Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа |
[ · Скриншот ] | 2019-04-15, 9:26 PM |
Игра: «Мир моих прав» Цель: поддержка творчества воспитанников и активизация совместной деятельности учащихся 1-4 классов в области гражданского воспитания. Задачи: повторить с воспитанниками их права и свободы, определенные Конвенцией о правах ребенка; обобщить знания детей об основных правах ребёнка; научить правильно реализовывать свои права; воспитывать у воспитанников уважительное отношение к высказываниям одноклассников, к их правам. Ход игры Организационный момент Скажем "Здравствуйте" руками! Скажем "Здравствуйте" глазами! Скажем "Здравствуйте" мы ртом - Станет радостно кругом! 20 ноября каждого года все люди мира отмечают как День защиты прав ребенка. Что это за дата? 20 ноября 1989 Генеральной ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка. В Конвенции речь идет о том, чтобы у всех детей на Земле были одинаковые права. В Конвенции о правах ребенка записано, что «главное право каждого человека - право на жизнь». Маленький человек - ребенок - тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый - пусть живет. А если родился слабым, больным - бросить его вниз со скалы. - Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? - Объясните свою точку зрения. (Ответы детей.) ЗАКОН, в праве — нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Обладает высшей юридической силой. Ежегодно детьми и подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК). - Что такое проступок? Проступок – нарушение правил поведения; вызывающее поведение. - Что такое правонарушение? Правонарушение - нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с 16 лет. - Что такое преступление? Преступление - серьёзное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности. - Какие виды ответственности вы знаете? Ответы детей - Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях: 1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет. 2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения,, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы. 3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины. 4. Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба. Правила поведения учащихся. На уроке будь старательным, Будь спокойным и …(внимательным). Всё пиши, не отставая, Слушай не …(перебивая). Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё …(понятно). Если хочешь отвечать, Надо руку … (поднимать). На математике считают, На перемене … (отдыхают) Будь прилежен на уроке. Не болтай: ты не … (сорока). Если друг стал отвечать, Не спеши … (перебивать). А помочь захочешь другу – Подними спокойно … (руку). Знай: закончился урок, Коль услышал ты … (звонок). Когда звонок раздался снова, К уроку будь всегда … (готовым). Чтоб не тревожились врачи, На переменах не … (кричи). «Из истории права» Внимание, вопрос. Перед вами фигурки обезьян. Что они символизируют? Что это означает? (ответ: «ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу». Эти фигурки символизируют идею в буддизме "недеяния" зла - символ «невидения», «неслышания» и «неговорения» о зле). Итак, мы отправляемся с вами в путешествие по сказочным станциям. I. Станция «Право на жизнь. Показываю картинку из сказок, а дети называют сказку и выбирают право, которое нарушено в ней. № 1. сестрица Аленушка и братец Иванушка Выберите право, которое нарушила ведьма в этой сказке: а) право на жизнь; б) право на получение образования; в) право на владение имуществом. Чьи права нарушены в этой сказке? Из каких сказок следующие герои? № 2. Серая шейка Как называется сказка? Чья жизнь в опасности? Кто посягает на жизнь? Узнай героев этой сказки? Воспитатель показывает фрагмент № 3. Заюшкина избушка Выберите право, нарушение которого изображено на рисунке: а) право на жизнь; б) право на неприкосновенность жилища; в) право на справедливый суд; г) право на труд. Кто нарушает это право? Кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права? № 4. Три поросенка Нарушение, каких прав изобразил художник? а) право на владение личным имуществом; б) право на свободу; в) право на неприкосновенность жилища; г) право на жизнь. № 5. Лягушка - путешественница Выберите право, которым воспользовалась лягушка: а) право на свободное перемещение; б) право на неприкосновенность жилища; в) право на образование; г) право на труд. Кто помог лягушке воспользоваться своим правом? Как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право на свободу передвижения? Назовите правильный ответ: а) в пределах болота; б) в пределах страны; в) без ограничений. № 6. «Сивка-бурка» Назовите две сказки, в которых царь был против брака своей дочери? Какое право при этом нарушалось? Вспомните слова Елены Прекрасной из сказки «Сивка-бурка», подтверждающие ее желание выйти замуж за Иванушку? Молодцы, ребята. Отлично справились с заданием. А теперь мы отправляемся дальше. И следующая станция III. Сказочная правовая викторина Давайте проведем «Сказочную правовую викторину» и на примере героев известных вам сказок попробуем разъяснить статьи Конвенции о правах ребенка. Ситуация 1 Мачеха с утра до вечера заставляет Золушку работать. Бедной девочке запрещено участвовать в играх сестер. Какое право нарушено относительно Золушки? Ответ: Право ребенка на отдых и развлечения, право участвовать развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту. Ситуация 2 Во время писателя Марка Твена в Америке дружба детей из разных социальных слоев не одобрялась и даже считалась иногда нарушением общественной морали. Имеет ли право Том Сойер дружить с таким мальчиком, как Гекльберри Финн? Ответ: Да, ведь Конвенция о правах ребенка признает право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний. Ситуация 3 Маугли почти с рождения жил в животной среде. Можно считать, что он имеет равные права с обычным ребенком? Ответ: Да, Конвенция определяет, что ребенком считается каждое человеческое существо, не достигшее восемнадцати лет. Ситуация 4 Маугли не умеет говорить человеческим языком - только выдавать непонятные с точки зрения людей, звериные звуки. Имеют ли право люди, нашедшие Маугли в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным? Ответ: Ни в коем случае. Маугли может быть признан неполноценным ребенком, и в этом случае в соответствии с Конвенцией ему должны обеспечить достойные условия роста и воспитания. Кроме того, Конвенцией строго запрещено любое жестокое обращение с ребенком, которое унижает его достоинство и вредит физическому и психическому здоровью. Ситуация 5 Опекун Гарри Поттера перехватывает и читает письма, приходящие мальчику из школы волшебников Ходвадса. Какие права Гарри нарушены? Ответ: Право на частную жизнь, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции. Ситуация 6 Баба Яга похищает Ивасика Телесика и относит его за тридевять земель в тридесятом царстве. Какие права ребенка нарушила воровка? Ответ: Согласно Конвенции ребенок имеет право не расставаться с родителями вопреки его желанию (кроме случаев, определенных законодательством), кроме того, Конвенцией запрещается незаконное перемещение детей и невозврата их из-за границы. II. Станция «Право на защиту от разлучения с родителями» В каких случаях родителей могут лишить родительских прав? (Когда уклоняются от выполнения обязанностей по воспитанию детей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, являются хроническими алкоголиками). - Ребята, давайте вспомним сказки, где их герои разлучены насильно с родными. Дети. «Гуси-лебеди», «Маша и Медведь», «Снежная королева», «Двенадцать месяцев». Ребята, кто помог героям наших сказок вернуться домой? - Кто поможет вам, если случится беда? (Социальные службы, органы опеки и попечительства, государство). Никто не имеет права разлучить ребенка с родителями без серьезных на то оснований. Эти и другие права занесены в Конвенцию о правах ребенка. Часто с детьми обращаются несправедливо, порой жестоко. Поэтому, чтобы прекратить подобное, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство. Был составлен документ — «Конвенция о правах ребенка», где записаны основные права детей. III. Работа в группах. Разгадывание кроссворда «Что такое право? » По вертикали 1. Правовой акт, который принимается высшими органами государственной власти, является главным, ведущим. 2. Лицо, организация, государство, предоставляющие гарантии (поручительство, обеспечение). 3. Участник судебного процесса, в обязанности которого входит вынести решение о виновности или невиновности подсудимого. 4. Лицо, от имени государства поддерживающие законность в прокуратуре. 8. Юрист, призванный защищать граждан в судах, государственных и негосударственных учреждениях. По горизонтали 4. Система установленных государством общеобязательных правил поведения, норм, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения. 5. Основной и самый массовый орган судебной власти. 6. Охраняемые, обеспечиваемые государством, узаконенные возможности что-то делать, осуществлять. 7. Элементы системы, связанные в единое целое, имеющие сходство и различия. Ответы По вертикали: 1. Закон. 2. Гарант. 3. Заседатель. 4. Прокурор. 8. Адвокат. По горизонтали: 4. Право. 5. Суд. 6. Права. 7. Отрасль IV. Игра «Кто первый» Раздаю карточки, на которых перечислены права и обязанности и предлагаю воспитанникам соответственно разделить их в 2 столбика. Права На жизнь и охрану здоровья. На учебу. На игры, развлечения, отдых На пользование библиотеками. Посещение памятников культуры. На свободу объединений и мирных собраний. На защиту от работы, которая вредит здоровью и развитию. Обязанности Соблюдать правила дорожного движения. Беречь природу, памятники культуры. Прилежно учиться. Соблюдать правила личной гигиены. Придерживаться моральных норм поведения. Выполнять посильную работу по дому по поручению родителей. Придерживаться распорядка дня. Физкультминутка. Игра «Да или нет» Да - хлопаем, нет – топаем. - Каждый человек имеет свое имя. - Можно бить ребенка. - Нельзя посещать врачей. - Все дети равны между собой. - Нельзя ходить в школу. - Нельзя заставлять ребенка тяжело работать. - Нельзя обижать детей. - Надо жить в согласии и мире. - Надо уважать своих родителей. V. ИГРА. «Я ИМЕЮ ПРАВО!» Найдите все слова, которые «спрятались» в этом кроссворде. Слова могут быть изогнуты змейкой. ж и О б р о в а И З Н Ь А З З Н Н Д И У Ж Е А И Х И М В А Н Б Е Ы В Я С У И О Т Д И Д О Г Е Х У Т Д Л Ь С Т Ы О О У А Н О Ь Д Т Правильный ответ: Жизнь образование отдых досуг индивидуальность уважение имя заботу VI. Игра «Сказка ложь, да в ней намек. На экране высвечиваются вопросы. Ребята определяют, какую статью нарушил тот или иной герой сказки. 1. «Волк, ты нарушаешь закон, я свободный человек и мне, как и тебе, дорога моя жизнь, а прикасаться ко мне ты не имеешь права, без моего разрешения», - ответила Красная Шапочка. Какую статью декларации хотел нарушить волк? (ст. 3. Право на жизнь, свободу и неприкосновенность) 2. Карабас - Барабас наблюдал за Буратино, которого он сам подвесил на крючок. Он чувствовал себя хозяином, ведь все его куклы раболепно прислуживали ему. Однако вдруг Буратино заявил, что он нарушает Декларацию прав человека. О какой статье говорил Буратино? (ст. 4.Никто не должен содержаться в рабстве) 3. Доктор Айболит срочно спешил в Африку, чтобы спасти Танечку и Ванечку, которых злой разбойник Бармолей связал, и приковал цепями к пальме, желая съесть их к обеду в ближайшую среду. О какой статье декларации забыл Бармолей? (ст. 6. Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности) 4. Иван Царевич вытащил из яйца иглу и решил тотчас расправиться с Кощеем, но не успел. Кощей взмолился жалобным голосом: «Иван Царевич, пощади, не губи, я не такой плохой, как всем кажусь. Все преступления мои выдуманы, а у моих обвинителей, нет никаких доказательств. Я сам жертва поклёпов и наговоров». Иван Царевич задумался и отложил иглу в сундучок, вспомнив об одной статье Декларации прав человека. - О какой статье вспомнил Иван Царевич? (ст. 11 .Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем судебного разбирательства) 5. Очень понравилась царю тридесятого царства жена Ивана-дурака. Захотел он её себе в жёны заполучить и отправил своего воеводу с отрядом к Ивану-дураку. Под покровом ночи солдаты выкрали его жену, а Ивана-дурака сильно побили. Иван сразу догадался, кто на жену его позарился и в дом ворвался непрошеным. Утром Иван пришёл к царю и сказал: « Царь-государь, ночью вор лютый напал на мой дом и увёз жену-красавицу, нарушив права человека (то есть мои). А как нарушителю, будет ему кара страшная: и земная, и небесная. Суд людской его накажет и умертвит». Испугался царь и отдал Ивану его жену. - Какую статью декларации нарушил царь? (ст.12.Никто не может подвергаться вмешательству в его личную и семейную жизнь) 6. Незнайка решил осуществить свою давнюю мечту и попутешествовать по родной стране, а если получится, то побывать и в других странах. Но жители Солнечного города узнали об этом и посадили его под домашний арест (очень боялись, что он своим поведением опозорит их город или совершит непоправимую ошибку). Но Незнайка тоже был хитёр, выбрался из дома через печную трубу и на звёздочке, пролетающей в этот момент мимо, улетел на Луну. - Какое право человека нарушили жители Солнечного города? (ст. 13. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства в пределах каждого государства) 7. Кот Базилио и Лиса-Алиса решили отнять у Буратино все его денежки, для чего переоделись разбойниками и, привязав Буратино за ноги к дереву, всяческими угрозами пытались выбить из него деньги. - О каком праве человека забыли Кот и Лиса? (ст.17. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими) 8. Золушка работала в доме своей мачехи, не покладая рук. Ни днём, ни ночью не знала отдыха. А мачеха только и знала, что работы прибавляла. То горох с чечевицей смешает, то пшена в золу высыплет, а потом Золушку заставит всё до крупинки рассортировать. И ниогда никто из них не подумал, что она живой человек и ей необходим отдых. Что уже говорить о том, что за упорные труды необходимо и вознаграждение. - Какое право человека всё время нарушала мачеха? (ст.24.Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск) 9. Буратино очень хотел учиться и стать самым умным. Но в той стране, где он жил, образование мог получить только тот, у кого были деньги. А Папа Карло был беден, и чтобы отправить Буратино в школу, ему пришлось расстаться со своей любимой курткой и шарманкой, чтоб купить Буратино азбуку. (ст. 26. Каждый человек имеет право на образование). Молодцы, ребята! Хорошо справились со всеми заданиями. Сказочные герои искренне рады за вас. И помните о своих правах, не забывайте Декларацию прав человека. А мы отправляемся дальше. Прежде чем мы отправимся к следующей станции, я предлагаю вам вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста. VII. Сказки глазами юриста 1. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все кончается благополучно? ( «Красная шапочка») 2. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому – по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. ( «Сказка о попе и работнике его Балде») 3.Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. («Волк и семеро козлят») 4.В этой сказке речь идет о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает.(«Колобок») 5.Нзовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна – лягушка») 6.В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить ее на части, но сумевшая это сделать. В итоге – богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба») VIII. Лирическая минутка 1-й Закон пошел бродить по белу свету, У него особые приметы: Кодекс, Декларация и право, Конституция и разные уставы. 2-й Их знать должны студенты, Учителя и президенты. Все должны их исполнять, И прав друг друга не лишать. 3-й Сколько бы ни было в мире детишек. Черных и белых, девчонок, мальчишек Все их права и ценны, и равны. Взрослые! Вы уважать их должны. 4-й Богатство твоей страны – это ТЫ! Должен любой президент понимать: Лишь там превращаются в правду мечты, Где детям готовы всё лучшее дать. 5-й Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки. Каждый день рождаются девчонки и мальчишки Пользуются с первых дней правами своими – Ведь с пелёнок человек получает имя. 6-й Куда бы ты ни пришёл, Любой государственный дядя Дела иные отложит в стол Твоих интересов ради! IХ. Тестирование 1. Есть ли у тебя враги? а) Нет. б) Да. 2. Каково твое отношение к правилам дисциплины, правопорядка? а) Сознательное, с пониманием их общественной потребности. б) Не люблю, но подчиняюсь по принуждению. в) Не люблю, не хочу подчиняться. 3. Считаешь ли ты обучение своей основной обязанностью? а) Да. б) Это одна из обязанностей, но не основная. в) Нет. 4. Выполняешь ты свои обязанности в полной мере? а) Да. б) Стараюсь, но это нелегко. в) Нет. 5. Что тебе в этом мешает? а) Объем и сложность задач. б) Ничто. в) Желание заниматься своими интересными делами. 6. Осознаешь ли ты, как нужно учиться и вести себя? а) Да. б) Не совсем. в) Нет. 7. Видишь ли ты связь между ленью и правонарушениями? а) Да. б) Не знаю. в) Нет. 8. Умеешь ли ты управлять своими желаниями? а) Да. б) Стараюсь, но не всегда это получается. в) Нет. 9. Умеешь ли ты заставить себя поступать так, как надо, а не так, как хочется? а) Да. б) Это очень трудно, но я хочу научиться. в) Не умею и не хочу. 10. Пытаешься ли ты смотреть на себя со стороны, глазами других? а) Да. б) Иногда. в) Нет. 11. Всегда ли ты доволен результатом самооценки? а) Нет. б) Да. в) Не думал над этим. 12. Какое место в твоей жизни занимают законы? а) Руководствуюсь ними. б) Уважаю, но не всегда придерживаюсь. в) Не знаю и не выполняю. 13. Можно ли, по-твоему, стать порядочным человеком без особых усилий? а) Нет, надо уметь противостоять злу. б) Да, стоит только захотеть. в) Не задумывался над этим. 14. Как ты относишься к заслуженному наказанию? а) Благодарен, это для меня урок. б) Обижаюсь, не признаю. в) Стараюсь отомстить. X. Подведение итогов. С рождения вы имеете определенные права, которые гарантированы и защищены государством. Вы должны их знать и реализовывать ежедневно. Но помните: ваши права не должны нарушать права других. Ребята, сегодня вы замечательно потрудились. - Понравилась ли Вам наша игра? - Что нового Вы узнали во время нашего путешествия? - С какими международными документами о правах ребенка Вы познакомились? ХI. Рефлексия. Мы сегодня достаточно много говорили о правах детей. Я надеюсь, что каждый из вас, ознакомившись с Конвенцией о правах ребенка, понял, что каждый ребенок имеет, не только права, но и обязанности перед обществом. Помните «золотое правило морали»: никогда не делай того, что не пожелал бы себе. - Перед вами, ребята, два человечка. Один улыбается, другой – хмурится. Если вам понравилось наше путешествие, выберите фигурку улыбающегося человечка, а если нет – хмурого человечка. Спасибо большое всем за участие! Приложение 1 Памятка У меня есть права: • право на имя, отчество и фамилию; • право знать своих родителей, совместно с ними проживать; • право на заботу и воспитание; • право на общение со своими родителями, бабушками, дедушками, братьями и сестрами; • право на защиту и воспитание; • право на общение с обеими родителями; • право выражать свое мнение; • право на уважение человеческого достоинства; • право на защиту своих прав и законных интересов; • право на личное имущество, на получение содержания от своих родителей. и обязанности: • веди себя тихо в общественных местах! • не мусори в общественных местах! • делай вовремя прививки, чтобы не болеть! • не притворяйся больным, когда ты здоров! • не делай ложных вызовов врачей «скорой помощи»! • сначала подумай, потом сделай! • не обижай никого вокруг! • решай споры словами, а не кулаками! • не дразнись и не обзывайся! • не груби окружающим! • не играй дома в шумные игры, когда кто-то из близких отдыхает! • не балуйся с телефоном! | |
Просмотров: 1256 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|