Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа |
[ Скачать с сервера (20.1 Kb) ] | 2012-01-17, 6:45 PM |
Система формирования ценностных ориентаций в процессе нравственного воспитания. ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ - избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в поведении . Нравственное воспитание - двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитуемых и в их ответных действиях. Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, о его нравственной зрелости. Первые нравственные представления и навыки поведения дети получают в семье и дошкольных учреждениях. Под воздействием взрослых они постепенно начинают различать хорошее и плохое в своем поведении и в поведении других. У них вырабатываются навыки вежливости, честности, правдивости, скромности, послушания, уважения к старшим. В совместных играх и занятиях в семье и в детском саду дети учатся дружить, помогать друг другу, соблюдать установленный порядок и режим. Вовлечение их в посильный труд по самообслуживанию и в бытовой труд семьи способствует воспитанию трудолюбия, а также организованности, аккуратности и ряда других положительных качеств. На основе нравственных представлений и привычек, сложившихся у детей в семье и детском саду, строится нравственное воспитание в школе: закрепляется положительный опыт и преодолеваются последствия неправильного воспитания (неорганизованность, непослушание, а вместе с ними эгоизм, индивидуализм), формируются более сложные нравственные понятия, чувства и навыки поведения. Занятия в классе приучают младших школьников к дисциплинированности и организованности, к чуткости и отзывчивости, к товарищеской взаимопомощи и коллективизму, к соблюдению правил личного и общественного поведения. Таким образом, дети овладевают азбукой общей морали. Но они еще недостаточно осознают мотивы своих поступков, их навыки и привычки поведения неустойчивы. Для того, чтобы закрепить формирующиеся нравственные качества, нужна дальнейшая воспитательная работа. Один из важнейших путей нравственного воспитания школьников - воспитывающее обучение. В процессе обучения формируется мировоззрение учащихся. Изучение гуманитарных предметов дает представление о месте человека в обществе, об отношениях между людьми. Учащиеся не только постигают смысл общественных явлений, но и переживают их развитие, их драматизм. Большое воспитательное значение имеет художественная литература, показывающая нравственную красоту человека. Изучение предметов естественно-математического цикла увлекает школьников примером самоотверженных искателей истины, совершавших подвиги, жертвовавших жизнью во имя науки, для блага людей. Сам процесс учения, представляющий собой напряженную трудовую деятельность, создает тем самым нравственную основу жизни и поведения учащихся. В этом процессе закаляется воля, развивается чувство личной и коллективной ответственности за выполнение своего трудового долга, за честь класса, школы. Нравственный облик формируется и совершенствуется в труде на общую пользу. Труд и воспитание неотделимы, они составляют две стороны единого процесса становления личности. В посильном для школьников общественно - полезном труде формируются и укрепляются дисциплина, организованность, ответственность и другие важнейшие нравственные качества. В системе нравственного воспитания важное место занимает вовлечение учащихся в коллективную жизнь и разнообразную общественную деятельность. В дружном, работоспособном и целеустремленном ученическом коллективе формируются коллективизм и товарищеская взаимопомощь, гуманизм и взаимное уважение, в нем воспитывается общественная активность и самостоятельность, интерес к большим и малым общественным делам и умение управлять ими, возникает и получает свое развитие моральная ответственность каждого за свое поведение и за действия своих товарищей. В нем действует великая сила общественного мнения, которое одобряет положительные поступки и осуждает недостатки. Коллектив становится носителем положительных традиций. Для выявления представлений детей об их наиболее существенных жизненных ценностях в начальной школе проведено тестирование на уроках самопознания. Во 2 классах проведено тестирование по методике "Золотая рыбка", охвачено 40 учащихся. В 3 классе проведено тестирование по методике "Мои летние желания", охвачено 20 учащихся. В 4 классе проведено тестирование по методике "Цветик - семицветик", охвачено 27 учащихся. Результаты отразили в таблице. Ценностные ориентации младших школьников Класс Ценностные ориентации связанные…. 2 3 4 С учебой 60% 50% 50% С личными качествами - 10 20 С материальными требованиями 85 70 80 Любовь к родным - - 20 С дружбой 34 45 50 С общечеловеческими ценностями 20 30 40 В данной таблице представлены наиболее нужные ценности учеников 2-3-4 классов. Ценностные ориентации, связанные с материальными требованиями у всех классов - % высокий, а с общечеловеческими ценностями, любовь к родным % - низкий. В шкале ценностей оказалось "жизнь" Аргументация его сводится в основном к таким объяснениям: "Если ты мертвый, то ни какие богатства тебе не нужны, не интересны". Все усиливавшаяся в последние годы криминализация общества, возросшая волна передач на ТВ с показом картин насилия, жестокости повлияли на обострение у ребенка чувства тревоги за собственную жизнь и жизнь своих близких. Некоторые дети отметили в качестве "самого дорогого" такие ценности, которые входят в сферу человеческих взаимоотношений: дружбу, уважение, доброта, труд. В представлении 85% (2 класс), 70%(3 класс), 80% (4 класс) младших школьников самое дорогое для человека - это деньги, а также то, что имеет отношение к материальному благосостоянию: "деньги", "дом", "машина". В 3 классе 80% школьников включили " самое дорогое" животных и природу в целом. В ответах указываются конкретные животные, как кошка, собака, встречается обобщающее слово "природа" в понимании природы как среды обитания человека (земля, воздух, вода) Необходимо, особо сказать о том, что для 20% младших школьников в представлении о самом дорогом для человека начинают входить такие понятия, как "Родина", "любовь к родным, родному краю" Учение как ценность (учеба, школа) отмечено в среднем у 45% опрошенных детей. Менее 30% детей "попросили" здоровья (чтобы я была здоровой, не болела), выразили стремление к внешнему и внутреннему самосовершенствованию (красоты, ума, доброты). Использованный косвенный путь проявления ценностных ориентаций младших школьников, выявил определенное расхождение в представлениях детей о главных человеческих ценностях "вообще" и конкретном преломлении "самого дорогого для человека" на субъективно-значимое, "на себя", свои конкретные запросы. На уровне отдельных учеников это выглядело следующим образом: самое дорогое для человека - это "любовь к родным", а свои "просьбы"- желания в таком порядке -"велосипед, компьютер, деньги". Все это позволяет сделать определенные выводы об острой необходимости придать воспитанию в процессе обучения детей в школе приоритетную значимость, осознать ее главенствующую роль в развитии и образовании школьников. Воспитание с его сердцевидным началом - нравственностью - побуждает к установлению животворных и действенных связей школы с семьей и обществом, к нахождению эффективных способов формирования у детей лучших нравственных качеств средствами каждого учебного предмета. В качестве вывода из материала и анализа следует отметить, что формирование ценностных ориентаций младших школьников в процессе нравственного воспитания свидетельствует о том, что: 1. Процесс нравственного воспитания требует четкого представления о морали, нравственном сознании, нравственной воспитанности. 2. Высокие нравственные качества основываются на простых, элементарных. Гуманизм, уважение к людям нельзя воспитать, не вырабатывая навыков культурного поведения: вежливости, предупредительности, умение обращаться. 3. Для воспитания коллективизма, гражданственности, сознательной дисциплины и многих других нравственных качеств должны быть прочно усвоены конкретные привычки: заботиться о других, сочувствовать людям, выполнять требования коллектива, и т д. Таким образом, необходимо учитывать и обеспечить все условия нравственного воспитания, чтобы в этой сфере занять достойное место в развивающемся мире. "Цените в своем ребенке индивидуальность, самостоятельность, то, что он у вас необычный, не ординарный, не такой, как все. Воспитывайте в ребенке гордость: "Я есть в мире, я ценность!" Человек, который сам себя уважает,- уважаем другими, сам себя любит, - любим другими". Зезюлина Людмила Алексеевна учитель начальных классов ОСШ №27 г.Караганды. | |
Просмотров: 2009 | Загрузок: 176 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|