Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа |
2017-10-16, 5:57 PM | |
Дата:________________ Предмет: русский язык Тема: мягкий знак после шипящих на конце слов женского рода после шипящих Цели: углубить знания учащихся о функциях мягкого знака: показатель мягкости согласных, разделительный знак, показатель женского рода существительных. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Словарный диктант Вставь пропущенные буквы, поставь ударение, подчеркни не проверяемую безударную гласную: С__р___ка, в__рона, м__л__ко, к__рандаш, м__дведь, с__поги, ин__й, шос__е, б__рёза, р__бота, м__аш__на, к__ортофель, м__рковь, за__ц, с__бока. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение, подчеркни не проверяемую безударную гласную: С__р___ка, в__рона, м__л__ко, к__рандаш, м__дведь, с__поги, ин__й, шос__е, б__рёза, р__бота, м__аш__на, к__ортофель, м__рковь, за__ц, с__бока. 3. Минутка чистописания. На доске записаны слова: т..традь, п..льто, к..ньки, к..ртофель, в..робьи. – Прочитайте данные слова. Найдите сходство между ними. (Это словарные слова с непроверяемой безударной гласной. Во всех словах пишется мягкий знак. Все слова – имена существительные.) – Что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? и что? и обозначает предмет.) – Назовите грамматические признаки существительного. (Имя существительное имеет род и изменяется по числам.) – В чем различие данных слов? (Здесь существительные в единственном числе – тетрадь, пальто, картофель, и во множественном – коньки, воробьи. Есть различия в нахождении и роли мягкого знака: мягкий знак встречается в конце и в середине слова, мягкий знак – показатель мягкости согласных и разделительный.) – Цепочку букв для минутки чистописания вы составите самостоятельно. Используйте для этого первые буквы имен существительных множественного числа и мягкий знак, который должен находиться после каждой согласной. Какая цепочка у вас получилась? (Получилось кьвь.) – Напишите эту цепочку до конца строки, меняя согласные буквы местами. кьвь вькь кьвь … 4. Изучение нового материала. 1. На доске записаны слова: ёж, ночь, плащ, мышь, рожь, нож. – Слова какой части речи написаны на доске? – На какие две группы можно разделить имена существительные? (Эти существительные можно разделить на существительные мужского и женского рода.) – Назовите имена существительные женского рода. (Имена существительные женского рода –ночь, мышь, рожь.) Учитель пишет на доске, а дети – в тетрадях: Ж. р. ночь мышь рожь – Назовите имена существительные мужского рода. (Имена существительные мужского рода –ёж, плащ, нож.) Учитель и ученики продолжают запись: Ж. р. М. р. ночь ёж мышь плащ рожь нож – Какие буквы, обозначающие звуки, написаны на конце существительных женского и мужского рода? (На конце имен существительных женского и мужского рода написаны шипящие ж, ш, ч, щ.) Учитель и ученики подчеркивают эти буквы: Ж. р. М. р. ночь ёж мышь плащ рожь нож – Что заметили? (На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак, а на конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.) – Прочитайте вопрос, который вам приготовил Почемучка. Что вы ему ответите? 2. Чтение правила, с. 170. 5. Закрепление нового материала. 1. Списывание со вставкой пропущенных букв Поставь, где нужно мягкий знак: Клещь____, карандаш___, дрож____, вещ___, печ___, багаж____, врач____, товарищ____, камыш____, мыш___, нож___, шалаш____, муч____. Поставь, где нужно мягкий знак: Клещь____, карандаш___, дрож____, вещ___, печ___, багаж____, врач____, товарищ____, камыш____, мыш___, нож___, шалаш____, муч____. 2. Отгадывание загадок с распределением на ж. р. и м. р. – Замените одним словом и напишите слова в два столбика: в первый – существительные женского рода, во второй – мужского. 1) Приспособление, с помощью которого открывают замок. (Ключ.) 2) Часть суток от вечера до утра. (Ночь.) 3) Человек, который играет на трубе. (Трубач.) 4) Специалист, который лечит больных. (Врач.) 5) Место, где купаются и загорают. (Пляж.) 6) Растение, из молотых зерен которого выпекают ржаной хлеб. (Рожь.) – Какой столбик оказался короче? (Первый столбик, где мы записывали существительные женского рода, оказался короче.) VI. Итог урока. – С каким новым правилом познакомились сегодня на уроке? Приведите свои примеры. Домашнее задание | |
Просмотров: 449 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|