Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Природа и наша безопасность
[ Скачать с сервера (44.0 Kb) ] 2018-03-03, 7:37 PM
Тема: Природа и наша безопасность
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Задачи:
• Формировать модель здоровьесберегающего и безопасного поведения в различных опасных ситуациях и в повседневной жизни;
• Учить формулировать задачи урока;
• Учить самостоятельной мыслительной деятельности;
• Развитие самооценки и рефлексии.
Планируемые результаты
Предметные
• Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
• Освоить нормы здоровье-сберегающего поведения в природной среде;
• Характеризовать опасности природного характера;
• Находить в атласе - определителе информацию о ядовитых грибах и растениях;
• Характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными;
• Отличать гадюку от ужа;
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Метапредметные
Регулятивные
• В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, принимать и сохранять цели учебной деятельности;
• Осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные
• Понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде таблиц, сообщений;
• Анализировать объекты окружающего мира, рисунки с выделением отличительных признаков;
• Составлять рассказ на заданную тему;
• Активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе Интернет для подготовки сообщений;
• Сравнивать объекты по различным признакам.
Коммуникативные
• Понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Личностные
• Формирование личного отношения к окружающему миру;
• Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личного смысла учения;
Установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о правилах поведения в опасных ситуациях в природе.

Ход урока
Организационный момент
Встаньте ровно, ребятишки –
И девчонки, и мальчишки!
Руки вверх все, потянулись,
Мне все мило улыбнулись.
Здоровья всем мы пожелаем
И урок наш начинаем.
- Как называется наш урок? СЛАЙД 1
- Что мы узнаём на уроках окружающего мира?
- Достаточно ли у нас знаний об окружающем мире?
- Начнём наш урок с минутки календаря:
- Расскажите о погоде сегодняшнего дня по плану:
дата, облачность, осадки, ветер, температура.
Актуализация необходимых знаний
- Итак, продолжаем изучать окружающий нас мир. Но прежде проверим д/з
Проверка домашнего задания по теме «Опасные места»
1) Индивидуальный письменный опрос (работа по карточкам).
1. Соедини стрелками.
Пустырь, парк, лес одно из самых опасных мест в доме
Трансформаторная будка здесь тебя может подстерегать
преступник
Балкон может быть смертельно опасной
Подоконник здесь нельзя прыгать, играть, разводить
огонь
Лифт одно из опасных мест в окрестностях
твоего дома
Стройплощадка не вставай на него, не сиди и не лежи
2) Фронтально-устный опрос.
- Какую проблему мы решали на прошлом уроке?
- Перечислите эти опасные места.
- Кто скажет, как нужно вести себя на балконе и возле подоконника?
- Какие правила безопасности нужно соблюдать на льду?
- А сейчас давайте проверим, какие условные знаки к правилам безопасности, изученным на предыдущем уроке, вы придумали. Задание проверяется
СЛАЙД 2 Вывод: чтобы не случилась беда, нужно соблюдать правила безопасности везде и всегда.
Изучение новой темы
- Для того, чтобы узнать о чём сегодня на уроке пойдёт речь, разгадаем кроссворд. Ключевое слово подскажет вам нашу новую тему. СЛАЙД 3
1. Раскалённая стрела
Дуб свалила у села. (молния)
2. В названии этого гриба есть слово "бледная". (поганка)
м о л н и я
п о г а н к а
г а д ю к а
с о б а к а
л а н д ы ш и
я г о д а
с
к о т
ь
3. Лежит верёвка,
Шипит плутовка.
Брать её опасно –
Укусит. Ясно? (гадюка)
4. В будке спит,
Дом сторожит,
Кто к хозяину идёт
Она знать даёт. (собака)
5. Белые горошки
На зелёной ножке. (ландыши)
6. Была зелёной, маленькой
Потом я стала аленькой
На солнце покраснела я,
И вот теперь я спелая. (ягода)
7. Кто родился с усами. (кот)
Ключевое слово: Опасность
– Что же это за опасности? Где они могут встретиться? Разделите данные слова-отгадки на 2 группы. (Живая природа: кот, собака, змея, растения, грибы; неживая природа: молния) СЛАЙД 4
- О чем же мы сегодня будем говорить на уроке? (Об опасностях в живой и неживой природе)
- Откройте учебники на с.25 и прочитайте тему нашего урока. (Природа и наша безопасность) СЛАЙД 5
- Определите, чем мы будем заниматься на уроке, чему научимся? Используйте слова: на доске
узнаем…..(в каких случаях человеку приходится защищаться от природы)
научимся … (выполнять правила безопасного поведения в природе)
Если учащиеся испытывают затруднения при постановке задач, то можно попросить 1 ученика прочитать сведения на стр.24.
– Мы должны предвидеть опасность, уметь избегать её, при необходимости действовать – решительно и чётко, должны отвечать за свою жизнь и здоровье.
1.Опасности в неживой природе.
а) Фронтальная беседа по теме «Гроза»
- Многие явления неживой природы опасны для здоровья и жизни человека. Как вы думаете, что это за явления? (К таким явлениям относятся буря, метель – можно отморозить части тела, гололед – можно упасть и получить травму, гроза – получить удар молнией)
- Отгадайте загадку:
Вот по небу мчится конь –
Из-под ног летит огонь.
Конь копытом бьет могучим
И раскалывает тучи.
Так он тяжело бежит,
Что внизу земля дрожит...(Гроза) СЛАЙД 6
- Правильно. Кто уже встречался с этим явлением, что вы можете о нем рассказать?
Выслушиваются ответы детей.
– Гроза – бурное ненастье с дождем, громом и молниями. Гроза обязательно сопровождается раскатами грома и порывами ветра. Обычно можно заранее понять, что собирается гроза. Сильно печет солнце, в воздухе накапливается влага, становится душно. На горизонте можно увидеть скопление мощных кучевых облаков. Ветер начинает дуть порывами, усиливается. Затем сверху из надувшейся тучи обрушивается стена проливного дождя, иногда с градом. Сверкают молнии, раздаются оглушительные раскаты грома.
– Чем опасна гроза? Прежде всего, молниевыми разрядами. Их прямое попадание для человека может быть смертельным. Ежегодно от молний в мире гибнет около 3 тысяч человек.
В глубокой древности грозы боялись все: и большие, и маленькие. Люди тогда думали, будто это страшный великан, прогневавшись, мечет на землю огненные стрелы. Но больше, чем молний, боялись они раскатов грома. Ещё бы – как загремит СЛАЙД 6 (включает аудиозапись звука грома) – даже земля дрожит. Кажется, вот-вот она расколется!
– А как вы думаете, что опаснее: гром или молния? (Ответы учащихся.)
- Почему гром всегда гремит после вспышки молнии вам расскажет Профессор Почемушкин (видео).
- Как уберечься от удара молнии?
Выслушиваются ответы детей.
-Откройте учебники на с.25. Перед вами текст «Как вести себя во время грозы», найдите в нем правила безопасного поведения во время грозы.
Учащиеся читают самостоятельно текст.
-Какие же правила нужно соблюдать?
Закрепление изученного материала.
Работа в группах по карточкам.
– Предлагаю посоревноваться в полученных знаниях. Каждая группа получает карточку с заданием, на которой описывается поведение ребят во время грозы. Вам нужно прочитать и подчеркнуть неправильные действия ребят.
Карточка
Мы с ребятами отдыхали у реки, на краю деревни. Вдруг сгустились тучи, и вскоре пошёл сильный дождь, началась гроза.
Серёжа не испугался и продолжал купаться. Два брата – Олег и Петя – убежали домой. Коля и Андрей спрятались под высоким деревом, стоявшим на краю деревни. Игорь прикрылся от дождя листом железа, который нашёл на берегу. А я забрался в густые заросли кустарника.
* * *
– Какие неправильные действия вы обнаружили? Подчеркните?
Ответ:
Карточка
Мы с ребятами отдыхали у реки, на краю деревни. Вдруг сгустились тучи, и вскоре пошёл сильный дождь, началась гроза.
Серёжа не испугался и продолжал купаться. Два брата – Олег и Петя – убежали домой. Коля и Андрей спрятались под высоким деревом, стоявшим на краю деревни. Игорь прикрылся от дождя листом железа, который нашёл на берегу. А я забрался в густые заросли кустарника.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА СЛАЙД 9
2. Опасности в живой природе.
Ядовитые растения.
Звучит фонограмма звуков леса. СЛАЙД 10
– Здорово, что на нашей планете есть растения. Ведь благодаря им есть жизнь на Земле. Почему? Да потому, что только растения выделяют в воздух кислород! Кроме того, растения дают нам пищу: хлеб, крупы, фрукты, ягоды. Приятно играть на поляне, бродить по лесу, собирать грибы и ягоды. Общение с природой очень полезно для здоровья человека. Однако природа таит в себе и много опасностей. Существуют и опасные растения, которые нельзя есть, а к некоторым даже нельзя прикасаться.
– Давайте узнаем, какие ядовитые растения растут вокруг нас.
СЛАЙД 11-12
Работа с атласом-определителем с.
вороний глаз, ландыши, белена, дурман, волчье лыко, бузина красная, бересклет.
б) Ядовитые грибы
Фронтальная беседа
- О какой опасности мы будем говорить сейчас, вы узнаете, разгадав загадку.
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть - нет головы. (Грибы).
– Все ли грибы можно употреблять в пищу?
– Почти у каждого съедобного гриба есть двойник – ядовитый гриб. О некоторых ядовитых грибах вам расскажет Профессор Почемушкин (видео).
- Какие опасные грибы он не назвал? Посмотрите на них в учебнике и запомните.
- Какие ядовитые грибы вы знаете?
Работа по иллюстрациям учебника с.27.
- Откройте учебник на с.27. Давайте посмотрим, на иллюстрации опасных грибов. СЛАЙД 13
Во время выступления на доску проектируются соответствующие иллюстрации опасных растений и грибов.
- Но знать все ядовитые растения и грибы невозможно, поэтому нам следует соблюдать правила безопасности. Как избежать отравления ядовитыми грибами и ягодами?
- Давайте прочитаем эти правила в учебнике на с.27.
в) Ядовитые змеи
– Ещё одна опасность может нас ожидать. Ходит по пустыне человек, ищет ядовитых змей, ловит их. Но ведь они так ядовиты и опасны! Человек не боится змей – он змеелов. Это его работа. Он ловит змей, чтобы взять у них яд. Но зачем ему яд? Оказывается, змеиный яд – ценное лекарство, оно дороже золота. СЛАЙД 14
– Любая змея пуглива. Встретившись с человеком – она старается спрятаться. Но, если преградить ей дорогу, нападает. Если же вы неосторожны и наступили на змею, она ужалит. Поэтому там, где могут быть змеи, не стоит ходить в шортах и лёгких тапочках, а надо надеть сапоги
и длинные плотные брюки.
Чтобы реже встречаться с ядовитыми змеями, надо знать их любимые места. Змеи любят греться на солнце возле своих нор. Эти норы могут быть и под старым пнём, и в гнилом стволе упавшего дерева. Около таких мест нужно быть осторожнее. И, конечно, не надо совать руку
в дупло дерева – там может оказаться совсем не белочка.
- Про змей рассказывают больше небылиц, чем про всех остальных животных. Почему? В самом облике змей много таинственного и страшного – гибкое, лишённое ног тело, которое сворачивается кольцами, как канат, и вдруг с неожиданной силой распрямляется и скользит, извиваясь, по земле.
Из 2,5 тысяч видов живущих на Земле змей для человека опасны 410. Из них 50 живут в море, но никогда не нападают на купающихся. В нашей стране из ядовитых змей распространена гадюка обыкновенная.
Дополнительные сведения вы найдете в 2-х первых абзаца текста учебника на с.28.
Самостоятельное чтение текста о змеях.
Беседа после чтения
- Какая змея распространена в нашей стране? (Гадюка обыкновенная)
- Ее отличительный признак? (Её можно узнать по тёмной зигзагообразной полосе на спине)
- В каком случае она может укусить? (Нападет она на человека только ради самозащиты, поэтому в лесу нужно соблюдать осторожность)
- Что же делать, если змея всё-таки укусила? (Нужно немедленно обратиться в больницу)
г) Правила безопасности при общении с домашними животными.
- Ребята, вы знаете, что человек может пострадать не только от диких, но и от домашних животных. Домашние животные, от которых мы не ожидаем никакой опасности, могут нанести серьёзный вред нашему здоровью. Поэтому, даже общаясь с любимыми нашими кошками и собаками, нужно соблюдать правила безопасности. СЛАЙД 15
- Какие же это правила? (Нужно мыть руки после общения с животными; нельзя убегать от собаки, а то она побежит за тобой и может укусить)
- Что же вы узнали нового? (Когда кошка или собака ест или охраняет детенышей, ее нельзя трогать. Нельзя заходить на чужую территорию, охраняемую собаками. В узких проходах лучше пропустить человека с собакой. Нельзя дергать животных за хвост. Нужно делать домашним животным профилактические прививки)
- Бывали ли в вашей жизни опасные встречи с животными?
Выслушиваются ответы детей.
Согласно исследованиям, проведенным Южно-Австралийской комиссией здравоохранения, некоторые породы собак представляют серьезную угрозу для человека. СЛАЙД 16 Это бультерьеры, немецкие овчарки, доберманы-пинчеры, ротвейлеры… На территории России этот список дополняется кавказскими, среднеазиатскими, южнорусскими овчарками, боксерами, терьерами, догами.
– Эти собаки агрессивны, малочувствительны к боли. Во многих странах Европы и США желающие завести таких собак получают специальное разрешение, такое же, как и на покупку оружия. У нас таких законов нет, поэтому и бойцовских собак на улицах много. Однако степень агрессивности каждой собаки зависит не только от породы, но и от воспитания и поведения хозяина.
Помните: некусачих собак не бывает
Заключительная беседа:
- Итак, мы выяснили, какие опасности нас поджидают в неживой и живой природе.
- Какие же правила нужно соблюдать, чтобы избежать опасности?
Во время грозы:
1.Нельзя купаться во время грозы;
2.Нельзя прятаться во время грозы под высокие деревья, особенно отдельно стоящие;
3.Нельзя находиться возле металлических предметов и прикрываться от дождя металлическими предметами.
Чтобы не отравиться опасными растениями и грибами:
-Нельзя брать в рот незнакомые растения, не собирать незнакомые грибы.
При общении с животными:
Змея нападает на человека только ради самозащиты, поэтому в лесу нужно соблюдать осторожность. Если змея всё-таки укусила, нужно немедленно обратиться в больницу.
После общения с домашними животными нужно мыть руки; нельзя убегать от собаки, а то она побежит за тобой и может укусить. Когда кошка или собака ест или охраняет детенышей, ее нельзя трогать.
- Прочитайте вывод Мудрой черепахи на стр.30.
Домашнее задание СЛАЙД 17
Для всех: с.25-30 прочитать, ответить на вопросы «Проверь себя»
По желанию: подготовить сообщение о ядовитых растениях и грибах
Рефлексия
- Что вам понравилось делать на уроке? Что не понравилось? Почему?
- Что было особенно трудным?
Продолжите предложение:
«Я узнал», (в каких случаях человеку приходится защищаться от природы)
«Я повторил», (правила поведения в квартире, доме и его окрестностях)
«Я запомнил», (какие правила безопасности нужно соблюдать во время грозы, при общении с животными, при встрече с ядовитыми растениями и грибами)
– Пригодятся ли эти знания вам в повседневной жизни?
Оценка знаний учащихся и выставление отметок
-Оцените свою работу на уроке. СЛАЙД 18
Для оценки используются смайлики
Учащиеся поднимают соответствующие смайлики с дальнейшим комментированием своего выбора.
Наш урок окончен, спасибо за работу!
Категория: Начальная школа | Добавил: Татка4019
Просмотров: 840 | Загрузок: 18 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-11-30, 6:12 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru