Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология |
[ Скачать с сервера (0.2 Kb) ] | 2011-02-20, 5:42 PM |
Повышение качества экологических знаний на уроках биологии в 9,10 и 11 классах. Горлов В.И. ОСШ №81 г. Караганда. Одна из важнейших задач современной школы - повышение экологических знаний учащихся, вооружении их навыками грамотного использования природных ресурсов, воспитание высокой экологической культуры поведения трудовой деятельности и в быту. Задачи экологического образования заключаются в следующем: 1. Вооружить учащихся знаниями о природе для сохранения и улучшения качества окружающей среды. 2. Сформировать представления об основных проблемах взаимодействия общества и природы. 3. Развить потребности общения с природой. 4. Дать представления об основных экологических проблемах и способах их решения. 5. Способствовать формированию экологического мышления. 6. Научить решать экологические проблемы не только на локальном уровне, но и в глобальных масштабах. Экологическое содержание школьных курсов может быть усиленно и раскрыто разными способами. Первый способ: расширение экологической информации. Например. изучение популяций необходимо дополнить материалом об экологических последствиях реки Или и озера Балхаш, о географических факторах распространения радиоактивных веществ. Внедрение такого материала необходимо делать лишь в отдельных случаях для обобщения новых и особенно актуальных экологических материалов. Второй способ: формирование экологического мышления. В этом случаи приемлем другой способ, который заключается в постановке вопросов экологической направленности, как к отдельным разделам, так и к рисункам, схемам и фотографиям. Так, представление о единстве в природе, о необходимости комплексного подхода к использованию ее ресурсов может быть наиболее успешно усвоено на материале о природных комплексах, в частности, при изучении природных зон: как изменяются основные природные компоненты в природных комплексах степной зоны, если человек будет вырубать тугаи (леса в поймах рек)? Какие компоненты природных комплексов изменяются в связи с этим? Каким образом? Изучение сфер материального производства и хозяйственного освоения территорий позволяет выявить экологические следствия производственной деятельности, меры по защите природной среды. Например: при изучении биоценозов можно поставить следующее вопросы: каким образом изменились природные условия в Южного Казахстана в результате создания большого количества крупных водохранилищ? Каковы благоприятные и неблагоприятные последствия изменений природных условий? Какие отросли хозяйства загрязняют в большей степени? Третий способ: изучение локальных проблем. Одним из наиболее эффективных способов изучения локальных экологическим проблем является дискуссия. На территории Казахстана могут быть предложены следующее темы: « Проблемы Соколовско - Сарбайского комплекса», «Экологические проблемы территории Семипалатинского испытательного ядерного полигона», «Проблема загрязнения малых рек» и т.д. Системой целенаправленных вопросов учитель в ходе дискуссии подводит учащихся к определенным выводам и итогам, с тем, чтобы последние были им не навязаны, а самостоятельно продуманы и правильно поняты. Изучение локальных экологических проблем возможно также с помощью организации деловых игр. Наиболее удобной формой проведения игры является составление экологического прогноза. В этом случаи учащиеся подразделяются на группы «проектировщиков» и группы «эксперты». Изучив природные и экономические карты, литературу и учебники, «проектировщики» вносят предложения по повышению эффективности природных ресурсов конкретного региона. Группа «экспертов» дает заключение, как скажется осуществление предложенных проектов на отдельных компонентах природной среды, на природных комплексах и в целом на условия жизни людей. Многие биологические понятия используются в качестве опорных при изучении экологических вопросов в курсах биологии, физики и химии. Четвертый способ: реализации межпредметных связей. Рассмотрим пример изучение темы «Причины загрязнения реки Нуры». Предполагаемые вопросы: 1.Какие химические вещества использовались при поднятии целинных земель в Центральном Казахстане? 2. Каким образом они попали в реку? 3.Назовите крупнейшие промышленные предприятия, расположенные в бассейне реки. 4. Почему в реке накопилась ртуть? 5. Почему большая часть ртути залегает в илистом дне? 6.Какие природные процессы нарушаются в реке, в связи с ее загрязнением? 7.Какие меры применяются для зашиты поверхностных вод от загрязнения? Пятый способ: работа с географической картой. С помощью карты можно конкретизировать экологические связи, перевести их на уровень зрительных образов. Для цели экологического образования могут быть использованы любые картографические материалы атласов и учебников. Их экологических потенциал раскрывается с помощью системы вопросов и заданий. Например: какие промышленные предприятия размещены в данном географическом регионе? Какое воздействие они оказывают на среду? Какие особенности природных условий способствуют возникновению экологических проблем? Эффективной формой работы с картой является составление учащимися схем рационального использования земельных угодий. Шестой способ: необходимой частью экологического образования является непосредственное общение школьников с природой. В процессе изучения биологии оно осуществляется посредством практических работ на местности. Для развития конкретного экологического мышления учащихся, формирования потребностей общения с природой, навыков экологически обоснованной деятельности особенно полезны экскурсии, в содержание которых входят экологические наблюдения. В начале экскурсионного маршрута перед учащимися должны быть поставлены вопросы экологического характера на которые они найдут ответы самостоятельно . При изучении почвенных животных и растений на местности следует обращать особое внимание на характер и интенсивность эрозивных процессов, на причины возникновения и развития антропогенного воздействия. Во время экскурсий на промышленные предприятия(ИСПАТ-КАРМЕТ) необходимо обращать особое внимание на влияние производства на экологические условия, организацию ресурсо - и средосбериегающих технологий, работу крупных и малых очистных сооружений, малоотходных производств. Перед экскурсией, возможно, поставить перед учащимися вопросы экологической направленности. Например: при изучении экологических проблем металлургии: какие отходы возникают при производстве черных металлов? Какую продукцию получают их этих отходов? Какие задачи охраны природной среды возникают и как они решаются в производственных процессах? Как используют отходы при производстве черных металлов? Экологические наблюдения можно проводить также и в районе транспортной магистрали - автомобильной и железной дороги. Учащиеся могут найти здесь ответы на следующие вопросы: На каком расстоянии от магистрали осуществляется влияние газовых выбросов и их шум? Какие виды транспортных средств оказывают большое воздействие на ухудшение природной среды? Эффективным средством экологического образования и воспитания является учебно-экологическая тропа. УЭТ - это специально оборудованный на местности экскурсионный маршрут, на котором проводятся учебные биологические экскурсии и экологические наблюдения, осуществляется природоохранительная деятельность детей. Работа на экологической тропе способствует развитию экологического мышления, стимулирует потребности в осознанном познании окружающей среды и стремление к личному участию в ее сохранении и улучшении. Седьмой способ: эколого-краеведческое изучение своего города. Во время городских учебных экскурсий необходимо акцентировать внимание учащихся на воздействие предприятий и транспорта на природные условия, экологическое состояние окружающей среды. Значительный интерес могут вызвать экскурсии на которых сравниваются экологические неблагополучные районы с кварталами, где состояние городской среды благоприятно для жизни людей (Темиртау и Талды - Корган, Костанай и Уральск). В целом эколого-краеведческое изучение города имеет значительные возможности для организации широкого комплекса экологических наблюдений со школьниками. Таким образом, экологическое образование школьников занимает особое место в учебном процессе, так как изучение основных аспектов взаимосвязи между обществом и природной средой составляет основное направление исследований современной биологической науки. Очевидно, в школе экологические проблемы могут быть изучены с достаточной глубиной на уроках биологии, поскольку лишь биология соединяет в себе естественные и социальные звенья. | |
Просмотров: 1887 | Загрузок: 186 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|