Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Информатика

Разработка интегрированного урока начального класса и информатики
[ · Скачать удаленно () ] 2011-02-02, 11:29 AM
Тема: С.А. Есенин «С добрым утром!» Работа в Microsoft Power Point, Word, графическое приложение Paint
Форма урока: литературная гостиная
Интеграция: музыка, ИЗО.
Цели и задачи:
1. Продолжить знакомить учащихся с творчеством С.А. Есенина на основе стихотворения
«С добрым утром!»
2. Провести анализ ряда стихотворений С.А.Есенина и выделить в них общее: тему и идеи, средства художественной выразительности.
3. Организовать работу в трех группах.
4. Развитие критического мышления.
5. Обогатить словарный запас детей.
6. Развитие творческих способностей учащихся, интереса к чтению.
7. Развитие учебно-познавательных процессов, речи, навыков выразительного чтения.
8. Воспитывать эстетические чувства, любовь к природе родного края, к Родине.
9. Использовать ИКТ в процессе урока.
Оборудование: карточки, карандаши, презентация Microsoft Power Point.

Ход урока:
I. Организационный момент:
Слайд: 1
Психологический настрой на урок:
Учитель: Предлагаю начать урок с хорошего настроения!
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро солнцу и птицам,
- Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
И доброе утро длится до вечера.
Учитель: Я вам желаю плодотворно потрудиться. При этом относитесь, друг к другу всегда по доброму, мыслите, работайте, творите прекрасное. Не зря народная мудрость гласит: «Где красота, там доброта». Слайд: 2

1. Постановка целей и задач урока:
Слайд: 3

Учитель: Сегодня на уроке вы познакомитесь с одним из произведений замечательного поэта Сергея Александровича Есенина: стихотворением «С добрым утром!», определим какие средства художественной выразительности использовал автор в данном стихотворении, сформулируем основную мысль произведения, будем развивать навыки выразительного чтения, память, воображение, воспитывать в себе чувство прекрасного, любви к красоте природы. Урок будет проходить в форме литературной гостиной.
- А сейчас повторим правила ТБ при работе с компьютером.

II. Повторение ТБ в мультимедийном кабинете:
• С техникой нужно обращаться бережно, на клавиатуре работать не спеша, клавиши нажимать нежно.
• При появлении изменений в функционировании аппаратуры, самопроизвольного ее отключения необходимо немедленно прекратить работу и сообщить об этом преподавателю.
• Контролировать расстояние до экрана и правильную осанку.
Запрещается.
• Эксплуатировать неисправную технику.
• Касаться экрана дисплея, тыльной стороны дисплея, разъемов. соединительных кабелей, токоведущих частей аппаратуры.
• Во время работы касаться труб, батарей.
• Самостоятельно устранять неисправность работы клавиатуры.
• Нажимать на клавиши с усилием или допускать резкие удары.
• Пользоваться каким-либо предметом при нажатии на клавиши.
• Передвигать системный блок и дисплей.
• Класть какие-либо предметы на системный блок, дисплей, клавиатуру.
• Работать грязными, влажными руками, во влажной одежде.
Запрещается без разрешения преподавателя.
• Включать и выключать компьютер, дисплей.
• Подключать кабели, разъемы и другую аппаратуру к компьютеру.
• Брать со стола преподавателя дискеты, аппаратуру, документацию.
Требования безопасности по окончанию работы.
• По окончании работы выполнить действия строго по указанию
преподавателя. Сдать документацию.
III. Опрос домашнего задания:
1. Беседа:
Учитель: С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?
Слайд: 4

Предположительные ответы учащихся: А.А. Блок «Полный месяц встал над лугом».
Учитель: Что автор хотел сказать этим стихотворением?
Предположительные ответы учащихся: Автор передает чувство тревоги, одиночества, мучительного страха через описание ночного пейзажа, которые остаются лишь до утра, а утром придут новые жизненные силы.
Учитель: Что было задано на дом?
Предположительные ответы учащихся: Выучить стихотворение А.А. Блока наизусть.
Учитель: Какие чувства нужно передать при чтении данного стихотворения?
Предположительные ответы учащихся: Страха, отчаяния, надежды.
2.Чтение наизусть стихотворения А.А. Блока «Полный месяц встал над лугом».
Опрос 2 учащихся.
Учитель: Сумел ли чтец передать ваши чувства и эмоции?
(оценивание выразительности чтения: учащиеся высказывают свое мнение)
IV. Введение в тему:
Учитель: Ребята, сегодня на уроке нам выпала честь познакомиться с одним из произведений замечательного поэта - Сергея Есенина - волшебника русского пейзажа, удивительно чуткого к земным краскам, звукам и запахам. Откуда это у него? Об этом нам расскажут ученики 11 класса, которые, как и мы изучают творчество С.А.Есенина.
1.Выступление 11- классников с презентацией об С.А.Есенине:
Слайды: 5, 6

Ученик: Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. Его мама была безграмотной женщиной. С малолетства Есенин воспитывался у деда по матери, знатока церковных книг. Читать Серёжа научился в 5 лет, а стихи стал писать в 9 лет. Он окончил 4-классное сельское училище, затем церковно-учительскую школу.

Слайд: 7
Ученик: В 1912 году Сергей Александрович Есенин приехал в Москву. Там он работал в типографии, вступил в литературно-музыкальный кружок. Впервые стихи Есенина появились в московских журналах в 1914 году.
Слайд: 8
Ученик: В 1915году поэт едет в Петроград. Знакомится с уже знакомым нам поэтом Александром Александровичем Блоком, который сразу оценил талант поэта. Восторженно принятый литературной средой тогдашней столицы как посланец русской деревни, русских полей, Сергей Александрович Есенин быстро приобрел громкую славу.
Слайд: 9
Ученик: В 1916 году вышел первый сборник его стихов “Радуница”, куда и вошло стихотворение “С добрым утром!”
2. Чтение 11-классником стихотворения С.А.Есенина.
V. Работа по теме урока:
1. Погружение в урок. Просмотр видеоролика со стихотворением С.А.Есенина «С добрым утром!»
Учитель: Закройте глаза. Представим, что мы вместе с Есениным отправимся встречать восход солнца. Рано утром весной или летом вы вышли на улицу. Прохладно. Очень тихо. Когда солнце встает, небо красное. Еще не очень светло. Трава мокрая. Для того чтобы создать настроение приходящего утра, пусть фоном звучит музыка норвежского композитора Эдварда Грига « Утро».
Слайд: 10

Слайд: 11
(просмотр видеоролика)
«С добрым утром!»
С.А. Есенин
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки.
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Учитель: Понравилось ли вам стихотворение? А музыка? Предлагаю вам ваши ассоциации с и свои эмоции передать с помощью рисунка и пояснить свою работу.
2. Учащиеся выполняют работу на компьютере:
a) Открывают приложение Paint (Пуск, Программы, Стандартные, Paint);
b) Устанавливают масштаб;
c) Выбирают кисть, карандаш – рисуют;
d) Используют заливку, разные цвета для рисунка;
e) Используют функции копирования, отражения.
3. Обсуждение работ (просмотр на главном экране):
Учитель: Что нарисовали на рисунке? Какими цветами пользовались? Какие чувства и эмоции хотели передать через рисунок? А как вы думаете, схожи ли они с авторскими?
Учитель: Как вы думаете, одинаковые чувства и эмоции хотели нам передать поэт С.Есенин и композитор Э.Григ, создавая свои произведения?
Предположительные ответы учащихся: Да. Авторы данных произведений восхищались приходом утра, их переполняли, как и нас всех чувства радости, счастья и эти эмоции они хотели передать нам, то есть читателям.
Учитель: Хотя поэт Есенин не был знаком с композитором Григом и они жили в разных странах, однако они смогли своими произведениями пробудить вышеперечисленные чувства и эмоции.
Учитель: Что описывал поэт в стихотворении?
Предположительные ответы учащихся: С. А.Есенин очень красиво и загадочно описал приход утра, пробуждение природы.
4.Повторное чтение стихотворения учащимися:
Учащиеся выполняют работу на компьютере:
a) Перейти к слайду со словами;
b) Выбрать Фломастер;
c) Подчеркнуть слова.
Слайд: 12
Учитель: Перечитайте текст. Отметьте слова, требующие пояснения (учащиеся самостоятельно читают стихотворение и выделяют непонятные слова)
Учитель: Какие слова были непонятны?
( учащиеся перечисляют непонятные сова, а учитель в это время поясняет значение непонятного слова)

Слайд с пояснением слов: Слайд 13
Учитель: Слова все понятны, пришло время передохнуть и отправиться на природу.
VI. Физ. минутка: (под музыку)
Ветер тихо клен качает,
(наклоны влево - вправо)
Вправо, влево наклоняет:
Раз - наклон и два - наклон,
Зашумел листвою клен.
( Ноги на ширине плеч, руки за голову, наклоны туловища вправо и влево.)
Видишь, бабочка летает,
(машем руками - крылышками)
На лугу цветы считает.
(считаем пальчиком)
- Раз, два, три, четыре, пять.
(хлопки в ладоши)
Ох, считать, не сосчитать!
(прыжки на месте)
За день, за два и за месяц…
(шагаем на месте)
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
(хлопки в ладоши)
Даже мудрая пчела
(машем руками крылышками)
Сосчитать бы не смогла!
(считаем пальчиком).

V. Работа по теме урока (продолжение):
Учитель: Отдохнули, набрались сил, пришло время приступить к анализу стихотворения. Наша работа по анализу стихотворения будет строиться следующим образом: анализировать будем с разных сторон. Первая группа будет анализировать средства художественной выразительности, использованные поэтом при написании данного стихотворения, вторая группа - проследит за настроением и чувствами автора, третья группа - проследит за цветами, встречающимися в стихотворении и на их основе составят свои ассоциации, а четвертая группа - проработает данное стихотворение, а также еще два стихотворения и определит основную тематику стихотворений Есенина.
5.Работа в группах :
1 группа:
Задание: 1. Перечитать внимательно стихотворение.
2.Найти при помощи, каких средств художественной выразительности автор описал нам этот уголок природы? Пользуйтесь памяткой.
3.Заполните таблицу:

Средства художественной выразительности Примеры из текста
Метафора
Олицетворение
Эпитет

4.Защитите свое мнение.

Памятка
Средства художественной выразительности
Сравнение - это сопоставление двух предметов или явлений, обладающих общим признаком, для пояснения одного другим. Сопоставление состоит из двух частей, которые соединяются при помощи сравнительных союзов: как, будто, словно , точно, как будто,: подобно и др.
Метафора - это скрытое сравнение одного предмета или явления с другим по принципу их сходства. В отличие от сравнения, где имеются два слова (предмет сравнения и предмет, с которым сравнивают), в метафоре предмет сравнения не называется, но подразумевается, Например: «Горит восток зарею новой», «Звезда пленительного счастья» (А.С. Пушкин)
Олицетворение – Это такая метафора, в которой предметы, явления природы и понятия наделяются признаками живого существа: « Играют волны, ветер свищет…», « Горные вершины спят во тьме ночной», « И звезда с звездою говорит» (М.Ю. Лермонтов). « Отговорила роща золотая…» (С.А.Есенин)
Эпитет – это художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете. Так в стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро» Эпитеты помогают создать неповторимую картину зимнего пейзажа:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет…

2 группа:
Задание: 1.Перечитайте стихотворение, почувствуйте, каким настроением проникнуто стихотворение.
2.Какие чувства владели поэтом, когда он писал это произведение?
3.Выберите из перечисленных видов настроения подходящее или добавьте свое. Обоснуйте свой выбор.
Слайд: 14
3 группа:
Задание: 1.Прочитайте внимательно стихотворение и найдите слова, которые передают цвета наступающего утра.
2.Заполните таблицу, используя цветные карандаши.
3.Защитите свое мнение.

Текст стихотворения Цвет Ассоциации
«С добрым утром!»
С.А. Есенин
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки.
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»

4 группа:
Задание: 1. Прочитайте 3 стихотворения С.А.Есенина и определите их общие черты, тематику, идею.
2.Защитите свое мнение.
6. Отчет о проделанной работе в группах. Обмен мнениями, вывод об особенностях.
7. Вывод учителем:
Учитель: Подводя итог вашей проделанной работе, можно сказать, что вы сегодня очень хорошо, дружно поработали. Стихотворения Сергея Александровича Есенина объединены и проникнуты одной темой - природы родного края. Вы спросите, откуда это у него? Детство и юность Есенина прошли в селе Константиново, на берегу реки Оки, в крестьянской семье - отсюда и берет начало его тема природы, родных картин, пейзажей, проникнутых теплотой. Он олицетворяет природу, оживляет ее красками, звуками. А вы услышали звуки в стихотворении «С добрым утром!»?
(ответы детей)
Учитель: Послушайте строчки из стихотворения и постарайтесь услышать звуки.
«Шелестят зеленые сережки»
« И, качаясь, шепчет шаловливо».
Учитель: Какие звуки чаще всего повторяются? ( ш, ч, ж- шипящие, они передают шелест листочков, шуршание травы, передвижение ветра)
8. Выразительное чтение стихотворения (2 ученика)
Учитель: Ну, а сейчас я предлагаю вам прочитать данное стихотворение выразительно, стараясь передать чувства и настроение автора.
VII. Обобщение:
Учитель: С каким произведением познакомились на уроке?
Кто автор данного стихотворения?
Что объединяет стихотворения С.А.Есенина?
Что автор хотел нам сказать этим стихотворением?
Рефлексия:
Учитель: А с каким настроением вы уходите с урока? Предлагаю вам выбрать на экране слова, которые подходят к вашему настроению, чувствам, эмоциям, впечатлениям от урока и перенести их с правой стороны на левую сторону.
Учащиеся выполняют работу на компьютере:
1. Открыть каркас «Словарь настроений» в текстовом редакторе.
2. Перетащить из второго столбика подходящие слова, которые соответствуют вашему настроению.
IX. Итог урока. Объявление оценок
Х. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение

Категория: Информатика | Добавил: GK
Просмотров: 3661 | Загрузок: 515 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-10-06, 10:05 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru