Главная » Файлы » В помощь учителю » Информатика |
2017-03-05, 6:07 PM | |
Предмет: Информатика Класс: 6 Тема: Модели. Моделирование Цель урока: сформировать понятие модели, научиться распознавать виды моделей, применять полученные знания для построения различных моделей в повседневной жизни. Ход урока. I . Вводно-мотивационный этап (5 мин.) 1. Какое слово вам пришло первым на ум, когда на перемене вы смотрели ролик? Ответ: мода, платье, модель, менекенщицы и т.д. Смотрим еще один видеофрагмент. (авиамоделирование) 2. Что вы видели? Какой процесс был показан? Как называется этот вид спорта? Ответ: модель самолета, моделирование, авиамоделирование и т.п. 3. А кто теперь попробует сформулировать тему нашего урока. Ответ: «Модели. Моделирование» Учитель: На нашем уроке мы изучим тему: «Модели. Моделирование». Для чего нам нужно это изучить? (формулировка цели урока с детьми) Деление на 3 группы любым способом жеребьевки. Выбор спикера, тайм-менеджера. Группы получают тему, которая определяется по соглашению или в результате жеребьевки. II. Информационно-операциональный этап (25 мин.) При изучении темы, группа должна заполнить свою часть листа. (10 мин) Выступить с рассказом. (5 мин) I группа «Модель. Моделирование. Причины создания моделей» Модели объектов и процессов. Какие только явления не скрываются за словом модель! И электромобиль на стенде выставки, и телеви-зионная красавица, рекламирующая лучшие товары, и макет моста через Ишим, и теория развития об-щества, и расчеты климатических последствий образования «озоновых дыр»... Как совмещаются в од-ном слове такие разные понятия? Оказывается, все многообразие моделей отличает нечто общее, а именно — моделью может стать ис-кусственно созданный человеком абстрактный или материальный объект. Анализ модели и наблюдение за ней позволяют познать суть реально существующего более сложного объекта, процесса или явления, называемого прототипом или оригиналом. Модель — упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении. Моделирование — построение моделей для исследования и изучения объектов, процессов, явлений. Может возникнуть вопрос, почему бы не исследовать сам оригинал, зачем создавать его модель? Во-первых, в реальном времени оригинал (прототип) может уже не существовать, еще не существовать или его не было в действительности. Для моделирования время не помеха. Так родились теории выми-рания динозавров или гибели Атлантиды. С помощью такого же метода можно заглянуть в будущее. Так, ученые-физики построили теоретическую модель «ядерной зимы», которая начнется в случае атомной войны. Во-вторых, оригинал может иметь много свойств и взаимосвязей. Чтобы глубоко изучить какое-то кон-кретное свойство, иногда полезно отказаться от менее существенных, не учитывая их. В-третьих, оригиналы могут иметь маленькие или большие размеры. Очень трудно в школе изучать те-му «Строение клетки». Они такие маленькие… Как их увидеть? И в этом нам помогает модель клетки. А на уроках астрономии всегда рассматривают модель солнечной системы. Она дает ясное представле-ние о строении системы, о месте нахождения каждой планеты. Что же поддается моделированию? Это может быть объект, явление или процесс. Моделями объектов могут быть уменьшенные копии архитектурных сооружений, а также наглядные пособия в школьном кабинете и т. д. Модель, демонстрирующая одежду, представляет не какого-то ре-ального человека, а некий обобщенный идеальный образ, стандарт. Для изучения явлений живой природы, для предотвращения катастрофы, для применения природных сил на благо человечества создаются модели явлений (модель смены дня и ночи на планете). Можно также создавать модели процессов, т. е. моделировать действия над материальными объектами: ход, по-следовательную смену состояний, стадий развития одного объекта или их системы (модель извержения вулкана). И, наконец, любым действиям человека, предшествует возникновение в его сознании модели будущего поведения. Собираетесь ли вы решать задачу, строить дом, переходите дорогу, — вы сначала представляете себе все это в уме. Это главное отличие человека от всех других живых существ на земле. Для одного и того же объекта (п, я) может быть создано бесчисленное множество моделей. II группа «Виды моделей» Классификация моделей. КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ Если рассматривать модели с позиции для чего, с какой целью они используются, то можно применять такую классификацию. Учебные модели. Это могут быть наглядные пособия, различные тренажеры, обучающие программы. Опытные модели — это уменьшенные или увеличенные копии проектируемого объекта. Их называют также натурными и используют для исследования объекта и прогнозирования его будущих характери-стик. Научно-технические модели создают для исследования процессов и явлений. К ним можно отнести, например, прибор, имитирующий разряд молнии. Игровые модели — это военные, экономические, спортивные, деловые игры. Они как бы репетируют поведение объекта в различных ситуациях, проигрывая их с учетом возможной реакции со стороны конкурента, союзника или противника. Игровые модели позволяют оказывать психологическую по-мощь больным либо разрешать конфликтные ситуации. Имитационные модели не просто отражают реальность с той или иной степенью точности, а имитируют ее. Эксперимент либо многократно повторяется, чтобы изучить и оценить последствия каких-либо действий на реальную обстановку. КЛАССИФИКАЦИЯ С УЧЕТОМ ФАКТОРА ВРЕМЕНИ. Статическая модель — это как бы одномоментный срез информации по объекту. Динамическая модель позволяет увидеть изменения объекта во времени. Пример – классный журнал, где видно успеваемость за длительный период. Один и тот же объект возможно изучать, применяя и статическую и динамическую модели. КЛАССИФИКАЦИЯ ПО СПОСОБУ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Материальные и информационные модели Названия этих групп как бы показывают, из чего «сделаны» модели. Материальные модели иначе можно назвать предметными, физическими. Они воспроизводят геометри-ческие и физические свойства оригинала и всегда имеют реальное воплощение. Самые простые примеры — детские игрушки. По ним ребенок получает первое представление об окру-жающем мире, это и, чучела птиц в кабинете биологии, карты при изучении истории и географии, схе-мы солнечной системы и звездного неба на уроках астрономии и т. д. Информационные модели нельзя потрогать или увидеть воочию, потому что они строятся только на информации. Информационная модель — совокупность информации, характеризующая свойства и состояния объек-та, процесса, явления, а также взаимосвязь с внешним миром. Информационные модели бывают знаковыми и вербальными. Вербальная модель — информационная модель в мысленной или разговорной форме. Примером такой модели может стать наше поведение при переходе улицы. Человек анализирует ситуацию на дороге и вырабатывает свою модель поведения. Знаковая модель — информационная модель, выраженная специальными знаками, т. е. средствами лю-бого формального языка. Знаковые модели окружают нас повсюду: математическая формула, запись мелодии нотами, модели геометрических фигур, графики, чертежи и т.д. Для создания информационных знаковых моделей можно использовать либо традиционный набор ин-женера или конструктора (карандаш, линейка), либо самый совершенный в наши дни прибор — компь-ютер. Компьютерная модель — модель, созданная с использованием аппаратного и программного обеспече-ния. В зависимости от характеристик исследуемого объекта, процесса, явления ПК должен быть оснащен соответствующим инструментарием. При исследовании математической модели удобно использовать электронные таблицы, для словесных моделей подойдет текстовый процессор. Инструментом для со-здания геометрической модели, передающей внешний облик, может быть графический редактор. С его помощью возможно моделировать как плоское, так и объемное изображение. Таким образом, при компьютерном моделировании необходимо хорошо разбираться в многообразии программ, технологии работы на компьютере. III группа «Этапы моделирования» Учебник, стр. 73 – 75, 79 - 80 III. Рефлексивно-оценочный этап (8 мин) Подведение итогов по всем этапам работы. Рефлексия Учащимся предлагается заполнить листы рефлексии. сегодня я узнал… было интересно… я приобрел… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… Оценка. Оцените свою работу за урок. Если вы поняли материал, можете его рассказать и объяснить, привести примеры из своей жизни, то поставьте себе “5”. Если материал поняли, можете привести примеры, но есть некоторые сомнения в том, что вы сможете его воспроизвести, то поставьте “4”. Если материал усвоен слабо и требует еще доработки, то “3”. Домашнее задание: § 13 – 14, тест на стр. 80 | |
Просмотров: 645 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|