Кругом вода Познавательная игра Цель: Расширить знания учащихся об особенностях и значении воды в жиз¬ни человека, заложить в детские души основы экологических знаний, кото¬рые с возрастом перерастут в твердые убеждения. Пособия: Кассета с записью: « Шум прибоя», карта мира, фломастеры, бума¬га с изображением капли, чистый лист бумаги, клей, компоненты круговоро¬та воды в природе, карточки с заданиями, карточки с текстом по ролям, кроссворд. Ход игры. Прослушивание записи «Шум прибоя». Эмоциональный настрой. Беседа о воздействии плеска воды, крика чаек на настроение, спокойствие и умиротво¬рение после прослушивания звуков природы. Ученик. Спросил на днях малыш сосед У струйки, льющейся из крана: — Откуда ты? Вода в ответ: — Издалека, из океана! — Потом малыш гулял в лесу. Росою искрилась поляна. — Откуда ты? — спросил росу. — Поверь, и я из океана! — Ты, газировка, что шипишь? — И из бурлящего стакана донесся шепот: — Знай, малыш, и я пришла из океана! На поле лег туман седой. Малыш спросил и у тумана: — Откуда ты? Ты кто такой? — И я, дружок, из океана! Удивительно, не так ли? В супе, в чае, в каждой капле, В звонкой льдинке, и в слезинке, И в дождинке, и в росинке — Нам откликнется всегда океанская вода! Взгляните на карту мира Больше всего на ней голубого цвета. А голубым на карте изображают воду, без которой не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем. Вода — одно из самых важных для человека веществ. Его организм, кровь, мозг, ткани тела больше чем наполовину состоят из воды. А в некоторых рас¬тениях ее еще больше. При недостатке воды жизнедеятельность организма нарушается. Растения при отсутствии воды увядают и могут погибнуть. Животные, если их лишить воды, быстро погибают: например, упитанная собака может прожить без пищи до 100 дней, а без воды — менее 10. Потеря воды опаснее для организма, чем голодание: без пищи человек может прожить больше месяца, без воды — всего лишь несколько дней, так как в воде растворяются важные для жизнедеятельности организма вещества. Вода — в океанах и морях, реках и озерах, под землей и в почве. Вода побе¬ждает засуху, оживляет пустыни, повышает урожай полей и садов. Но вода не только всех поит, она еще и кормит. Ее воды богаты разнообразными организ¬мами, которых и Человек использует в пищу. Вода — добрый друг и помощник человека. Она — удобная дорога: по мо¬рям, рекам и океанам корабли везут грузы и пассажиров. Она послушно враща¬ет турбины на электростанциях. И моет всех тоже вода. Умываются люди, «умываются» машины, «принимают душ» города и дороги... Вода минеральных источников оказывает лечебное действие. Многие из ис¬точников горячие. И люди используют это тепло. На Камчатке, где таких ис¬точников очень много, выращивают овощи в теплицах в любое время года. Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу для книг и тетрадей, ни ткань для одежды, ни резину, ни ме¬талл, ни пластмассу, ни лекарства, ни конфеты — ничего не сделаешь без во¬ды! Вот она какая, наша вода! Конкурс 1 Художественный — Внимание! Сейчас вам понадобится проявить фантазию и умение. По¬скольку роль воды очень велика, то вы попытаетесь это доказать сами. Каждо¬му участнику раздадут листки бумаги, где изображен контур капли воды, а вы за пять минут попробуете ее так преобразить (дорисовать), чтобы она превра¬тилась в объект (животное, растение либо во что-то из неживой природы), который содержит воду. Участникам предлагают бумагу с контуром капли, фломастеры. Завершив работы, участники представляют зрителям свои варианты. У уча¬стников команд конкурса при повторении объектов баллы не засчитываются. Побеждает та команда, которая наберет большее количество баллов по пред¬ложенным вариантам. Подведение итогов. Конкурс 2. Загадочный Мы часто слышим пословицы и поговорки: Пар костей не ломит. Весенний лед толст, да прост, осенний тонок, да цепок. Без росы трава не вырастет. Весенний дождь растит, осенний гноит. О чем в них идет речь? Конечно же, о воде. На высоких горах, в Арктике, Антарктиде вода находится в виде снега и льда. Это твердое состояние воды. Лед можно видеть у нас на реках и озерах, когда они замерзают зимой. Много воды в атмосфере: это облака, туман, пар, дождь, снег. На поверхности суши находятся реки и моря, и это далеко не вся вода, имеющаяся на земле. В глубине грунта существуют подземные реки и озера. И вы не удивляетесь тому, что и твердый лед, и легкий, как газ, пар тоже вода. Таково ее свойство: она бывает жидкой, твердой и газообразной. Об этих свойствах воды человек знает уже давно, и у нашего народа существует много интересных загадок по этому поводу. Давайте мы с вами попробуем их разга¬дать. Загадки попеременно загадываются командам, даются три попытки. Если от¬гадка не найдена, то право разгадки уходит к другой команде. Примерные загадки: 1. Течет, течет — не вытечет. Бежит, бежит — не выбежит. (Река) 2. Белая скатерть все поле покрыла. (Снег) 1. Кругом вода, а с питьем — беда. (Море) 2. Не драгоценный камень, а светится. (Лед) 1. Крупно, дробно зачастил, всю землю напоил. (Дождь) 2. Ног нет — а идет, глаз нет — а плачет. (Туча.) 1. Во дворе горой, в избе водой. (Снег) 2. Чего в гору не выкатить, в решете не унести и в руках не удержать? (Вода) 1. Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зеленая. (Озеро) 2.Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя. (Болото) 1. Алена-царевна по городу ходила, ключи обронила. Месяц видел, солнце взяло. (Роса) 2. Зимой скрываюсь, весной появляюсь, летом веселюсь, осенью спать ложусь. (Река) 1. Белый Тихон с неба спихан, где пробегает — ковром устилает. (Снег) 2. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали, а пошли искать их днем, ищем, ищем — не найдем. (Роса) 1. Белые барашки на синем лугу... А кто их пасет, понять не могу. (Облака) 2. Не конь, а бежит. Не лес, а шумит. (Река) Конкурс 3. Вода-путешественница. У меня, ребята, возник вопрос: вода в реке течет круглый год и никогда не кончается. Откуда берется вода в реках? В моря впадает множество рек. Поче¬му же моря не переполняются и не заливают сушу? Общее количество воды на земле не меняется. В природе происходит про¬цесс испарения воды с поверхности всех водоемов земли. В течение года с по-верхности морей и океанов, рек и озер испаряется огромное количество воды. Столько же возвращается на поверхность земли в виде снега и дождя. Такой водообмен повторяется уже много миллионов лет. Поэтому я предлагаю вам повторить этот круговорот воды. Сделать это нам возможно лишь на бумаге. Сейчас вам выдадут чистый лист бумаги, клей и вырезанные из бумаги раз¬личные фигурки. Эти фигурки изображают основные части круговорота воды. Вам за пять минут необходимо расположить компоненты круговорота в пра¬вильном порядке и при помощи клея закрепить их, чтобы показать нам. Будьте внимательны. От вас зависит, будет ли все на нашей планете в порядке, или произойдет потоп. Конкурс 4. Всезнайки. Есть у воды одно очень важное свойство: она может легко растворять в себе многие вещества. В природе вода растворяет различные соли, находящиеся в земных слоях, и многие другие твердые тела и даже газы. Благодаря этому свойству она связывает между собой многие организмы и обеспечивает их су¬ществование. Человек использует способность воды растворять различные ве¬щества. Сейчас мы проверим, как вы сможете использовать это свойство, оказавшись в непредвиденной ситуации. Командам-участникам предлагаются карточки с заданиями, которые они об¬суждают в течение трех — пяти минут коллективно и дают свой ответ. Жюри оценивает правильность. Задание команде 1. Во время туристического похода вся соль случайно рассыпалась и переме¬шалась с песком. Какой выход существует из такой ситуации? 1) Рассыпанную соль надо собрать вместе с песком в посуду, залить водой и размешать. 2) Соль хорошо растворяется в воде. Песок осядет на дно. 3)Процедить раствор через тряпочку (чистый носовой платок, марлю, бинт), чтобы избавиться от плавающего мусора и песка. 4)Потом раствор довести до кипения и выпарить. Когда вся вода испарится, на дне посуды останется соль. Задание команде 2. Имеется смесь из соли, песка и опилок. Как с помощью воды отделить друг от друга вещества, входящие в эту смесь? 1) Смесь высыпать в посуду с водой. 2) Опилки будут находиться на поверхности воды, и их легко собрать. 3) После этого размешать смесь до полного растворения соли в воде. 4) Затем раствор отфильтровать. В фильтре останется песок. 5) Воду выпарить на огне. На дне посуды останется соль. Дополнительные вопросы. — С этими заданиями вы, ребята, справились хорошо. Поэтому предлагаю вам еще несколько занятных вопросов. 1. Для чего в крышке чайника делают маленькое отверстие? Это отверстие сделано для выхода пара. Известно, что вода, превращаясь в пар, увеличивается в объеме более чем в 1500 раз. Если в крышке чайника такого отверстия не бу¬дет, то, когда вода закипит, пар будет приподнимать крышку и она начнет под-скакивать и греметь.) 2. Почему летом на растениях ночью и рано утром появляется роса? Ночью становится прохладнее и воздух охлаждается. Пар, содержащийся в воздухе, превращается в воду и оседает у поверхности земли. На траве, листьях кустар¬ников появляются капли воды. Это и есть роса. 1. В какую погоду лучше всего сохнет мокрое белье, развешанное на верев¬ках? В сырую и ненастную погоду воздух сильно насыщен влагой. Процесс испарения влаги с поверхности влажного белья будет происходить очень мед¬ленно. Сырое белье лучше всего сохнет в теплую, солнечную и ветреную погоду 2. Поздней осенью стоит холодная и ветреная погода. Пока вода еще не за¬мерзла, где водоплавающим птицам находиться теплее: на воде или земле? Воздух охлаждается быстрее воды. Поэтому в холодную осеннюю погоду гу¬сям и уткам теплее на воде. 1. Что общего и в чем разница между облаками и туманом? И облака, и ту¬ман состоят из мельчайших капелек воды. Разница между ними заключается в том, что облака образуются высоко над землей, а туман над поверхностью зем¬ли.) 2. Почему вода в родниках всегда очень чистая? Когда грунтовые воды про¬сачиваются через слои почвы, они проходят и через слой песка, как через фильтр. Вода при этом очищается от разных примесей. Происходит фильтрация воды. Подведение итогов. Конкурс 5. Театральный. Раздаются карточки с общим текстом сценки и текстом по ролям для дейст¬вующих лиц. Им требуется прочитать текст, распределить роли и обыграть их (разрешено текст читать по карточке). Оценивается артистичность и эмоциональность. Сценка для команды 1. Сказка о «нефтяной» рыбке (по мотивам сказки А.С. Пушкина «О золотой рыбке»). ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА Автор. Старик. Рыбка. Автор стоит в стороне, а старик разыгрывает действия. Автор. Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил ста¬рик в море невод. Пришел невод... Старик (удивляясь и перечисляя вслух содержимое «улова», находящегося в неводе). ...с тиной морскою, с ...ржавыми банками, битыми бутылками, рваны¬ми пластиковыми пакетами и прочим мусором. Автор (грозно). Он второй раз забросил невод. Пришел невод... Старик (печально). ...с рваным башмаком и изношенной, «лысой» шиной. Автор (с надеждой). В третий раз забросил он невод. Пришел невод... Старик (радостно). ...с одной рыбкой. Да не с простою, а с золотою! Автор. Заговорила рыбка человеческим голосом, взмолилась. Рыбка (жалобно). Не отпускай меня, старче, в море. Лучше кинь меня в ак¬вариум с чистою водою — отслужу тебе за это любую службу. Не хочу сде¬латься рыбкой «нефтяною», а хочу остаться рыбкой золотою! Сценка для команды 2. «У острова Буяна» (по мотивам «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина ). ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Автор. Князь Гведон. Дядька Черномор. Автор. Князь Гвидон сидел у моря. Князь Гвидон (сопаткой). Море вдруг всколыхалося вокруг, Расплескалось в шумном беге И оставило на бреге Черномора-богатыря, Нефтью жирною горя. Стража в мире нет надежней, И храбрее, и прилежней. Дядька Черномор (тяжело дыша, Гвидопу). Славный город твой храню И дозором обхожу. Но нынче много средь морей Развелося кораблей — Кругом мусор на просторе, (Отчаянно.) Превратили в свалку море! Гибнут рыбы, крабы, птицы... Завтра все может случиться: Голод, мало кислороду, Поскорей спасайте воду! Итак, мы не просто проиграли с вами сценки, а затронули самый важный во¬прос о чистоте наших водоемов. Чистой воды на земле становится все меньше и меньше. Недостаток ее уже сейчас ощущается во многих странах. Однако это не потому, что запасы воды истощаются. Над водой нависла угроза загрязнения. Заводы и фабрики, электростанции потребляют большее количество воды и одновременно загрязняют ее различными продуктами отходов. Со сточными водами предприятий в реки и озера попадают различные ядовитые вещества. Сами люди часто выбрасывают в реки разный мусор и хлам, не задумываясь о последствиях. В воде гибнет жизнь. Рыба, раки, растения — все живое погиба¬ет в такой воде. Загнивающие воды отравляют воздух, становятся источниками тяжелых заболеваний. Часто люди оставляют включенными краны с водопроводной водой, и из них вытекает большое количество чистой воды. Воду надо беречь! Разобрать си-туацию. Ученик увидел в туалете открытый кран. Он сказал об этом учителю. Правильно поступил ученик? Это надо понять и запомнить каждому. Беречь воду — значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы. Многое делается для защиты воды в нашей стране, но проблема охраны ее по-прежнему остра. Поэтому я предлагаю провести следующий, заключитель¬ный конкурс. Конкурс 6. Спаси и сохрани! Задание в течение пяти минут разработать и записать свои правила о том, что нужно и чего нельзя делать для сохранения чистой воды. Одна группа записывает, что надо делать, а другая, чего нельзя. Разгадывание кроссворда. Ключевое слово: БЕРЕГИТЕ ВОДУ Кроссворд 1 Б Е Р Е Г А 2 Р Е К А 3 М О Р Е 4 Л Ё Д 5 С Н Е Г 6 С Н Е Ж И Н К А 7 В О Д О П А Д 8 Б О Л О Т О 9 Д О Ж Д Ь 10 С О С У Л Ь К А 1. Два брата в воду глядятся Век не сойдутся, (берега) 2. Не конь, а бежит Не лес, а шумит, (река) 3. Кругом вода, А с питьем беда, (море) 4. Прозрачен, как стекло, А не вставишь в окно, (лед) 5. Он пушистый, серебристый, Но рукой его не тронь, Станет капелькою чистой, Как поймаешь на ладонь, (снег) 6. Что за звездочки сквозные На пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, А возьмешь - вода в руке, (снежинка) 7. Бежит, ревет, и падает вниз, (водопад) 8. Не вода и не суша -На лодке не уплывешь И ногами не пройдешь, (болото) 9. Меня часто зовут, дожидаются А приду - от меня укрываются, (дождь) 10. У нас под крышей Белый гвоздь, висит Солнце взойдет - гвоздь упадет, (сосулька) В заключение мне хочется произнести слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно опи¬сать. Тобой наслаждаются, не ведая, что ты необходима для жизни: ты — сама жизнь...» Именно в воде много миллионов лет назад возникли первые живые сущест¬ва, она является колыбелью всего живого. Подведение итогов заключительного конкурса и итогов
|