Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа |
[ Скачать с сервера (59.0 Kb) ] | 2018-07-24, 8:51 PM |
ПОЗНАНИЕ МИРА Тема: Разнообразие растений на Земле. Цель: Формирование методологической, экологической компетенций. Задачи: 1) Формировать умение конструировать и аргументировано отстаивать свою точку зрения на основе наблюдений. 2) Систематизировать знания о разнообразии растений на Земле. 3) Воспитывать чувства ответственности в преобразовании природы и сохранении здорового образа жизни. Оборудование: сигнальные карточки, условные знаки, компас, карточки с вопросами, открытки, иллюстрации, аквариум с водорослями, комнатные растения, кора дерева, гербарии, «Красная книга», карта Казахстана, слайды с изображением природа на компакт-диске. Ход урока: I .Актуализация прежних знаний: «Минутка календаря» - Расскажите о погоде сегодня. (ученик у доски сообщает дату, день недели и выставляет условные знаки погоды) II Формирование новых понятий и способов действий: а) вступительное слово учителя: -Сегодня наш урок мы посвящаем растениям. Мы будем говорить о их разнообразии, о богатстве растительного мира и местах их произрастания. Растения занимают четвертую часть живой природы. Выдающиеся художники и поэты черпали свое вдохновение в поле и в лесу, среди деревьев и трав. Их неповторимые ароматы, сказочный шелест травы, завораживающее пение птиц и упоительный воздух- все это радует нас и волнует, разжигает у человека желание жить и жить. На территории нашей страны произрастает около 20 тысяч видов растений. Большинство из них-травы. Растительный покров нашей области разнообразен и характеризуется травостоем. В правобережье Урала растут: таволга, крушина, типчак, ковыль и мн. др. (обращается внимание на карту Казахстана) б) -Ребята, скажите, а где мы можем встретить растения? Давайте составим кластер. Вывод: Растения всюду! в) –Все растения на Земле представляют собой царство, которое делится на отделы, а те, в свою очередь, на 5 больших групп. Это: водоросли, мхи и лишайники, папоротники, хвойные и цветковые растения. (ребята получили задание кратко о них рассказать) 1.Водоросли- низшие растения. Обитают во влажных природных средах, в (ученик) болотах, прудах, около горячих источников. Ими питаются животные водоемов, они очищают воду. Бурые, красные водо- росли и фукус разводят промышленным способом для удоб- рений и питания. Загадки: 1. Есть змеи стометровые Зеленые, бордовые. А капитану в море От них большое горе. 2. Вошли мы в реку босы, А стали вдруг обутые. «Русалочьи косы» Ноги нам опутали. Учитель: Водоросли- бывают одноклеточными и многоклеточными. Синезеленые водоросли имеют специальные пигменты, которые придают им особенный красивый цвет. Бурые водоросли прикрепляются ко дну морей. Обитают вблизи берегов и имеют длину нескольких десятков метров. Красные водоросли обитают в морях. Содержат красные и синие красящие вещества. Значение их огромно. Они являются пищей для животного мира рек, озер, морей, океанов. Их используют в сельском хозяйстве. Некоторые виды употребляют в пищу, делают лекарства. (демонстрируются картинки, рисунки, гербарии с водорослями) 2. Мхи и лишайники-сложные растения без корней. Мхи живут во влажных (ученик) зонах, под деревьями, в расщелинах скал. Лишайники принимают различные формы: напоминают листья, кустарники, кору. Живут они на стволах деревьев, на камнях стен. Загадки: 1. Я- болотное растенье, Конопатят мною стены. 2. Мягок, а не пух, Зелен, а не трава. Учитель: Мхи и лишайники- высшие растения. Многолетние. Выносят большую жару и сильные морозы. Типичные представители: кукушкин лен и сфагнум. Встречаются они повсеместно. Мхи впитывают большое количество воды, поэтому поверхность воды им зарастает и заболачивается. Растет мох медленно, за год до 3-х см. Нижние участки болот темнеют, уплотняются и превращаются в торф- полезное ископаемое, которое используется, как топливо и удобрение. (демонстрируются образцы мхов и лишайника на коре дерева, рисунки) 3.Папоротник- высшее сосудистое растение. Размножается спорами. На всей (ученик) земной поверхности насчитывается около 10 тыс. видов. Мно- гие виды папоротников – экзотические, их разводят специаль- но. 1. Есть в лесу трава-краса. Листья, словно паруса, А в цвету красу-траву Не увидишь наяву. 2. От пальмы верхушки Растут на опушке. И в гнилом овраге- У гнилой коряги. Учитель: Папоротник-группа высших споровых растений. Растут во влажных тенистых местах. В основном они травянистые и бывают всего лишь несколько мм, но в тропических районах встречаются в виде деревьев и достигают 20 м. В нашей стране обитают: орляк и пузырник. А это- экзотический папоротник «щитовник мужской». (демонстрируется комнатное растение, а также рисунки, гербарии) Физминутка: К речке быстрой мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре- Вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно: Вместе- раз, это брасс. Одной, другой- это кроль. Три, два, один- Плывем как дельфин. Качаясь на волне, Плывем на спине. Вышли на берег крутой, Отряхнулись и домой. 4. Хвойные- высшие растения. Встречаются по всей Земле, приспособлены к неблагоприятным условиям. Существуют более 600 видов. Имеют шишки с семенами и пыльцой. Прочную древесину используют для строительства и в мебельной промышленности. Загадки: 1. У меня длинней иголки, Чем у елки. Очень прямо я расту В высоту. Если я не на опушке, Ветви- только на макушке. (сосна) 2. И зимой, и летом В зеленую шубу одета. (ель) 3. В Крыму, над морем Как в дозоре Стоят колоннами Всегда зелеными, На диво стройными. (кипарис) Учитель: Хвойные- представляют собой древесные формы, реже кустарники. Это: ель, сосна, пихта, кедр, кипарис, лиственница, секвойя. Их листья в виде иголок называются хвоей. Есть и листопадные хвойные, это- лиственница. У хвойных есть шишки с семенами, из которых получают витамины, кедровое масло. Хвойные леса- хранители вод, выделяют много кислорода. Из древесины готовят шелк, бумагу, пластмассы. ( демонстрируются образцы хвойных, рисунки, видеозаставки) 5.Цветковые- наиболее распространенные, высшие растения. Встретить их (ученик) можно в любой части света, в любой природной среде. Загадки: 1. Стоит в лесу кудряшка- Белая рубашка. Сердечко золотое, Что это такое? (ромашка) 2. Он очень похож На звериную пасть, Но только в нее Неопасно попасть. (львиный зев) 3. Стебель- кралатый, Листик- усатый, Цветок- душистый, А плод- пушистый. (горошек) Учитель: Цветковые- наиболее распространенная группа растений, насчитывает около 250 тыс.видов. Среди них много деревьев, кустарников, трав. Встречаются повсеместно. Многие цветковые- культурные и используются человеком в качестве пищи, лекарств. Дикорастущие являются кормом для животных. Цветковые господствуют в растительном мире. И если вас восхитит какой-нибудь красивый цветок- знайте, что растение наверняка относится к цветковым. (демонстрируются гербарии, рисунки, комнатные цветковые растения) * Параллельно на доске выстраивается цепочка блоков. Дети рисуют ее в тетрадях. Царство растений: водоросли мхи и лишайники папоротники хвойные цветковые III Формирование умений и навыков: а) –Откройте учебники на стр.57-59, рассмотрите рисунки, прочитайте название растений. К каким группам они относятся: б) Работа в парах: Ученики задают небольшие вопросы по восприятию материала. «Ты- мне, я- тебе». в) Слово учителя: Растения в нашей жизни играют огромную роль. Они являются пищей, промышленным сырьем. А травы играют в нашей жизни и другую важную роль. Издавна люди познавали их целебную силу. Среди дикорастущих всемирно известен «корень жизни» женьшень. Не менее известны и крапива, подорожник, зверобой. Однако, в нашей стране 500 видов растений находятся на грани исчезновения. Чрезмерный сбор лесных и полевых букетов послужил оскудению растений. Уходят от нас купальница, сон-трава, ветреница. Редко встретишь возле города ландыш. На помощь растениям пришла «Красная книга» Многое зависит и от нас с вами. Отдыхая в лесу, удержись от соблазна сорвать цветок. г) – А знаете ли вы правила поведения в природе: Ваши знания проверим в виде игры. (Дети сигнализируют: зеленый- да, можно; желтый- осторожно; красный- нет, нельзя) Экологический светофор Красный свет- природе вред! Желтый- осторожно! Свет зеленый- так красиво, Лес сказал тебе спасибо! 1. Можно ли в лесу собирать лекарственные растения? (осторожно) 2. Можно ли разорять муравейники? (нет) 3. Можно ли собирать в лесу грибы? (осторожно) 4. Можно ли с поля, луга уносить букеты цветов? (нет) 5. Нуждаются ли в защите хвойные деревья? (да) 6. Можно ли из леса выносить яйца птиц, птенцов и детенышей животных? (нет) 7. Уходя из леса после похода, экскурсии, нужно ли убирать за собой мусор? (да) IV Рефлексия: а) – Все свои сокровища природа отдает человеку и за все это просит только одного: беречь ее! Давайте же будем беречь нашу природу! Старайтесь не уносить из природы ее сувениры: растения, насекомых, птиц, зверушек. Они должны жить на воле, радовать нас. А от общения с природой старайтесь уносить здоровье и бодрость, хорошее настроение, хорошие впечатления, желание помочь природе. Это зависит от каждого из нас. б) Чтение стихотворений учащимися: 1. Ты-человек. Любя природу, Хоть иногда ее жалей. В увеселительных походах Не растопчи ее полей. 2. В вокзальной сутолоке века Ты оценить ее спеши. Она- твой добрый давний лекарь, Она- союзница души. 3. Не жги ее напропалую. И не исчерпывай до дна. И помни истину простую Нас много, а она одна. Итог урока. | |
Просмотров: 507 | Загрузок: 16 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|