Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа |
[ Скачать с сервера (25.9 Kb) · Скриншот ] | 2017-12-13, 9:40 AM |
Инновационные методы работы по продвижению чтения. Мурикова Виктория Викторовна, учитель начальных классов второй категории « Гимназия №1» Каждый учитель, начиная работать с первоклассниками, мечтает увидеть их в будущем умными, умеющими размышлять, сопереживать, понимать других, разбираться в своих чувствах, выражать свои мысли вслух и письменно... Высшая награда для учителя - это высокая оценка коллегами и родителями учебных и личных качеств учеников. Хорошо, когда после открытых уроков при анализе услышишь реплики от коллег о самостоятельности детей, об их умении и желании высказывать свои мысли вслух, о внимании к высказываниям товарищей, об умении аргументировать свою точку зрения. Все эти качества можно и нужно развивать на всех уроках в начальной школе, но особую роль необходимо отводить урокам литературного чтения. На данном этапе в системе современного образования происходят большие изменения. В его основе лежит активность и учителя, и, конечно же, ученика. Сегодня нет учителя, который не задумывался над тем, как бы сделать урок интересным, ярким, чтобы увлечь ребят предметом, чтобы они работали не только активно, но и творчески. Исследования показывают, что именно на активных занятиях учащиеся усваивают материал наиболее полно и с пользой для себя. Каждый творческий учитель имеет свой набор современных методов преподавания, которые способствуют активному обучению учащихся и развития у них мышления. Работая в начальных классах 14 лет, я постоянно стремлюсь к новым формам и методам работы с учащимися. Стараюсь так организовать учебный процесс, чтобы каждый ученик на уроках работал активно и увлеченно; создаю условия для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса, стимулирую учащихся к самостоятельности; помогаю преодолеть отставание и ликвидировать пробелы в знаниях; стремлюсь повысить самооценку личности школьника и создаю условия для развития творческих способностей. Ведь основная цель обучения – это воспитание творческой, активной личности, умеющей учиться и совершенствоваться самостоятельно. Инновационный подход позволяет организовать учебный процесс так, чтобы ребёнку урок был и в радость, и приносил пользу. Как же правильно построить современный урок? Чтобы ответить на этот вопрос, я побывала на уроках своих коллег, которые уже работают по новым технологиям, изучила литературу по этой проблеме, участвовала в семинарах, вебинарах мастер-классах и поняла, что можно создать все необходимые условия для обучения учащихся, но познание произойдет только тогда, когда ученик захочет узнавать. Как же сделать так, чтобы ученик чувствовал себя нужным на каждом этапе урока, был полноценным членом команды класса? (3 слайд) Одна мудрость учит нас: «Скажи мне - я забуду. Покажи мне - я запомню. Дай мне действовать самому - и я научусь». По такому принципу в основу обучения положена активная деятельность. Одним из путей повышения результативности в изучении школьных предметов является внедрение активных форм работы на разных этапах урока. Принципиальное отличие этих методов заключается в том, что при их применении создаются такие условия, при которых учащиеся имеют возможность для активного обмена знаниями и опытом работы не только с учителем, но и с другими участниками образовательного процесса. Можно сделать вывод: чтобы вести урок по инновационным технологиям надо научить ребенка в первую очередь сотрудничать. А что же такое сотрудничество? Во-первых, на уроке необходимо дать ребенку возможность высказаться. Ребенок должен понимать, о чём его спрашивает учитель. Именно те уроки чтения, на которых ученики спрашивают, творят, решают и спорят по содержанию произведения, воспитывают живой интерес ребенка к книге. Каждому учителю хочется, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в сознании каждого ученика, были нацелены на то, чтобы продвигать его в умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии, развивали у детей интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные умения и навыки. Однако, несмотря на усилия, в классе всегда оказывается группа слабо читающих детей. У них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию учиться и к отставанию в учёбе, что влияет на эффективность работы всего класса. Поэтому многие учителя стараются использовать новые технологии: нестандартные приёмы, которые помогают развивать интерес учащихся к чтению, поиску ответов на возникающие вопросы. На уроках основным приёмом, обеспечивающим развитие читательской компетентности, является многократное обращение к тексту, прочитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребёнок откроет в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении. (4 слайд) Но для слабо читающих учащихся это вызывает затруднения. И они выпадают из работы всего класса. С этой проблемой столкнулась и я. В моих классах всегда оказываются такие ребята. Поэтому мне приходится задумываться, как же организовать уроки, чтобы слабо читающим ученикам хотелось многократно читать текст и не терять их внимание во время урока. По исследованиям психологов у таких детей наблюдается тревожность, т.к. они не понимают прочитанный текст и не понимают, что спрашивает их учитель. Пока ребёнок не проговорит и не повторит, он не понимает ничего. Поэтому у детей в структуре урока должна быть возможность говорить, а это и есть творчество. Для этого на уроках часто говорю: нарисуйте, посоветуйтесь, проверьте, помогите, найдите ошибки и т. д. Когда дети будут друг другу доказывать или помогать, тогда и поймут, о чем идёт речь. Человек устроен так, что мы помним то, что было в практике или в нашей деятельности. Если этого не было, то через 1-2 недели все забудется. На моих уроках часто звучат вопросы и предложе-ния: «Как вы поняли? Нарисуйте.. Сделайте модель… Сравните… Сделайте вместе…Опишите вместе…» и т. д. Учащиеся активно работают, развиваются, чувствуя себя исследователями. Они высказывают свои мнения смело, используют в речи фразы: «По - моему…», «Я считаю…», «Я думаю…», «По моему мнению…» и т.п. Мне, как учителю, необходимо так выстроить педагогический процесс, чтобы любая тема была дана во всех видах деятельности: учащиеся выстраивали модели, обсуждали их с другими участниками учебного процесса. (5 слайд) Вот некоторые технологии и приёмы, которые уже зарекомендовали себя в моей педагогической практике: - чтение и рисование рисунка к прочитанному тексту; - творческое дополнение или изменение иллюстрации учебника; - чтение произведения и соотнесение рисунков с событиями в произведении; - нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на поставленный вопрос; - составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту); - чтение с выписыванием слов на заданную тему; - поиск слов в тексте, описывающих пейзаж или героя; - рисование портрета героя, опираясь на эпитеты, метафоры и сравнения, найденные в рассказе; - выделение рифм, обращений; устаревших слов, выражений и составление толкового словаря; - групповая работа по заданию; - творческий пересказ. Такие задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме. На уроках литературного чтения мои учащиеся часто рисуют. Рисунок – это средство мышле-ния, реализация представлений учащихся. Не все дети любят рисовать, но каждому интересно, что думают другие о его рисунке. Можно обсудить рисунки, в ходе обсуждения высказать свою точку зрения. Можно разбить все рисунки по группам в соответствии с планом текста. А ещё интереснее попробовать загадать эпизод произведения, и смогут ли твои товарищи догадаться по иллюстрации, что тебе понравилось, и смогут ли они обосновать свой выбор. Вот здесь то, часто и рождаются дискуссии. А это и есть то самое активное сотрудничество. Таким образом, рисунки помогают лучше усваивать текст и обобщать услышанный материал, ведь каждый нарисовал что-то свое, а вместе – получилась общая картина. Зная, что для выработки у школьников внимательного отношения к художественному тексту, умения воспринимать прочитанный текст, замечать детали, на уроках нужно применять разнообразные и интересные для учащихся приемы проверки. К инновационным технологиям относится групповая работа. Дети объединяются в группы, и каждая группа получает свою определённую задачу. Ребята раскрываются совершенно с другой стороны. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. В такую творческую работу включены все ученики класса и слабо читающие, и те, кто испытывает затруднения в пересказе текста. Поэтому слабые учащиеся выясняют у сильных товарищей то, что им непонятно, а сильные же стремятся, чтобы слабые разобрались в задании, смогли его хорошо выполнить и не подвели свою команду. Здесь дифференцированный подход уже применяют сами ученики. Они самостоятельно оценивают свои возможности, способности своих товарищей и каждый получает посильную роль. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы. Благодаря такому подходу, у моих слабых ребят стало получаться заучивать стихи наизусть и стремление читать их выразительно. А ведь раньше они не могли справиться с такими заданиями, да и не старались их выполнять. В такой же работе каждый хочет принять активное участие и каждый получает свою оценку, так как это трудоёмкая работа не одного дня. И за время подготовки ребятам приходилось несколько раз перечитать текст и пересказать его, представить героев и их характеры, окружающие их картины. К активным методам можно отнести и творческий пересказ, когда учащимся предлагается придумать свою концовку или продолжение произведения. Нравиться учащимся и пересказ от имени разных героев, или когда необходимо прорекламировать данное произведение, чтобы друг захотел его прочитать. Это помогает выработать у учащихся умение искать, выбирать нужное, систематизировать, анализировать, то есть глубже вникать в прочитанное произведение. Учащиеся понимают, как важно читать быстро и осознанно, чтобы не только ответить на поставленные вопросы, но и подготовить нужный пересказ. В нашей гимназии уже 3 года проходит конкурс Марафон талантов среди родителей и учителей и мы с родителями ставим сказки на новый лад, где дети нам тоже в какой-то мере помогают придумать свою Игра, наряду с трудом и учением, один из основных видов деятельности человека. В отличие от обычных игр педагогическая игра обладает наличием поставленной цели обучения и соответствующего педагогического результата. В основе литературных игр лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам. Уроки чтения, проживаемые в игре, помогают ещё раз пережить эмоциональную радость от встречи с литературными героями, узнать о новых, ещё непрочитанных книгах. Такие уроки пробуждают интерес к чтению, нахождению нужного произведения в библиотеке, а не в книге по литературному чтению. А значит, на таких уроках дети готовятся к самостоятельности, уже начиная с первого задания: организовать команду, придумать название и девиз. После выполнения данного задания я предлагаю командам продолжить работу и придумать вопросы к данному произведению. Это задание очень нравилось учащимся всегда. Цель учителя начальных классов заключается в создании условий для развития читательского интереса у младших школьников. Любование, смакование, восторг, изумление, волнение в совокупности и составляют читательский интерес. Таким образом, «привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать». Работа по формированию читательского интереса и осуществляется через уроки литературного, чтения внеклассное чтение, сотрудничество с библиотекой. В настоящее время существует два направления обучения чтению детей младшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков литературного чтения. Если дети научатся творчески мыслить и рассуждать, им легче будет преодолевать трудности в обучении. Учащимся уроки с творческими заданиями нравятся, дети получают большое удовольствие, как на самих уроках, так и при выполнении самостоятельных работ. А творческим чтением движет любознательность. Назначение работы учителя – способствовать перерастанию любопытства в любознательность, помогать читателю, чтобы тот не останавливался на запоминании фактов, а искал их логику, обусловленность, причинность. Таким образом, постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения и грамотный читатель. В последние годы, как новое техническое средство, на уроках стали активно внедрять ИКТ. Эффективность применения информационных технологий на уроках не подлежит сомнению. Они помогают повысить уровень преподавания, обеспечивая наглядность, контроль, большой объем информации, являясь, наконец, стимулом в обучении, сделав его более гуманным по отношению к учащемуся, усилить положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность, усилить творческую составляющую работы, как ученика, так и учителя. Использование методов активного обучения позволяет отойти от традиционного проведения уроков чтения и внеклассного чтения и способствовать воспитанию активного, сознательного, мыслящего читателя. Инновации - это важный признак современного образования. Образование меняется по содержанию, формам, методам, реагирует на изменения в обществе, учитывает мировые тенденции. Образовательные инновации - результат творческого поиска учителей: новые идеи, технологии, подходы, методики обучения, а также отдельные элементы учебно - воспитательного процесса. Я осознаю, насколько ответственна моя работа, но она не перестает быть для меня интересной. Это большая и сложная работа, но она актуальна и оправдывает себя. Данный материал из опыта моей работы, поможет учителям начальных классов организовать работу детей на уроках литературного чтения. Все описываемые инновационные технологии помогают повысить познавательный интерес к чтению, сделать уроки творческими и прививают учащимся читательские навыки: умение анализировать произведение, высказывать личное отношение о прочитанном, делать выводы и обобщать. Одновременно расширяется и обогащается методический арсенал учителя. И сейчас я вам предлагаю самим попробовать еще один вид работы –гексагон , набор ключевых слов. Перед вами шестиугольники, на шестиугольной карточке запишите ключевые слова по которым определяется содержание книги. (у каждой группы свое произведение) показ презентации. | |
Просмотров: 1336 | Загрузок: 40 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|