Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология |
[ · Скачать удаленно (3,8МБ) ] | 2013-11-15, 1:53 PM |
Домбровский Анатолий Францевич, учитель биологии и географии, Первая квалификационная категория высшего уровня, КГУ Петровская средняя школа СКО Тайыншинский район, село Петровка Урок биологии в 8 классе: итоговый урок по теме «Опорно - двигательная система человека». (Дата разработки:10 ноября 2013 года.) Цель: обобщить и закрепить знания учащихся о связи строения и функций скелета и мышц; Задачи: Образовательная: обеспечить в ходе урока закрепление особенностей строения скелета человека, связанные с прямохождением, а также показать значение мышечной активности, физического труда и занятий спортом для развития и формирования организма подростка; Развивающая: развитие навыков самостоятельной и групповой форм работы, умение делать выводы; Воспитательная: формирование бережного отношения к своему здоровью. Тип урока: комбинированный урок. Оборудование: компьютер, мультимедийная доска, скелет человека и млекопитающего, 2 штатива, кости декальцинированная и прокаленная, тесты по теме, презентация. Ход урока. Постановка задач урока. 2 мин. Активная физическая деятельность - одно из обязательных условий гармоничного развития человека. Постоянные упражнения удлиняют мышцы, вырабатывают их способность лучше растягиваться. При работе масса мускулатуры увеличивается, мышцы становятся более сильными. К активно работающим мышцам проникает больше крови, капилляры в них значительно полнее расширены, чем в мало работающих мышцах. Так усиливается питание и газообмен в мышцах, отток вредных веществ из них. - Какая система человека обеспечивает движение? (Опорно - двигательный аппарат: скелет, мышцы, связочный аппарат) . I. Тестирование. 10 мин.(Проводится на компьютере для каждого учащегося свой вариант сложности. Приложение№1) II. Блиц-опрос. 2 мин Какие функции выполняет опорно-двигательная система? (Биологические :«депо» кальция, фосфора, магния; минеральный обмен; кроветворение; механические: опора, защита, движение). Назовите отделы скелета? (Череп, позвоночник, грудная клетка, плечевой пояс, конечности, тазовый пояс) Какие группы мышц различают у человека? (Мышцы головы и шеи, мышцы туловища, мышцы конечностей) III. Сопоставьте следующие факты: 3 мин. Бедро выдерживает вертикально груз 1500 кг. Большая берцовая кость - 1650 кг. Плечевая - 850 кг, коленная чашечка - 600 кг. Предел прочности ребер на излом у молодых колеблется от 85 до 110 кг. Кость тверже кирпича в 30 раз, гранита в 2,5 раза. Она прочнее дуба и почти так же прочна, как чугун. Средняя масса скелета человека средней комплекции массой 70 кг равна 8-9 кг. Чем объяснить такую прочность скелета при относительной его легкости? (Это обеспечивается сочетанием в костях органических и неорганических веществ и их структурой, т.е. расположением костных пластинок). IV. Объясните причины такого состояния кости уже из проделанных вами опытов? 5 мин. 1 группа - декальцинированная кость ( удалены минеральные вещества слабым раствором соляной кислоты: кость пластичная и упругая) 2 группа - прокаленная кость ( удалены органические вещества: кость хрупкая и твердая). Вывод: Неорганические вещества придают костям твёрдость, а органические вещества упругость, эластичность и гибкость. V. Блиц-опрос. 3 мин. Мышцы, образованные гладкой мышечной тканью. (Гладкие мышцы). Поперечно-полосатые мышцы, расположенные в коже лица, вокруг глаз, носа, рта. (Мимические). Соединительнотканные структуры, которыми мышцы крепятся к костям. (Сухожилия). Подвижное соединение костей. (Сустав). Тонкая соединительнотканная оболочка, которой снаружи покрыта каждая кость. (Надкостница) Мышцы, сокращение которых вызывает противоположнонаправленные движения. (Антагогисты). Работа мышц, связанная с удержанием определенной позы или груза. (Статическая). VI. 8 мин.1 группа. Сравнить скелет человека и млекопитающего животного. Выделить особенности скелета человека, связанные с прямохождением.(Слайд №12) Вывод: В строении скелета позвоночных животных и человека много общего - они построены по единому плану. Единая основа скелета, одинаковые отделы его у животных и человека, говорят о их родстве и одинаковом происхождении, а различия подтверждают особенности эволюции человека. 2 группа. Сравнить на прочность трубчатую и плоскую кость.(Слайд №13) Вывод: трубка обладает большей прочностью, чем стержень такой же массы. Пластинки губчатого вещества кости располагаются так, что противостоят растяжению и сжатию, часто пересекаются под углом 90°. При этом разложение сил происходит на 2 составные, являющиеся сторонами параллелограмма сил, по диагонали которого действуют силы сжатия и растяжения. Поскольку перекладины опираются на компактное вещество кости, возникает жесткая и прочная конструкция, в которой нагрузка равномерно распространяется на всю поверхность. (Слайд №14) VII. Гигиега опорно-двигательной системы. 10 мин. 1.Влияние нарушения осанки на работу внутренних органов. Степени нарушения осанки, способы коррекции (рассказ учителя, показ слайдов №15-16) 2. Плоскостопие, предупреждение и лечение (рассказ, показ слайдов №17-21) Ребята, все болезни легче предупредить, чем лечить. О вашем здоровье можете позаботиться лучше всех только вы. Однако ваше здоровье является не только вашим богатством, но и бесценным богатством нашей страны. Нашему государству нужны здоровые граждане. Вопрос здоровья людей проходит красной нитью в политике нашего государства, в политике нашей республики. Подтверждением этому являются, Год здоровья, Год ЗОЖ. В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» осуществляется целевая президентская Программа «Оздоровление населения». VIII. Домашнее задание: повторить материал §23-28, делать профилактические упражнения. IX. Оценки за урок. Литература. 1. Учебник. Биология. Человек. Авторы: Е.А.Очкур, Л.Е.Аманжолова, Р.Е.Джумабаева Алматы «Мектеп» 2008г. 2. Биология человека в таблицах, рисунках и схемах. Резанова Е.А, Антонова И.П, Резанов А.А. М., Издат-Школа 3. «Биология 8 класс»-методическое руководство: авт. Е.А.Очкур, Л.Е.Аманжолова, изд. «Мектеп», 2008г. 4. Панфилова Л.А. Анатомия, физиология и гигиена человека. Тетрадь с печатной основой для учащихся 9 класса, часть 1. Саратов: “Лицей”, 1997. С.23–35. 5. Суханова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии, 6-8 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1996. 6. http://podolsk-102sh2008.narod.ru/Konspekt.doc 7. http://mirbiologii.ru/prezentaciya-na-temu-oporno-dvigatelnaya-sistema-cheloveka.html 8. http:// proshkolu.ru/user/olivili/file/2059582/ 9. http://easyen.ru/load/biologija/8_klass/metodicheskaja_razrabotka_s_ehor_gigiena_oporno_dvigatelnoj_sistemy_cheloveka/75-1-0-8109 Приложение№1 Тесты по биологии: Опорно-двигательная система: базовый уровень (1) 1. Какие из названных костей длинные трубчатые? A. ребра B. бедренные C. лучевые D. локтевые Верных вариантов:3 2. Какого типа сочленения у тазобедренного сустава? A. цилиндрическое B. шарнирное C. шаровое D. плоское Верных вариантов:1 3. Сколько пар ребер прикрепляется к грудине? A. 10 B. 11 C. 7 D. 12 Верных вариантов:1 4. Что является кроветворным органом? A. костная ткань B. красный костный мозг C. надкостница D. хрящ Верных вариантов:1 5. Из какой мышечной ткани состоит сердце? A. особая сердечная мышечная ткань B. поперечно-полосатая C. гладкая и поперечнополосатая D. гладкая Верных вариантов:1 6. Какие мышцы образуют стенки кровеносных сосудов, кишечника и желудка? A. поперечнополосатые B. никакие C. гладкие D. те и другие Верных вариантов:1 7. Какую форму имеют скелетные мышцы? A. круговая B. веретеновидная C. шаровидная D. все перечисленные Верных вариантов:1 8. Какая мышца плеча является сгибателем? A. трехглавая B. трапециевидная C. двухглавая D. портняжная Верных вариантов:1 9. Под контролем каких систем органов сокращаются гладкие мышцы? A. головной мозг B. вегетативная нервная система C. эндокринная система D. спинной мозг Верных вариантов:2 10. Что контролирует работу скелетных мышц? A. головной мозг B. вегетативная нервная система C. соматическая нервная система D. спинной мозг Верных вариантов:2 Тесты по биологии: Опорно-двигательная система: базовый уровень (2) 1. Что из себя представляют неорганические вещества, входящие в состав кости? A. коллагеновые волокна B. вода C. соли калия D. соли кальция Верных вариантов:2 2. Какие клетки обеспечивают в кости обмен веществ? A. остеобласты B. надкостница C. остеоциты D. тромбоциты Верных вариантов:2 3. Какая часть трубчатой кости называется эпифиз? A. губчатое вещество B. суставной хрящ C. все перечисленное D. надхрящница Верных вариантов:1 4. Каковы функции костной ткани? A. обмен веществ B. участие в минеральном обмене C. накопление кальция D. образование форменных элементов крови Верных вариантов: 3 5. Какие соединения костей являются неподвижными? A. сращение костей B. соединение с помощью суставов C. образование швов D. соединенные хрящами Верных вариантов2: 6. Что необходимо для движения организма? A. наличие подвижных суставов B. работа мышц C. управление нервной системой D. умственная деятельность Верных вариантов:2 7. Сколько позвонков входят в состав позвоночного столба? A. 21-30 B. 31-32 C. 33-34 D. 35-36 Верных вариантов:1 8. Сколько отделов выделяют в позвоночнике? A. 5 B. 6 C. 3 D. 4 Верных вариантов:1 9. Какие мышцы осуществляют движение нижней челюсти? A. щечная мышца B. височная C. наружная и внутренняя крыловидная D. жевательная Верных вариантов:3 10. В укреплении плечевого пояса и движениях рук участвуют следующие мышцы: A. глубокие мышцы спины B. широчайшая мышца спины C. трапециевидная D. портняжная Верных вариантов:2 Тесты по биологии: Опорно-двигательная система: базовый уровень (3) 1. Источником энергии, необходимого для движения, является: A. органические вещества B. минеральные вещества C. вода и минеральные вещества D. витамины Верных вариантов:1 2. Кости образованы: A. межклеточным веществом B. эпителиальной тканью C. соединительной тканью D. разными тканями Верных вариантов:1 3. Гиподинамия - это: A. активный образ жизни B. пониженная подвижность C. нарушение осанки D. повышение работоспособности Верных вариантов:1 4. Поперечно-полосатая мышечная ткань: A. расположена во всех внутренних органах B. образует скелетные мышцы C. образует стенки кровеносных сосудов D. выстилает носовые полости Верных вариантов:1 5. Правильная осанка формируется A. сама по себе B. под влиянием физических упражнений C. при контроле за правильным положением тела D. под влиянием различных видов работы Верных вариантов:3 6. При малоподвижном образе жизни: A. повышается работоспособность B. замедляется процесс старения C. развивается слабость сердечной мышцы D. происходит перестройка костей Верных вариантов:2 7. Энергия, необходимая для работы мышц, освобождается в процессе: A. пищеварения B. биосинтеза C. распада органических веществ D. газообмена Верных вариантов:1 8. Какие из названных костей плоские? A. ребра B. лучевая C. лопатка D. височная E. тазовые Верных вариантов:4 9. Какие из названных костей длинные трубчатые? A. ребра B. бедренные C. локтевые D. берцовые E. фаланги пальцев Верных вариантов:3 10. Как соединены между собой кости черепа новорожденного ребенка? A. подвижно B. неподвижно C. полуподвижно Верных вариантов:1 | |
Просмотров: 2702 | Загрузок: 417 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|