Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология |
[ Скачать с сервера (582.0 Kb) ] | 2013-11-18, 12:53 PM |
«Органы чувств» Тип: урок ролевая игра на проблемной основе Цель урока: Создание памятки «Гигиена органов чувств» Задачи урока: 1. Обучающая: Раскрыть понятие «анализатор», «органы чувств» их взаимосвязи обеспечить условия для формирования представлений связи органов чувств и здоровья человека; уточнить и расширить представления детей об органах чувств, их значении и гигиене; 2. Развивающая: развивать интеллектуальные и практические умения детей; развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье; 3. Воспитательная: прививать любовь и заботу о собственном здоровье Оборудование: интерактивная доска, презентация ,10 предметов, 10 шарфиков, нашатырный спирт, уксусная кислота, духи. Ход урока: 1. Орг. момент. 2. Мотивационный этап (подготовка к активному осознанному восприятию темы). Показ видеоролика О чем пойдет речь на нашем уроке? - Сообщение темы и цели урока Тема урока: «Органы чувств» Зачем нам органы чувств нужны? Вступительное слово учителя: Органы чувств - связывают организм с окружающей средой. Это наши окна в мир. Органы чувств можно развивать и тренировать. Они позволяют полноценно учиться и трудиться. Среди нас живут, учатся ребята и взрослые с ограниченными возможностями. Наша обязанность бережно и уважительно относиться к ним, а Ваша задача сегодня на уроке понять насколько значим каждый орган чувств и как нужно их беречь, чтобы быть здоровыми и полноценными людьми. Органы чувств - специализированные органы, обеспечивающие преобразования информационных сигналов, поступающих от раздражителя, в форму, доступную для специализированных рецепторов. Анализатор - от латинского «sensus» – чувство, ощущение. Учение об анализаторах, или сенсорных системах создал Иван Петрович Павлов в 1909году. Анализатор – система чувствительных нервных образований, воспринимающих и различающих раздражения, которые действуют на человека. Итак, проведем небольшой эксперимент. 1. Ничего не вижу Перед уроком на столах лежат платки по два на стол. Двое за партой разделены – один завязывает себе глаза (он не видит), другой завязывает себе рот – он не может говорить. Я беру ящик, в котором лежат приготовленные предметы (яблоко, каменная вазочка, металлическая пирамидка, апельсин, карандаш, часы …) Всего 10 предметов, по одному на стол. Прохожу по классу и ученик, у которого завязаны глаза, наугад берет первый попавшийся на ощупь предмет. После того, как предметы оказались в руках «слепых», я громко читаю задания, которые появляются на экране: «Что это?», «Что ты можешь сказать об это предмете?», «Какие органы чувств работают в этом случае?», «А что вы не можете определить в этом случае?» Отвечают «слепые». «Немые» подсказать им не могут, у них рты завязаны. Они только записывают ответы напарника. Для этого им розданы специальные бланки. Несколько «слепых» выборочно поднять и попросить вслух рассказать о предмете, который был у них в руке. После окончания исследования предмета бланки сдаются. Вывод: можно рассказать о предмете почти все, не видя его. Но вот цвет предмета без органа зрения определить нельзя. «Орган зрения играет самую большую роль в восприятии окружающего мира. Примерно 80% всей информации мы получаем с помощью зрения. Например о форме, размерах, цвете предметов, расстоянии до них». Ученик Инна. «Одна из важных характеристик зрения – это острота зрения. Она снижается в результате длительного напряжения глаз, в результате чего могут возникнуть различные нарушения зрения». Например, в школьные годы возникает близорукость или дальнозоркость. Учитель: Световой поток, пройдя через оптическую систему глаза, попадает на рецепторы сетчатки. Возникшие в рецепторах нервные импульсы по зрительному нерву направляются в зрительную зону коры, здесь в первичных чувствительных зонах, происходит анализ ощущений, во вторичных зонах – формирование образов. Зрительный анализатор состоит из трех частей:(слайд презентации ) рецепторы сетчатки глаза; зрительный нерв; зрительная зона коры затылочной доли больших полушарий головного мозга. Для того чтобы зрительный анализатор работал хорошо, следует соблюдать гигиену глаз. Какие правила гигиены органа зрения озвучены в стихотворении. Ученик читает строки стихотворения: Береги свои глаза Глаз поранить очень просто, Не играй предметом острым! Глаза не три, не засоряй, Лёжа книгу не читай! На яркий свет смотреть нельзя, Тоже портятся глаза! Телевизор в доме есть – Упрекать не стану, Но, пожалуйста, не лезь К самому экрану. И смотри не все подряд, А передачи для ребят. Не пиши склонившись низко, Не держи учебник близко. И над книгой каждый раз Не сгибайся, как от ветра – От стола до самых глаз Должно быть 30 сантиметров. Я вас хочу предостеречь! Нужно всем глаза беречь! Правила гигиены органа зрения ( вырабатываем вместе с учениками ) Не трогай глаза грязными руками. Остерегайся острых предметов Не наклоняй голову близко к книге, расстояние должно быть около 30 см Не читай в транспорте Не читай лежа Не смотри долго телевизор, и не сиди часами за компьютером Не читай при плохом освещении и береги глаза от яркого света и вспышек Выполняй упражнения для отдыха глаз Учитель: «Хочу всех предупредить, что очень вредное действие на зрение оказывает курение, употребление алкогольных напитков и наркотиков, особенно в подростковом возрасте! Токсические вещества вызывают у подростков поражения зрительного нерва, что может привести к потере зрения!» 2. Учитель включает музыку «Звуки природы»( примерно полминуты). Как вы думаете, почему я включила музыку? Посредством какого органа мы возпринимаем звук? Чувство слуха – одно из главных в жизни человека, так как со слухом связана способность человека говорить. А речь-это важное средство общения между людьми, основа их взаимоотношений в обществе. Потеря слуха может привести к нарушениям в поведении человека. С помощью слуха человек улавливает различные звуки, сигнализирующие о том ,что происходит во внешнем мире. При этом нашему слуху приятны одни звуки, такие как звуки природы (пение птиц, шорохи леса, звуки моря) и различные музыкальные произведения. И неприятны другие звуки -шум машин, работающих станков, взлетающих самолётов Звуковые колебания через органы среднего и внутреннего уха достигают слуховых рецепторов. Нервные импульсы, возникшие в рецепторах, по слуховому нерву передаются в слуховую зону коры, расположенную в височной доле головного мозга. Там воспринятые звуки опознаются, анализируются, оцениваются. Слуховой анализатор: слуховые рецепторы улитки внутреннего уха; слуховой нерв; слуховая зона коры височных долей головного мозга Правила гигиены для органа слуха (вырабатываем вместе сучениками): Никогда не кричи никому в ухо, и не слушай долго громкую музыку в наушниках. Отрегулируй дома нормальную громкость телевизора, радио, музыкального центра. Никогда не используй для чистки ушей острые предметы, ты можешь повредить барабанную перепонку. Мой уши каждый день или используй гигиенические ушные палочки. 3.Учитель вызывает 3 человека, завязывает глаза, разрезает апельсин, лимон, яблоко. Попробуйте определить что у вас в руках. Мир заполнен разными запахами, которые имеют большое значение в жизни человека. Они сигнализируют о предстоящих событиях: например, обнаружен запах бытового газа- надо перекрыть газовые краны, ощущается запах несвежей пищи -надо отказаться от неё, почувствовали запах дыма- надо побыстрее покинуть помещение. Человек способен различать около 4 тыс. самых различных запахов. Это дает возможность без труда отличить запах еды от запахов духов, запах живых цветов от запаха сена. Орган, который чувствует запахи – нос. В нем находятся обонятельные клетки, которые передают в мозг сигнал о запахе. Сообщение ученика.: Многие запахи благотворно влияют на здоровье и самочувствие человека. На этом основана аромотерапия -это оздоровление и лечение организма человека путем воздействия на него эфирных масел. Существует условное деление эфирных масел на группы по полу и возрасту- - мужские запахи например,лимон,эвкалипт,грейпфрут,мандарин,сосна,ель,ладан,корица нарцисс, можжевельник … - женские запахи -это, например,роза,мелисса,герань,жасмин,ромашка,гвоздика,кипарис,мускатный орех … - детские запахи- это например, лимон, мандарин, роза и апельсин. Но нужно быть очень осторожными с другими запахами, которые могут вызвать опасную зависимость от химических веществ, разрушающих клетки головного мозга и такая зависимость называется токсикоманией. Обонятельный анализатор: ( слайд презентации ) рецепторы полости носа; обонятельный нерв; обонятельная зона коры височной доли головного мозга. Обонятельные центры очень чувствительные, достаточно одной десятимиллионной доли грамма пахучего вещества, чтобы его воспринял человек. Поэтому нужно соблюдать определённые правила: ( вырабатываем вместе с учениками ) При выполнении лабораторных работ с пахучими веществами, нельзя резко их вдыхать, а нужно лёгкими движениями руки направлять воздух к носу. Необходимо регулярно проветривать помещение. Особенно опасна для здоровья человека банальная пыль, поэтому важна ежедневная влажная уборка. Курение и даже пассивное вдыхание табачного дыма очень вредны для органа обоняния, так как разрушают чувствительные клетки 4.Учитель предлагает отгадать загадку: «Всегда во рту, а не проглотишь»(язык). Разные участки языка по-разному ощущают вкус: (показывают схему языка и расположением вкусовых зон на нём слайд презентации ) -кончик языка более всего чувствителен к сладкому, - корень языка - к горькому, -боковые края - к кислому, -передняя и боковые части – к солёному Практический совет- горькую таблетку кладите на кончик языка, где у вас зона, воспринимающая сладкий вкус, и тогда вы не почувствуете горечи. При восприятии пищи работают все вкусовые рецепторы языка и из сочетания четырёх простых вкусов мозг создаёт сложный вкусовой образ. Орган вкуса особенно важен для дегустаторов - людей, которые по вкусу определяют качество продукта. Вкусовой анализатор: (слайд презентации ) рецепторы на языке вкусовой нерв вкусовая зона коры височной доли головного мозга. Так какие же правила необходимо соблюдать, чтобы наш орган вкуса работал без ошибок? Правила гигиены органа вкуса: Не употребляй слишком горячую пищу. Соблюдай режим и рацион питания. Мойте руки перед едой. Не берите в рот незнакомые растения. Научись оказывать первую помощь при отравлениях. Содержи в порядке полость рта. Соблюдай правило -«Когда я ем- я глух и нем». 5. Учитель предлагает ученику игру «Определи предмет на ощупь» (ученик засовывает руку в мешок, не глядя, выбирает предмет и на ощупь определяет, что это). Какое чувство тебе помогло определить, что находится в мешке? Ученик : В коже находятся нервные окончания, которые помогают определить температуру окружающей среды и предметов, к которым мы притрагиваемся. Известно, что разные участки тела по- разному чувствительны к холоду. Что у нас замерзает быстрее всего в сильный мороз? Ну конечно, пальцы рук и ног, уши, нос. В них больше нервных окончаний, чувствительных к холоду. Прослушайте сообщение: Самый большой по площади орган чувств –это кожа. Она воспринимает прикосновение и давление, тепло и холод и ,наконец – боль. В коже на 1 квадратном см около 100 рецепторов боли, которые тут же дают сигнал тревоги организму и мобилизуют его на борьбу с опасностью. Много осязательных нервных окончаний на кончиках пальцев. Ощупывая предметы с закрытыми глазами, мы можем определить их форму, величину, характер поверхности, температуру .Особенно хорошо развито осязание у слепых людей. Благодаря осязанию они даже читают с помощью пальцев по особым выпуклым знакам- буквам. Сенсационное открытие в 60-х годах эффекта кожного "зрения" - зрения без участия зрительных клеток человеческого глаза. Роза Кулешова участвовала в многочисленных опытах. Ей завязывали глаза, между лицом и книгой ставили непроницаемую перегородку, но эффект оставался неизменным — женщина читала любые тексты. Кроме того, она различала цвета карточек, вынимаемых ею на ощупь из черного полотняного мешка или плотного запечатанного конверта. "Когда я читаю, то от черного цвета ощущаю тепло, а от белого - холодок на пальцах", - сказала однажды Роза Кулешова. Оказывается, кожное "зрение" зависит от цветовой гаммы, даже от освещенности в помещении. При естественном освещении кожа наиболее чувствительна к красному и оранжевому цветам. Желтый, зеленый и голубой оттенки наименее "уловимы", а синий и фиолетовый опять хорошо обнаруживаются пальцами. Если вспомнить спектр разложения обычного белого света, то нетрудно прийти к выводу, что кожно-оптическая чувствительность особенно проявляется на его краях. Осязательный анализатор: (слайд презентации ) рецепторы кожи; осязательный нерв; осязательная зона коры теменной доли головного мозга. Учитель: Очень важно сохранить все рецепторы кожи, а для этого нужно соблюдать правила : ( вырабатываем вместе с учениками) Правила гигиены органа осязания Личная гигиена. Ведь недаром говорят ,что чистота-залог здоровья. Ежедневные водные процедуры должны стать правилом №1. Гигиена одежды. Одежда должна быть проницаема для воздуха и влаги, а главное она должна быть чистой. Необходимо беречь кожу от ожогов, обморожений и других травм. Не трогай незнакомые растения, они могут быть ядовитыми и вызвать раздражение кожи. Не трогай незнакомых животных на улицах. Какой из органов чувств самый важный ? Итак, лишь благодаря комплексности всех органов чувств человек может вести комфортную жизнь в окружающем нас мире. Роль каждого органа чувств важна для человека и только во взаимодействии всех чувств человек полноценно воспринимает окружающий мир. Выводы: раскрыли различия между понятиями “анализатор” и “органы чувств”; выяснили значение системы анализаторов в жизни человека; узнали о важном значении совместного действия анализаторов для проверки достоверности полученной информации Домашнее задание:параграф учебника У вас на столах есть таблица, которую вы должны заполнить дома. Составить «Памятку гигиены органов чувств» . | |
Просмотров: 2525 | Загрузок: 155 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|