Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа |
[ Скачать с сервера (58.0 Kb) ] | 2011-11-24, 8:00 PM |
Интегрированный урок литературы и трудового обучения 4 класс Тема: С. Сейфуллин «Домбра». Изготовление музыкальных инструментов. Цели: 1. Знакомство и работа над выразительным чтением и идейным содержанием стихотворения. 2. Способствовать развитию критического мышления через анализ произведения; чтение и анализ стихотворения. 3. Закрепление навыков работы с пластилином 4. Расширение знаний учащихся о музыкальных инструментах. Тип урока: интегрированный. Оборудование: учебник, портрет писателя, рисунки к произведению, выставка рисунков учащихся, выставка книг, звуко – запись, компьютер, экран, слайды, музыкальные инструменты, запись пословиц, инструменты и материалы для урока трудового обучения. Методы; репродуктивный, иллюстративный, наглядно – образный, исследовательский, проблемный. Формы: фронтальная, групповая, тестовая. Приёмы: словесная беседа, сопоставление, сравнение, создание проблемной ситуации, отслеживание результата. Ход урока. I. Организационный момент. Приветствие: каз. яз. русс. яз. Психологическая установка: Сядьте удобно, улыбнитесь друг другу, хороший настрой принесёт вам успех в уроке. Нам сегодня предстоит поработать как никогда лучше, у нас сегодня гости и урок наш не обычный – интегрированный, т.е. урок литературного чтения и трудового обучения т.к. темы уроков тесно связаны и цели у нас одни. II. Объявление темы и цели урока. - Ребята, прочтите, что написано: Искусством и трудом жив человек. - Как вы понимаете смысл написанного? Вывод: Это объединяющая тема двух уроков. Действительно, через слово, художественные образы, мы учимся видеть прекрасное, понимать окружающий нас мир и полученные познания, применять в процессе труда. III. Проверка домашнего задания: Из домашнего задания мы проверяем выразительное чтение стихотворения “Я стану человеком” С.Торайгыров. (чтение под тихую музыку)(2 чел.) Учащиеся выразительно читают стихотворение С. Торайгырова «Я стану человеком». - Какие чувства волнуют героя стихотворения? Дома готовили задание по вариантам сочинение – рассуждение. 1 в- что значит для тебя»стать человеком» 2 –в – какими качествами по твоему должен обладать «настоящий человек? Послушаем ответы. Чтение. Вывод: прославление знаний, необходимых для служения родному народу, родине. Любовь к родной стране. 4. Подготовка к чтению художественного произведения. 1. Рассказ учителя о жизни и творчестве С. Сейфуллина. А сегодня, мы познакомимся с произведением Сакена Сейфуллина стихотворение «Домбра». Перед вами портрет писателя. С. Сейфуллин писатель, поэт, живая легенда казахского народа , человек, испытавший трудные и жестокие времена войны и бед. Но в памяти народа он навсегда останется твёрдым и уверенным в себе человеком. Продолжают рассказывать биографию писателя, учащиеся, которым заранее было дано дополнительное задание. Итог (учитель): поэт в своих стихах рассказывает о родном крае, о природе, людях, словом о том, чего так зачастую не хватает вам , малышам в человеческом понимании мира. 5. Беседа с учащимися о музыкальных инструментах. - Ребята, а какие муз.инструменты вы знаете? Домбра, флейта, житиген, кобыз, асатаяк и др.) …Если бы вам насыпали в ладони протянутых рук жемчуг он бы непременно заиграл, освещённый солнечными лучами, словно радуга. И в этих красках, нет скорее тонах и полутонах вы бы услышали неповторимую музыку: то задумчивую и печальную, берущую за душу, то шелестящую, как чешуя кобры, вселяющую страх, то звенящую и тревожную, словно предвестие рока, то радостную и ликующую как удаль смелого джигита на состязании. Именно с таким жемчугом и хочется сравнить необычную коллекцию музыкальных инструментов. Вы знаете, что поэзия в жизни казахского народа неразрывно связана с музыкой. Обратите внимание как выглядят муз инструменты и из чего они изготовлены.(слайды) 6. А сейчас послушайте легенду о домбре. (рассказывапет ученик). В давние времена на Алтае жили два брата- великана. У младшего брата была домбра, очень он любил на ней играть. Как заиграет так обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Вот однажды захотел он прославиться, а для этого решил построить мост через бурную и холодную реку.. Стал камни собирать, мост строить. А младший брат всё играет, да играет. Так день прошёл, другой, третий. Не спешит младший брат на помощь к старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы ударил ею о скалу . Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток. Прошло много лет, нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях. 7. Первичное осмысление, чтение учителем. Старинная домбра ничем не примечательная с виду, эта бесценная реликвия, как магнит, неприменно притянет вас. А когда вы остановитесь возле неё и дотронетесь до струны, произойдёт чудо. Вдруг запоёт струна, и словно раздвинутся стены комнаты, и зазвенит голос удивительно красивый и нежный. Это голос кудесницы – домбры, запевший в руках виртуозных исполнителей. Послушайте музыку и стихотворение «Домбра С Сейфуллина и постарайтесь представить услышанное (звучит стих – домбра) а) - Ваши впечатления. - Какие картины вы представили? О каком муз.инстр. идёт речь? Приходилось ли вам слышать как звучит домбра? - Что вы представили себе, слушая музыку? - Какие чувства вы испытали? б) Повторное чтение. Прочитать про себя, пользуясь памяткой 8.Работаем над лексическим значением незнакомых, слов над содержанием стихотворения. а) Называем непонятные слова и записываем в тетрадь. Бренчал – Никла – Томясь – Порыв – Исповедь – Подобрать синонимы к словам: Гневалась – Испускала – Рыдала – б) Чтение учащимися, пользуясь памяткой (вслух по 2 строфы – 5 чел.) - Каким представили героя произведения? - Прочитать строки, в которых объясняется, почему домбра так близка и дорога? - Опишите внутреннее убранство юры и находящихся в ней людей. - Что чувствовали люди, слушая музыку? О чём вели разговор? (зачитать). - Какова тема, стихотворения? (родины, традиций каз. народа) Учитель: Домбра и по сей день остаётся для казахов самым любимым национальным инструментом. Через игру на домбре лирический герой передаёт свои чувства и переживания, всё богатство своей души. - Как играет сначала наш герой? (бренчит) небрежно перебирает струны, но посмотрите, что происходит потом? (Он увлекается и вдохновляется музыкой). Затем в какой – то момент, домбра начинает жить сама по себе, а исполнитель становится просто средством, орудием, помогающим извлечь глубинную суть муз. инструмента. - Каким вы представляете себе героя произведения? - Какие изобразительные средства языка здесь использованы? С чем сравнивается домбра и извлекаемые из неё звуки? (сравнивается с танцем, мёдом, шёлк, с душой человека, т.е. с самим человеком , как человек стонет, смеётся, сравнение домбры с душой самого героя, а значит с самим героем) Корригирующее упражнение для глаз. - Какую картинку к этому стихотворению вы бы нарисовали? Обратите внимание на выставку картин, которые нарисовали ребята. - Что здесь изображено? - Выборочное чтение (соотнесите с текстом) - А какова идея произведения? Музыка объединяет людей, находившихся в юрте, стёрла все возрастные, социальные, психологические различия. Чтобы показать, какое место занимает домбра, какова её роль. -- какие ассоциации вызвало слово домбра при чтении этого стихотворения: (на интерактивной доске дети пишут) составление кластера СОЛНЦЕ, ЗВЁЗДЫ, ЮРТА, НЕБО, ПЕСНЯ, СТЕПЬ, СВЕТ, МИР, КОНИ, ПОЛЫНЬ, ЗЕМНОЙ ШАР, ДОМБРА, мир, печаль, стон, радость, страсть, танец Вывод: Т.е. всё то, что является неотъемлемым атрибутом жизни кочевника. Песня составляет ещё одну отличительную черту бытия казахов. Таким образом, юрта и звуки музыки неотделимы друг от друга, что также подчёркнуто в стихотворении. - Чем является домбра и звуки её ? Какие чувства она вызывает? …..В тебе вся моя душа, Порыв молодых страстей, Ты – исповедь нежных чувств. Ты – буря в груди моей !.... Рефлексия. - Чему учит это стихотворение? (любить музыку, свой народ, традиции своего народа, т.е свою страну с её степными просторами, запахами полыни, звуками домбры – а это всё искусство слова, которое помогает с любовью смотреть на мир). Вывод: Значит, чтобы овладеть искусством, надо этому учиться, много знать, читать. Вы сегодня старались показать своё мастерство в выразительном чтении стихотворения, в мастерстве слова, а теперь покажите своё мастерство и искусство в изготовлении музыкального инструмента. I. Беседа. 1. Проверка восприятия. - Из чего изготавливают музыкальные инструменты? (Каз. Муз инструменты готовят из древесины ели, арчи, сосны, карагача и.т.д. Эти материалы способствуют хорошему звучанию инструментов.) - Какие материалы понадобятся вам для работы? (пластилин, нитки) - В какой последовательности будете выполнять работу? Из целого куска пластилина, вытягивая, или из 2 кусков, соединяя гриф домбры. Определитесь. 2. Повторить правила (какие правила техники безопасности при работе с пластилином должны соблюдать) 3. Задание: пользуясь инструкционной картой вылепите музыкальный инструмент. - А сейчас прослушайте последовательность изготовления Материалы: Пластилин Нитки ТБ Острые инструменты, используемые при работе хранить в специально отведённом месте. Во время работы не бери в рот кусочки пластилина. соблюдай личную гигиену и содержи в порядке рабочее место. Последовательность изготовления: Приготовь пластилин, разомни его, чтобы он стал мягким. Используй целый кусочек пластилина или два кусочка, по желанию Вылепи форму музыкального инструмента – домбры – грушевидной формы Натянуть струны (нити). -Выполнение работы. Руководители групп следят за выполнением техники безопасности и соблюдением порядка на рабочем месте. Звучит казахская музыка, которая поможет в фантазиях учащихся почувствовать национальный колорит. Самостоятельная работа учащихся по лепке музыкального инструмента. - Выполнение работы. - Окончание работы. - В какой последовательности выполняли работу? (из целого или кусочков) IV. Итог урока. Представить свои работы, что вы учитывали выполняя музыкальный инструмент? Выставка – представление работ ( учащиеся представляют свою работу по два представителя с каждой группы): Что вы старались показать своей работой? (что вылепил и старался изготовить так, чтобы было похоже на оригинал. - С каким произведением познакомились на уроке? Кто его автор? - О каких музыкальных инструментах узнали? Вывод. Этим уроком мы завершили тему, которой расширили представление о музыкальных инструментах. И точкой нашего урока могут быть слова: «Искусством и трудом жив человек». Кто и как проявил себя в искусстве художественного слова и мастерстве – комментирование оценок. Домашнее задание с. 226 выразительное чтение стихотворения. Подготовить сообщение о музыкальных инструменте. (по желанию). Урок окончен. Спасибо. Составила: Янкова Т.М. Учитель начальных классов ШКНВ №17 г. Петропавловск СКО | |
Просмотров: 2671 | Загрузок: 773 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|