Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

мягкий знак после шипящих на конце слов женского рода после шипящих
2017-10-16, 5:57 PM
Дата:________________
Предмет: русский язык
Тема: мягкий знак после шипящих на конце слов женского рода после шипящих
Цели: углубить знания учащихся о функциях мягкого знака: показатель мягкости согласных, разделительный знак, показатель женского рода существительных.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Словарный диктант
Вставь пропущенные буквы, поставь ударение, подчеркни не проверяемую безударную гласную:
С__р___ка, в__рона, м__л__ко, к__рандаш, м__дведь, с__поги, ин__й, шос__е, б__рёза, р__бота, м__аш__на, к__ортофель, м__рковь, за__ц, с__бока. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение, подчеркни не проверяемую безударную гласную:
С__р___ка, в__рона, м__л__ко, к__рандаш, м__дведь, с__поги, ин__й, шос__е, б__рёза, р__бота, м__аш__на, к__ортофель, м__рковь, за__ц, с__бока.

3. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: т..традь, п..льто, к..ньки, к..ртофель, в..робьи.
– Прочитайте данные слова. Найдите сходство между ними. (Это словарные слова с непроверяемой безударной гласной. Во всех словах пишется мягкий знак. Все слова – имена существительные.)
– Что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? и что? и обозначает предмет.)
– Назовите грамматические признаки существительного. (Имя существительное имеет род и изменяется по числам.)
– В чем различие данных слов? (Здесь существительные в единственном числе – тетрадь, пальто, картофель, и во множественном – коньки, воробьи. Есть различия в нахождении и роли мягкого знака: мягкий знак встречается в конце и в середине слова, мягкий знак – показатель мягкости согласных и разделительный.)
– Цепочку букв для минутки чистописания вы составите самостоятельно. Используйте для этого первые буквы имен существительных множественного числа и мягкий знак, который должен находиться после каждой согласной. Какая цепочка у вас получилась? (Получилось кьвь.)
– Напишите эту цепочку до конца строки, меняя согласные буквы местами.
кьвь вькь кьвь …
4. Изучение нового материала.
1. На доске записаны слова: ёж, ночь, плащ, мышь, рожь, нож.
– Слова какой части речи написаны на доске?
– На какие две группы можно разделить имена существительные? (Эти существительные можно разделить на существительные мужского и женского рода.)
– Назовите имена существительные женского рода. (Имена существительные женского рода –ночь, мышь, рожь.)
Учитель пишет на доске, а дети – в тетрадях:
Ж. р.
ночь
мышь
рожь
– Назовите имена существительные мужского рода. (Имена существительные мужского рода –ёж, плащ, нож.)
Учитель и ученики продолжают запись:
Ж. р. М. р.
ночь ёж
мышь плащ
рожь нож
– Какие буквы, обозначающие звуки, написаны на конце существительных женского и мужского рода? (На конце имен существительных женского и мужского рода написаны шипящие ж, ш, ч, щ.)
Учитель и ученики подчеркивают эти буквы:
Ж. р. М. р.
ночь ёж
мышь плащ
рожь нож
– Что заметили? (На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак, а на конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.)
– Прочитайте вопрос, который вам приготовил Почемучка. Что вы ему ответите?
2. Чтение правила, с. 170.

5. Закрепление нового материала.
1. Списывание со вставкой пропущенных букв
Поставь, где нужно мягкий знак:
Клещь____, карандаш___, дрож____, вещ___, печ___, багаж____, врач____, товарищ____, камыш____, мыш___, нож___, шалаш____, муч____. Поставь, где нужно мягкий знак:
Клещь____, карандаш___, дрож____, вещ___, печ___, багаж____, врач____, товарищ____, камыш____, мыш___, нож___, шалаш____, муч____.
2. Отгадывание загадок с распределением на ж. р. и м. р.
– Замените одним словом и напишите слова в два столбика: в первый – существительные женского рода, во второй – мужского.
1) Приспособление, с помощью которого открывают замок. (Ключ.)
2) Часть суток от вечера до утра. (Ночь.)
3) Человек, который играет на трубе. (Трубач.)
4) Специалист, который лечит больных. (Врач.)
5) Место, где купаются и загорают. (Пляж.)
6) Растение, из молотых зерен которого выпекают ржаной хлеб. (Рожь.)
– Какой столбик оказался короче? (Первый столбик, где мы записывали существительные женского рода, оказался короче.)
VI. Итог урока.
– С каким новым правилом познакомились сегодня на уроке? Приведите свои примеры.
Домашнее задание
Категория: Начальная школа | Добавил: svetik-semicvetik93 | Теги: мягкий знак на конце слова
Просмотров: 449 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-11-26, 11:27 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru