Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология |
[ Скачать с сервера (317.9 Kb) ] | 2015-03-09, 6:42 PM |
Тема урока: Генотип и фенотип. Полное и неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Кодоминирование. Цель урока: знать , что такое полное и неполное доминирование, кодоминирование и для чего производится анализирующее скрещивание, научимся решать задачи на все виды доминирования. Образовательная задача: ● Сформировать у школьников понятия «неполное доминирование», «анализирующее скрещивание», «кодоминирование»; познакомить с сущностью и причинами неполного доминирования (промежуточного наследования). Продолжить развитие умения записывать схемы скрещивания. Развивающие задачи: ●Развивать у учащихся умение логически мыслить, делать выводы. ● Продемонстрировать учащимся возможности использования знаний о законах генетики в практике медицины и сельского хозяйства. Воспитательная задача: ● продолжить нравственное, гигиеническое воспитание. Оборудование урока: ● задания для групп, рисунки коров, буквы, листы с текстами, чистые листы. Методы: рассказ с элементами беседы; решение генетических задач; тестирование. Методические приемы: фронтальный и индивидуальный опрос; решение задач для нахождения пути выхода из сложной ситуации; самостоятельное создание проблемы и нахождения пути решения. Формы организации учебного процесса: групповая, индивидуальная, фронтальная. Межпредметные связи: медицина, история, математика. Развиваемые понятия: генетика, наследственность, моногибридное скрещивание, полное доминирование, неполное доминирование, ген, гаметы, гомозигота, гетерозигота, генотип, фенотип, аллель, анализирующее скрещивание, гибрид, диплоидный набор хромосом, гаплоидный набор хромосом. Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний учащихся (стадия вызова). 1. Терминологическая разминка. 1. Наследственность – это … 2. Изменчивость – это … 3. Основоположником генетики является … 4. Объектом своих исследований Мендель выбрал … 5. Ген, контролирующий преобладающий признак , называется … 6. Ген, контролирующий подавляемый признак , называется … 7. Что значит особь гомозиготна? гетерозиготна? Как они обозначаются? 8. Первый закон Менделя…. 9. Второй закон Менделя… 10. Третий закон Менделя… 2.Решение задач по текстам 1 группа: Голубоглазый мужчина женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза были голубые. Какое потомство можно ожидать от этого брака, если известно, что ген карих глаз доминирует над геном голубых? 2 группа: Фенилкетонурия наследуется по наследству как доминантный признак. Какими могут быть дети в семье, где родители гетерозиготны по этому признаку? 3 группа: Известно, что коричневый цвет меха доминирует над голубовато – серым. На звероферме в течение нескольких лет от одной пары норок был получен приплод в 225 особей. Из них 167 имели коричневый мех, а 58 - голубовато-серый. Определите, какой из признаков является доминантным? Каковы генотипы и фенотипы родителей и потомства? 4 группа: В семье кареглазых родителей родились разнояйцевые близнецы, один из которых кареглазый, а другой голубоглазый. Каковы генотипы родителей? (самопроверка) 3. Изучение нового материала. 1. Мы уже знаем, что доминантный признак подавляет действие рецессивного, такое доминирование полное, и признак проявляется в соотношении 3:1. И при решении задач вы в этом убедились. Но доминантный признак не всегда полностью подавляет рецессивный, поэтому возможно проявление промежуточных признаков у гибридов. Это явление получило название неполного доминирования. Так, например, при скрещивании растений ночной красавицы, имеющей пурпурные цветки (АА), с растением, имеющим белые цветки (аа), все растения первого поколения имеют розовую окраску, которая является промежуточной (Аа). - Это противоречит правилу единообразия первого поколения? При скрещивании гибридов во втором поколении можно наблюдать расщепление признака. - В каком соотношении произошло расщепление? 1:2:1 Р АА х аа Кр бел Аа х Аа Роз роз А а А а АА Аа Аа аа Кр роз роз бел У человека неполное доминирование проявляется при наследовании структуры волос. Ген курчавых волос доминирует над геном прямых волос не в полной мере. И у гетерозигот наблюдается промежуточное проявление признака – волнистые волосы. - Какой генотип по признаку структуры волос имеете вы? (спросить несколько учащихся с разной структурой волос). 2. Еще одним типом доминирования служит кодоминирование. Так наследуются у человека группы крови. Найдите в учебнике определение и запишите в тетрадь. (Это явление совместного доминирования генов, дающий при взаимодействии новый признак). Прием "Покопаемся в памяти" Техника: Вам даются листы, нужно записать все, что придет на ум, связанное с группами крови. (Не имеет значения правильно ли то, что записали или нет. После того, как завершат свое обсуждение, члены группы должны поделиться своими знаниями. Ответы не обсуждаются и не оцениваются). 3. Ну а теперь решим задачи на кодоминирование. Пользуясь таблицей 9 ( указано кодирование групп крови) учебника (стр. 108) решите задачи: 1 группа: 1. Женщина с 3 группой возбудила дело о взыскании алиментов, имеющего 1 группу, утверждая, что он отец ребенка. У ребенка 1 группа. Какое решение должен вынести суд? Рассмотрите оба варианта – а) мама гомозиготна б) мама гетерозиготна. 2. У матери четвертая группа крови, а у отца третья. Какие группы крови могут быть у их детей? Рассмотрите оба случая – а) отец гомозиготен; б) отец гетерозиготен. 2 группа: 1. «В суде слушается дело по взысканию алиментов. Мать имеет I группу крови, дети – II, III. Может ли быть отцом детей мужчина с IV группой крови?» 2. Один из родителей имеет 3 группу крови, а ребенок 4. Какой может быть группа крови у второго родителя? 3 группа: 1. Женщина имеет четвертую группу крови, муж первую, а их сын – тоже четвертую. Кому из родителей этот ребенок приходится неродным? 2. У мальчика – 1 группа крови, а у сестры- 4. что можно сказать о группах крови их родителей? 4 группа: 1. Отец имеет первую группу крови, мать – четвертую, их дочь – третью. Родной ли приходится девочка родителям? 2. Может ли пара с первой группой крови иметь ребенка с четвертой группой крови? 4.Любой организм содержит огромное количество признаков. Фенотип – это совокупность всех внешних и внутренних признаков и свойств организма. Генотип – совокупность всех генов какого-либо организма. - Можно ли по фенотипу судить о генотипе? По фенотипу нельзя определить генотип. Например, у гороха особи с фенотипом «желтые семена» могут иметь разные генотипы – АА или Аа. Для установления генотипа особей, не различающихся по фенотипу, проводят анализирующее скрещивание. Анализирующее скрещивание активно используют в селекции, в сельском хозяйстве для определения неизвестных генотипов организмов. Давайте проанализируем ситуацию, решив задачу: На ферме содержались коровы черной и красной масти. Бык имел черную масть. Как проверить бык гетерозиготен или гомозиготен и какое будет потомство? Р А_ х аа А _ а Аа Аа аа Черн черн кр Вывод: Если в потомстве нет расщепления, тогда это – гомозигота, если есть расщепление – гетерозигота. Итак, что такое анализирующее скрещивание? Ребята сами формулируют определение, а теперь запишите определение в тетрадь. (Для этого особь, генотип которой неизвестен, скрещивают с рецессивным гомозиготным организмом, генотип которого аа (если анализируется один признак). 5.А теперь сами решите задачу: Ольге очень нравятся голубые глаза, но она, ее родители и родственники всегда имели только карие глаза. Поэтому она решила, во что бы то ни стало выйти замуж за голубоглазого мужчину, чтобы у ее ребенка были голубые глаза. Выполнима ли мечта девушки? (решение и объяснение) Р АА х аа Кар гол А а Аа Кар III. Закрепление. Молодцы. А сейчас проверьте себя, как вы усвоили тему, выполнив тест. (взаимопроверка) IV.Выводы урока. Что вы узнали на уроке? IV. Стадия рефлексии. У каждого имеются оценочные листы, где необходимо отметить свою работу. 1. Терминологическая разминка 2. Решение задач 3. Решение задач 4. Тест Средний балл V. Домашнее задание: изучить параграф 22. Опережающее задание: записать имена мам, пап, сестер, братьев, бабушек, дедушек, теть, дядей, пробабушек, прадедушек. Всех близких родственников со стороны мамы, папы. | |
Просмотров: 3118 | Загрузок: 196 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|