Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа |
[ Скачать с сервера (71.0 Kb) ] | 2011-05-03, 6:47 PM |
Тема: Наречие как часть речи. Цель урока: О - Дать общую характеристику наречия как части речи; показать отличие наречия от других частей речи, Р - расширение словарного запаса, повторить пройденные орфограммы, В- развивать активность и любовь к русскому языку. Оборудование: учебник, тетради, карточки с заданиями, презентация, карточки для оценивания, слова к сказке, короны с обозначением частей речи. Ход урока: Слайд 1. 1.Организационный момент. (1 мин.) 2.Введение в тему урока. (2 мин.) -Чтобы узнать тему урока, сыграем в игру «Спрятанные слова». «Спрятанные слова» Слайд 2- 9. -Заполните клетки и в выделенном столбце сверху вниз прочтите название части речи, о которой сегодня пойдёт речь. Подсказка: все слова начинаются на букву Н. 1.Навыворот (наизнанку). 2.Взглянуть в одну из сторон (направо). 3.Пересекая кому- либо путь (наперерез). 4.Когда сильно чего- то хочется (невтерпёж). 5.С целью, с намерением, с умыслом (нарочно). 6.Вдвоём, без посторонних (наедине). 7.Все животные, которых осталось очень мало, которые стали очень редкими или находятся на грани исчезновения, занесены в … (Красную книгу) Казахстана, потому что они могут исчезнуть … (навсегда). -О какой части речи пойдёт сегодня речь? (О наречии). Число и классная работа записано в тетрадях. -Запишем число и тему сегодняшнего урока: «Наречие». 3.Минутка чистописания. (6 мин.) Слайд 10. -А сейчас, как обычно в начале урока, у нас минутка чистописания. На доске даны слова, давайте прочитаем их. Дети читают слова. -Что нужно сделать с этими словами? -Для правильного написания этих слов воспользуемся алгоритмом. 1.Вопрос. 2.Часть речи. 3.Правило. -Сначала зададим вопрос. Определим часть речи. И вспомним, каким правилом нужно воспользоваться для правильного написания данного слова. -В процессе работы сгруппируйте слова по видам орфограмм. Обозначьте эти орфограммы. Найдите лишнее слово. -Вы называете слово, объясняя написание, и определяем слово в определённую группу. Фальш.., несёш.., вскач.., настеж.., доч.., замуж.., стучиш.., мощ.., играеш.., сплош.., лож.., вовлеч… -Проверяем, что у вас получилось. Слайд 11. 1.Фальшь, дочь, мощь, ложь (на конце сущ. 3-го скл. пишется Ь) 2.Несёшь, стучишь, играешь, вовлечь (на конце глаголов настоящего и будущего времени во 2- м лице единственного числа и в неопределённой форме глаголов после шипящих пишется Ь) 3.Вскачь, настежь, сплошь, замуж (на конце наречий после шипящих пишется Ь) -Лишнее слово «замуж» (искл.: уж, замуж, невтерпёж) -Проверили, правильно ли вы справились с заданием, если правильно, то взяли карточку за правильный ответ. -Какую букву мы будем писать на минутке чистописания? (Ь) -Найдите закономерность и напишите Ь. Ьь Ььь Ьььь Ььььь -А так же запишите слова из третьего столбика в строчку, через запятую. (Убрать слова с доски пока дети пишут.) Слайд 12. 4.Изучение нового материала. (8 мин.) Слайд 13. -А сейчас мы послушаем сказку, которая называется «Проделки наречий». К доске выходят 6 учеников: автор, прилагательное, существительное, числительное, глагол, наречие. В процессе сказки наречие с помощью волшебной палочки меняет слова. Грамматическая сказка. Проделки наречий. Автор: -Наречия легко образуются от других слов. И это неслучайно. Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова. Проще всего это, оказалось, сделать с некоторыми прилагательными. Прилагательное: -Я Прилагательное: «Хороший». А вы кто? Наречие: -А я Наречие и сейчас прилагательное я легко превращу тебя в наречие. Заменю в слове хороший окончание суффиксом –о- и получится замечательное наречие. Как? (Хорошо!) То же самое я сделаю с прилагательным высокий и получу наречие высоко. Автор: -Очень понравилось это наречиям. Попробовали они проделать тот же фокус с другими прилагательными, которые не хотят превращаться в наречия с помощью суффикса –о. Прилагательное: -Я Прилагательное новый и со мной такой фокус у тебя не получится. Наречие: -Почему же? Добавим приставку за- , а окончание заменим суффиксом –о- и получится наречие заново. Добавим приставку с- и суффикс –а- и получим наречие снова . Добавим приставку в- и получим наречие вновь. Автор: -Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось «побольше»: предлог превратился в приставку, окончание, в суффикс. Зато из одного существительного получается целая куча наречий. Существительное: -Я Существительное верх. Меня ты точно не превратишь в наречие. Наречие: -Конечно, превращу! Добавлю приставки и суффиксы и получатся наречия. Вверху, вверх, наверху, наверх, кверху, сверх, сверху, верхом. -Здорово! Изменю- ка я существительное даль. Добавлю приставки и суффиксы и получу наречия издалека, далеко, вдаль. Автор: -Добрались наречия и до числительных. Числительное: -Я Числительное двое. Сможешь ли ты превратить меня в наречие? Наречие: -Конечно. Прибавлю приставки и получу наречия вдвоём, надвое. Автор: -Не миновала эта участь и глаголов. Наречие: -А сейчас я примусь за глаголы. Вот глагол скакать. Добавлю приставку и уберу суффиксы и получу наречие вскачь. Добавим предлог и изменим суффиксы и получим наречие на скаку. -В глаголах догонять, и обнимать добавлю предлог или приставку и изменю суффиксы. Получились наречия и в обнимку, вдогонку. Автор: -Рады наречия. А ученики не очень. Уж чересчур похожи эти наречия на иена с предлогами. Поди, разберись, когда как писать- слитно или раздельно. А то ещё некоторые наречия любят писаться вообще по- особому- через чёрточку. Вот и приходится всё время быть настороже, чтобы не ошибиться. (Слова: обнимать, догонять, двое, скакать, даль, верх, новый, высокий, хороший. Вывешиваются на доске, в процессе сказки) -Какие наречия встретились в сказке? Слайд 14. -Попробуем изменить эти слова по лицам и числам. (схема) Н- р: Я учусь хорошо. Мы учимся хорошо. Ты учишься хорошо. Вы учитесь хорошо. Он учится хорошо. Она учится хорошо. Они учатся хорошо. -Скажите, изменилось ли наречие? (нет) -Попробуем изменить эти слова по падежам. -Можно ли изменить слово хорошо по падежам? (нет, оно отвечает на вопрос Как?, а у падежей нет таких вопросов) -Какой вывод мы можем сделать? -Они неизменяемы. -Давайте соберём всё, что мы узнали или знаем о наречии. На доске: 1.Наречие- неизменяемая часть речи. -Задайте вопросы к наречиям. (Как? вверху, вверх, наверху,… Где? высоко, далеко.. Откуда? Издалека.) На доске: 2.Отвечает на вопросы Как? Где? Откуда? Куда? Когда? -Наречие не изменяется, значит … (у него нет окончаний) На доске: 3.Наречие не изменяется, поэтому у него нет окончаний, есть суффиксы. Хорошо, вскоре, издалека. 4.Раньше нам встречались наречия в предложениях. Вспомните, чем могут являться наречия в предложении. 5.Что же обозначают наречия? Работа по учебнику. -Прочитаем правило на с. 189- 190. Слайд 15. 5.Закрепление пройденного. Упражнение. (9 мин.) Слайд 16. На интерактивной доске: Дождь вскоре прекратился. Дождь прекратился. Вчера был хоккей. Был хоккей. Вечером начались соревнования. Начались соревнования. -Ясно ли из предложения правого столбика, когда прекратился дождь? Кода был хоккей? Когда начались соревнования? -Нет. -А из левого? -Ясно. -А теперь выясним: с какой частью речи связаны по смыслу выделенные слова? Какие слова они поясняют? (на доске и в тетрадях) гл. х нар. Прекратился когда? вскоре -Какой вывод мы можем сделать о связи речи наречий с другими частями речи? -Наречия поясняют глаголы. -Дополним наши знания о наречии. Слайд 17. Работа по учебнику. Упражнение 637 с. 189. -Подбери к глаголам наречия. Запиши, выдели суффиксы наречий. -Устно читает каждая группа по цепочке. Писать (как?) аккуратно, красиво, быстро, умело, прилежно, ровно, грамотно. Читать (как?) выразительно, правильно, чётко, медленно. Рисовать (как?) обрывисто, размашисто, мелко, крупно. -А сейчас с каждой группы по одному ученику записывают на доске. Упражнение 638 с. 190. Индивидуальная работа. -Пока мы выполняем упражнение, некоторые ученики будут выполнять индивидуальные задания. Работа по карточкам. -Возьмите зелёные карточки. Прочитайте задание вслух. -К наречиям подберите синонимы. -Что такое синонимы? (Слова близкие по значению, но разные по написанию) -Если вы затрудняетесь найти синоним нужно воспользоваться словарём синонимов. (показать словарь) Работу выполняют по одному сильному ученику с каждой группы. 1 карточка. Мелко- (неглубоко), Внезапно- (неожиданно), Тихо- (неслышно), Близко- (недалеко). 2 карточка. Тяжело- (нелегко), Срочно- (немедленно), Свободно- (непринуждённо), Спокойно- (невозмутимо). Проверка. За правильные ответы возьмите карточки оценивания. Слайд 18. -Прочитайте задание в упражнении 638. -Допишите пословицы. Подчеркните наречия. -Прочитайте первую пословицу. (Кончил дело, гуляй смело.) -В каком случае так говорят, поясните. -Найдите наречие. Так же разбираются следующие пословицы. (устно) Одна голова (хорошо), а две- лучше. Журавль летит (высоко), видит (далеко). -Запишите понравившуюся пословицу. Подчеркните наречие. Как подчёркиваем наречие? (_ . _ . _ ._) 6.Физминутка. (1 мин.) -Я называю слова, если это наречие хлопаем в ладоши, если другая часть речи приседаем. Ярко, быстро, воркуют, рано, даль, игриво, сгоняет, настежь, прекраснее, аккуратно. 7.Расширение словарного запаса детей. Закрепление. (12 мин.) Работа в группах. -А сейчас мы будем работать в группах. Возьмите синие карточки. -Мы с вами говорим, что наречия делают речь более точной, выразительной. Попробуем заменить фразеологические сочетания наречиями. Задание это достаточно сложное: нужно вначале понять смысл устойчивого словосочетания, а потом подобрать подходящее наречие. 1- группа. Черепашьим шагом (медленно), Кот наплакал (мало), Как по маслу (хорошо), Рукой подать (близко). 2- группа. Конца- края не видно (далеко), Шутки в сторону (всерьёз), Между делом (попутно), Курам на смех (нелепо). 3- группа. Кошки скребут на душе (тревожно), Чуть свет (рано), Яблоку негде упасть (тесно), В одно мгновение (быстро). 4- группа. Шаг за шагом (постепенно), Как попало (плохо), В поте лица (усердно), Исчезнуть в два счёта (мгновенно). -Проверяем, что у вас получилось. Возьмите карточки оценивания за правильные ответы. Слайд 19- 1 группа. Слайд 20- 2 группа. Слайд 21- 3 группа. Слайд 22- 4 группа. -Скажите, где можно найти описание фразеологических оборотов? (в словаре) Показать словарь. -Составьте предложения с фразеологическими оборотами (устно). -Запишите понравившееся предложение, подчеркните наречие. (на доске) Н- р: Он работал в поте лица. -Разгадайте ребус. -На речь ИЕ (Наречие) 8.Итог урока. (2 мин.) Слайд 23. -Сегодня в течение всего урока мы исследовали наречие, старались понять его особенности. Как же мы теперь охарактеризуем эту часть речи? -Что нового узнали на уроке? -Что интересное узнали на уроке? 9.Выставление оценок за активность на уроке (по карточкам ответов)(1 мин.) 10. Домашнее задание: (1 мин.) выучить правило с. 190, выполнить упражнение с. 642, с. 191. -Прочитайте задание. -Выпишите наречие вместе с глаголами, которые они поясняют. Н-р: Открыли Как? настежь. -Укажите стрелочками главное и зависимое слово, задайте вопрос. -В первом предложении выполнить синтаксический разбор. 11.Песенка про наречие. (2 мин.) -Для позитивного завершения нашего урока давайте споём песенку о наречии. Песенка про наречие. Иногда бывает вам желательно Действие или признак пояснить Это значит: нужно обязательно Вам меня на помощь пригласить. П-в: Наречие- старое слово, Наречие- от слова «глаголить», Наречие- неизменяемое слово, Наречия- нужно запомнить. Знали вы или не знали, | |
Просмотров: 12213 | Загрузок: 1611 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|