Проблемное обучение в преподавании биологии «Все, что вы говорите, любое ваше предположение – это этап познания, поэтому оно правомерно» Л.Яблоков О проблемном обучении, или, по крайней мере, его основной идее известно давно. Истоки такого обучения можно найти в далеком прошлом. Так, можно сослать на высказывание Квинтилиана (ок. 35-95 гг.) в его философско–педагогическом труде «Наставление в ораторском искусстве»: «Ребенок должен бороться за то, чтобы достичь успеха в учении, но следует делать так, чтобы он очень хотел его достичь». Сегодня, в связи с новыми задачами школы, в педагогике и психологии усилилось внимание к теоретическим основам проблемного обучения и к практическому его применению в школе. Этот значительный интерес вызван тем, что проблемное обучение создает условия для формирования положительной мотивации учения и глубокого усвоения знаний. А. Дистервег писал: «Было время, когда считали возможным сообщить образование. Даже знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности». Наверное, каждый учитель, приходя на урок, хочет, чтобы его ученики стремились узнавать новое, хотели чему – то учиться, рассуждали и спорили, искали и доказывал, т. е. имели сформированные познавательные потребности. Большой интерес при изучении биологии вызывает у ребят раздел «Анатомия человека и его здоровье». Интерес к этому предмету не случаен, так как на этих уроках ребята познают себя, отрывают что–то новое, ранее неизвестное им в своем организме. Поэтому очень важно чтобы уроки не были монотонными и скучными, ведь многим кажется, что анатомия именно такая наука. Поэтому стараюсь на уроках создать атмосферу, которая помогает ученикам думать, размышлять, находить скрытые возможности своего организма, сомневаться, спорить. В этом нам помогает использование на уроках элементов проблемного, поискового обучения, система разнообразных вопросов и заданий. На уроке по теме «Знакомство с организмом человека» прошу учащихся найти черты сходства и различия между организмом человека и простейшего, например: амебы. Опираясь на знания, полученные в уроках биологии седьмого класса дети могут ответить, что тело человека и простейшего имеет клеточное строение, но в организме человека все клетки собраны в ткани, ткани образуют органы, которые специализированы по выполненным функциям, а у простейших одна клетка выполняет функции всего организма. При изучение органов чувств прошу учащихся определить общие черты в строении глаза, уха, языка. При этом обращаю внимание на полное внешнее различие этих органов. Даже учащиеся обращают внимание на то, что с одной стороны органы имеют разное строение, потому что выполняют разные функции, а с другой – у органов свои функции, потому что каждый из них определенным образом устроен: глаз не может выполнять функций уха и наоборот. Формируется проблемное задание: надо выяснить, что от чего зависит в живом организме: строение от функции или функция определяется строением. Я подсказываю им, что надо определить, чего мы не знаем или в чем не можем разобраться, чтобы получить однозначный ответ. Мы приходим к выводу, что надо сначала объяснить, как возникает такое различие в строении и функциях органов, чем оно определяется. В результате ребята открывают для себя новый способ познания живого – рассмотрения эволюционного процесса. Нужно на этом моменте акцентировать внимание. А далее анализируя какой – то пример из живого мира, мы приходим к выводу, что строение органов зависит от выполняемых ими функций, которые нужны организму, чтобы приспособиться к условиям и среде обитания. Еще одна из форм проблемного обучения установления причинно – следственных связей. При изучении многих тем использую задания следующего плана. 1. Многие подростки не вынимают жевательную резинку изо рта весь день. К чему это может привести? 2. Врачи, спасая жизнь человека, делают переливание крови, но больному становиться хуже. Чем это объяснить? 3. Сердце удивительный и надежный мотор, который работает в течение всей жизни, без «остановки» и «ремонта». В чем причина такой неутомляемости сердца и его мышц? 4. Без пищи и без воды животные и человек могут жить несколько дней, а без воздуха никто не может даже 10 минут. Объясните почему, в чем заключается функция органов дыхания? Свои предположения обсудите, и проверьте по учебнику. На уроках обобщения применяю такую форму опроса, предлагаю ребятам на выбор вопросы различной сложности: например: 1 2 3 4 5 I Строение и функции опорнодвигательной системы. 1 2 3 4 5 I I Строение и функции туловища 1 2 3 4 5 I I I Строение и функции конечностей. 1. Назовите кости черепа? (1б) 2. Перечислите отделы скелета? (2б) 3. Какое строение имеет кость? (3б) 4. Перечислите функции мышечной системы? (4б) 5. Чем отличаются мимические мышцы от жевательных? (5б) 6. II 1. Назовите кости грудной клетки? (1б) 2. Назовите мышцы грудной клетки? (2б) 3. Сколько позвонков в каждом отделе позвоночника? (3б) 4. Какое строение имеет позвонок? (4б) 5. Какую форму имеет позвонок? Какое это имеет значение? (5б) III. 1. Назовите кости верхних конечностей? (1б) 2. Назовите кости нижних конечностей? (2б) 3. Покажите кости верхних и нижних конечностей? (3б) 4. Определить к какому типу относятся эти кости? (4б) 5. Назвать и показать кости пояса нижних и верхних конечностей? (5б) Ребята знают, что номер вопроса соответствует количеству баллов за ответ. Для того чтобы заработать «отлично» нужно набрать 10 баллов. Ученики могут выбрать два ответа по 5 баллов, или несколько с меньшим количеством баллов. Ребята сами рассчитывают свои силы. Самыми трудными являются вопросы противоречия. Прежде всего - противоречие между новыми знаниями и сложившимися представлениями. Когда начинается изучение темы «Состав и строение костей», ученики знают что при падениях и ударах ломаются кости рук и ног, так как они полые внутри. А на уроке они узнают, что эти кости могут выдерживать до двух тонн и не ломаются. Перед детьми ставиться задача: самостоятельно найти ответ на это противоречие. Практика показывает, что большой интерес вызывают вопросы м задания на нахождение и исправление, чьих либо ошибок, например: во время работы у доски, при устном рассказе, при выполнении письменных заданий, работе по карточкам. Использование элементов проблемного обучения позволяет создать условия для творческой мыслительной деятельности, при этом отпадает необходимость необдуманного запоминания большого объема учебного материала, уменьшается время на подготовку домашнего задания, а самое главное у ребят сохраняется интерес к изучению предмета. Используемая литература. 1. Бруновт Е. П. Реброва Л.В. Проблемный подход и возможности его использования на уроках биологии в разных классах. Биология в школе 1973 г. №3 2. Галеева Н.А. Сам себе учитель. Москва 2006г. 3. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса. Минск. Высшая школа 2002г. 4. Лернер И.Я. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы: М. Знание 1984 г. 5. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М. Педагогика, 1977г. 6. Матюшкина А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении М. Педагогика, 1972г. 7. Семенцева В.Н. Биология, технологические карты уроков. Санкт – Петербург Паритет, 2003г. 8. Шереметьева О.Ю. «Проблемное обучение на уроках биологии, как основа процесса, развивающего потребность и умение трудиться». Статья «Преподавание биологии» Интернет. [size=18]
|