Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа |
[ · Скриншот ] | 2020-06-01, 11:52 AM |
УРОК: русский язык Школа: КГУ «ШГ № 68» Тема урока: Группы слов с предметным и абстрактным значением. Слова, близкие или противоположные по значению. Дата: 20.02. 2020 г. Имя учителя: Филатова Л.Л. КЛАСС: 2 «В» Количество присутствующих: Количество отсутствующих: Цели обучения, которым посвящен урок: 2.1.5.1 строить монологическое высказывание на заданную и интересующую учащихся тему, раскрывая тему и основную мысль на основе опорных слов. 2.2.2.1 различать синонимы, антонимы, омонимы и понимать их роль в тексте. 2.3.8.1различать имена существительные, прилагательные, глаголы, предлоги; определять их роль в предложении. Развитие навыков: Составление монологического высказывания на заданную тему. Понимание роли лексических и синтаксических единиц в тексте. Соблюдение грамматических норм. Предпола- гаемый результат: Все учащиеся смогут: Повторить о тематических группах имен существительных. Большинство учащихся смогут: Прочитать текст и разделить его на части. Разыграть произведение по ролям. Совершенствовать своё красноречие. Определять значения слов. Некоторые учащиеся смогут: Написать правильно текст, заменяя повторяющие слова – синонимами. Языковая цель Основные термины и словосочетания: Группы слов с предметным значением, группы слов с абстрактным значением, существительное, слова с близким и противоположным значением, слово, пословица, вопрос, задание, упражнение. Материал прошедших уроков Лексическое значение слова, синонимы, антонимы, части речи, имя существительное, имя прилагательное,слова с абстрактным и конкретным значением. План Времен- ное плани- рование Планируемые мероприятия Ресурсы 1 мин. I.Создание положительного эмоционального настроя. Внимание, девочки! Внимание, мальчики! Приготовьте ручки, Разомните пальчики. Сегодня мы будем читать, Писать и рассуждать. Упражненья выполнять! Презентация РР 3 мин. 3мин. 3 мин. 13 мин. 1 мин. 2 мин. 11мин. 2мин. 1 мин. II. Минутка чистописания. Отгадайте загадку. Какую букву будем писать? Два столба наискосок Между ними поясок. Ты эту букву знаешь? А? Перед тобою буква… III. Словарная работа. Создание ситуации для открытия и постановки целей урока. С этой буквы будет начинаться и наше словарное слово: старательный, тщательный, соблюдающий порядок - аккуратный. Однокоренные слова: аккуратно, аккуратист, аккуратненько, аккуратность, аккуратненький. Подчеркнуть орфограмму, разобрать по составу. Подберите к слову аккуратный наиболее подходящие по смыслу синонимы: опрятный, чистоплотный. Вставьте в предложения наиболее подходящие по смыслу синонимы. Девочка достала из кармана __________сложенный, беленький платочек. Кошки - очень_____ животные. Школьную форму содержи в ______________виде. IV. Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. Какие слова называются синонимами? По каким признакам объединяют синонимы? В русском языке существуют разные по звучанию слова, которые служат для обозначения одних и тех же предметов (лошадь – конь, труд – работа – дело) признаков предмета (старый – дряхлый – ветхий – древний) и действий (строить – сооружать возводить – созидать) и т.п. Как называются такие слова? (Слова, которые по - разному называют одно и тоже называются синонимами). Количество синонимов в разных группах (рядах) неодинаково. Их может быть два (копать – рыть) и более (стеречь – охранять – караулить – сторожить). Синонимы – наши слова – друзья. Существование в языке синонимов даёт человеку возможность выбрать и употребить такое слово, которое наиболее точно и ясно выражает мысль… Далее учитель читает стихотворение и просит найти в нём синонимы: Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мёрзнет в жару. (И.Токмакова ) V. Работа по теме урока. Ученики работают в группах по 5 - 6 человек. Каждый ученик самостоятельно выбирает задание определённого уровня. После выполнения производится взаимопроверка по эталону. Карточка. Первый уровень. Заполните пустые клетки синонимами, состоящими из такого же количества букв. ж а р к и й - т ё м н ы й - п р о ч н ы й - м о р о з н ы й - н е б о л ь ш о й - м е д л е н н ы й - Карточка. Второй уровень. Расположи синонимы в порядке усиления признака: завод: огромный, большой, гигантский, громадный; птичка: маленькая, крошечная, малюсенькая; склон: крутой, отвесный, обрывистый; одежда: мокрая, влажная, сырая; Карточка. Третий уровень. Замени в предложениях и текстах повторяющиеся слова синонимами: Среди маленьких животных своими маленькими размерами отличается маленькая птичка колибри.(микроскопическими, крошечными) У тётушки была медленная походка, медленная речь и медленные жесты. (неспешные, неторопливые) Стояло жаркое лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Мы загорали под его жаркими лучами. VI Физминутка. На болоте две подружки- Две зелёные лягушки. Утром рано умывались, Полотенцем растирались. Ножками топали, Ручками хлопали, Вправо, влево наклонялись И обратно возвращались. Вот здоровья в чём секрет. Всем друзьям физкультпривет! Найдите в физминутке синонимы и антонимы. Можно ли назвать лягушку чистоплотным животным? VII. Наблюдение над антонимами. - Какие по величине слон и заяц? Запишите только имена прилагательные.(большой- маленький) - Какие по ширине ручей и река? (узкий - широкая) - Какие по вкусу груша и редька? (сладкая – горькая) - Какие уголь и мел по цвету? (чёрный – белый) - Сравните камень и пушинку по весу.(тяжёлый – лёгкая) - Тигра и зайца по смелости.( смелый – трусливый) Как можно назвать имена прилагательные, записанные в парах? (противоположные по смыслу) По каким признакам сравниваются предметы? Можно ли сравнивать предметы по разным признакам? В русском языке встречаются слова с противоположным значением: толстый – тонкий, зима – лето, враг – друг и т.п. такие слова называются антонимами. Антонимами могут быть и имена существительные и имена прилагательные, глагол…(молодость – старость, здоровый – больной, работать – отдыхать) VIII.Закрепление. Работа в группах. Карточка 1 уровень. Заполните пустые клетки антонимами. р а н н и й - ч и с т ы й - с м е л ы й - в е с ё л ы й - т р у д о л ю б и в ы й - Слова для справок: поздний, грязный, робкий, тёмный, ленивый, грустный, тихий; Карточка 2 уровень.Вставьте в пословицы подходящие по смыслу антонимы: __________ дело лучше __________ безделья. Лучшая вещь________ ,а лучший друг____________. ____________колос тянется к небу, а __полный к земле. _______________ - _______________ не разумеет. Слова для справок: маленькое - большого, сытый – голодного, длинные – короткий, новая – старый, пустой – полный; Карточка 3 уровень. Исправь ошибки в пословицах: Добрый мир лучше худой ссоры Робкому горох хлебать, а смелому и пустых щей не видать. Валит со здоровой головы на больную. Проверка по шаблону. IX Итог урока. Рефлексия. - Почему люди употребляют в речи синонимы и антонимы? X. Домашнее задание. Придумайте и запишите рассказ о своей семье, употребляя синонимы и антонимы. Презентация РР, рабочая тетрадь, Толковый словарь. Презентация РР Презентация РР Презентация РР Презентация РР | |
Просмотров: 694 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|