Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа |
[ Скачать с сервера (44.0 Kb) ] | 2018-03-03, 7:37 PM |
Тема: Природа и наша безопасность Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Задачи: • Формировать модель здоровьесберегающего и безопасного поведения в различных опасных ситуациях и в повседневной жизни; • Учить формулировать задачи урока; • Учить самостоятельной мыслительной деятельности; • Развитие самооценки и рефлексии. Планируемые результаты Предметные • Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; • Освоить нормы здоровье-сберегающего поведения в природной среде; • Характеризовать опасности природного характера; • Находить в атласе - определителе информацию о ядовитых грибах и растениях; • Характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными; • Отличать гадюку от ужа; Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Метапредметные Регулятивные • В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, принимать и сохранять цели учебной деятельности; • Осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии. Познавательные • Понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде таблиц, сообщений; • Анализировать объекты окружающего мира, рисунки с выделением отличительных признаков; • Составлять рассказ на заданную тему; • Активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе Интернет для подготовки сообщений; • Сравнивать объекты по различным признакам. Коммуникативные • Понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий; Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Личностные • Формирование личного отношения к окружающему миру; • Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личного смысла учения; Установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о правилах поведения в опасных ситуациях в природе. Ход урока Организационный момент Встаньте ровно, ребятишки – И девчонки, и мальчишки! Руки вверх все, потянулись, Мне все мило улыбнулись. Здоровья всем мы пожелаем И урок наш начинаем. - Как называется наш урок? СЛАЙД 1 - Что мы узнаём на уроках окружающего мира? - Достаточно ли у нас знаний об окружающем мире? - Начнём наш урок с минутки календаря: - Расскажите о погоде сегодняшнего дня по плану: дата, облачность, осадки, ветер, температура. Актуализация необходимых знаний - Итак, продолжаем изучать окружающий нас мир. Но прежде проверим д/з Проверка домашнего задания по теме «Опасные места» 1) Индивидуальный письменный опрос (работа по карточкам). 1. Соедини стрелками. Пустырь, парк, лес одно из самых опасных мест в доме Трансформаторная будка здесь тебя может подстерегать преступник Балкон может быть смертельно опасной Подоконник здесь нельзя прыгать, играть, разводить огонь Лифт одно из опасных мест в окрестностях твоего дома Стройплощадка не вставай на него, не сиди и не лежи 2) Фронтально-устный опрос. - Какую проблему мы решали на прошлом уроке? - Перечислите эти опасные места. - Кто скажет, как нужно вести себя на балконе и возле подоконника? - Какие правила безопасности нужно соблюдать на льду? - А сейчас давайте проверим, какие условные знаки к правилам безопасности, изученным на предыдущем уроке, вы придумали. Задание проверяется СЛАЙД 2 Вывод: чтобы не случилась беда, нужно соблюдать правила безопасности везде и всегда. Изучение новой темы - Для того, чтобы узнать о чём сегодня на уроке пойдёт речь, разгадаем кроссворд. Ключевое слово подскажет вам нашу новую тему. СЛАЙД 3 1. Раскалённая стрела Дуб свалила у села. (молния) 2. В названии этого гриба есть слово "бледная". (поганка) м о л н и я п о г а н к а г а д ю к а с о б а к а л а н д ы ш и я г о д а с к о т ь 3. Лежит верёвка, Шипит плутовка. Брать её опасно – Укусит. Ясно? (гадюка) 4. В будке спит, Дом сторожит, Кто к хозяину идёт Она знать даёт. (собака) 5. Белые горошки На зелёной ножке. (ландыши) 6. Была зелёной, маленькой Потом я стала аленькой На солнце покраснела я, И вот теперь я спелая. (ягода) 7. Кто родился с усами. (кот) Ключевое слово: Опасность – Что же это за опасности? Где они могут встретиться? Разделите данные слова-отгадки на 2 группы. (Живая природа: кот, собака, змея, растения, грибы; неживая природа: молния) СЛАЙД 4 - О чем же мы сегодня будем говорить на уроке? (Об опасностях в живой и неживой природе) - Откройте учебники на с.25 и прочитайте тему нашего урока. (Природа и наша безопасность) СЛАЙД 5 - Определите, чем мы будем заниматься на уроке, чему научимся? Используйте слова: на доске узнаем…..(в каких случаях человеку приходится защищаться от природы) научимся … (выполнять правила безопасного поведения в природе) Если учащиеся испытывают затруднения при постановке задач, то можно попросить 1 ученика прочитать сведения на стр.24. – Мы должны предвидеть опасность, уметь избегать её, при необходимости действовать – решительно и чётко, должны отвечать за свою жизнь и здоровье. 1.Опасности в неживой природе. а) Фронтальная беседа по теме «Гроза» - Многие явления неживой природы опасны для здоровья и жизни человека. Как вы думаете, что это за явления? (К таким явлениям относятся буря, метель – можно отморозить части тела, гололед – можно упасть и получить травму, гроза – получить удар молнией) - Отгадайте загадку: Вот по небу мчится конь – Из-под ног летит огонь. Конь копытом бьет могучим И раскалывает тучи. Так он тяжело бежит, Что внизу земля дрожит...(Гроза) СЛАЙД 6 - Правильно. Кто уже встречался с этим явлением, что вы можете о нем рассказать? Выслушиваются ответы детей. – Гроза – бурное ненастье с дождем, громом и молниями. Гроза обязательно сопровождается раскатами грома и порывами ветра. Обычно можно заранее понять, что собирается гроза. Сильно печет солнце, в воздухе накапливается влага, становится душно. На горизонте можно увидеть скопление мощных кучевых облаков. Ветер начинает дуть порывами, усиливается. Затем сверху из надувшейся тучи обрушивается стена проливного дождя, иногда с градом. Сверкают молнии, раздаются оглушительные раскаты грома. – Чем опасна гроза? Прежде всего, молниевыми разрядами. Их прямое попадание для человека может быть смертельным. Ежегодно от молний в мире гибнет около 3 тысяч человек. В глубокой древности грозы боялись все: и большие, и маленькие. Люди тогда думали, будто это страшный великан, прогневавшись, мечет на землю огненные стрелы. Но больше, чем молний, боялись они раскатов грома. Ещё бы – как загремит СЛАЙД 6 (включает аудиозапись звука грома) – даже земля дрожит. Кажется, вот-вот она расколется! – А как вы думаете, что опаснее: гром или молния? (Ответы учащихся.) - Почему гром всегда гремит после вспышки молнии вам расскажет Профессор Почемушкин (видео). - Как уберечься от удара молнии? Выслушиваются ответы детей. -Откройте учебники на с.25. Перед вами текст «Как вести себя во время грозы», найдите в нем правила безопасного поведения во время грозы. Учащиеся читают самостоятельно текст. -Какие же правила нужно соблюдать? Закрепление изученного материала. Работа в группах по карточкам. – Предлагаю посоревноваться в полученных знаниях. Каждая группа получает карточку с заданием, на которой описывается поведение ребят во время грозы. Вам нужно прочитать и подчеркнуть неправильные действия ребят. Карточка Мы с ребятами отдыхали у реки, на краю деревни. Вдруг сгустились тучи, и вскоре пошёл сильный дождь, началась гроза. Серёжа не испугался и продолжал купаться. Два брата – Олег и Петя – убежали домой. Коля и Андрей спрятались под высоким деревом, стоявшим на краю деревни. Игорь прикрылся от дождя листом железа, который нашёл на берегу. А я забрался в густые заросли кустарника. * * * – Какие неправильные действия вы обнаружили? Подчеркните? Ответ: Карточка Мы с ребятами отдыхали у реки, на краю деревни. Вдруг сгустились тучи, и вскоре пошёл сильный дождь, началась гроза. Серёжа не испугался и продолжал купаться. Два брата – Олег и Петя – убежали домой. Коля и Андрей спрятались под высоким деревом, стоявшим на краю деревни. Игорь прикрылся от дождя листом железа, который нашёл на берегу. А я забрался в густые заросли кустарника. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА СЛАЙД 9 2. Опасности в живой природе. Ядовитые растения. Звучит фонограмма звуков леса. СЛАЙД 10 – Здорово, что на нашей планете есть растения. Ведь благодаря им есть жизнь на Земле. Почему? Да потому, что только растения выделяют в воздух кислород! Кроме того, растения дают нам пищу: хлеб, крупы, фрукты, ягоды. Приятно играть на поляне, бродить по лесу, собирать грибы и ягоды. Общение с природой очень полезно для здоровья человека. Однако природа таит в себе и много опасностей. Существуют и опасные растения, которые нельзя есть, а к некоторым даже нельзя прикасаться. – Давайте узнаем, какие ядовитые растения растут вокруг нас. СЛАЙД 11-12 Работа с атласом-определителем с. вороний глаз, ландыши, белена, дурман, волчье лыко, бузина красная, бересклет. б) Ядовитые грибы Фронтальная беседа - О какой опасности мы будем говорить сейчас, вы узнаете, разгадав загадку. Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожек, Шляпка есть - нет головы. (Грибы). – Все ли грибы можно употреблять в пищу? – Почти у каждого съедобного гриба есть двойник – ядовитый гриб. О некоторых ядовитых грибах вам расскажет Профессор Почемушкин (видео). - Какие опасные грибы он не назвал? Посмотрите на них в учебнике и запомните. - Какие ядовитые грибы вы знаете? Работа по иллюстрациям учебника с.27. - Откройте учебник на с.27. Давайте посмотрим, на иллюстрации опасных грибов. СЛАЙД 13 Во время выступления на доску проектируются соответствующие иллюстрации опасных растений и грибов. - Но знать все ядовитые растения и грибы невозможно, поэтому нам следует соблюдать правила безопасности. Как избежать отравления ядовитыми грибами и ягодами? - Давайте прочитаем эти правила в учебнике на с.27. в) Ядовитые змеи – Ещё одна опасность может нас ожидать. Ходит по пустыне человек, ищет ядовитых змей, ловит их. Но ведь они так ядовиты и опасны! Человек не боится змей – он змеелов. Это его работа. Он ловит змей, чтобы взять у них яд. Но зачем ему яд? Оказывается, змеиный яд – ценное лекарство, оно дороже золота. СЛАЙД 14 – Любая змея пуглива. Встретившись с человеком – она старается спрятаться. Но, если преградить ей дорогу, нападает. Если же вы неосторожны и наступили на змею, она ужалит. Поэтому там, где могут быть змеи, не стоит ходить в шортах и лёгких тапочках, а надо надеть сапоги и длинные плотные брюки. Чтобы реже встречаться с ядовитыми змеями, надо знать их любимые места. Змеи любят греться на солнце возле своих нор. Эти норы могут быть и под старым пнём, и в гнилом стволе упавшего дерева. Около таких мест нужно быть осторожнее. И, конечно, не надо совать руку в дупло дерева – там может оказаться совсем не белочка. - Про змей рассказывают больше небылиц, чем про всех остальных животных. Почему? В самом облике змей много таинственного и страшного – гибкое, лишённое ног тело, которое сворачивается кольцами, как канат, и вдруг с неожиданной силой распрямляется и скользит, извиваясь, по земле. Из 2,5 тысяч видов живущих на Земле змей для человека опасны 410. Из них 50 живут в море, но никогда не нападают на купающихся. В нашей стране из ядовитых змей распространена гадюка обыкновенная. Дополнительные сведения вы найдете в 2-х первых абзаца текста учебника на с.28. Самостоятельное чтение текста о змеях. Беседа после чтения - Какая змея распространена в нашей стране? (Гадюка обыкновенная) - Ее отличительный признак? (Её можно узнать по тёмной зигзагообразной полосе на спине) - В каком случае она может укусить? (Нападет она на человека только ради самозащиты, поэтому в лесу нужно соблюдать осторожность) - Что же делать, если змея всё-таки укусила? (Нужно немедленно обратиться в больницу) г) Правила безопасности при общении с домашними животными. - Ребята, вы знаете, что человек может пострадать не только от диких, но и от домашних животных. Домашние животные, от которых мы не ожидаем никакой опасности, могут нанести серьёзный вред нашему здоровью. Поэтому, даже общаясь с любимыми нашими кошками и собаками, нужно соблюдать правила безопасности. СЛАЙД 15 - Какие же это правила? (Нужно мыть руки после общения с животными; нельзя убегать от собаки, а то она побежит за тобой и может укусить) - Что же вы узнали нового? (Когда кошка или собака ест или охраняет детенышей, ее нельзя трогать. Нельзя заходить на чужую территорию, охраняемую собаками. В узких проходах лучше пропустить человека с собакой. Нельзя дергать животных за хвост. Нужно делать домашним животным профилактические прививки) - Бывали ли в вашей жизни опасные встречи с животными? Выслушиваются ответы детей. Согласно исследованиям, проведенным Южно-Австралийской комиссией здравоохранения, некоторые породы собак представляют серьезную угрозу для человека. СЛАЙД 16 Это бультерьеры, немецкие овчарки, доберманы-пинчеры, ротвейлеры… На территории России этот список дополняется кавказскими, среднеазиатскими, южнорусскими овчарками, боксерами, терьерами, догами. – Эти собаки агрессивны, малочувствительны к боли. Во многих странах Европы и США желающие завести таких собак получают специальное разрешение, такое же, как и на покупку оружия. У нас таких законов нет, поэтому и бойцовских собак на улицах много. Однако степень агрессивности каждой собаки зависит не только от породы, но и от воспитания и поведения хозяина. Помните: некусачих собак не бывает Заключительная беседа: - Итак, мы выяснили, какие опасности нас поджидают в неживой и живой природе. - Какие же правила нужно соблюдать, чтобы избежать опасности? Во время грозы: 1.Нельзя купаться во время грозы; 2.Нельзя прятаться во время грозы под высокие деревья, особенно отдельно стоящие; 3.Нельзя находиться возле металлических предметов и прикрываться от дождя металлическими предметами. Чтобы не отравиться опасными растениями и грибами: -Нельзя брать в рот незнакомые растения, не собирать незнакомые грибы. При общении с животными: Змея нападает на человека только ради самозащиты, поэтому в лесу нужно соблюдать осторожность. Если змея всё-таки укусила, нужно немедленно обратиться в больницу. После общения с домашними животными нужно мыть руки; нельзя убегать от собаки, а то она побежит за тобой и может укусить. Когда кошка или собака ест или охраняет детенышей, ее нельзя трогать. - Прочитайте вывод Мудрой черепахи на стр.30. Домашнее задание СЛАЙД 17 Для всех: с.25-30 прочитать, ответить на вопросы «Проверь себя» По желанию: подготовить сообщение о ядовитых растениях и грибах Рефлексия - Что вам понравилось делать на уроке? Что не понравилось? Почему? - Что было особенно трудным? Продолжите предложение: «Я узнал», (в каких случаях человеку приходится защищаться от природы) «Я повторил», (правила поведения в квартире, доме и его окрестностях) «Я запомнил», (какие правила безопасности нужно соблюдать во время грозы, при общении с животными, при встрече с ядовитыми растениями и грибами) – Пригодятся ли эти знания вам в повседневной жизни? Оценка знаний учащихся и выставление отметок -Оцените свою работу на уроке. СЛАЙД 18 Для оценки используются смайлики Учащиеся поднимают соответствующие смайлики с дальнейшим комментированием своего выбора. Наш урок окончен, спасибо за работу! | |
Просмотров: 840 | Загрузок: 18 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|