Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа |
[ Скачать с сервера (25.0 Kb) ] | 2011-11-28, 9:09 AM |
Тема: Урок-путешествие "Имение Местоимения" Цели: • Формирование умений правильного употребления и написания местоимений 1-го, 2-го,3-го лица с предлогами, формирование умения заменять имена существительные местоимениями, развивать их осознанное употребление. • Способствовать развитию зрительной памяти и творческих способностей учащихся. • Воспитание аккуратности, трудолюбия, стремления узнать больше, вызвать интерес к учебе, к активной работе. Ход урока: 1. Организационный момент. Психологический настрой. И вновь урок мы начинаем, К вершинам знаний держим путь. Все знанья сами открываем, Поэтому активным будь! Красиво встали. Улыбнулись друг другу, подарите мне свои улыбки. Поделились со всеми хорошим настроением. Спасибо. Садитесь. 2. Побуждение к действию. Урок наш будет необычный. Мы отправимся в замечательное имение, которое занимает третье место после существительного и глагола. Нас ожидают трудности и серьезные испытания. Но я надеюсь, что нам - все под силу и сегодняшнее наше общение принесет вам новые знания, а значит, и новые радости. Отправляясь в путь, проверим наш багаж знаний. 3. Актуализация опорных знаний. Я и мы, ты и вы, Он, она, оно, они – Все слова отличные, Важные и личные, Это без сомнения, Все …. (местоимения) Мы отправимся в имение Местоимения. Туда приглашают только тех, кто хорошо знаком с этой частью речи. А вы, уверены в своих знаниях? (Да) Тогда внимание – первое испытание На доске: Я, он, в, на, ты, нас, мне, мни, мы, а, мнём, под, тебя, нос, тот, эта, но. - Прочитайте, пожалуйста, слова. Что-нибудь заметили? (Здесь слова разных частей речи. Есть союзы а, но и предлоги в, на под; существительное – нос; глаголы мни и мнём, остальные слова – местоимения.) Назовите местоимения. (Я, он, ты, нас, мне, мы, тебя, тот, эта) - Очень хорошо! Вы нашли местоимения. Им не удалось вас перехитрить. (Дети называют местоимения, я записываю их на доске, дети – в тетради: я, он, ты, нас, мне, мы, тебя, тот, эта) Что такое местоимение? (Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их количества.) Назовите местоимение, которое говорит о себе? (я) Какое местоимение употребляем, говоря не только о себе, но и о других, включая себя в их число? (Мы) Какое местоимение употребляем, обращаясь к другому лицу? К нескольким лицам? (Ты, вы) Какие местоимения употребляем вместо существительного, сообщая о чем-либо или о ком-либо? (он, она, оно, они) Я ты он она оно Мы вы они Что объединяет местоимения 1ой строки? (Эти местоимения употреблены в единственном числе) Что объединяет местоимения 2ой строки? (Эти местоимения употреблены во множественном числе) 4. Минутка чистописания. Я тетрадь свою открою и наклонно положу Я друзья от вас не скрою ручку правильно возьму Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь А) Массаж рук: - Похлопайте в ладоши вначале тихо, тихо, затем громче, громче, а потом снова тише, тише. - Постучите в кулачки - Разомкните каждый пальчик - Погрейте свои ладошки Б). Письмо в тетрадях Давайте пропишем в тетрадке первое местоимение. Какое первое? (Я) На первой строчке прописываем: Яяя яяя яяя На второй строчке пропишите местоимения: я, он, ты, нас, мне, мы, тебя, тот, эта 5. Словарно – орфографическая работа 1. Вставьте пропущенные буквы. Что объединяет эти слова? (Словарные, существительные мужского рода) 2. В некоторых словах спрятались местоимения. Найдите эти местоимения 3. Фонетический разбор слова «язык» 6. Тема урока. - Вот мы и в имении. Нас впустили местоимения, которые приготовили для нас задания. Справитесь? - Попробуем. Местоимения мы записали, в имение попали. Что такое местоимение, вы рассказали. А вместо какой части речи употребляется местоимение? (Местоимение указывает на признаки предметов. То есть местоимения указывают на существительные и прилагательные) - Молодцы! Запишем предложения: У дома растут красивые цветы. Они цветут всё лето. Докажите, что местоимение указывает на предмет и на признак (Мы указали на цветы – на предмет. Такие же цветы мы посадили у сестры. Мы указали на признак. Такие же красивые, как у дома.) - Хорошо. А вы помните, мы говорили, что местоимения употребляются вместо имени … (существительного)? И ещё вместо имени … (прилагательного. Ведь местоимения указывают на признаки предметов) Постарайтесь это запомнить. С этим заданием вы тоже справились. Теперь следующее. Слушайте внимательно. Я называю местоимения, а вы вспомните всё, что о них знаете: Я, ты, он, она , оно, они, мы, вы, они. (Это личные местоимения. Они указывают на лицо). - Сколько лиц у местоимений вы знаете? (Три. Первое лицо – это сам говорящий. Второе лицо – это собеседник. Третье лицо – это человек, не участвующий в речи.) - Назовите местоимения первого лица. (Я, мы) - Второго лица. (Ты, вы) - Что вы можете сказать о местоимении вы? (Оно используется для выражения вежливости. Когда мы обращаемся к кому-либо одному, то Вы пишем с большой буквы). - Молодцы! Осталось называть местоимения третьего лица. (Он, она, оно, они) - А что вы ещё знаете про личные местоимения? (Они изменяются по числам. Например, я – в единственном числе, а мы – во множественном числе. Ещё изменяются по родам. Он – мужского рода, она – женского рода, оно – среднего рода. А во множественном числе местоимения по родам не изменяются.) - Умники. Перед вами следующее задание: Прочитайте стихотворение. Назовите местоимения. Определите лицо у местоимения, которое находится на первой строке стихотворения. Определите падеж у местоимения, которое находится на третьей строке Ты по стране идёшь, и нет такой преграды, Чтобы тебя остановить могла. Перед тобой смолкают водопады, И отступает ледяная мгла. (М. Исаковский) А теперь определите падеж местоимений. Выполните задание по образцу. Я (кто?) – И.п. Мне………., мной………., обо мне………., мы………., нами………., нас………., нам………., о тебе………., ты………., тобой………., тебе………. 7. Физкультминутка. Поэтическая пауза. Руки подняли, пальцы соединили – крыша дома. Руки опустили, на груди скрестили – много тепла дому. Глаза вверх – мир дому. Глаза вниз – покой дому. Глаза вправо – добро дому. Глаза влево – любовь дому. Глаза прямо – свет дому. 8. Новая тема А сейчас – сюрприз! Местоимения приготовили для вас загадки, которые вы очень любите отгадывать. В тетради вы запишете только местоимения, которые спрятались в ответе. Загадка первая: из какого местоимения, если к нему прибавить сто, можно испечь пирог? (Тесто). /Дети записывают в тетрадях те/ Вторая загадка: за какое местоимение можно спрятать букву Ц , чтобы получилось животное из породы грызунов? (За местоимение я. Заяц.) /Записывают я/ Третья загадка: Какие два местоимения мешают движению на дорогах? (ЯМЫ) - Следующая загадка: к какому местоимению нужно прибавить слог ло, чтобы получить неодушевлённый предмет? (Местоимение мы, мыло) /Записывают мы/ - А теперь самая сложная загадка. В этом слове три слога, каждый – личное местоимение. Подсказка – второй слог мы. (Вымыты). - А теперь посмотрите на эти местоимения. Что заметили? (Местоимение те – это не личное местоимение, а указательное) - Верно. Я хочу вам предложить стихотворение Фета. Прочитайте его и выпишите указательные местоимения. / На доске: Это утро, радость эта, Эта мощь и дня, и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод, Эти ивы и берёзы, …/ /Записывают это, эта, этот, эти/ - Хотя основное занятие всех местоимений – указывать на предметы и признаки предметов, а в старших классах вы ещё узнаете, на что указывают местоимения, только одна группа местоимений называется указательной. Вы можете ещё назвать какие-нибудь указательные местоимения? (Те, тот, такой, там, тут). - Молодцы. 9. Физкультминутка. - Закройте глазки. Положите голову на парту. Вспомните всё хорошее, что с вами было. Отдохните, наберитесь сил. 10. Самостоятельная работа. - Прежде, чем вы будете выполнять следующее задание, вспомните, пожалуйста, как пишутся местоимения с предлогами? ( Предлог с местоимением пишется отдельно.) Чем различаются одни и те же местоимения без предлогов и с предлогами? (после предлогов у местоимений 3 лица пишется буква н) - Слушайте задание. Каждый из вас получит карточку. Внимательно прочитайте её и выполните задания в тетрадях. Эти задания приготовили для вас те же местоимения. Желаю вам удачи. /Раздаю карточки трёх уровней сложности, учитывая индивидуальные особенности учеников/ 1. Спишите. Поставьте местоимения в нужном падеже. Подошёл к (он), возвратился с (она), поздравляю (он), посмотрел на (они), позвонил (она), отвечал (они), обрадовал (он), спросил про (он). 2. Спишите. Исправьте ошибки, поставьте местоимения в нужном падеже. Недалеко от (я) покачивалась ветка сосны на (она) сидели дятлы. Вдруг дятлы стали литать надо (я) с реском криком. Из рощицы вышла птица. Пёрышки у (она) были окрашены в светлый цвет, а на (их) тёмные пятна и чёрточьки. Упражнение 336 на стр. 93 11. Новая тема • Как вы думаете, есть ли еще местоимения. Кроме тех, с которыми мы познакомились на уроках? • На доске: • Как названье дать словам: Я, ты, мы, и вам, и нам Кто, и что, какой, и сколько, Наш, и ваш, и мой, и твой, Их, его, ее, и свой? Это, без сомнения, Всё…. Местоимения! 12. Итог урока. Внимание! Слушайте задание. Перед вами листочки с проверочной работой : “Это я знаю и умею”, где вы расскажите все, что вы знаете о местоимении. 1. Проверочная работа “Это я знаю и умею” 1 вариант. А) Закончи предложения: *местоимения – это слова, которые не называют людей, животных или предметы, а только _____________________________________________________________________________ * к 1-му лицу относятся местоимения________________ *ко 2-му лицу относятся местоимения__________________ * к 3-му лицу относятся местоимения______________________ * по родам изменяются только местоимения __________ лица ________________ числа Б) Прочитай слова, подчеркни местоимения: Они, один, мы, ты, но, як, у тебя, выли, окна, ток, со мной 2 вариант. А) Закончи фразу: Предлоги с местоимениями пишутся ____________________________________ . Б) Соедини линиями в правильном порядке: Ты, вы 1-е лицо Он, она, оно, они 2-е лицо Я, мы 3-е лицо В). Раскрой скобки и впиши правильный вариант слитного или раздельного написания: *Мы идём ( с я, ты, тобой)____________________________ в поход к лесному озеру. Сколько вокруг интересного! Птичка прыгает по траве со стебелька на стебелёк прямо (около мы, тебя, вы)________________________________ . 2. Самопроверка по листам. Выставление оценок. 13. Д/З стр. 92 упр. 333 Рефлексия Подведем сейчас итог: может, зря прошел урок? Чему выучились сегодня на уроке? Какое задание вы считаете наиболее интересным? Кому понравилось на уроке, поаплодируйте. Оценки за урок: Всем спасибо за урок. Вот уже звенит звонок! Встаньте, подравняйтесь С гостями попрощайтесь. [/color][b] | |
Просмотров: 3948 | Загрузок: 252 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|