Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа |
[ Скачать с сервера (618.0 Kb) ] | 2012-01-22, 11:19 PM |
Проект Человек и мир Тема: Старый гриб М. М. Пришвин Цель: 1. Познакомить детей с рассказом писателя М. М. Пришвина 2. Развивать беглое, выразительное чтение, наблюдательность, исследование, продол- жить работу над связной речью. 3. Воспитывать интерес и любовь к природе. Оборудование: Портрет писателя, кроссворд о грибах, набор открыток. Грибы, пословица о грибах «Грибов ищут – по лесу рыщут» ТСО «Голоса птиц» Ход урока: I Организационный момент Разминка. Пусть книги друзьями заходят в дома Читайте всю жизнь – набирайтесь ума. II Работа с кроссвордом. Г Р У З Д И Б О Р О В И К Л И С И Ч К И П О Д Б Е Р Ё З О В И К С Ы Р О Е Ж К И 1. Зашел мужик в сосняк, Нашел слизняк, Бросить жалко Съесть сыро. (Груздь) 2. Глубоко был спрятан он Раз, два, три и вышел вон, И стоит он на виду Белый, я тебя найду! (Боровик) 3. Золотистые – Очень дружные сестрички. Ходят в рыженьких беретах, Осень в лес приносят летом. (Лисички) 4. В роще у березки Повстречались тезки. (Подберезовики) 5. Вдоль лесных дорожек Много белых ножек, В шляпках разноцветных, Издали приметных Собирай, не мешкай … (Сыроежки) Какое слово вы прочитали? (грибы) Кто из писателей и в каком рассказе писал о грибах? (Михаил Михайлович Пришвин в рассказе «Старый гриб») III. Чтение I части рассказа 1. О жизни какого человека рассказ писателя? 2. Где и кем работал его друг? 3. Найдите портрет этого человека? 4. Почему мальчишка назвал его старым грибом? 5. Где растут грибы? Работа в центрах Познание мира. Подобно растениям, грибы растут в почве, но они не растения. Все их разнооб-разные формы – шляпочные грибы, дрожжи плесени (вроде той, что иногда появляются на хлебе) – объединяют в особую группу организмов – myceteae. В отличии от растений у грибов нет хлоро-филла, так что сами создавать для себя пищу они не могут. Приходится добывать ее другим спосо-бом. Многие грибы - паразиты. Это значит, что они извлекают питательные вещества из живых растений, животных и других организмов. Имеются среди них и сапрофиты. Так называются виды, питающиеся мертвыми тканями растений и животных. Известно, что основным сбором грибов является лес. Карагандинская область самая большая по площади в Казахстане, но здесь лесов не многим более 100 тысяч гектаров. Хороший урожай съедобных грибов бывает в Каркаралинских лесах и в урочищах. Здесь встре-чаются грибы: грузди, рыжики, волнушки и сыроежки, а также трубчатые – подберезовики, подоси-новики. На территории области немало степных грибов – белый степной и шампиньоны. Шампиньоны растут и в наших местах, особенно их много у скотобаз, в местах зимовки скота. Грибов на свете почти 100 тысяч видов. В России растет около 300 видов съедобных грибов. Очень важно научиться отличать съедобные грибы от несъедобных. Как растут грибы? Грибы – не растения. Они относятся к отдельному царству, такому же, как царства животных и растений. Сам гриб – похож на паутинку, грибница – мицелий – спрятан глубоко под землей. Если осторожно выкрутить привычный нам гриб из земли, у основания его ножки можно заме-тить очень тоненькие белесые ниточки (гифы). Это и есть часть грибницы. А то, что мы собираем в лесу – это не сами грибы, а их плодовые тела, с помощью которых эти мастера маскировки распро-страняют свои «семена» - споры. Грибные споры очень мелкие. Увидеть их можно только под микроскопом. 1. Почему М. М. Пришвин назвал рассказ «Старый гриб»? (Он сравнил жизнь и дела своего дру-га, который отдал свои знания и труд молодому поколению, а старый гриб, как растение является продолжателем размножения молодых грибов). IV Чтение II части 1. О каком грибе рассказал и описал автор? 2. Найдите описание сыроежки. 3. Какие еще грибы собирал грибник? Для каждого гриба в лесу свое место. Подберезовик и подосиновик любят расти возле «своих» деревьев – берез и осин. Боровики предпочитают невысокую траву на опушке леса. А сыроежки, которые ни в коем случае нельзя есть сырыми, легко заметны по ярким шляпкам. Быстрее всего собирать опята, они всегда на виду – на пеньках и возле корней деревьев. Но главное, о чем должен помнить каждый грибник, - собирать только те грибы, которые хорошо ему известны. Шампиньон – съедобный. Его часто путают с бледной поганкой. Но у поганки пластины под шляпкой белые, а у шампиньона – розовые или черные. Шампиньоны очень питательны. Зеленая сыроежка немного похожа на самый опасные гриб – бледную поганку. Яд бледной по-ганки подобен змеиному. Он сохраняется даже после длительной варки. Эти грибы не едят даже черви. Но мало кто знает, что розы бледной поганки использовали в старину для борьбы со страш-ной болезнью – холерой. Яркая окраска мухомора предупреждает о том, что он ядовит. Яд мухомора вызывает удушье, обмороки. Он используется как средство для уничтожения мух. Им лечатся больные лоси. Строчок содержит токсин – пиромитрин, вызывающий сильные боли в желудке. У самого ценного – белого – есть опасные двойняшки. Если разломить шляпку белого гриба, она не изменит свой цвет, а шляпка оборотней желчного и сатанинского грибов – сначала покраснеют, а потом почернеют. Вывод: 1) Какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные) 2) Какую пользу приносят грибы? (Уничтожать ядовитые грибы не надо, их грибницы оплетают корни деревьев и снабжают их влагой.) Вот мы и собрали, съедобные грибы в корзинку, а несъедобные оставили в лесу для санитарного обслуживания. 3) Чем полезные съедобные грибы? (В них много белков, жиров, полезные для человека мине-ральные соли, фосфорной кислоты, витамины А1, В1, В2, С, D Грибы богаты также экстративными и ароматическими веществами, благодаря которым, блюда из грибов обладают хорошим вкусом. Съедобные грибы сушат, маринуют, солят, консервируют. Центр русского языка 1. Как понять смысл пословицы? Грибов ищут – по лесу рыщут. 2. Узнай по описанию название грибов. Первый гриб бывает и белым и черным, второй – рыжий, третьи – желтенкие, а четвертый – с бледно-коричневой шляпкой. (по второму слову подбери однокоренные слова, выделите корень) Дождевик Узнав, что это гриб, многие удивляются: какой же гриб? У гриба должна быть ножка и шляпка, а тут просто белый шарик. И все-таки это гриб. Дождевик. Называется он так потому, что появля-ется обычно после … Что вы можете рассказать об этом грибе (по Ю. Дмитриеву) Он появляется в мае после дождя. Эти грибы употребляют в пищу совсем молоденькими, а если перерастет становится ядовитым. В Италии этот гриб предпочитают всем остальным съедобным грибам. V Выборное чтение. 1. Какое время года описывает М. М. Пришвин в рассказе? 2. Когда еще можно собирать грибы? (весной, летом, осенью) 3. Как он собирал грибы? Викторина о грибах 1. Какие лесные растения могут заменить мясо? (грибы, по питательности наиболее ценны бе-лые грибы и шампиньоны) 2. Может ли гриб съесть дом? (Может, это домовой гриб, который разрушает древесину) 3. Какие птицы едят грибы? (глухари) 4. У этого гриба много названий: дедушкин табачок, галкина баня, чертов табачок. Каково на-стоящее название гриба? (гриб-дождевик) 5. Какие грибы появляются первыми? (сморчки, строчки) 6. Как называются разноцветные грибы? (сыроежки) Центр науки Какие грибы не растут в почве? «Чайный гриб» Напиток этого гриба используют, как прохладительный напиток и как домашнее лечебное средство при отсутствии аппетита, пониженной кислотности, головных болях, при заболевании желудка. В медицине отмечают, что этот настой или чайный квас задерживает рост одних бактерий и убивает другие. Врачи рекомендуют полоскать им горло при ангине. В природе этот чайный гриб известен. Это сожительство (симбиоз) трех микроорганизмов: дрожжевого грибка – Торуля, уксусной кислоты и глюконовой бактерии. Пленка чайного гриба по мере роста наслаивается. При желании эти слои отделяют, помещают в широкую стеклянную банку и заливают подсахаренным раствором чая и отстоенной водой – (100 гр сахара на 1 л воды). Настой этот постепенно превращается в приятный напиток. Пленка продолжает расти и держаться на поверхности потому, что углекислый газ образуемый дрожжевыми грибками поднимает ее. Настой надо менять через 5-6 дней зимой и 2-3 дня летом. Гриб надо промывать кипяченой водой зимой через 2-3 недели, а летом через 1-2 недели. Перестоявший настой пить нельзя. Холод и сильный свет замедляют рост чайного гриба. Грибы-паразиты Грибы приносят нам и пользу, и вред. Многие шляпочные грибы и культурная плесень (в сыре) съедобны, но есть и крайне ядовитые виды. Некоторые грибы, например аспергилл, вызывают заболевания растений и животных, зато другие вырабатывают необходимые нам антибиотики. Дрожжи используются в хлебопечении и пивоварении. Грибы живут за счет других организмов. Эти грибы растут на дереве. Они проникают в него сотнями тонких нитей грибницы (их называют гифами), которые переваривают питательные ве-щества дерева и всасывают их. Вывод. Что должен соблюдать каждый человек, чтобы быть здоровым? Александр Флеминг Это один из ученых, принесших человечеству самую большую пользу. Он родился в Шотлан-дии в 1881 году и был профессором медицины Лондонского университета. Всемирную известность Флемингу принесло открытие пенициллина. Совершенно случайно он обнаружил, что плесень уничтожила колонию бактерий – возбудителей инфекционной болезни, которые он изучал. Он решил, что раз плесень смогла уничтожить бактерии, то ее можно исполь-зовать для лечения болезней, вызываемых этими бактериями. Ученый начал работу и сумел из плесени получить вещество со свойствами антибиотика; так как этот вид плесени носил латинское название Penicillium Notatum, новое вещество Флеминг назвал «пенициллин». Он получил Нобелевскую премию в области медицины в 1945 году и умер в 1995 году. Человечество благодарно Александру Флемингу, так как его открытие помогло спасти жизни многих людей. Центр математики 1) Знаете ли вы? Белка заготавливает на зиму до 600 г сухих грибов. Быстрее всех трубчатых грибов растет подберезовик – по 4-5 см в сутки. Каждый год на гектар леса падает свыше двух тонн хвои, листьев, веток шишек и коры. Все это перерабатывают грибы, главным образом дождевики. Во время Великой Отечественной войны, когда полевым госпиталям не хватало перевязочного материала медсестры собирали трутовики – они успешно заменяли вату. 2) Решение задачи. По грибы Солнце льет на землю свет. Рыжик прячется в траве, Рядом тут же в желтых платьях Их еще двенадцать братьев. В кузовок я всех их спрятал. Вдруг гляжу – в траве маслята, И пятнадцать тех маслят В кузовке уже лежат. А ответ у вас готов, Сколько я нашел грибов? Задача: Тося, Фрося и Люся идут из леса, несут грибы. Бидон несет не Тося. Фрося несет корзину. Люся и Фрося держатся за одну ручку. Кто из них Тося? Кто Фрося? Кто Люся? Что услышал М. М. Пришвин? (прочитать) Кого он увидел? Что хотели птицы и грибник? (Птиц, которые хотели пить. Они спорили, вы-пьет ли воду человек из шляпки сыроежки) Центр творчества. Инсценировка сказки В. Даля под фонохрестоматию «Голоса птиц» СКАЗКА В. Даль. Красным летом всего в лесу много — и грибов всяких и всяких ягод: земляники с черни-кой, и малины с ежевикой, и чёрной смородины. Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают, а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прёт, на ягоды гневается: «Вишь, что их уродилось! Бывало, и мы в чести, в почёте, а ныне никто на нас и не посмотрит! Постой же,— думает боровик, всем грибам голова,— нас, грибов, сила великая — пригне¬тём, задушим её, сладкую ягоду!» Задумал-загадал боровик войну, под дубом сидючи, на все грибы глядючи, и стал он грибы сзывать, стал помощь скликать: - Идите вы, волнушки, выступайте на войну! Отказалися волнушки: - Мы все старые старушки, не повинны на войну. - Идите вы, опёнки! Отказалися опёнки: - У нас ноги больно тонки, не пойдём на войну! - Эй вы, сморчки! — крикнул гриб-боровик.— Снаряжайтесь на войну! Отказалися сморчки, говорят: - Мы старички, уж куда нам на войну! Рассердился гриб, прогневался боровик, и крикнул он громким голосом: - Грузди, вы ребята дружны, идите со мной воевать, кичливую ягоду избивать! Откликнулись грузди с подгруздками: - Мы грузди, братья дружны, мы идём с тобой на войну, на лесную и полевую ягоду, мы её шапками закидаем, пятой затопчем! Сказав это, грузди полезли дружно из земли, сухой лист над головами их взды-мается, грозная рать подымается. «Ну, быть беде»,— думает зелёная травка. А на ту пору пришла с коробом в лес тётка Варвара — широкие карманы. Увидав великую груздевую силу, ахнула, присела и ну грибы подряд брать да в кузов класть. На¬брала его полным-полнёшенько, насилу до дому донесла, а дома разобрала грибки по родам да по званию: волнушки — в кадушки, опёнки — в бочонки, сморчки — в бурачки, груздки — в кузовки, а наибольший гриб-боровик попал в вязку; его пронизали, высушили, да и продали. С той поры перестал гриб с ягодою воевать. Центр музыки «Грибные частушки» Шоколадная папаха, Белый шелковый мундир Посмотрев, опенок ахнул: Настоящий командир. Не играйте вы, опятки До темна с Ванюшей в прятки, Окажите Ване честь – В кузовке местечко есть! Сколько лет тебе, сморчок! Ты по виду – старичок. Удивил грибок меня: Возраст мой - всего два дня! Г. Залеская Про грибы частушки спели, Собрали их всех в лесу, А домой пришли, сварили, съели И белками пополнели. VI Чтение последнего абзаца рассказа 1) Чему хотел научить нас писатель? (Беречь и охранять лес и тех кто в нем живет) 2) Какие правила должен соблюдать человек? 3) Кому же пользу приносит гриб? Вывод. Какие правила должен знать человек, находясь в лесу? Обобщая ваши ответы можно сказать, что лес – достояние народа. «Лес – это дом, для его жильцов» Итог урока. Музыкант бы признался: «Спасибо вам, леса, за ваши деревья, которые наслушавшись пение птиц и превратившись потом в свирели, домбры, пианино, своими мелодиями радуют сердца людей». Медик бы вымолвил: «Леса – это здоровье людей». Лесник бы подытожил наш разговор примерно так: «Как видите, леса нужны всем. Но чтобы лес-ные богатства стали бы достоянием наших потомков, вместо одного вырубленного дерева следует посадить два. Леса не только источник сырья, но и бесценное украшение нашей планеты». Презентация центров (выделить лучшую работу одного из центров). VII. Д/з стр. 156-162 читать, пересказывать. Нарисовать картины леса и его жильцов. | |
Просмотров: 2742 | Загрузок: 315 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|