Тестовая форма контроля как способ повышения качества ЗУН учащихся на уроках общей биологии. Горлов В.И. ОСШ №81 города Караганды учитель биологии и химии Цель данной работы разработать комплекс контрольно-измерительных материалов , способствующих овладению учащимися основными компонентами учебной деятельности. Изучить теоретические аспекты изучаемой темы в теории и практике. Рассмотреть целесообразность использования тестов в разных областях ЗУН школьников. Разработать комплекс контрольно-измерительных материалов, способствующих овладению учащимися основными компонентами учебной деятельности. Главная задача школы научить учиться. Для этого выпускник школы должен овладеть компонентами учебной деятельности, т.е. - научиться применять полученные знания в любой нестандартной ситуации; - самостоятельно разбираться в учебной задаче; - находить способ её решения; - сравнивать свой результат с правильным ответом; - адекватно оценивать себя и свои действия. Эта статья написана с несколькими целями: 1.Предложить учителю достаточно удобный инструмент для поурочного и тематического контроля знаний учащихся по курсу общей биологии за среднюю школу. 2. Облегчить подготовку учителя к урокам, ориентировав его на конкретный понятийный аппарат, требующий oт уча¬щихся усвоения на разных уровнях деятельности от запо¬минания и достаточно высокого уровня репродукции, до по-строения логических умозаключений и творческого приме¬нения знаний. 3. Дать возможность учителю варьировать методику и технологию проведения урока в соответствии с задачами контроля, уровнем сложности изучаемого материала, осо¬бенностями класса и отдельных учащихся. 4. Обеспечить учащимся необходимый уровень усвоения большинства биологических понятий, включенных в систе¬му базового биологического образования. 5. Научить школьников работе с учебником, извлечению из него важной информации, установлению взаимосвязей между отдельными фрагментами текста, содержащимися, как внутри параграфа, так и в разных, иногда, достаточно удаленных друг от друга, параграфах. 6. Научить школьников работе с заданиями, различными по своим формулировкам, типологиям, уровням сложности. 7. Научить школьников приемам работы с информацией от тренировки памяти, до систематизации материала по разным основаниям и трансформации этого материала в текст, таблицу, график. 8.Создать у школьников мотивацию к ускоренному изу¬чению курса с целями экономии времени и его высвобожде¬ния для изучения предметов, которыми ученик интересует¬ся больше, чем биологией. Кроме того, тестовая форма контроля обеспечивает быструю и массовую проверку знаний учащихся, что является причиной для ее применения. Риск представляет собой тематическое и поурочное планирование курса общей биологии, рассчитанного на один год изучения в 10 или 11 классе (это зависит учебного плана конкретной школы и его соответствие базовому плану). В тесты вносятся все темы курса, включая экологию, которая сейчас включена в 9 ,10 ,11-й классы. Однако, время выделенное на изучение этой и некоторых других тем сокращено. Все задания выстраиваются в соответствии с последователь¬ностью изложения материала в учебнике и включают, в основ¬ном, содержащийся в нем понятийный аппарат. К каждому уроку предлагается 2-3 варианта заданий (ко¬личество вариантов определяется как содержанием учебни¬ка, на основе которого строятся задания, так и требования¬ми к базовому уровню обучения). Первый вариант наиболее легкий. Он предполагает знание и первичное понимание ос¬новного содержания урока. Второй вариант рассчитан на более глубокое усвоение материала и применение знаний в знакомой ситуации. Сложнее третьи варианты заданий. Вопросы со свободным ответом и формулировки заданий к тестам требуют от учащихся умения владеть такими опера¬циями, как выделение главного в вопросе или условии зада¬чи, соотнесения элементов содержания друг с другом и по¬лучении правильного результата, выделения частного из об¬щего и обобщения на основе известного частного. Третьи варианты заданий рассчитаны на сильных по ус¬певаемости детей, а в ряде случаев на учащихся профили¬рованных классов. Эти варианты, также как и отдельные вопросы помечены знаком * или **. Сказанное не означает, что третьи варианты не нужно предлагать детям, занимаю¬щимся по обычной программе. Большинство учителей дают материал, выходящий за рамки учебника, и задания треть¬их вариантов только сориентируют их на определенную ло¬гику построения методики преподавания. Многие задания связывают учебный материал курса об¬щей биологии с курсами ботаники, зоологии, анатомии и фи¬зиологии человека. Биология -это единый предмет и такая связь необходима. Кроме того, в ЕНТ и экзаменационный матери¬ал за среднюю школу вопросы предыдущих курсов активновно ключаются. В тесты включены задания разных типов, в зависимо¬сти от характера ожидаемых ответов учащихся. В соответст¬вии с общепринятой педагогической литературе класси¬фикацией, их можно разделить на следующие: задания открытого типа; задания-дополнения те, в которых ученик должен дописать слово, словосочетание, формулу; задания свободного изложения - ученик сам конст¬руирует ответ без каких-либо ограничений (кроме простран¬ности); задания закрытого типа; задания множественного выбора -те, в которых не¬обходимо выбрать правильный ответ (или ответы) из мно-жества предложенных; задания на восстановление соответствия- когда предлагается восстановить соответствие двух списков поня¬тий или терминов; исключение лишнего - исключение лишнего эле¬мента; задания на восстановление последовательности со¬бытий. Наконец, в тестах есть задания требующие умения ре¬шать генетические или экологические задачи, строить гра¬фики, систематизировать понятия и. т.д. В конце каждой те¬мы курса предлагаются контрольные работы. Так как тесты предназначены для поурочного контро¬ля, то прежде всего, следует подумать когда, т.е. в какой ча¬сти урока его применить. Это зависит от целей урока, мето¬дики учителя, целей контроля. Варианты применения посо¬бия могут быть различными. Это и контроль при проверке домашнего задания, это и параллельная обучающая рабо¬та (например, слабого ученика) с учебником и пособием на уроке, это и закрепление изученного материала в конце уро¬ка. Одному ученику можно предложить от одного до трех ва¬риантов заданий. Это зависит от способностей, реальных знаний и заинтересованности ученика в отметке. Личный опыт автора показал, что дети с удовольствием занимаются с подобными заданиями. Методические советы при формулировке заданий теста: Основной текст задания содержит не более 10-15 слов; каждый тест должен выражать одну идею, одну мысль; задания должны быть краткими, четкими, легко читаемыми, суждения иметь утвердительную, а не вопросительную форму; избегать таких слов, как «иногда», «часто», «обычно» в правильных утверждениях и слов «всегда», «иногда», «невозможно» в неправильных; располагать тесты по возрастанию трудности; каждое задание и ответ формулировать так, чтобы верный ответ могли дать только те, кто хорошо усвоил материал; правильные ответы должны располагаться в случайном порядке; ответы на один вопрос не должны зависеть от ответов на другие вопросы; ответы не должны содержать подсказки, быть нелепыми; задания сформулировать так, чтобы ответы могли быть получены путем рассуждения, а в число неверных ответов в первую очередь включать такие, которые являлись результатом типичных ошибок, допускаемых учащимися; Под тестом по биологии понимается некоторая совокупность стандартизированных (в смысле форм предъявления и обработки результатов) заданий, предъявляемых малыми порциями, но охватывающих большой круг оперативно проверяемых вопросов курса. По каждой теме курса можно выделить перечень основных понятий, которыми должны овладеть все учащиеся в процессе первичного усвоения нового материала, и с помощью тестов проконтролировать их усвоение. Для определения уровня сформированности биологических понятий был проведен диагностирующий тест. Получили следующие результаты: высокий уровень 18%,средний 61%,низкий21%. При формировании биологических понятий и качества ЗУН учащихся, тестирование, кроме диагностирующей функции, содержит обучающий потенциал. При использовании учителем ACTIVSTUDIO , Activout есть возможность сохранить в MS Word (использовать в мониторинге) и наглядно показать ученикам результаты текущего тестирования, а также провести работу над ошибками.
|