Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа |
[ · Скриншот ] | 2021-01-22, 9:58 AM |
Мастер- класса « Активные методы обучения – залог успешного обучения». Цель мастер-класса: научить применять активные методы обучения на разных этапах уроков, повысить профессиональную компетентность педагогов, По окончанию мастер-класса участники будут уметь использовать активные методы обучения на разных этапах урока Ход мероприятия: Психологический настрой. Разминка мультфильм (про стадо муравьев, омаров) Деление на группы: Я хочу подарить вам всем по ручке и по цвету ручки мы с вами разойдемся по группам. За первый стол сядут те, у которых ручка красного цвета, за второй стол сядут те, у которых сиреневые ручки, ну а за третий стол те, у кого ручки синего цвета. Модератор: Сегодня мне бы хотелось поделиться своими умениями в области использования активных методов обучения на различных этапах урока. На данном мастер-классе вы увидите, что Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Остановимся кратко на каждом этапе уроке и методах, целесообразных его проведению. 1 этап «Начало урока» Трудно переоценить значение этого этапа. С самого начала урока важно создать благоприятный эмоциональный настрой. Перечень упражнений Цель Метод «Поздоровайся локтями»: поздороваться как можно с большим числом членов группы, назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями Способствует созданию неформальной обстановки в начале урока и установлению контакта между учащимися. Поменяйтесь местами те, кто ... Учитель называет, какой либо признак и учащиеся меняются местами. Например: кто любит апельсины, кто одет в красное, кто играет на гитаре и т.д. Позволяет получить информацию друг о друге, формирует сплоченность, активное внимание. Комплимент. Формирует уважительное отношение к окружающим, развивает рефлексию. 2 этап «Вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока)» Существует несколько методов для успешного и комфортного вхождения детей в тему урока. Все они способствуют развитию логического и пространственного мышления, аналитических умений, служат развитию эмоциональной сферы: интереса, удивления. Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать различные методы, остановимся на некоторых из них. Метод «Фруктовый сад» - универсальный метод. Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков для обеспечения личностно-ориентированного подхода. Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе. Перед вами два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Перед вами лежат лимоны и яблоки. Уважаемые коллеги, я предлагаю на яблоках записать свои ожидания от мастер-класса, а опасения на лимонах. Четко определите, что вы ожидаете (хотели бы получить) от мастер-класса и чего опасаетесь. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений. - Зачитайте вслух свои ответы. Метод «Крылья и зубы». Участникам объясняется, что начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидание – что-то легкое, опасение – злое, коварное. Представить: ожидание – птички, опасение – крокодилы. В творческой обстановке выяснить ожидания и опасения группы. Метод «Цветик - семицветик». Учитель раздает заранее приготовленные лепестки и просит учащихся написать на лепестках то, что они хотят узнать на уроке. На доску приклеиваются лепестки с надписями, но надписи должны быть на обратной стороне. Метод «Дерево у автобусной остановки». Заранее схематично нарисовать на доске дерево; приготовить желтые и зеленые листочки с двухсторонним скотчем на обратной стороне. Пока «автобус» едет до магазина, каждый ученик получает два листочка: зеленый и желтый. На зеленом дети пишут, чего они ждут от урока, а на желтом – чего опасаются. Готовые листочки учащиеся сохраняют у себя до конца занятия. Когда нужно будет «возвращаться домой из магазина» (в конце урока), ребята наклеят свои листочки на дерево у «автобусной остановки»: зеленые – со сбывшимися ожиданиями или желтые – со сбывшимися опасениями. Если на дереве окажется больше зеленых листьев, то цели урока достигнуты. Если дерево «пожелтеет», значит, были допущены ошибки в проведении урока. Метод «Прогноз». Учитель предлагает ученикам сделать свой прогноз на конец урока, предположить, как они будут себя чувствовать, что они будут знать или не знать, что они будут уметь или не уметь делать. Для этого учащиеся выбирают варианты, данные в таблице, или дополняют таблицу своими вариантами. Далее учитель опрашивает детей, которые желают поделиться своими ожиданиями и опасениями. Метод «Магический круг». Учитель заранее формулирует задачи урока, ориентируясь на конкретные практические результаты урока. Каждая задача написана им заранее на листочке определенного цвета. Представляя каждую задачу, учитель комментирует ее, представляет как одно из ожиданий урока и располагает в левой части листа за рамками круга. Участникам предлагается за 3 мин. с учетом полученной информации выразить опасения, написать их на листочке того цвета, который соответствует определенному ожиданию. Разместить опасения необходимо справа за рамками круга. Лист с кругом с темой урока размещается посредине, а слева и справа от него - листочки разных цветов с ожиданиями и опасениями учащихся . Метод «Что у меня на сердце» Подготовка: ученикам раздаются вырезанные из бумаги сердечки. - Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое. Давайте определим с вами, когда и почему на уроке может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко. В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке. Упражнение "Лицензия на приобретение знаний" Выполняя это упражнение, участники группы могут сформулировать для себя, чему они хотели бы научиться и что побуждает их к этому. Они также имеют возможность осознать как желательные, так и нежелательные последствия своего обучения. Кроме того, они могут понять, какие знания им нужны, а для какого вида обучения время еще не пришло. Это упражнение поможет участникам подойти к обучению более осмысленно и ответственно, научиться учитывать и продуктивно использовать свое внутреннее сопротивление, которое неизбежно возникает при освоении нового. - Подумайте, пожалуйста, чему вам хочется научиться, а затем о том, к чему вы уже готовы, а к чему - нет. А теперь составьте себе "Лицензию на приобретение знаний". Вопросы для анализа: - Соответствует ли мое желание учиться моему возрасту? - Соответствует ли оно моим жизненным целям? - Соответствует ли оно моей текущей жизненной ситуации? Укажите также, что ограничивает возможности вашего обучения. Запишите, чему вы пока не разрешаете себе учиться. Дайте обоснование, снова ответив себе на три приведенных выше вопроса. И в заключение определите и отметьте, какая "инстанция" выдала вам эту лицензию. Быть может, ваш собственный внутренний голос привел вас к такому решению? Или это ожидания вашей семьи? Или что-либо другое? Существует несколько методов для успешного и комфортного вхождения детей в тему урока. Все они способствуют развитию логического и пространственного мышления, аналитических умений, служат развитию эмоциональной сферы: интереса, удивления. Метод «Ассоциаций» позволяет задействовать образное мышление, память: учащимся необходимо назвать ассоциации по слову, которое написано на карточке. Первый учащийся получает карточку от учителя и называет ассоциации, которые у него возникают с этим словом. Карточка передается по цепочке до тех пор, пока не вернется к учителю. У каждого ученика есть возможность в быстром темпе высказать свои мысли. Метод АМО «Мозаика». На доске помещается мозаика, необходимо сложить ее так, чтобы узнать тему урока Метод «Головоломка» способствует развитию умения выдвигать гипотезы Метод. Развитие умения критически оценивать факты, лежащие на поверхности, искать зацепки для решения поставленной задачи. Метод «Голоса» предлагает учащимся догадаться, чьи голоса звучат на записи, с целью определения темы урока. Метод «Иллюстрация»: модератор заранее скачивает фильм. После просмотра фильма и обсуждения в парах возможного варианта ответа, участники формулируют тему урока и цели. Ув. коллеги! Желаю творческих успехов и счастья, ибо только счастливый человек может обучить и воспитать счастливого человека. А в личном счастье каждого из нас немаловажную роль играет наш профессиональный успех. Поэтому, уважаемые коллеги, Давайте жить во всём Друг другу помогая Тем более что жизнь Короткая такая. ) Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Цель релаксации — снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, танцы. Сейчас я приведу пример самых любимых упражнений релаксации: 1.«Снежинки» Вы попали в волшебный зимний лес. Чудесный морозный день. Вам приятно, вы чувствуете себя хорошо, дышите легко и свободно. Вообразите, что вы легкие, нежные снежинки. Ваши ручки легкие-легкие – это тонкие лучики снежинки. Ваше тело тоже легкое-легкое, как будто оно снежное. Подул легкий ветерок, и снежинки полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше поднимаетесь над волшебным лесом. Ласковый ветерок нежно гладит маленькие, легкие снежинки…. (пауза – поглаживание детей). Вам хорошо, приятно. Но вот пришла пора возвращаться в эту комнату. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза, улыбнитесь ласковому ветерку и друг другу. 2.«Порхание бабочки» Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы – легкие бабочки с большими красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие – это крылья бабочки. И тело ваше тоже стало легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки…. (пауза – поглаживание детей). Вам хорошо, приятно. Но вот пришла пора возвращаться в эту комнату. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза, улыбнитесь ласковому ветерку и друг другу. 3 этап «Актуализация знаний. Изучение нового материала» «Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно – указать дорогу» Ричард Олдингтон Наша задача состоит не в том, чтобы дать определённый объём знаний, а обучить способам деятельности, которые обучаемые будут использовать, внося в их содержание свои личные смыслы. Получение и усвоение информации возможно различными способами. Но неоспоримо то, что структурированная, сжатая информация усваивается быстрее и наиболее полно. При работе с текстом можно предложить учащимся информацию, содержащуюся в нём отобразить, в том числе и в виде карты текста, названной В. В. Лебедевым РАДИАНТНЫМ АНАЛИЗОМ ТЕКСТА (по аналогии с термином Т. Бюзена «радиантное мышление») и «свёрнутым визуализированным конспектом текста» (Лебедев В. В. Как структурировать образовательную информацию) Обучаемые выделяют основную информацию из предложений, абзацев (информативные центры предложений) и оформляют её в виде карты. Способность выделить основную мысль позволяет сохранить в памяти большой объём информации. Использование при этом стратегии «Карусель» позволяет критично отнестись к своим мыслям и идеям других групп, аргументировано обосновать свою точку зрения. Метод «Карусель» Формируемые навыки: совместной работы; мышления, принятия решений. Сущность метода Представляет собой структурированное информационно-познавательное, интеллектуальное задание, аккумулирующее совокупность мыслей, выраженных в различных вариантах ответов учеников по конкретному вопросу. Ученики работают в небольших группах, размышляя, в поисках ответа на конкретно поставленный вопрос. Им предоставляется возможность для совместного оценивания идей других групп и использования их в качестве потенциальной основы для окончательного формирования своих собственных ответов на вопросы. Метод используется в сочетании с методами «Проводник идей» или «Коллекция стикеров», эффективных для сбора информации в условиях малых групп. Планировка класса и принцип взаимодействия учеников Необходимо чередование состава групп и их передвижение от доски - к доске в классе, либо, находясь на своих местах, передача учебных плакатов группе, сидящей за ними, по истечении времени, установленного для выполнения задания. Алгоритм реализации метода 1. Ученики распределены по небольшим группам. 2. Каждой группе выдается учебный плакат или лист бумаги формата А3, в верхнем поле которого написан вопрос по избранной теме (вопросы на плакатах не повторяются). 3. Ученики работают в группах, в рамках установленного регламента, для написания своих ответов, мыслей и идей по заданному им вопросу. 4. Каждой группе выдается ручка определенного цвета, отличного от цвета ручки, предназначенной для другой группы для того, чтобы, в дальнейшем, они смогли легко распознать свои ответы. 5. По истечении отведенного для работы времени ученики переходят к следующему плакату с другим вопросом. 6. Ученики знакомятся с ответами предыдущей группы и обсуждают, выражая согласие/несогласие с ними: если согласны – отмечают каким-либо символом; если не согласны – пишут объяснение, обоснование. 7. Далее, ученики записывают свои собственные мысли по данному вопросу. В случае, если их мысли и идеи согласованы с письменными ответами предыдущей группы, они могут соединить их стрелкой. 8. «Карусель» продолжается (если позволяет время) до тех пор, пока каждая группа не ознакомится со всеми плакатами и не ответит на каждый вопрос. 9. Полезным может быть общий опрос после выполнения этого задания. 10. Метод «Карусель» может служить эффективным инструментом оценивания. Активные методы подведения итогов: «Ромашка», «Мудрый совет», « Итоговый круг», игра «Вопрос – ответ». «Ромашка» - 1. Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. 2. Берет чистый лепесток. Пишет вопрос другой группе, вывешивает вопрос перевернув. С доски другая группа берет лист, читает и выполняет участник, дополняют другие. «Мудрый совет» - Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые: еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет анализируется группой-соседкой. «Итоговый круг» - Учитель дает минуту! Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу). На этапе подведения итогов нужно вернуться к «Фруктовому саду». Необходимо выяснить, оправдались ли детские надежды и опасения? Также на этапе рефлексии можно использовать приём синквейн. Как и у каждой методики у АМО есть свои плюсы и минусы. Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому - не могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке. Рефлексия Мастер - класса. Метод «Светофор». Материал: карточки красного, зеленого и желтого цвета, на каждого участника. Участники выбирают карточку того цвета, который, по их мнению соответствует их оценки семинара. Зеленый – позитивно, желтый – нейтрально, красный – негативно. Уважаемые коллеги! Запомните активные методы обучения – это, прежде всего успех. Успех ваших учеников - ваш успех. Определите со своими учениками понятие успеха. Помогите ученикам овладеть качествами успешного человека. Научите их планированию, самоанализу. Проводите уроки с использованием активных методов обучения. И, самое главное, никогда не сравнивайте успех ребёнка с чужим успехом. Каждый человек – уникален, поэтому успех каждого тоже уникален. В одной известной притче говорится: Учитель -ты будешь бессмертен, потому что продолжишь свою жизнь в своих учениках. Я желаю вам, чтобы использование активного метода обучения на ваших уроках всегда проходило на «УРА!» Успехов вам и вашим ученикам! Сегодняшний мастер-класс был подготовлен и проведён с использованием активного метода обучения на уроках в младших классах использование, которого является частью моего инновационного педагогического опыта. Спасибо! | |
Просмотров: 447 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|