинки губчатого вещества кости располагаются так, что противостоят растяжению и сжатию, часто пересекаются под углом 90°. При этом разложение сил происходит на 2 составные, являющиеся сторонами параллелограмма сил, по диагонали которого действуют силы сжатия и растяжения. Поскольку перекладины опираются на компактное вещество кости, возникает жесткая и прочная конструкция, в которой нагрузка равномерно распространяется на всю поверхность. (Слайд №14)

VII. Гигиега опорно-двигательной системы. 10 мин.
1.Влияние нарушения осанки на работу внутренних органов. Степени нарушения осанки, способы коррекции (рассказ учителя, показ слайдов №15-16)
2. Плоскостопие, предупреждение и лечение (рассказ, показ слайдов №17-21)
Ребята, все болезни легче предупредить, чем лечить. О вашем здоровье можете позаботиться лучше всех только вы. Однако ваше здоровье является не только вашим богатством, но и бесценным богатством нашей страны. Нашему государству нужны здоровые граждане. Вопрос здоровья людей проходит красной нитью в политике нашего государства, в политике нашей республики. Подтверждением этому являются, Год здоровья, Год ЗОЖ. В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» осуществляется целевая президентская Программа «Оздоровление населения».

VIII. Домашнее задание: повторить материал §23-28, делать профилактические упражнения.
IX. Оценки за урок.


Литература.

1. Учебник. Биология. Человек. Авторы: Е.А.Очкур, Л.Е.Аманжолова, Р.Е.Джумабаева Алматы «Мектеп» 2008г.
2. Биология человека в таблицах, рисунках и схемах. Резанова Е.А, Антонова И.П, Резанов А.А. М., Издат-Школа
3. «Биология 8 класс»-методическое руководство: авт. Е.А.Очкур, Л.Е.Аманжолова, изд. «Мектеп», 2008г.
4. Панфилова Л.А. Анатомия, физиология и гигиена человека. Тетрадь с печатной основой для учащихся 9 класса, часть 1. Саратов: “Лицей”, 1997. С.23–35.
5. Суханова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии, 6-8 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1996.
6. http://podolsk-102sh2008.narod.ru/Konspekt.doc
7. http://mirbiologii.ru/prezentaciya-na-temu-oporno-dvigatelnaya-sistema-cheloveka.html
8. http:// proshkolu.ru/user/olivili/file/2059582/
9. http://easyen.ru/load/biologija/8_klass/metodicheskaja_razrabotka_s_ehor_gigiena_oporno_dvigatelnoj_sistemy_cheloveka/75-1-0-8109

Приложение№1
Тесты по биологии: Опорно-двигательная система: базовый уровень (1)
1. Какие из названных костей длинные трубчатые?
A. ребра
B. бедренные
C. лучевые
D. локтевые Верных вариантов:3
2. Какого типа сочленения у тазобедренного сустава?
A. цилиндрическое
B. шарнирное
C. шаровое
D. плоское Верных вариантов:1
3. Сколько пар ребер прикрепляется к грудине?
A. 10
B. 11
C. 7
D. 12 Верных вариантов:1
4. Что является кроветворным органом?
A. костная ткань
B. красный костный мозг
C. надкостница
D. хрящ Верных вариантов:1
5. Из какой мышечной ткани состоит сердце?
A. особая сердечная мышечная ткань
B. поперечно-полосатая
C. гладкая и поперечнополосатая
D. гладкая Верных вариантов:1
6. Какие мышцы образуют стенки кровеносных сосудов, кишечника и желудка?
A. поперечнополосатые
B. никакие
C. гладкие
D. те и другие Верных вариантов:1
7. Какую форму имеют скелетные мышцы?
A. круговая
B. веретеновидная
C. шаровидная
D. все перечисленные Верных вариантов:1
8. Какая мышца плеча является сгибателем?
A. трехглавая
B. трапециевидная
C. двухглавая
D. портняжная Верных вариантов:1
9. Под контролем каких систем органов сокращаются гладкие мышцы?
A. головной мозг
B. вегетативная нервная система
C. эндокринная система
D. спинной мозг Верных вариантов:2
10. Что контролирует работу скелетных мышц?
A. головной мозг
B. вегетативная нервная система
C. соматическая нервная система
D. спинной мозг Верных вариантов:2
Тесты по биологии: Опорно-двигательная система: базовый уровень (2)
1. Что из себя представляют неорганические вещества, входящие в состав кости?
A. коллагеновые волокна
B. вода
C. соли калия
D. соли кальция Верных вариантов:2
2. Какие клетки обеспечивают в кости обмен веществ?
A. остеобласты
B. надкостница
C. остеоциты
D. тромбоциты Верных вариантов:2
3. Какая часть трубчатой кости называется эпифиз?
A. губчатое вещество
B. суставной хрящ
C. все перечисленное
D. надхрящница Верных вариантов:1
4. Каковы функции костной ткани?
A. обмен веществ
B. участие в минеральном обмене
C. накопление кальция
D. образование форменных элементов крови Верных вариантов: 3
5. Какие соединения костей являются неподвижными?
A. сращение костей
B. соединение с помощью суставов
C. образование швов
D. соединенные хрящами Верных вариантов2:
6. Что необходимо для движения организма?
A. наличие подвижных суставов
B. работа мышц
C. управление нервной системой
D. умственная деятельность Верных вариантов:2
7. Сколько позвонков входят в состав позвоночного столба?
A. 21-30
B. 31-32
C. 33-34
D. 35-36 Верных вариантов:1
8. Сколько отделов выделяют в позвоночнике?
A. 5
B. 6
C. 3
D. 4 Верных вариантов:1
9. Какие мышцы осуществляют движение нижней челюсти?
A. щечная мышца
B. височная
C. наружная и внутренняя крыловидная
D. жевательная Верных вариантов:3
10. В укреплении плечевого пояса и движениях рук участвуют следующие мышцы:
A. глубокие мышцы спины
B. широчайшая мышца спины
C. трапециевидная
D. портняжная Верных вариантов:2

Тесты по биологии: Опорно-двигательная система: базовый уровень (3)
1. Источником энергии, необходимого для движения, является:
A. органические вещества
B. минеральные вещества
C. вода и минеральные вещества
D. витамины Верных вариантов:1
2. Кости образованы:
A. межклеточным веществом
B. эпителиальной тканью
C. соединительной тканью
D. разными тканями Верных вариантов:1
3. Гиподинамия - это:
A. активный образ жизни
B. пониженная подвижность
C. нарушение осанки
D. повышение работоспособности Верных вариантов:1
4. Поперечно-полосатая мышечная ткань:
A. расположена во всех внутренних органах
B. образует скелетные мышцы
C. образует стенки кровеносных сосудов
D. выстилает носовые полости Верных вариантов:1
5. Правильная осанка формируется
A. сама по себе
B. под влиянием физических упражнений
C. при контроле за правильным положением тела
D. под влиянием различных видов работы Верных вариантов:3
6. При малоподвижном образе жизни:
A. повышается работоспособность
B. замедляется процесс старения
C. развивается слабость сердечной мышцы
D. происходит перестройка костей Верных вариантов:2
7. Энергия, необходимая для работы мышц, освобождается в процессе:
A. пищеварения
B. биосинтеза
C. распада органических веществ
D. газообмена Верных вариантов:1
8. Какие из названных костей плоские?
A. ребра
B. лучевая
C. лопатка
D. височная
E. тазовые Верных вариантов:4
9. Какие из названных костей длинные трубчатые?
A. ребра
B. бедренные
C. локтевые
D. берцовые
E. фаланги пальцев Верных вариантов:3
10. Как соединены между собой кости черепа новорожденного ребенка?
A. подвижно
B. неподвижно
C. полуподвижно Верных вариантов:1
Категория: Биология | Добавил: dombrovsky606587
Просмотров: 2702 | Загрузок: 417 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2025-01-09, 9:49 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru