Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология |
[ Скачать с сервера (397.9 Kb) ] | 2014-01-10, 8:39 AM |
Пояснительная записка Цель: Сформировать устойчивые знания у учащихся по биологии. Задачи: - углубить и расширить знания учащихся по различным вопросам биологической науки, развить интерес к биологии, способствовать выбору учащимися старших классов путей дальнейшего продолжения образования; - обеспечить понимание материального единства живой природы, диалектического характера и материальной сущности биологических явлений, познание естественнонаучных причин развития живой природы и пр.; - повысить вклад в политехническое образование, способствовать профориентации, выбору сельскохозяйственных, медицинских, ветеринарных профессий путем усиления внимания к научным основам выращивания растений и животных; - способствовать решению задач экологического воспитания учащихся, осознанию мероприятий по охране природы, формированию бережного отношения к природе; - расширить знания учащихся о собственном организме, сохранении здоровья, мерах профилактики, доврачебной помощи; о биологических основах техники безопасности на промыш-ленных и сельскохозяйственных предприятиях; о повышении работоспособности; обеспечить гигиеническое воспитание школьников, понимание вреда гиподинамии, курения, употребления алкоголя, неправильного питания, нарушения режима дня и др. В государственном общеобязательном стандарте образования и общеобразовательной основной программе по биологии сформулированы главные цели обучения предмета «Биологии»: подготовка биологически и экологически грамотной личности, понимающей значение жизни как наивысшей ценности, обладающей экологическим и эволюционным стилем мышления, ориентирующейся в научной картине мира, усвоившей теории, законы, закономерности, понятия, научные и логические методы биологического познания, обладающей умениями эффективно применять знания о здоровом образе жизни, о сохранении, охране многообразия экосистем и видов, экологизации производства. Стремительное развитие научно-технического прогресса требует дальнейшего совершенст¬вования биологического образования. Данная программа способствует углублению и расширению знаний учащихся по биологии растений, животных и человека, формирует навыки работы с источниками знаний, умение выделять главное, умение составлять таблицы, тезисы, конспекты и тд. Формирует желание заниматься биологией, развивает такие компетентности как: • учебно-познавательная, • ценностно-ориентационная, • информационно-технологическая, • социально-трудовая, • личностного саморазвития, • экологическая. В программе уделяется большое внимание на те вопросы, которые оказываются «трудными» для учащихся. Взаимосвязь между ними часто остается за пределами понимания. Если учащиеся сумеют разобраться в некоторых общих вопросах, то многие факты из биологии им не придется заучивать. Программа направлена на систематизацию знаний учащихся по биологии и ликвидацию пробелов в понимании. Последовательность изучения тем может изменяться и дополняться.¬ Количество часов для изучения отдельных тем носит ориентировочный характер. Особое внимание планируется уделять самостоятельной работе учащихся: защите нестандартных приемов решения задач, рефератов, проведению экспериментальных исследований, изготовлению при¬боров, работе с литературой, в том числе справочной, и др. В процессе курса планируется ши¬роко использовать различные схемы, таблицы, модели, учебные фильмы и другие наглядные средства. Проработав все варианты тестирования, ученик: • Повторит весь пройденный материал за курс основной школы; • Успешно подготовится к итоговой аттестации, ЕНТ. Данная программа рассчитана на 2 года – учащиеся 10 класса начинают по ней готовиться и продолжают при переходе в 11 класс. Подготовка осуществляется по определенной схеме: Подготовительный этап к работе. 1. Общая тетрадь для конспектов (термины, определения, даты, ученые и т.д.) 2. Общая тетрадь для тестирования и работы над ошибками. 3. Дополнительная литература по биологии (справочники, тестировщики, тренажеры, схемы и таблицы и пр.) 4. Тесты по биологии 5. Учебники по биологии за 6,7,8,9,10,11 классы. Основные этапы работы: 1. Повторение теоретического материала по ботанике, зоологии, анатомии, общей биологии с использованием учебников и справочной литературы. 2. Конспектирование в общей тетради основных терминов, определений и т.д. 3. Семинарские занятия по выявлению знаний учащихся и коррекцией ошибок и пробелов в знаниях. 4. Работа по тестниками с использованием учебника. 5. Тестирование. 6. Работа над ошибками в тетрадях для тестирования. Домашняя работа: 1.Самостоятельное изучение определенного материала по учебнику, заданного учителем в школе на занятиях. 2Конспект в тетради основных терминов, понятий, определений и т.д. 3.Проверка своих знаний по тестникам с последующей работой над ошибками. 4.Работа над ошибками, совершенными в тестах на занятиях в школе. Занятия в школе: 1.Лекция. 2.Семинарское занятие по заданной теме: 1) Опрос учащихся с выявлением пробелов в знаниях в виде беседы. 2) Разбор материала, вызывающего затруднения. 2. Тестирование: 1) Самостоятельная работа учащихся по тестам (контроль знаний) 2) Работа учащихся над ошибками - разбор заданий вызвавших затруднения 3) Контрольное тестирование Мониторинг результативности: • Результаты освоения программы должны соответствовать общим целям и задачам данной программы. • Результаты оцениваются по итогам пробных тестирований в соответствии со шкалой оценивания • При оценке знаний и умений учащихся, прежде всего, следует создавать ситуацию успеха для каждого ученика, возможность индивидуальной работы. Дать возможность ученикам осваивать блоки на протяжении большего времени. При оценке знаний учитывать: • Полноту (соответствие объема знаний объему, предусмотренному программой); • Осознанность (умение применять полученные знания на практике); • Глубину (соответствие знаний изученным блокам). Предметные результаты уровня подготовки учащихся Должны знать: 1) общие признаки живых организмов; 2) строение растительной клетки; 3) влияние деятельности человека на растительные сообщества; 4) строение и функции клеток растений; 5) деление растительной клетки; 6) дыхание, передвижение веществ у растений; 7) размножение, рост и развитие растительного организма; 8) среду обитания растений; 9) природные сообщества; 10) приспособленность растений к жизни в сообществе; 11) роль человека в природном сообществе; 12) строение и функции клеток бактерий, грибов, растений; 13) семейства Покрытосеменных растений; 14) строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного организмов, лишайников как симбиотических организмов; 15) особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов); 16) размножение, рост, развитие бактерий, грибов, растений; 17) вирусы как неклеточные формы жизни; 18) среды обитания организмов; 19) влияние деятельности человека на экосистемы; 20) основные систематические категории, признаки вида, Царства живой природы, Отделы, Классы, Семейства животных; 21) на элементарном уровне процессы эволюции животных; 22) усложнения животных в процессе эволюции; 23) природных и искусственных сообществ; 24) типичных представителей изучаемых Семейств животных; 25) наиболее распространённых видов и пород домашних животных; 26) особенности питания гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов); 27) размножение, рост, развитие животных; 28) среды обитания организмов; 29) искусственные сообщества (агроценозы), роль человека в продуктивности искусственных сообществ. 30) особенности строения человеческого организма; 31) гигиенические требования для сохранения здоровья; 32) последствия неблагоприятных экологических факторов на продолжительность жизни и здоровье человека; 33) о пагубном влиянии вредных привычек на здоровье человека; 34) факторы риска рождения неполноценного потомства. 35) предмет и задачи общей биологии; 36) основные уровни организации жизни; 37) основные положения клеточной теории; 38) основные принципы жизнедеятельности клетки; 39) роль белков, нуклеиновых кислот, АТФ, липидов, воды и других неорганических веществ в жизни клетки и организмов; органических и неорганических веществ в клетке; 40) основные способы деления клеток; 41) закономерности индивидуального развития; 42) предмет и задачи генетики; методы генетики, особенности изучения генетики человека 43) значение понятий изменчивости, наследственности, гена, генотипа, мутации; 44) строение и функции гена, генетический код роль хромосом в наследственности организмов; 45) негативное влияние неблагоприятных факторов окружающей среды на наследственность человека; 46) формы наследственной изменчивости; 47) основы эволюционного учения; 48) вид и его критерии; 50) популяция – элементарная структура вида 51) предмет и задачи экологии; - экологические факторы; 52) сущность понятий вид, экосистема, биоценоз, биосфера; 53) структуру и принципы функционирования экосистем; 54) значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа, мутаций в эволюции, генетики для селекции и здравоохранения 55) законы наследственности, модификационную и комбинативную изменчивость, их причины; 56) предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина; 57) учение Ч.Дарвина об искусственном и естественном отборах; 58) главные направления эволюционного процесса; 59) основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; 60) развитие жизни на Земле в архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую, кайнозойскую эры; 61) свойства человека как биологического вида; как биосоциального существа; 62) структуру биосферы и её компоненты; 63) абиотические, биотические и антропогенные факторы среды; Должны обосновывать: 1) взаимосвязь строения и функций тканей и органов растений; 2) взаимосвязь растительного организма и среды; 3) влияние деятельности человека на многообразие видов растений, на среду их обитания, последствия этой деятельности; 4) роль растительного разнообразия, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере; 5) взаимосвязь строения и функций организма, организма и среды обитания; 6) роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере; 7) влияние деятельности человека на многообразие видов растений, на среду их обитания, последствия этой деятельности и создание культурных растений. 8) взаимосвязь строения и функций организма, организма и среды обитания; 9) влияние деятельности человека на многообразие видов животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности и пород домашних животных. 10) взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма человека и среды; 11) особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью; 12) роль нейро-гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; 13) особенности высшей нервной деятельности; 14) влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; 15) вредное влияние алкоголя, курения на организм человека и его потомство; 16) меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия; 17) роль окружающей среды в формировании личности; 18) влияние общества на формирование социальной сущности человека; 19) биологическую природу человека. Должны уметь распознавать: 1) растительные организмы; 2) клетки, ткани, органы растений; 3) наиболее распространённые виды растений; 4) организмы бактерий, грибов, лишайников, растений; 5) наиболее распространённые виды растений своего региона, растения разных Семейств, Классов, Отделов; 6) съедобные, ядовитые и плесневые грибы. 7) наиболее распространённые виды животных своего региона, животных разных Семейств, Классов, Типов; 8) переносчиков возбудителей болезней человека. Должны уметь называть: 1) общие признаки живого организма; 2) основные систематические категории, признаки вида, Царства живой природы, Отделы, Классы, Семейства цветковых растений, животных 3) процессы эволюции растений и животных. 4) предмет и задачи биологии, основные методы исследования; 5) объекты изучения биологии; 6) зарубежных и отечественных учёных, внёсших существенный вклад в развитие биологии, их труды; 7) роль биологического многообразия; 8) значение охраны природных сообществ для сохранения равновесия в биосфере; 9) последствия человеческой деятельности на природные экосистемы; 10) значение мутагенных факторов окружающей среды. Должны уметь сравнивать: 1) строение и функции клеток растений; строение и функции тканей и органов растений; 2) организмы прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы; 3) семейства, Классы Покрытосеменных (Цветковых) растений, Семейства, Классы Млекопитающих животных; 4) отделы живой природы. Должны проявлять: 1) готовность пользоваться предметным и именным указателями при работе с научной и популярной литературой; 2) способности составлять развёрнутый план – тезисы текста, конспектировать текст, 3) умения использовать в работе электронные ресурсы, Интернет; 4) умения составлять схемы, таблицы на основе работы с текстом учебника; 5) способности использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека; 6) знания генетической терминологии и символики при составлении схем скрещивания, решения задач на обмен веществ и превращение энергии, генетических задач, задач по молекулярной биологии. Тематичнское планирование и содержание материала в прикрепленном файле. Литература для учителя: 1. Акшалова Л.М. «Абитуриенту: тестовые задания по биологии для поступающих в ВУЗы» Кокшетау, 2006г. 2. Батуев А.С., Кузьмина И.Д., Ноздрачев А.Д. «Человек» М.: Просвещение, 1994г 3. Батуев А.С. «Готовимся к экзамену по биологии» М.: Айрис-пресс, 2003г 4. Богданова Т.Л. «Биология: задания и упражнения для поступающих в ВУЗы», М.: «Высшая школа», 1984г. 5. Гильманов М.К.. Биология 9 класс. Алматы «Атамұра», 2005г. 6. Жунусова К. «Биология 6 класс» Алматы «Атамұра», 2006г 7. Иманкулова К.И. «Растения: Тестовые задания для проверки знаний по биологии», Алматы «Гылым», 2000г. 8. Кайым К., Сатимбеков Р., Аметов А., Кожантаева Ж. Биология 7 класс. Алматы «Атамұра», 2007г. 9. Мырзагалиева А.Б., Абилова М.С. «Биология: учебно-методическое пособие для абитуриентов» Усть-Каменогорск, 2005г. 10. Очкур Е.А., Аманжолова Л.Е., Джумабаева Р.Е. «Биология 8 класс» Алматы «Мектеп», 2008г. 11. Сборник тестов по биологии. Астана, 2010г. 12. Цузмер А.М., Петришина О.Л. «Биология: человек и его здоровье» М.: Просвещение, 1986г 13. Чернова Н.М. «Основы экологии» М.: Просвещение, 1995г 14. Шакенова Т.Ж., Утилова А.М., Суркова О.А., Асенова Г.Б. «Справочник школьника по биологии» Арман-ПВ, 2006г 15. Шахович В.Н. «Общая биология», Минск «Книжный Дом», 2004г. Литература для учащихся: 1. Акшалова Л.М. «Абитуриенту: тестовые задания по биологии для поступающих в ВУЗы» Кокшетау, 2006г. 2. Батуев А.С. «Готовимся к экзамену по биологии» М.: Айрис-пресс, 2003г 3. Богданова Т.Л. «Биология: задания и упражнения для поступающих в ВУЗы», М.: «Высшая школа», 1984г. 4. Мырзагалиева А.Б., Абилова М.С. «Биология: учебно-методическое пособие для абитуриентов» Усть-Каменогорск, 2005г. 5. Сборник тестов по биологии. Астана, 2010г. 6. Шакенова Т.Ж., Утилова А.М., Суркова О.А., Асенова Г.Б. «Справочник школьника по биологии» Арман-ПВ, 2006г Интернет-ресурсы: 1. www.tak-to-ENT.net 2. www.testent.ru 3. www.entstudy.kz 4. www.el.kz | |
Просмотров: 5941 | Загрузок: 855 | Комментарии: 5 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|