Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа |
2020-11-06, 5:51 PM | |
Дидактическая игра – как средство развития познавательной активности. Дидактическая игра-основной вид деятельности ребенка в младшего школьного возрасте. Играя, дети познают мир людей, развиваются. В современной педагогике существует огромное количество дидактически х игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребенка В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Реализация этих задач требует нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, направленным на развитие познавательной активности, познавательного интереса и способностей учащихся. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, дидактические игры. Дидактические игры предоставляют возможность развивать у учащихся произвольность таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры. Дидактические игры многие сформируют адекватные взаимоотношения в коллективе, помогают школьникам освоить социальные роли, н повышают познавательную активность и интерес учащихся к уроку. В игре ученики охотно преодолевают трудности, развивают умение анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учетом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворённости, успеха. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении. Игра является источником развития сознания ребёнка, произвольности его поведения, особой формой моделирования отношений между ребёнком и взрослым. Игровая среда создаёт обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность. Игровые действия ребёнка, сопровождающиеся высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулом его активности в познании. Выделяют четыре принципа игровой деятельности: 1. эмоциональной комфортности; 2. активности; 3. открытости; 4. индивидуализированности (дидактическая игра делает учебную деятельность субъективно – значимой, где каждый ребёнок находит свою «нишу», получает возможность максимально реализовать себя и продемонстрировать свой успех в деятельности) Дидактические игры направлены на: - формирование познавательной активности и интереса учащихся; - желание сформировать адекватные взаимоотношения в коллективе, помочь освоить социальные роли; -развитие умений преодолевать трудности, анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности. Основными условиями проведения дидактической игры являются: 1. методическая подготовка учителя по использованию дидактической игры в учебном процессе; 2. выразительность проведения игры; 3. включенность педагога в дидактическую игру. Он является и участником, и руководителем игры. 4. оптимальное сочетание занимательности и обучения, при этом наглядность, используемая в дидактической игре должна быть простой, красочной, ёмкой; 5. между учителями и детьми должна быть атмосфера доверия, сопереживания и взаимопонимания. Педагогам необходимо соблюдать ряд требований к проведению дидактической игры. - подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи; - доступно изложить сюжет, распределить роли; - поставить перед детьми познавательную задачу; - участвовать должны все дети; - характер дидактической игры зависит от этапа урока, на котором он проводится; - итоги игры должны быть всегда положительные: отмечаются не только достижения учащихся, но и над чем следует ещё поработать. По характеру познавательной деятельности выделяют: а)игры, направленные на формирование исполнительской позиции в деятельности; б)игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность; в)игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся; г)игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность; д)игры, включающие элементы поисковой деятельности. Важно продумать поэтапное распределение дидактической игры на уроке. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решать задачи усвоения, обобщения или повторении учебного материала. В конце урока игра должна носить поисковый и творческий характер. Таким образом, дидактическая игра – это игра только для детей. Для учителя – это эффективный способ обучения, воспитания и развития. Дидактическая игра помогает традиционное обучение приблизить к инновационному, развивающему. Дидактическая игра создаёт «зону ближайшего развития» для каждого ученика, совершенствует познавательные процессы детей (внимание, память, мышление, воображение и т. д.), формирует произвольность в поведении, адаптирует интеллектуально - пассивных детей в учебной деятельности, даёт ощущение свободы и раскованности слабым и неуверенным в себе детям. Не стоит забывать и релаксирующее значение игры. Она даёт возможность ученику передохнуть, снять чувство давящей напряжённости. | |
Просмотров: 364 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|