Актюбинская область Кобдинский район село.Кобда улица Астана - 70 Кобдинская русская средняя школа. Супрун Татьяна Николаевна - учитель – логопед. Игровое занятие «Счастливый случай». Тема: «Осень» Цель: - проверить и обобщить знания об осени; - совершенствовать лексико-грамматические категории и связную речь на примере данной темы; - закрепить правильное произношение звука «Р» в слогах, словах, предложениях. Задачи: - активизировать словарь по теме «Осень»; - развитие мелкой и общей моторики; - развитие артикулляционно - мимических движений; - совершенствование умения сочетать движения и речь; - воспитывать умение выслушивать ответы товарища. Оборудование: слайды с изображением признаков осени, интерактивная доска, диск с записями музыки, дидактический материал (карточки, жетончики для оценивания этапов игры участников), аудио сопровождение (П.И. Чайковский «Времена года», «Осенняя пора»). Формы и методы проведения: комбинированная (индивидуальная, коллективная) Ход занятия Организационный момент: (психологический тренинг на активизацию познавательной деятельности участников игры). Логопед: Внимание! Внимание! Сегодня у нас занятие «Счастливый случай» по теме «Осень» (Звучит музыка). За каждые правильные ответы вы будете получать балл в виде листочка вырезанного из бумаги. Обще развивающие познавательные вопросы: - Скажите, когда наступает осень? - Какая бывает осень? (ранняя, поздняя). У ранней осени лёгкая поступь, весёлое лицо, она добрая, тёплая (Покажите эту осень движениями). - А теперь покажите, какое настроение у вас этой осенью? (Покажите мимикой своё настроение). - Поздняя осень грустная, печальная, Зимой гонимая (Покажите какое у вас настроение в дождливый, хмурый день?). - А теперь перед началом игры давайте вспомним и проговорим скороговорки, выученные на прошлых занятиях (Жили-были раки, раки-забияки, жили раки дружно, затевали драки; У принцессы, у Арины на кровати три перины) - Итак, мы начинаем! - Первый тур «Загадки осени»: Послушайте и отгадайте загадки, за правильный ответ вы получаете балл. 1. Летом вырастают, а осенью опадают? (листья). 2. пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает? (осенью). 3. Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает? (дождь). 4. Его весной и летом мы видим одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки? (дерево). 5. По небесам оравою бредут мешки дырявые, И бывает иногда: Из мешков течёт вода. Спрячемся получше От дырявой… (тучи). 6. Неизвестно, где живёт. Налетит – деревья гнёт. Засвистит – по речке дрожь. Озорник, а не уймёшь (ветер). 7. Если на деревьях листья пожелтели, Если в край холодный птицы улетели. Если небо хмурое, если дождик льётся, Это время года… (осенью) зовётся. - Молодцы, ребята отгадали все загадки! - А теперь давайте немного отдохнём и выполним артикуляционную гимнастику язычка: «Лошадка», «Болтушка». - Следующий тур «Ты – мне, я - тебе». В этом туре вы должны ответить на мои вопросы, за правильный ответ вам балл. - День, когда идёт дождь, – какой? (дождливый) - Летом небо светлое, а осенью? (тёмное) - Летом день длинный, а осенью? (короткий) - Летом тучи ходят высоко, а осенью? (низко) - Летом люди выращивают урожай, а осенью? (собирают) - Летом на улице жарко, а осенью? (холодно) - А теперь давайте отдохнём и в перерыве между турами выполним комплекс пальчиковой гимнастики (Мы капусту рубим, рубим). - Третий тур называется «Бывает ли так?». Задание тура: Определить, чего не бывает осенью, за каждый правильный ответ – балл. -Набухают почки, распускаются листья. - Люди собирают урожай овощей и фруктов. - Звенит капель, бегут ручьи. - Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья. - Дети купаются, загорают, носят летнюю одежду. - Птицы улетают в тёплые края. - Ярко светит солнце, поют птицы. -Молодцы, ребята! А теперь давайте отдохнём и поиграем в подвижную игру с элементами дыхательной гимнастики «Листопад». Логопед: Дует лёгкий осенний ветерок: «У-у-у-у-у-у» (тихо). Листочки едва шевелятся. Подул сильный ветер «У-у-у-у-у-у» (громко). Заблудились мы в лесу, закричали мы: «АУ!» (сначала громко, потом тихо). Осенние листочки на веточках сидят, осенние листочки с нами говорят: «А-О-У-И» (под музыку кружатся с листочками в руках). Налетел ветер, и листочки стали опадать. Листопад, листопад, листья жёлтые летят, (дети бросают листочки и приседают). Листопад, листопад, листья красные летят, (дети бросают листочки и приседают). - Вот мы и дошли до последнего тура, который называется «Творческий», здесь вы должны составить рассказ об осени по опорным картинкам (Дети составляют рассказ). 1.В лес пришла золотая осень. В лесу деревья жёлтые, красные. На земле много листьев. Птицы собираются в стаи и готовятся к отлёту в тёплые края. 2. Хлопотливые белки заготавливают припасы на зиму. 3. У поздней осени свои краски. 4. Я люблю осень. 5. Птицы собираются в стаи и готовятся к отлёту в тёплые края. - Подведение итогов и награждение участников. А теперь давайте посчитаем свои баллы и узнаем, кто же у нас победитель. (Всем детям вручаются призы). - Рефлексия. И в заключение занятия предлагаю вам отдохнуть под музыку. (Звучит «Осенняя пора» П.И. Чайковского). - Ребята, представьте, что мы с вами в осеннем лесу. Давайте вдохнём аромат леса. Вдох носом, пауза, на счёт «Раз», «Два», «Три» выдох ртом.
|