Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология |
[ Скачать с сервера (57.0 Kb) ] | 2014-01-04, 12:14 PM |
7 класс Составила учитель биологии первой категории Бобровской СШ, ВКО Моторина Н.В. Урок обобщения по теме: « Птицы». Цель урока: 1. Углубить и обобщить знания о птицах, особенностях их строения, связанных со средой обитания. 2. Развивать мыслительную деятельность и воображение. 3. Воспитывать любовь к природе, птицам, чувство бережного отношения к ним . Тип урока: обобщающий в режиме ТИСО Методы обучения: • эвристические, • беседа, • ауди визуальная, • наглядные ( иллюстративные) Наглядность: выставка книг, таблицы, творческие работы учащихся- кроссворды, буклеты. Технические средства: мультимедиа, аудикасеты, презентация. Ход урока: 1. Организационная часть. Психологический настрой – звучит музыка с голосами птиц. (Стихотворение). слайд № 1 Полюбуйся, весна наступает, Журавли караваном летят, В ярком золоте день утопает, И ручьи по оврагам шумят. Скоро гости к тебе соберутся, Сколько гнезд понавьют, посмотри! Что за звуки, за песни польются. День – деньской от зари до зари. И.С. Никитин Учитель: Сегодня, как вы уже догадались, речь пойдет о птицах. (знакомство учащихся с темой и целью урока) слайд № 2 Вопросы для обобщения: слайд № 3 I. Значение птиц II. Общая характеристика класса: 1) внешний покров, температура тела, приспособленность к полету, 2) особенности строения скелета, мускулатуры, 3) строение пищеварительной системы, 4) органы дыхания, 5) особенности строения сердца, кровеносной системы, 6) строение головного мозга, 7) органы чувств. III. Среда обитания и характер жизни различных групп птиц. IV. Смена сезонов года в жизни птиц V. Охрана птиц. 2. Разминка « Знаешь ли ты птиц» ( фронтально, устно). • Какая птица самая мелкая? - ( колибри). • Какую птицу все бьют и называют вором? – ( воробей) • В пруду купался, а сух остался? - ( гусь) • У какой птицы бывает сотрясение мозга? - ( дятел) • Сколько ног у домашних птиц? - ( две) • Какая птица быстрее всех летает? - ( стриж) • Птенцы какой птицы не знают своей матери? - ( кукушки) • У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? - ( у пингвинов) • Почему у журавлей только один птенец? - ( сильный убивает слабого). • Что имеется и у корабля и у птицы? - ( киль) • А летучая мышь это – птица? 3. Закончи предложение: сл.4 Раздел зоологии, изучающий птиц, называется ………………………. Давняя культурная традиция казахского народа – охота с ………………. на …………… Силуэт этой птицы изображен на Государственном флаге Казахстана - …………………. Главная цель развития птицеводства – получение …………………. и ………………….. Самой первой одомашненной птицей считается - ………………………………………….. 4. « Найди ошибку» Известно, что в мировой фауне проживает более 9 000 тысяч птиц. Чтобы лучше узнать об их жизни и значении в природе, ученые стали их классифицировать. Перед вами карточка со схемой, отражающей схематическое положение видов птиц, однако, она содержит ошибки. Найдите эти ошибки и изобразите схему правильно. ( самостоятельно, письменно) Схема: Ответ: Слайд № 4 ( сверим ответы) Царство - Животные Царство - Животные Тип - Хордовые Тип - Хордовые Отряд - Воробьинообразные Класс - Птицы Класс - Птицы Отряд - Воробьинообразные Вид - Ласточка береговая Род - Ласточка Род - Ласточка Вид - Ласточка береговая 5. Молодцы ребята! Вы успешно справились с первым заданием, думаю вам по плечу определить, чем питаются птицы. Слайд № 5 1 Дятел а) плоды, семечки 2 Утка б) рыба 3 Цапля в) мелкие насекомые, личинки 4 Клест г) рачки, водоросли 5 Пеликан д) семена шишек 6 Ястреб е) грызуны 7 Синица ж) лягушки 8 Попугай з) насекомые 5. Ну, а теперь, давайте вспомним, каковы особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Слушаем ответы товарищей и заполняем кластеры. (Фронтальный опрос с элементами беседы). А) Какое значение имеют птицы в природе и жизни человека? В) Чем покрыто тело птицы? сл. 8 Почему их называют теплокровными? Какая температура тела? Какая железа находится на коже птиц, ее функция? Г) Приспособленность к полету – строение крыла, функция маховых перьев. ( подкрылки самолета) сл. 9 Д) Каковы особенности скелета птиц и мускулатуры? сл. 10 Е) Особенности строения органов дыхания. Что означает двойное дыхание птиц? сл. 11 Ж) Каково строение сердца и кровеносных сосудов? Сл.12 З) Каковы особенности строения пищеварительной системы птиц сл. 13 Значение зоба, строение желудка, прямая кишка – клоака И) Можно, ли по форме клюва определить вид пищи птицы? Сл. 14 К) В чем особенность строения головного мозга? Сл. 15 Л) Какие группы птиц вам известны? Сл. 16 М) Какие органы чувств наиболее развиты? Л) Что можно рассказать о бескилевых птицах? М) В чем особенность плавающих птиц – пингвинов? Н) Каковы особенности летающих птиц? О) Как влияет смена сезонов года на жизнь птиц? Проверка качества заполнения кластера. 5. Учитель: Молодцы ребята! Вы показали неплохие знания об отличительных признаках птиц. А теперь немного поиграем в игру « Кто лишний». На карточке написаны различные птицы, по 4 в каждом ряду. Они сгруппированы по приспособленности к сезонным явлениям природы, но одна птица лишняя. Определите ее. 1. Рябчик поползень тетерев грач 2. Жаворонок воробей снегирь клест 3. ласточка стриж глухарь лебедь 6. Краткое сообщение учащихся о редких птицах Казахстана. ( опережающее домашнее задание) 7. Мы повторили и закрепили знания о птицах, особенностях их внешнего и внутреннего строения, приспособленности к условиям жизни и виду питания. Давайте попробуем все вместе обобщить пройденный материал и сделать выводы по теме урока. Выводы по теме урока: I. Птицы – украшение природы: - подчеркивают ее красоту, улучшают музыкальный фон, - уничтожают вредных насекомых и грызунов, - участвуют в распространении семян растений и опылении, - являются санитарами природы – питаясь трупами погибших животных, оздоравливают окружающую среду, II. Птицы – теплокровные позвоночные, приспособленые к полету. Тело покрыто перьями, передние конечности превратились в крылья. III. Все системы и органы чувств особенные, облегченные и компактные. IV. Крупные кости – пустотелые, мозг небольшой, череп легкий. V. Зубов нет, их работу выполняет мускулистый желудок. VI. Воздушные мешки облегчают массу тела, участвуют в дыхании и терморегуляции. VII. Сердце 4-х камерное, 2 круга кровообращения. VIII. Редкие и исчезающие птицы охраняются на заповедных территориях. Итоги урока: Учитель: Вот и подошел к концу наш урок. Какое впечатление он оставил у вас. Что понравилось и запомнилось? Спасибо всем за работу. Сдайте листы ответов на проверку. Д/З | |
Просмотров: 2970 | Загрузок: 323 | Комментарии: 7 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|