Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа |
[ Скачать с сервера (134.0 Kb) ] | 2018-01-04, 4:54 PM |
Познание мира 4 класс Тема: Реки и озера Казахстана. Цель: углубить знания учащихся о реках и озерах Казахстана; Задачи: - формирование понятий об эффективном использовании и охране рек и озер; уметь пользоваться физической и контурной картой РК; - развивать интерес к изучению местных водных водоемов; - воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Тип урока: комбинированный, «Клуб путешественников» Методы: частично-поисковый, словесный, интерактивный. Оборудование: интерактивная доска, слайды. ХОД УРОКА I. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Слайд 1 Здравствуйте уважаемые гости нашей студии, телезрители. Предлагаем вашему вниманию передачу «Клуб путешественников», в эфире я - ведущая передачи и мои ученики - корреспонденты. II. Проверка знаний учащихся. Рубрика «Блиц – опрос». Слайд 2 Фронтальный опрос домашнего задания по теме «Круговорот воды в природе. Подземные воды. Минеральные воды». Слово предоставляется ученикам - корреспондентам в студии. * Что такое вода? (Жидкость без цвета и запаха) * Какую часть поверхности Земли она занимает? (2/3) * Каким цветом она обозначается на физической карте и глобусе? (Синим) * В каких состояниях бывает вода? (Жидкое, твердое, газообразное) *Расскажите о круговороте воды в природе. Слайд 3 *Что такое артезианский источник? (Колодцы, при бурении которых, вода пошла на поверхность под большим напором, потому что находилась между двумя водоупорными слоями) * Что такое арасан? ( Минеральный источник) *Какой знаменитый курорт построен на минеральном источнике в Казахстане? ( Сарыагаш) За правильные ответы ребята получают бонусы - очки – право на участие в следующей передаче. Для того, чтобы продолжить нашу передачу давайте составим Синквейн «ВОДА» Слайд 4 . III. Актуализация Сообщение темы и цели урока. Прежде чем я сообщу вам тему нашей передачи, отгадайте ребус: ТЕМА: Зачеркните повторяющуюся букву и прочитайте тему нашего урока ДРЕДКИ И ОЗДЁДРА КДАДЗАДХДСДТАНДА - О чём же мы будем говорить на уроке? (Дети дают определение темы урока - «Реки и озёра Казахстана»), Слайд 5 Да, сегодня мы будем говорить о воде, которая занимает 2/3 земной поверхности и очень важна для человека. Нам необходимо изучить водоемы нашей страны, найти их на карте Казахстана, нанести их названия на контурные карты. Мы совершим путешествие по рекам и озерам Казахстана. IV. Реализация. Рубрика «Новости» В эфире наш корреспондент.(Туганов Артем) « На нашей планете множество рек, свыше 1 млн. озер, 54 моря, 4 океана. Вода несет жизнь и растениям, и животным, и людям. Вода – одно из самых главных богатств Земли. Общее количество воды на Земле не меняется, этому способствует круговорот воды в природе. Но чистой воды становится все меньше. На каждого человека суточная норма расхода пресной воды составляет 100-150 мл. Над водой нависла угроза загрязнения. Воду надо беречь! Это надо понять и запомнить каждому. Беречь воду – значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы». Итак, начинаем путешествие. Объяснение темы урока по плану: Слайд 6 1) Роль рек и озер в развитии цивилизации. 2) Краткое понятие о реках Казахстана. 3) Озера Казахстана. Свойства воды озер 4) Характеристика некоторых озер и морей. 5) Охрана водных ресурсов РК. 1) Рассказ учителя о роли рек в развитии цивилизации. Стремительное развитие цивилизации, появление промышленности, возведение городов, увеличение численности населения, напрямую связано с использованием воды рек. Люди издавна селились у рек. Река питала окрестности: сады и огороды, поля и луга. Служила людям и животным. Из маленьких селений у рек вырастали большие города. В наше время все крупные города тоже находятся около рек, потому как жители города нуждаются в пресной воде, она служит и для передвижения судов, которые перевозят людей и грузы. Быстрое течение рек используется в выработке электроэнергии. На берегах таких рек строят электростанции. 2) - Что такое «река»? (Ответы учеников) Слайд 7 + просмотр видео Реки - источники пресной воды. На территории Казахстана насчитывается — 85 тысяч больших и малых рек. По характеру течения они бывают равнинные и горные. Слайд 8 - Используя физическую карту Казахстана, назовите реки, протекающие по территории нашей республики. (стр. 50) Слайд 9 Крупные реки Казахстана: Сырдарья, Иртыш, Урал, Ишим, Или, Чу и др. Записываем названия рек на доске и отмечаем на контурной карте. Показ слайдов. Слайд 8 СООБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ ( совместно с учителем дети заполняют таблицу «Реки») (слайд ) Река Иртыш. Слайд 10 «Иртыш» - в переводе с тюркского «роющий землю». Иртыш берёт начало в Китае, в горах Монгольского Алтая. Там он называется Чёрный Иртыш. Протекает через озеро Зайсан. До города Усть – Каменогорска превращён в крупные водохранилища.Иртыш впадает в реку Обь слева ( на территории России). Там притоками Иртыша являются: Омь – справа, Ишим и Тобол – слева. Иртыш — самая длинная река-приток в мире (4 268 км). Протекает по территории Китая (525 км), Казахстана (1700 км) и России (2010 км). Иртыш разливается весной в результате таяния снега на южных склонах гор. Летом в него стекают талые воды высокогорных снегов и ледников. Поэтому половодье на Иртыше довольно продолжительно. Иртыш-полноводная, крупная река. Он судоходен на значительном протяжении. Построены крупные ГЭС. Они обеспечивают Восточный Казахстан электроэнергией. Название Иртыш Где берет начало Китай, горы Монгольского Алтая Куда впадает Впадает в реку Обь,слева (Россия) По какой местности течет? Китай, север Казахстана, Россия Для каких целей используются ее воды? Он судоходен на значительном протяжении. Построены крупные ГЭС. Они обеспечивают Восточный Казахстан электроэнергией. Рубрика «Вокруг света» В эфире сейчас ВЫ, наши корреспонденты, из разных уголков нашей страны, которые изучате материалы о реках Казахстана и предоставите нам интересные факты о них по следующему плану. Слайд 11 • 1)чтение текста; из данного отрывка выбрать самые интересные факты и обсудить их в своей команде. • 2) нахождение реки на карте Казахстана; • 3) заполнение таблицы. 1группа Река Урал (Жайык) Слайд 12 Река Урал находится на западе Казахстана (покажи на карте). Берёт начало с Уральских гор. Впадает в Каспийское море. Течёт по равнине. Города Уральск, Атырау. Урал судоходен. Его воды используют для судоходства, для полива полей, ценные виды рыб мечут икру. 2группа Река Иле Слайд 13 Река протекает на юге Казахстана (покажи на карте). Берёт начало в горах Тянь-Шань. Впадает в озеро Балхаш. Гидроэлектростанция снабжает электроэнергией город Алматы. 3 группа Река Сырдарья Слайд 14 Сырдарья находится на юге Казахстана (покажи на карте) Берёт начало в горах Тянь-Шань в Киргизии, затем течёт по территории Узбекистана, Таджикистана, входит в пределы Казахстана и до самого устья течёт по его территории. Впадает в Аральское море. Широкая равнинная река. Она течёт по глинистой и песчаной равнине и легко размывает берега. Поэтому вода в ней очень мутная. На Сырдарье построены ГЭС, водохранилища. Большая часть воды используется для полива хлопковых полей, риса, бахчевых культур: арбузов, дынь. В связи с этим река часто не достигает моря. 4 группа Слайд 15 Река Ишим (Есиль) Шу Река Ишим течёт на севере Казахстана ( покажи на карте). Начинается в низких горах Сары-Арки. Впадает в реку Иртыш на территории России. На реке расположены крупные города Петропавловск, Астана. Снабжает водой север Казахстана. Реклама. Разминка Слайд 16 "Австралийский дождь" Участники становятся в круг или возле парт. Знаете ли Вы, что такое австралийский дождь? Слышали ли Вы его когда – то ? Нет? Тогда давайте послушаем, какой он? Сейчас по кругу цепочкой Вы будете передавать мои движения. Как только они вернуться ко мне, я передам следующие. Следите внимательно! В Австралии поднялся ветер (трём ладошки). Начинает капать дождь (щёлкаем пальцами). Дождь усиливается, (хлопаем ладонями по груди). Начинается настоящий ливень (хлопаем по бёдрам). А вот град- настоящая буря (топаем ногами). Но что это? Буря стихает (хлопаем по бёдрам). Дождь стихает (хлопаем по груди) Редкие капли падают на землю(щёлкаем пальцами). Солнце! Ура! (руки вверх) Всем спасибо! Улыбнулись друг другу! Продолжаем учиться. 3) Продолжаем нашу передачу. - Не менее важны и озера. В мире огромное количество озер. Среди них имеются очень большие, которые называются морями, естественные и искусственные. В Казахстане более 40 тысяч озер. - Что такое «озеро»? (Ответы учеников) Слайд 17 Озёра - это природные водоёмы, расположенные в естественных углублениях земной поверхности — озёрных котлованах. Озёра - различной величины и очертаний, голубыми пятнами расцвечивают карту, и встречаются практически везде. Происхождение, размеры, глубина, температура, состав воды озер различны. Вода озер может быть прозрачной, мутной, беловатой, коричневой, красно – желтой. Есть озера с горячей водой. Со дна таких озер бьют горячие родники (гейзеры). Есть озера, которые постоянно скованы льдами. Есть озера с пресной и соленой водой. Встречаются озёра - моря, просто озёра, озёра- лужи. Слайд 18. Глубина их колеблется от нескольких десятков сантиметров до полутора километров и больше. Озёра имеют различную температуру воды. Вода в них может быть прозрачной, мутной, коричневой, беловатой, желтой, красной. Изучением озёр занимается наука - Лимнология - озёроведение. Слайд 19 Реки, впадая в озёра, восполняют объём воды, который испаряется с поверхности озера. - Используя карту Казахстана, назовите озера и моря, находящиеся на территории РК. Записываем названия озер и морей на доске и отмечаем на контурной карте. Слайд 20 В Казахстане есть ряд крупных озёр: это о.Балхаш, о.Зайсан, о.Алаколь, о.Тенгиз, Каспийское море- озеро, Аральское море- озеро. 4) Рубрика «Вокруг света» Слайд 21 В эфире наши корреспонденты из разных уголков нашей страны, расскажут нам об озерах по следующему плану: • 1) Как называется озеро? 2) Где оно находится? 3) Величина озера. 4) Пресное или солёное. 5) Какие реки впадают в озеро? • 6) Какие реки вытекают из озера? • 7) Как используются его воды? (Ученики читают подготовленные рефераты.) Арал. Слайд 22 (Яна) Самое значительное из всех озёр Казахстана. За это его называют морем. Аральское море бессточное, солёное озеро. Глубина Арала когда-то достигала 67 метров. В наши дни оно резко уменьшилось в размерах - более чем на треть сократилась его площадь, возросла солёность воды. В него впадают реки Сырдарья и Амударья. На берегу озера построен город Аральск. Резкое понижение уровня воды — отступление от берегов, привело к исчезновению 80 га лесов. Эта местность превратилась в солончаковую безжизненную пустыню. По данным учёных ежегодно со дна высохшего моря в атмосферу поднимается до 200 млн.тонн ядовитой солёной пыли. В 60-70- ые годы - Арал был судоходным. По нему ходили промысловые суда рыбаков. Жизнь Аральского моря находится в критическом состоянии! Приаралье - объявлено зоной экологического бедствия! Балхаш. Слайд 23 (Сабрина) Второе по величине озеро Казахстана. Это озеро бессточное. В него впадают реки: Или, Каратал, Лепсы, Аксу, Аягуз. Озеро богато рыбой - в нём водятся 20 видов рыб. Здесь обитают птицы- чайки, гуси, утки, лебеди и др. Это озеро уникальное. В западной части озера- вода пресная, в восточной части озера- вода солёная. Это объясняется тем, что в западную часть впадают реки. В последнее время уровень воды в озере понизился на 2 метра. Использование воды на орошение земель приводит к потере объёма воды в озере. На берегу о. Балхаш построены заводы, которые используют воду озера на промышленные нужды и сливают в озеро использованную воду. Это тоже сигнал бедствия - Наше озеро Балхаш под угрозой! Каспийское море. Слайд 24. (Лиза) Самое большое на земле озеро. Вода соленая. Животные, обитающие в озере: вобла, сазан, судак, килька, лосось, щука, каспийский тюлень. Основное растение: водоросли. Добывают полезные ископаемые: нефть и газ. Развито судоходство. В прибрежной зоне с минеральными водами и лечебными грязями расположены курорты отдыха и лечения. Экологические проблемы Каспийского моря связаны с загрязнением вод в результате добычи нефти. Озеро Алаколь. Слайд 25. (Вова) Название с казахского языка на русский переводится как «пёстрое озеро». Ведётся промысел маринки (черная рыба), губача (пёстрый губач - рыба), окуня, судака, леща и сазана. В течение 10 лет на озере Алаколь развивается туризм, сейчас это цивилизованный и доступный отдых, как для жителей Казахстана, так и для иностранцев. Люди стремятся на озеро Алаколь не просто отдохнуть, но и подлечиться, ведь озеро издревле ценилось своими лечебными свойствами. 5) Мы не раз говорили об охране природы. Слайд 26. Надо беречь и охранять не только растения, животных, почву, воздух, а также и воду. В Казахстане принят Закон «Об охране водных ресурсов». - Как вы думаете, для чего и от чего необходимо охранять реки, озера и моря? (Ответы учеников) Задания: (по карточкам). ГРУППА 1: Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после себя мусором? а) выбросите его в реку; б) оставите на берегу; в) поступите как-то иначе. ГРУППА 2: После весеннего разлива рек в понижениях остается много рыбы, особенно мальков, которые обречены на гибель. Ваши действия: а) ничего не стану делать – пусть природа сама разбирается; б) наловлю, чтобы сварить уху; в) выловлю мальков и мелкую рыбу и выпущу их в большую реку. ГРУППА 3: Если вам представится возможность построить домик на речном берегу, покрытом лесом, что вы сделаете? а) вырубите мешающие строительству взрослые деревья; б) выберите полянку, находящуюся на расстоянии около 300 м от воды и без широкого вида на реку; в) поступите как-то иначе. ГРУППА 4: Катаясь на лодке, вы встречаете много цветущих водных растений, как вы поступите? а) просто полюбуетесь их красотой? б) решите, что нужно собрать букет и сорвете их; в) решите, что обязательно сюда вернетесь и сфотографируете их. Варианты ответов выслушиваются и обсуждаются. Подведение итогов урока с вручением удостоверений «Юный эколог». 7.1 Решение экологических задач. (Резерв) 1. Мама мыла посуду, вода бежала небольшой струей, зазвонил телефон. Мама решила, что разговаривать она будет недолго, и не закрыв кран взяла трубку и стала долго разговаривать. Разговор длился 10 мин. Все это время вода бежала из крана. Сколько воды утекло, если в 1 минуту вытекало 3 л. воды? Ответ: 3*1*10=30 л - Как можно было сэкономить воду при мытье посуды? 2. 1 литр сточных вод приводит в негодность 100 литров чистой воды. Сколько чистой воды приведёт в негодность 5 литров сточных вод? 100*5=500 литров 7.2. Вывод. Слайд 32. -Что нужно делать, чтобы сохранить бесценный природный дар - воду? • Экономить воду. • Не бросать мусор в водоемы. • Строить очистные сооружения. В заключение передачи слово поэту. (Аделия) - Любите родную природу: озера, леса и поля! Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. На ней мы с тобою родились, Живем мы с тобою на ней. Так будем же, люди, все вместе Мы к ней относится добрей! Урок-передачу хотелось бы закончить словами французского летчика, писателя, который вынужден был по воле случая некоторое время провести в пустыне и по достоинству оценить цену и вкус глотка воды, Антуана де Сент-Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты сама жизнь! Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете...» 9Домашнее задание: Слайд 27. 1) Найти дополнительную информацию о реках и озёрах Казахстана. 2) Составить пятистишие 1вариант – Озеро. 2вариант – Река. Рефлексия. Облако. — Кто думает, что хорошо усвоил новую тему- разукрасить облако голубым цветом, кто хорошо понял, но чуть-чуть что-то не получается разукрасить зелёным цветом, а кому нужна помощь- серым цветом. | |
Просмотров: 887 | Загрузок: 19 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|