Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа |
[ Скачать с сервера (155.4 Kb) ] | 2011-06-23, 9:28 PM |
Тема: Понятие о местоимении. Личные местоимения. Цели урока: Дидактические: - наблюдение за ролью местоимений в предложении, тексте, за особенностями употребления личных местоимений; - развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности; - формирование элементарных лингвистических компетенций. Развивающие: - развитие полноты состава действий обучающихся по постановке, решению и оценке результатов решения учебной задачи; - развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий. Воспитательные: - воспитание навыка самостоятельности; - формирование чувства языка; - воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой. Тип урока: урок усвоения новых знаний. Ход урока 1. Психологический настрой. Прозвенел и смолк звонок Начинаем наш урок. Мы за парты дружно сели, Друг на друга посмотрели. Посмотрели на гостей И за знаниями скорей! 2. ОСУ Словарная работа На доске словарные слова с пропущенными буквами (флипчарт №1) огромный магазин аллея голубой волшебный лагерь иней наурыз Астана -Учащиеся записывают словарные слова, вставляют пропущенную букву, графически обозначают орфограмму. Проверку выполняет учащийся у доски. - Почему нужно запомнить написание этих слов? (это словарные слова, их нельзя проверить) -Составьте устно предложения со словом Астана разные по цели высказывания. - Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Его вы составите самостоятельно, соединив первые буквы имен существительных в данной группе словарных слов. - Какое получилось слово? (открывается флипчарт №2 со словом малина). Запишите его с комментированием. - Подумайте над лексическим значением этого слова. Малина – это сладкая ягода. - Давайте назовем грамматические признаки слова малина. (им. сущ., неодуш., ж.р., ед.ч.) 3.Постановка и решение проблемной ситуации - Составим предложение со словом малина. Что такое малина? (Малина – это ягода). Давайте запишем это предложение (1 ученик у доски). - Где растет малина? (Малина растет в саду). Запишем это предложение (1 у доски) - Что готовят из малины? (Из малины варят варенье и компот). Запишем (1 у доски) - Прочитайте получившийся текст. - Какой имеется в тексте недостаток и как его исправить (неоправданный повтор слова малина, необходимо его заменить другими словами) - - Давайте его отредактируем. (один ученик у доски, все остальные – в тетради: 1 предложение остается без изменений, во втором предложении слово малина заменяем на слово она, в третьем предложении заменяем словом неё) – Флипчарт №3 - - Место какой части речи заняли в предложении новые слова? (место имени существительного) На центральную доску прикрепляются карточки: - - Как вы думаете, как можно было бы назвать новую часть речи? 4.Сообщение темы и постановка целей урока - Итак, тема нашего урока – Понятие о местоимении. - Какие бы вы поставили перед собой цели? (Наблюдать за ролью местоимений в предложении, развивать речевую деятельность, формировать навык употребления местоимений.) 5.Открытие нового. - Переходим к реализации первой цели. Для этого мы поработаем с упр. 592 на стр. 184 вашего учебника. - Проверяем упр.592. Какие слова вы вставили в 1 предложение? (она). Слово она называет предмет или только на него указывает? (указывает) и т.д. и т.п. - Давайте обобщим наши сведения о местоимении на данном этапе урока. Местоимение – это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него. - Прочитайте вывод в учебнике на стр. 183. Это определение надо выучить к следующему уроку. - Попробуем найти общие признаки у имени существительного и местоимений. - На какой вопрос отвечает слово метель? А местоимение, его заменившее? - Значит 1 сходство: местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное, но это относится только к личным местоимениям (на доске прикрепляется слово ЛИЧНЫЕ и табличка ?МЕСТ = ?СУЩ) - Проблемная ситуация. - Послушайте диалог. Уч-ся (разыгрывают сценку). - Алло! Привет! Это я. Ты хорошо меня слышишь? - Да, хорошо. - Мне нужна Вика. Скажи, пожалуйста, она дома? - Нет, её нет. - А Вова? Он дома? Фронтальная беседа. - Юля, начиная разговор, как называет себя? (Я) - Это первое лицо, которое участвует в диалоге (ставит табличку "я- 1- е лицо"). Юля, а как бы ты назвала себя и Мансура одним словом? (Мы). ("1-е лицо").Местоимение мы означает как бы "Я и ещё кто-то, какой-то собеседник". - Как Юля обращается ко второму участнику диалога? (Ты). На Мансура указывает местоимение ты. Это второе лицо (табличка "ты- 2-е лицо). - Юля, а как бы ты обратилась к Мансуру, Вове, Вике, о которых ты спрашивала? К ребятам класса. (Вы - "2 -е лицо"). - А как вы обратитесь ко мне? (Тоже Вы). Так обращаются вежливо ко взрослому человеку. Значит, местоимение Вы может указывать и на одно лицо. Кстати, в поздравлениях, записках местоимение Вы пишется с большой буквы. - Юля и Мансур говорят о ком-то ещё, кто не участвует в диалоге, то есть о третьих лицах: Вика - она, Вова - он ("3-е лицо"). - Ребята, а как бы вы назвали Юлю и Мансура одним словом-местоимением? (Они) ("3-е лицо") - А каким словом назвать окно? (Оно) ("3-е лицо"). - Местоимения он, она, оно, они указывают ещё и на неодушевлённые предметы. Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными. - Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? (они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица и в 3 л. ед.ч. могут иметь род)- флипчарт №4 таблица личные местоимения - - Физминутка. - Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение. Цветы. - Если я сорву цветок, - Если ты сорвёшь цветок, - Если он, и я, и ты - - Если мы сорвём цветы, - То окажутся пусты - И деревья, и кусты. - И не будет красоты, - и не будет доброты, - Если только я и ты - - Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин) 6.Применение новых знаний на практике Самостоятельная работа. "Вставь местоимение" (у уч-ся индивидуальные карточки, 1,2 варианты). - Записаны предложения с пропущенными личными местоимениями, которые легко восстанавливаются по форме глагола. 1 вариант. … нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают? 2 вариант. Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку. Самопроверка. - 1 уч-ся читает вслух и работает у доски, мы слушаем и исправляем простым карандашом ошибки, если таковые есть. Ставим отметки себе сами карандашом. – флипчарты № 5-6 - Поднимите руку, у кого работа выполнена без ошибок? Передайте карточки вперёд учителю на проверку. 7.Контроль На доске картинки с изображением предметов живой и неживой природы. – флипчарт №7 - 1 ряд подбирает имена существительные, которые можно заменить местоимением он, 2 ряд – местоимением она, 3 ряд – местоимением оно (по 1 человеку от каждого ряда работают у доски). 8. Рефлексия. - Что нового узнали сегодня на уроке? - Что мы узнали о личных местоимениях? - Что мы узнали о личных местоимениях 3 лица? -Как вы считаете, что сегодня на уроке нам удалось, а над чем ещё надо поработать? Флипчарт №8 9. Оценки. Домашнее задание. Для всего класса: 1)Выучить определение на странице 183. 2)стр.185 упр.596 Дополнительно для сильных учащихся: 3) стр.185 упр.594 Флипчарт №9 | |
Просмотров: 9286 | Загрузок: 772 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|