Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология |
[ Скачать с сервера (227.2 Kb) ] | 2015-11-25, 12:59 PM |
Северо-Казахстанская область Кызылжарский район КГУ «Пеньковская средняя школа» Учитель химии и биологии Ростовщикова Ольга Кирилловна Урок №21 Тема урока: Цветение и опыление растений. Виды опыления (самоопыление, перекрёстное опыление ветром, насекомыми, водой, птицами, искусственное опыление). Цели урока: Образовательные: познакомить учащихся с различными способами опыления (самоопыление, перекрёстное опыление ветром, насекомыми, водой, птицами, искусственное опыление) у цветковых растений, рассмотреть приспособления растений к различным способам опыления, возникшими в ходе эволюции; показать значение опыления в жизни растений. Развивающие: сформировать умения выделять главное, сравнивать, систематизировать особенности растений с различными видами опыления, продолжить формирование умения работать с учебником. Воспитательные: создать условия для увлечённого учения, воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности, способствовать этическому воспитанию детей, прививать любовь к природе. Тип урока: комбинированный Методы и методические приёмы:наглядно-иллюстративный, репродуктивный, «Верите ли Вы, что…», кластеры. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая. Оборудование: учебник, рисунки учебника, презентация «Цветение и опыление растений. Виды опыления», гербарии ветроопыляемых, насекомоопыляемых и самоопыляемых растений. Ход урока. Организационный момент: порядок в классе, готовность к уроку, эмоциональный настрой. Урок начинается с песни-презентации «Как прекрасен этот мир». Учащиеся должны разделиться на 3 группы (собрать картинку). 1 –я стадия Вызов Актуализация знаний учащихся Биологический диктант. Карточка №1 1.На рисунке изображён цветок: А) С простым околоцветником. В) С двойным околоцветником. С) Пестичного цветка. D) Тычиночного цветка. Е) Двудомного цветка. 2.На рисунке под цифрой 4 изображено: А) Рыльце. В) Пестик. С) Столбик. D) Чашечка. Е) Пыльник. 3.Семяпочки находятся: А) В тычинках. В) В цветоложе. С) В завязи. D) В рыльце. Е) В лепестках. 4. Рыльце обозначено цифрой: 5.Растения, у которых тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные на других называются: А) Пестичные. В) Раздельнополые. С) Обоеполые. D) Однодомные. Е) Двудомные. Карточка №2 1.Соцветие у подсолнечника: А) Зонтик. В) Корзинка. С) Щиток. D) Початок. Е) Колос. 2. На рисунке под цифрой 4 изображено соцветие: А) Зонтик. В) Колос. С) Щиток. D) Кисть. Е) Початок. 3.Соцветие сложный колос имеет: А) Яблоня. В) Пшеница. С) Морковь. D) Подорожник. Е) Черёмуха. 4.Соцветие кисть обозначено цифрой: 5.Мелкие цветки собраны в соцветие: А) Для привлечения насекомых. В) Для уменьшения размеров. С) Для красоты. D) Для защиты. Е) Правильных ответов нет. 1.В; 2.В; 3.С; 4.1; 5.Е. 1.В; 2.А; 3.В; 4.3; 5.А. Индивидуальная самостоятельная работа (взаимопроверка). 2. Суждение "Да" или "нет". Правильное суждение отмечайте “+”, неправильное “ - ”. Суждение Да «+» Нет «-» 1. Цветоножку имеют цветки всех растений. 2.Тычинки и пестики бывают в каждом цветке. 3. Цветок – орган семенного размножения. 4.Тычинки и пестики – это главные репродуктивные части цветка. 5. Соцветие колос – это простое соцветие, на главной удлиненной оси которого находятся сидячие цветки. 6. Нектар – это сладкий сок, который выделяют особые железы цветка – нектарники, с целью привлечения опылителей. 7.Роль чашечки- привлечение опылителей. 8. Венчик выполняет функцию защиты пестика и тычинок. 1. -; 2. -; 3.+; 4. +; 5. -; 6. +; 7. -; 8. + Кроссворд: Цветок и соцветие. 1 2 3 4 5 6 7 8 1.Утончённая часть цветка. 2.Совокупность чашелистиков цветка. 3.Чашечку и венчик называют… 4.Основная часть цветка, из которой развивается плод. 5.Цветок, у которого есть и тычинки и пестик. 6.Однополый цветок, в котором есть только пестики. 7.Группа мелких цветков, расположенных на цветоносе в определённом порядке. 8.Соцветие у сирени. 1.Цветоножка. 2.Чашечка. 3.Околоцветник. 4.Пестик. 5.Обоеполый. 6.Пестичный. 7.Соцветие. 8.Метёлка. 2-я стадия Осмысление Цветение и опыление растений. Виды опыления (самоопыление, перекрёстное опыление ветром, насекомыми, водой, птицами, искусственное опыление). Слайд1. Вопрос: Что такое цветение? (Заслушиваются мнения учащихся) Цветение – это состояние растения от начала раскрытия цветковдо засыхания тычинок и лепестков или всего околоцветника.(Запись определения в тетрадь). Слайд №2 1. Вопрос: Все ли растения цветут? 2. Вопрос: Зачем растение цветет? Опыление - перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика (запись определения в тетрадь). Слайд №3. Цветковые растения в процессе длительной эволюции выработали различные приспособления для эффективного опыления. Существует несколько видов опыления: самоопыление, перекрёстное опыление ветром, насекомыми, водой, птицами, искусственное опыление. Слайд №4 Работа в группах. 1 группа – самоопыление. Слайды №5-6. Самоопыление - перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика этого же цветка. Самоопыление растений характерно для гороха, пшеницы, картофеля, томата. Самоопыление в природе встречается крайне редко. Самоопыление происходит в бутонах, до распускания цветов. Главное преимущество самоопыления – оно не зависит от погодных условий и насекомых, поэтому осуществляется при любых условиях. 2 группа – перекрёстное опыление насекомыми.Слайды №7-9 Перекрестное опыление - перенос пыльцы с тычинок на рыльца пестиков других цветков. Перекрестное опыление При перекрестном опылении пыльца с тычинок с одного растения на другое растение переносится разными путями. В переносе могут принимать участие ветер, вода, насекомые, птицы и даже млекопитающие. Приспособления растений к опылению насекомыми: 1.Одиночные цветки крупные, мелкие собраны в соцветия 2.Яркая окраска околоцветника (каждый вид насекомых-опылителей предпочитает определенную окраску цветков) 3. Наличие нектара и аромата 4.Особое строение пыльцевых зерен. Кроме того, у некоторых растений встречаются приспособления к опылению конкретными насекомыми. Например: Львиный зев и клевер приспособлены к опылению шмелями. Нектар у этих растений находится очень глубоко, и пока шмель их доберется до него, он обязательно оставит пыльцу на пестиках цветка; Цветок душистого табака имеет сростнолистный венчик, образующий глубокую воронку, поэтому нектар этих цветков доступен только для ночных бабочек- бражников, имеющий длинный хоботок Но кто бы это ни был, шмели или пчелы, они совершают огромную работу. 3 группа – перекрёстное опыление ветром. Слайды №10-11 Растения опыляемые ветром называются ветроопыляемые. Приспособления растений к опылению ветром: 1. Невзрачный цветок или соцветие 2. Много пыльцы, пыльца лёгкая, так как пыльцевые зёрна мелкие, сухие 3. Липкое или мохнатое рыльце пестика 4. Тычинки располагаются открыто, высовываясь из цветка наружу, где их обдувает ветер 5. Растут большими группами 6. Нет нектара 7. Нет аромата Ветроопыляемые растения: береза, орешник, дуб, ольха, осина, рожь, кукуруза, пырей и другие. Работа с текстом учебника и рисунками. Составление кластера с указанием основных признаков растений с определённым видом опыления. Обмен информацией. Запись определений и признаков в тетрадях. Другие виды перекрёстного опыления. Слайды №12-14. Птицы, млекопитающие. В тропических лесах встречаются цветки, опыляемые птицами, например колибри, нектарницами, кускусами. Эти цветки обычно не пахнут, но имеют яркие околоцветники. Нектар у этих растений водянистый, зато выделяется очень много, что и привлекает птиц- опылителей. Кроме птиц и насекомых в опылении растений могут участвовать млекопитающие, например, летучие мыши. У некоторых водных и околоводных растений, таких как элодеи, роголистника перенос пыльцы осуществляется водой. Помимо естественного опыления, происходящего в природе возможно и искусственное опыление. Слайд №15 Искусственное опыление- опыление, которое осуществляет человек с целью выведения новых сортов и повышения урожайности растений. ( Запись определения в словарь) Вопрос: Каким образом осуществляется искусственное опыление? Обычно искусственное опыление производят мягкой кисточкой. При помощи кисточки снимают пыльцу с тычинок одних цветков и наносят на рыльце пестика других. У некоторых растений, чтобы избежать самоопыления, ученым приходится аккуратно вскрывать нераспустившийся цветок и удалять из него тычинки. При выведении новых сортов, чтобы избежать заноса на опыляемые цветки надевают специальные мешочки. При помощи искусственного опыления выведено множество ценных сортов сельскохозяйственных и декоративных растений. Физкультминутка. Лабораторная работа №15. Сравнение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений. Цель: выявить отличия в строении цветков растений, опыляемых ветром и насекомыми. Оборудование и материалы: гербарные материалы цветков тополя, ивы, дуба, черёмухи, вишни, липы. Самостоятельная работа учащихся с гербариями и в тетрадях. 3 –я стадия Рефлексия Подведение итогов урока Ребята проанализируйте записи в тетрадях и сделайте вывод: что нового мы узнали оцветении и опылении растений и его видах. Вывод: в ходе урока мы выяснили, что опыление происходит в природе, и, кроме того, его может производить в своих целях человек. В зависимости от способа опыления растения приобретают целый ряд особенностей строения и приспособлений, способствующих опылению. Домашнее задание Прочесть стр. 76– 77 п.22, ответить на вопросы В. 1,2, проработать записи в тетради. | |
Просмотров: 2250 | Загрузок: 31 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|