Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа |
[ Скачать с сервера (39.5 Kb) ] | 2011-08-22, 3:04 PM |
«Акын живой природы Максим Зверев». школа-гимназия №17 г.Астаны Хайдарова Гульчехра Тагайкильдиевна учитель начальных классов В этом году 29 ноября талантливому писателю-натуралисту Максиму Дмитриевичу Звереву (29.11.1896 - 23.01.1996) исполнится 115 лет. Его творчество было тесно связано с природой Казахстана. «Наш родной дом – это природа. Рассказать людям о природе, учить их любить природу, призывать к ее охране и рациональному использованию – это для меня дело всей жизни». Максим Зверев был не только писателем, но и ученым. Более четверти века жизни он посвятил науке: открывал станции юных натуралистов, заведовал научной частью Алматинского зоопарка, позже – Алматинского заповедника. Ему приходилось бороться с бездумными разрушителями природы, которых называл «людьми с камнем вместо сердца». Писатель Виталий Бианки утверждал: «Максим Дмитриевич редкостный наблюдатель, видел то, чего не увидели до него тысячи ученых, понимал то, что никто не понял и не объяснил». А писатель Николай Сладков считал, что Максим Зверев всё видел сам. «Вот тем и хороши рассказы Максима Зверева, что читаются они легко, с интересом и в то же время располагают читателя к полному доверию, ибо достоверны в научном отношении, - отмечал Михаил Пришвин. - И трудно сказать, для кого больше написаны правдивые и занимательные книги Максима Зверева - для детей или взрослых. И те и другие читают их с удовольствием». Максим Зверев всегда жил в единении с природой, а затем он не ушел из жизни, просто растворился в природе, оставив нам память о себе и свои светлые и мудрые книги, свыше 160 художественных изданий и более 100 научных трудов. Урок литературы во 2-м классе «Хлопот полон рот у природы» (по произведению М.Зверева) Цели: 1)познакомить детей с творчеством М.Зверева, пополнить знания о нём, вызвать интерес к его творчеству; 2) дать понятие «олицетворение», развивать навык правильного выразительного чтения, учить литературному анализу; 3)развивать мышление, память, восприятие, речь; 4) воспитывать любовь к природе. Оборудование: портрет и книги писателя, картинки с изображениями животных, учебник «Литературное чтение» Алматыкітап 2009г. Тип урока: изучение нового материала. Ход урока. I.Организационный момент. - Приветствие. Улыбнитесь друг другу. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Подарите каждому По кусочку солнышка, Пусть добром наполнятся Души их до донышка. И тогда увидите Вы картины светлые, Облака небесные, Легкие, несмелые. II.Постановка цели урока. -Отгадайте загадку: Пришла без красок и без кисти И разукрасила все листья. Прошла по лугам, по лесам, по полям, Припасы она заготовила нам, Упрятала их в погреба, в закрома, Сказала: «За мною нагрянет зима». Что это? (Осень). - Скажите, какие признаки осени вам известны? -Расшифруйте слово, сложив первые буквы в названиях осенних месяцев? (сон) Между летом и зимой Всё впадает в сон: Засыхает вся трава, Опадает клён. Дуб морозом опалён, Спать барсуки идут. Люди этот самый сон Осенью зовут. Да, сентябрь, октябрь, ноябрь – Наступает сон: В первых буквах этих слов зашифрован он. Георгий Граубин -Во все времена поэты и писатели восхваляли красоту осенней природы. Писатель Максим Зверев в своем произведении «Хлопот полон рот у природы» изобразил осень в лесу, но сделал это совершенно по-особенному. III.Изучение нового материала. 1.Слово учителя о биографии писателя: Родился М.Д.Зверев в сибирском городе Барнауле в 1896 году. Первые литературные пробы были сделаны в 6-летнем возрасте: детские впечатления от охоты с отцом, прогулок по лесу с друзьями Максим оформил в виде коротких сочинений-рассказов. Герои его рассказов самые разные звери и птицы: гордый хищник – снежный барс и обыкновенный бойкий воробьишка из стаи. Писатель рассказывал не просто с интересом, а с любовью, симпатией, восхищаясь энергией и стойкостью, которыми природа наделила все живущее на земле. Охрана природы, животного мира с детских лет стала делом всей жизни писателя-натуралиста. -Прочитайте название произведения. Как вы понимаете это название? 2.Учитель читает текст. 3.Вопросы в ходе анализа: - Понравилось вам произведения? Чем? - О каком периоде осени говорит М.Зверев? - Что в этом произведении необычно? Реалистичная или сказочная картина нарисована писателем? (Картина реалистичная, а образы сказочные.) - Каков жанр этого произведения? (Рассказ, хотя мы видим, что время года - осень представлена в образе живого существа) 4.Работа над литературным понятием. -В литературе такой прием называется олицетворением. Прочтите определение в учебнике. - Какой вы представляете Осень? Опишите её. - Какие действия совершает Осень, как живое существо? (Осень идет по лесу и покрикивает на лесных жителей, следит за их подготовкой к зиме.) 5.Творческая работа: Напишите письмо-благодарность Осени за её заботу. IV.Итог урока: -Какое произведение читали? Кто его автор? -В чем проявилось мастерство писателя? -Тонко знать и любить природу, животный мир дано не каждому, в какой-то мере это «божий дар» плюс жизненные обстоятельства и определенные усилия. Все это есть у Максима Дмитриевича Зверева. -Какой литературный прием использовал писатель в своем произведении? -Что такое олицетворение? -Для чего М.Зверев написал это произведение? (Он хотел показать, как трудно животным в лесу в предзимье, как много у них хлопот, вызвать сочувствие к братьям нашим меньшим, научить быть внимательнее к природе.) Рыбе нужна вода, птицам нужен воздух, животным – лес, степи, горы, а человеку нужна природа. Давайте беречь и охранять природу. Не забывайте слова М.М.Пришвина: "Охранять природу – значит охранять родину…" Ты, дружок, Смотри не подкачай. Правдивым быть И добрым обещай! Не обижать ни птах, ни сверчков, Не покупай для бабочки сачка. Люби цветы, леса Простор полей – Все, что зовется Родиной твоей. (И. Мазин). V.Домашнее задание. Выразительное чтение и пересказ текста «Хлопот полон рот у природы». | |
Просмотров: 10244 | Загрузок: 1251 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|