Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Информатика

Модели. Моделирование
2017-03-05, 6:07 PM
Предмет: Информатика
Класс: 6
Тема: Модели. Моделирование
Цель урока: сформировать понятие модели, научиться распознавать виды моделей, применять полученные знания для построения различных моделей в повседневной жизни.
Ход урока.

I . Вводно-мотивационный этап (5 мин.)
1. Какое слово вам пришло первым на ум, когда на перемене вы смотрели ролик?
Ответ: мода, платье, модель, менекенщицы и т.д.
Смотрим еще один видеофрагмент. (авиамоделирование)
2. Что вы видели? Какой процесс был показан? Как называется этот вид спорта?
Ответ: модель самолета, моделирование, авиамоделирование и т.п.
3. А кто теперь попробует сформулировать тему нашего урока.
Ответ: «Модели. Моделирование»

Учитель: На нашем уроке мы изучим тему: «Модели. Моделирование». Для чего нам нужно это изучить? (формулировка цели урока с детьми)

Деление на 3 группы любым способом жеребьевки. Выбор спикера, тайм-менеджера. Группы получают тему, которая определяется по соглашению или в результате жеребьевки.

II. Информационно-операциональный этап (25 мин.)
При изучении темы, группа должна заполнить свою часть листа. (10 мин) Выступить с рассказом. (5 мин)

I группа «Модель. Моделирование. Причины создания моделей»
Модели объектов и процессов.
Какие только явления не скрываются за словом модель! И электромобиль на стенде выставки, и телеви-зионная красавица, рекламирующая лучшие товары, и макет моста через Ишим, и теория развития об-щества, и расчеты климатических последствий образования «озоновых дыр»... Как совмещаются в од-ном слове такие разные понятия?
Оказывается, все многообразие моделей отличает нечто общее, а именно — моделью может стать ис-кусственно созданный человеком абстрактный или материальный объект. Анализ модели и наблюдение за ней позволяют познать суть реально существующего более сложного объекта, процесса или явления, называемого прототипом или оригиналом.
Модель — упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении.
Моделирование — построение моделей для исследования и изучения объектов, процессов, явлений.
Может возникнуть вопрос, почему бы не исследовать сам оригинал, зачем создавать его модель?
Во-первых, в реальном времени оригинал (прототип) может уже не существовать, еще не существовать или его не было в действительности. Для моделирования время не помеха. Так родились теории выми-рания динозавров или гибели Атлантиды. С помощью такого же метода можно заглянуть в будущее. Так, ученые-физики построили теоретическую модель «ядерной зимы», которая начнется в случае атомной войны.
Во-вторых, оригинал может иметь много свойств и взаимосвязей. Чтобы глубоко изучить какое-то кон-кретное свойство, иногда полезно отказаться от менее существенных, не учитывая их.
В-третьих, оригиналы могут иметь маленькие или большие размеры. Очень трудно в школе изучать те-му «Строение клетки». Они такие маленькие… Как их увидеть? И в этом нам помогает модель клетки. А на уроках астрономии всегда рассматривают модель солнечной системы. Она дает ясное представле-ние о строении системы, о месте нахождения каждой планеты.
Что же поддается моделированию? Это может быть объект, явление или процесс.
Моделями объектов могут быть уменьшенные копии архитектурных сооружений, а также наглядные пособия в школьном кабинете и т. д. Модель, демонстрирующая одежду, представляет не какого-то ре-ального человека, а некий обобщенный идеальный образ, стандарт.
Для изучения явлений живой природы, для предотвращения катастрофы, для применения природных сил на благо человечества создаются модели явлений (модель смены дня и ночи на планете). Можно также создавать модели процессов, т. е. моделировать действия над материальными объектами: ход, по-следовательную смену состояний, стадий развития одного объекта или их системы (модель извержения вулкана). И, наконец, любым действиям человека, предшествует возникновение в его сознании модели будущего поведения. Собираетесь ли вы решать задачу, строить дом, переходите дорогу, — вы сначала представляете себе все это в уме. Это главное отличие человека от всех других живых существ на земле.
Для одного и того же объекта (п, я) может быть создано бесчисленное множество моделей.

II группа «Виды моделей»
Классификация моделей.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Если рассматривать модели с позиции для чего, с какой целью они используются, то можно применять такую классификацию.
Учебные модели. Это могут быть наглядные пособия, различные тренажеры, обучающие программы.
Опытные модели — это уменьшенные или увеличенные копии проектируемого объекта. Их называют также натурными и используют для исследования объекта и прогнозирования его будущих характери-стик.
Научно-технические модели создают для исследования процессов и явлений. К ним можно отнести, например, прибор, имитирующий разряд молнии.
Игровые модели — это военные, экономические, спортивные, деловые игры. Они как бы репетируют поведение объекта в различных ситуациях, проигрывая их с учетом возможной реакции со стороны конкурента, союзника или противника. Игровые модели позволяют оказывать психологическую по-мощь больным либо разрешать конфликтные ситуации.
Имитационные модели не просто отражают реальность с той или иной степенью точности, а имитируют ее. Эксперимент либо многократно повторяется, чтобы изучить и оценить последствия каких-либо действий на реальную обстановку.
КЛАССИФИКАЦИЯ С УЧЕТОМ ФАКТОРА ВРЕМЕНИ.
Статическая модель — это как бы одномоментный срез информации по объекту. Динамическая модель позволяет увидеть изменения объекта во времени. Пример – классный журнал, где видно успеваемость за длительный период.
Один и тот же объект возможно изучать, применяя и статическую и динамическую модели.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПО СПОСОБУ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Материальные и информационные модели
Названия этих групп как бы показывают, из чего «сделаны» модели.
Материальные модели иначе можно назвать предметными, физическими. Они воспроизводят геометри-ческие и физические свойства оригинала и всегда имеют реальное воплощение.
Самые простые примеры — детские игрушки. По ним ребенок получает первое представление об окру-жающем мире, это и, чучела птиц в кабинете биологии, карты при изучении истории и географии, схе-мы солнечной системы и звездного неба на уроках астрономии и т. д.
Информационные модели нельзя потрогать или увидеть воочию, потому что они строятся только на информации.
Информационная модель — совокупность информации, характеризующая свойства и состояния объек-та, процесса, явления, а также взаимосвязь с внешним миром.
Информационные модели бывают знаковыми и вербальными.
Вербальная модель — информационная модель в мысленной или разговорной форме. Примером такой модели может стать наше поведение при переходе улицы. Человек анализирует ситуацию на дороге и вырабатывает свою модель поведения.
Знаковая модель — информационная модель, выраженная специальными знаками, т. е. средствами лю-бого формального языка. Знаковые модели окружают нас повсюду: математическая формула, запись мелодии нотами, модели геометрических фигур, графики, чертежи и т.д.
Для создания информационных знаковых моделей можно использовать либо традиционный набор ин-женера или конструктора (карандаш, линейка), либо самый совершенный в наши дни прибор — компь-ютер.
Компьютерная модель — модель, созданная с использованием аппаратного и программного обеспече-ния.
В зависимости от характеристик исследуемого объекта, процесса, явления ПК должен быть оснащен соответствующим инструментарием. При исследовании математической модели удобно использовать электронные таблицы, для словесных моделей подойдет текстовый процессор. Инструментом для со-здания геометрической модели, передающей внешний облик, может быть графический редактор. С его помощью возможно моделировать как плоское, так и объемное изображение.
Таким образом, при компьютерном моделировании необходимо хорошо разбираться в многообразии программ, технологии работы на компьютере.
III группа «Этапы моделирования» Учебник, стр. 73 – 75, 79 - 80

III. Рефлексивно-оценочный этап (8 мин)
Подведение итогов по всем этапам работы.
Рефлексия
Учащимся предлагается заполнить листы рефлексии.
сегодня я узнал…
было интересно…
я приобрел…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Оценка. Оцените свою работу за урок.
Если вы поняли материал, можете его рассказать и объяснить, привести примеры из своей жизни, то поставьте себе “5”.
Если материал поняли, можете привести примеры, но есть некоторые сомнения в том, что вы сможете его воспроизвести, то поставьте “4”.
Если материал усвоен слабо и требует еще доработки, то “3”.
Домашнее задание: § 13 – 14, тест на стр. 80
Категория: Информатика | Добавил: oivtsh10
Просмотров: 596 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-05-24, 8:13 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru