Развивающие игры на запоминание букв. «Чем отличаются?» Учим находить сходство и различие в расположении элементов печатных букв. Внимательно рассмотрите буквы. Определите, чем они похожи и чем отличаются. Выигрывает тот, кто быстро и правильно даёт ответ. 1. А И Н П 5. О Ю С 2. Г Т П Н 6. Е Ё Ш 3. Ш Щ Ц 7. В Б Ф 4. Р Ь Ф 8. К Н И 9. Х У К Ж «Четвёртый лишний». Внимательно посмотрите на буквы. Какая из четырёх букв не подходит к остальным и почему? 1. А У П И 2. Ш Щ Е Ц 3. Л Г Н Т 4. Ж Щ М Ш (Правильный ответ: в первом ряду согласная не подходит к гласным, во втором ряду гласная не подходит к согласным, в третьем ряду Н, состоящая из трёх элементов, в четвёртом – М, не подходит к шипящим). «Самый внимательный». Посмотри на первый ряд букв, назови их и запомни порядок расположения. Закрой глаза и назови эти буквы с закрытыми глазами. (Затем следующие ряды букв). 1.Х К Ж У М Я 2.С О Э Ю З В 3.В Б Р Ь З Ы 4. Ш Щ Е Ц Ё 5.А Л Д Н Ч И «Алфавит» Если поставить буквы в алфавитном порядке, получатся слова. Какие? 1.и, а, я, з 2.т, о, г, с, ь 3.е, т, о, н «Вставь гласную букву». с с к з д…м н…с т…к д…б н н м б Игры «Поиграем в буквы». 1. Подобрать гласные буквы так, чтобы получилось слово. Д..м, п..л, м…л, с…н. 2. Припиши гласную букву. …сень, …корь, …ль, …голь. 3. Какие гласные надо вставит, чтобы получились разные слова? В…л, д…м, с…к, ст…л, р…ка. 4.Дописать согласную букву, чтобы получилось слово. Сы…, ко…, ма…, лу…, ле…, ра…. …вери, …раски, …лива, …лава. 5.Вставь пропущенную букву. Вол…, …убы, …рач, ми…ка, …очка, кры…а, …илет, бу…ка, ба…ан. 6.Какую букву надо вставить, чтобы из данных слов получились новые? Боец – бо…ец, шпиц – шп…иц, дуло – ду…ло, шея – ш…ея. «Необыкновенные превращения». Учим детей преобразовывать слова путём замены в них звуков и получать новые слова. Выигрывает тот, кто больше получит слов. Слово «СОМ». Замените в нём первый звук. СОМ – ДОМ – КОМ – ЛОМ – РОМ и т.д. У кого больше получилось слов? Замените второй звук в этом слове. СОМ – САМ А теперь замените третий звук. СОМ – СОК – СОР – СОЛЬ и т.д. «Один звук, марш!» Учим детей преобразовывать слова, изменяя один звук. 1. Из каждого слова исключить по одному звуку, чтобы получилось новое слово. Вот так: горсть – гость. Хлев, уточка, столб, щель, укол, зубр, коса, мрак, полк, удочка, волк, смех, олень, клещ, мель, снаряд, град, скот, всласть, краска, стол, тепло, беда, экран. 2. Добавьте к каждому из слов один звук, чтобы получилось новое слово. Вот так: рот – крот. РОЗА(г), РУБКА(т), СТОЛ(б), ДАР(у), КЛАД(с), ЛАПА(м), ШАР(ф), УСЫ(б), УКУС(с). 3. Замените в словах один согласный звук. Вот так: корж – морж. НОГТИ(к), БУЛКА(р), ЛАПКА(ц), ЗУБЫ(д), КИСКА(м), ПЕСОК(л), ГАЛКА(п), ОРЁЛ(с), НОРКА(к), КЛИН(б), СВЕТ(ц), ПОЛЕНО(к), РАМОЧКА(м). «Составь слово». Из букв, написанных на каждой строчке, составить слова. 1.о, р, у, к 2.а, р, у, к 3.и, р, а, г 4.т, а, л, п, и 5.о, н, к, о 6.к, а, л, о, ж «Вставь слог», Вставить нужный слог, чтобы получились слова. дру мА пру на ти на на на «Образуй слова». Из данных слогов образуй двухсложные и трёхсложные слова. -стра- - се- -на- -ни- -ра- -ца- -та- -гра- -да- «Собери слово». Соединить из двух частей одно слово и объяснить значение полученного слова. След соль Зал дог Газ ель Фа рот Град ежи Оса опыт Штука тур Банк кон Буй вол Бал ус «Инструменты потерялись». В данных словосочетаниях найти названия инструментов. Это портфель. (топор) Купил арбуз. (пила) Наши лобзики. (шило) Прямо лоток. (молоток) «Собери названия животных». Под ольхой в тени ветвей Серый ёж созвал гостей. Усадил их всех на кочку, Дал росы им по глоточку. Но внезапно за бугром Громкий –громкий грянул гром. Гости все свалились с кочки, Разлетелись на кусочки. Раз, два, три, четыре, пять, Помогите их собрать! Мед ка Бар тел Дя ведь Бел са Ли яц За сук «Отгадай слово» Догадайтесь, какие слова здесь записаны. 1. На этой осе в сентябре позолота. ОС……А 2. А эта растёт на лугу у болота. ОС……А 3.Эта оса на луну улетает. …ОС………А…… 3. А эта – на солнце худеет и тает. …ОС…………А 4. С этою спит в колыбели малыш. …ОС…А 5. А эта – по классу крадётся, как мышь. ...О…С…………А «Помоги садоводу». Послушайте стихотворение – шутку. Жил один садовод, Он развёл огород, Приготовил старательно грядки. Он принёс чемодан, Полный разных семян, Но смешались они в беспорядке. Надо из слогов составить названия растений. Ре на Берё рец Оси пуста Огу за Поми лина Ка дор Ма фель Ряби дис Карто на «Какие слова?» Много с буквами хлопот, Уж такой они народ… Но когда с умом, толково Их построишь в чёткий ряд – Превратятся буквы в слово И – с тобой заговорят! (А. Шибаев) Переставьте буквы так, чтобы получилось слово. Одм (дом) ворд (двор) Варта (трава) цова (овца) Кута (утка) елонь (олень) Сутк (куст) ави (ива) Аккош (кошка) мабуга (бумага) Беникуч (учебник) традеть (тетрадь) Арьвосл (словарь) «Наборщик». Из букв одного слова составить как можно больше слов. 1. ЗДОРОВЬЕ (Зов, ров, вор, здоров, взор, вздор, воз, вред.) 2. СВЕРЛО (село, лов, ров, вор, сев, вес, весло.) 4. АКТИВНОСТЬ (актив, акт, кисть, кость, кит, кот, кино, кон, конь, ткань, тина, тон, тост, ива, воск, воин, винт, нос, носки, нива, нота, нитка, оса, ось, останки, окна, стон, сон, сок, сват, сатин, сота, скат, скот, ток) 5. ГОСУДАРСТВО (год, гусар, град, грот, город, ода, оса, овраг, сода, сор, сорт, сало, сад, сосуд, суд, удар, угар, устав, вор, удав, утро, ус, дар, дог, дот, дрова, дуст, досуг, дорога, ад, ар, род, рот, ров, рог, рост, руда, рота, тур, враг, вода.) 6. Населённость (насос, налёт, нанос, нос, ноль, нота, насест, сан, сон, сок, сено, село, тон, сало, стон, сеть, соль, оса, слёт, слон, ель, снасть, сласть, енот, лён, лес, лень, олень, осёл, тень, тёс.) 7. Грамотей (герой, море, тема, атом, рота, март, гора, гром, грот, том) «Наоборот». Послушайте и произнесите звуки в слове в обратном порядке. Из слова ЛЁН – цифру (ноль) Из слова ЛЕЙ – название дерева (ель) Из слова ЛОБ –название настила (пол) Из слова ЛЮК – большой мешок (куль) Из слова ТОК – домашнее животное (кот) Из слова ШЁЛ – неправду (ложь) Из слова ШЕЙ – просьбу (ешь) Из слова КУБ – связку, охапку чего-либо (пук) АНАГРАММЫ. Переставьте буквы в словах, чтобы получилось новое слово. Урок уклон Колун увидимся Уборка угар Удар улан Ушат актёр Баян банка Вобла волос Вход вызов Вес враги Водопад лучок Сачок ручка Манишка атлас Адрес армия Автор ложа Апорт трепак Пион числа Планка конус Теплица тьма Товар халва Шпала коршун Цоколь ропот Мазок образ Зарница «Найди друзей» К словам левого столбика найти близкие по смыслу слова из правого столбика. Алфавит аккуратный Огонь алый Шалун скакать Чистый азбука Конница пламя Прыгать озорник Бросать кавалерия Красный кидать Битва артист Список литературы. 1. Волина В. Весёлая грамматика.М.: Знание, 1995 2. Глязер С.В. Ларчик с играми. М.: Детская литература, 1996. 3. Калугин М.А., Новотворцева Н.В. Развивающие игры для младших школьников. Ярославль: «Академия развития», 1997. 4. Львова С.И. Язык в речевом общении (Факультативный курс) – М., 1999. 5. Ладыженская Т.А. Речевые секреты – М., Просвещение,1992. 6. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей: Популярное пособие для родителей и педагогов - Ярославль, 2000.
|