Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Проект Человек и мир. тема: Старый гриб. М.М.Пришвин
[ Скачать с сервера (618.0 Kb) ] 2012-01-22, 11:19 PM
Проект
Человек и мир

Тема: Старый гриб М. М. Пришвин
Цель: 1. Познакомить детей с рассказом писателя М. М. Пришвина
2. Развивать беглое, выразительное чтение, наблюдательность, исследование, продол-
жить работу над связной речью.
3. Воспитывать интерес и любовь к природе.

Оборудование: Портрет писателя, кроссворд о грибах, набор открыток. Грибы, пословица о грибах «Грибов ищут – по лесу рыщут»
ТСО «Голоса птиц»

Ход урока:
I Организационный момент
Разминка. Пусть книги друзьями заходят в дома
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума.
II Работа с кроссвордом.

Г Р У З Д И
Б О Р О В И К
Л И С И Ч К И
П О Д Б Е Р Ё З О В И К
С Ы Р О Е Ж К И
1. Зашел мужик в сосняк,
Нашел слизняк,
Бросить жалко
Съесть сыро. (Груздь)

2. Глубоко был спрятан он
Раз, два, три и вышел вон,
И стоит он на виду
Белый, я тебя найду! (Боровик)

3. Золотистые –
Очень дружные сестрички.
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом. (Лисички)

4. В роще у березки
Повстречались тезки. (Подберезовики)

5. Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек,
В шляпках разноцветных,
Издали приметных
Собирай, не мешкай … (Сыроежки)

Какое слово вы прочитали? (грибы)

Кто из писателей и в каком рассказе писал о грибах? (Михаил Михайлович Пришвин в рассказе «Старый гриб»)

III. Чтение I части рассказа
1. О жизни какого человека рассказ писателя?
2. Где и кем работал его друг?
3. Найдите портрет этого человека?
4. Почему мальчишка назвал его старым грибом?
5. Где растут грибы?

Работа в центрах
Познание мира. Подобно растениям, грибы растут в почве, но они не растения. Все их разнооб-разные формы – шляпочные грибы, дрожжи плесени (вроде той, что иногда появляются на хлебе) – объединяют в особую группу организмов – myceteae. В отличии от растений у грибов нет хлоро-филла, так что сами создавать для себя пищу они не могут. Приходится добывать ее другим спосо-бом. Многие грибы - паразиты. Это значит, что они извлекают питательные вещества из живых растений, животных и других организмов. Имеются среди них и сапрофиты. Так называются виды, питающиеся мертвыми тканями растений и животных.
Известно, что основным сбором грибов является лес. Карагандинская область самая большая по площади в Казахстане, но здесь лесов не многим более 100 тысяч гектаров.
Хороший урожай съедобных грибов бывает в Каркаралинских лесах и в урочищах. Здесь встре-чаются грибы: грузди, рыжики, волнушки и сыроежки, а также трубчатые – подберезовики, подоси-новики.
На территории области немало степных грибов – белый степной и шампиньоны.
Шампиньоны растут и в наших местах, особенно их много у скотобаз, в местах зимовки скота.
Грибов на свете почти 100 тысяч видов. В России растет около 300 видов съедобных грибов. Очень важно научиться отличать съедобные грибы от несъедобных.
Как растут грибы?
Грибы – не растения. Они относятся к отдельному царству, такому же, как царства животных и растений.
Сам гриб – похож на паутинку, грибница – мицелий – спрятан глубоко под землей.
Если осторожно выкрутить привычный нам гриб из земли, у основания его ножки можно заме-тить очень тоненькие белесые ниточки (гифы). Это и есть часть грибницы. А то, что мы собираем в лесу – это не сами грибы, а их плодовые тела, с помощью которых эти мастера маскировки распро-страняют свои «семена» - споры. Грибные споры очень мелкие. Увидеть их можно только под микроскопом.
1. Почему М. М. Пришвин назвал рассказ «Старый гриб»? (Он сравнил жизнь и дела своего дру-га, который отдал свои знания и труд молодому поколению, а старый гриб, как растение является продолжателем размножения молодых грибов).

IV Чтение II части
1. О каком грибе рассказал и описал автор?
2. Найдите описание сыроежки.
3. Какие еще грибы собирал грибник?

Для каждого гриба в лесу свое место. Подберезовик и подосиновик любят расти возле «своих» деревьев – берез и осин. Боровики предпочитают невысокую траву на опушке леса. А сыроежки, которые ни в коем случае нельзя есть сырыми, легко заметны по ярким шляпкам. Быстрее всего собирать опята, они всегда на виду – на пеньках и возле корней деревьев.
Но главное, о чем должен помнить каждый грибник, - собирать только те грибы, которые хорошо ему известны.
Шампиньон – съедобный. Его часто путают с бледной поганкой. Но у поганки пластины под шляпкой белые, а у шампиньона – розовые или черные. Шампиньоны очень питательны.
Зеленая сыроежка немного похожа на самый опасные гриб – бледную поганку. Яд бледной по-ганки подобен змеиному. Он сохраняется даже после длительной варки. Эти грибы не едят даже черви. Но мало кто знает, что розы бледной поганки использовали в старину для борьбы со страш-ной болезнью – холерой.
Яркая окраска мухомора предупреждает о том, что он ядовит. Яд мухомора вызывает удушье, обмороки. Он используется как средство для уничтожения мух. Им лечатся больные лоси.
Строчок содержит токсин – пиромитрин, вызывающий сильные боли в желудке.
У самого ценного – белого – есть опасные двойняшки. Если разломить шляпку белого гриба, она не изменит свой цвет, а шляпка оборотней желчного и сатанинского грибов – сначала покраснеют, а потом почернеют.
Вывод: 1) Какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные)
2) Какую пользу приносят грибы? (Уничтожать ядовитые грибы не надо, их грибницы оплетают корни деревьев и снабжают их влагой.)
Вот мы и собрали, съедобные грибы в корзинку, а несъедобные оставили в лесу для санитарного обслуживания.
3) Чем полезные съедобные грибы? (В них много белков, жиров, полезные для человека мине-ральные соли, фосфорной кислоты, витамины А1, В1, В2, С, D Грибы богаты также экстративными и ароматическими веществами, благодаря которым, блюда из грибов обладают хорошим вкусом. Съедобные грибы сушат, маринуют, солят, консервируют.

Центр русского языка
1. Как понять смысл пословицы?
Грибов ищут – по лесу рыщут.
2. Узнай по описанию название грибов.
Первый гриб бывает и белым и черным, второй – рыжий, третьи – желтенкие, а четвертый – с бледно-коричневой шляпкой.
(по второму слову подбери однокоренные слова, выделите корень)
Дождевик
Узнав, что это гриб, многие удивляются: какой же гриб? У гриба должна быть ножка и шляпка, а тут просто белый шарик. И все-таки это гриб. Дождевик. Называется он так потому, что появля-ется обычно после …
Что вы можете рассказать об этом грибе (по Ю. Дмитриеву)
Он появляется в мае после дождя. Эти грибы употребляют в пищу совсем молоденькими, а если перерастет становится ядовитым. В Италии этот гриб предпочитают всем остальным съедобным грибам.

V Выборное чтение.
1. Какое время года описывает М. М. Пришвин в рассказе?
2. Когда еще можно собирать грибы? (весной, летом, осенью)
3. Как он собирал грибы?

Викторина о грибах
1. Какие лесные растения могут заменить мясо? (грибы, по питательности наиболее ценны бе-лые грибы и шампиньоны)
2. Может ли гриб съесть дом? (Может, это домовой гриб, который разрушает древесину)
3. Какие птицы едят грибы? (глухари)
4. У этого гриба много названий: дедушкин табачок, галкина баня, чертов табачок. Каково на-стоящее название гриба? (гриб-дождевик)
5. Какие грибы появляются первыми? (сморчки, строчки)
6. Как называются разноцветные грибы? (сыроежки)

Центр науки
Какие грибы не растут в почве?
«Чайный гриб»
Напиток этого гриба используют, как прохладительный напиток и как домашнее лечебное средство при отсутствии аппетита, пониженной кислотности, головных болях, при заболевании желудка. В медицине отмечают, что этот настой или чайный квас задерживает рост одних бактерий и убивает другие. Врачи рекомендуют полоскать им горло при ангине. В природе этот чайный гриб известен. Это сожительство (симбиоз) трех микроорганизмов: дрожжевого грибка – Торуля, уксусной кислоты и глюконовой бактерии. Пленка чайного гриба по мере роста наслаивается. При желании эти слои отделяют, помещают в широкую стеклянную банку и заливают подсахаренным раствором чая и отстоенной водой – (100 гр сахара на 1 л воды). Настой этот постепенно превращается в приятный напиток. Пленка продолжает расти и держаться на поверхности потому, что углекислый газ образуемый дрожжевыми грибками поднимает ее. Настой надо менять через 5-6 дней зимой и 2-3 дня летом. Гриб надо промывать кипяченой водой зимой через 2-3 недели, а летом через 1-2 недели. Перестоявший настой пить нельзя. Холод и сильный свет замедляют рост чайного гриба.

Грибы-паразиты
Грибы приносят нам и пользу, и вред. Многие шляпочные грибы и культурная плесень (в сыре) съедобны, но есть и крайне ядовитые виды. Некоторые грибы, например аспергилл, вызывают заболевания растений и животных, зато другие вырабатывают необходимые нам антибиотики. Дрожжи используются в хлебопечении и пивоварении.
Грибы живут за счет других организмов. Эти грибы растут на дереве. Они проникают в него сотнями тонких нитей грибницы (их называют гифами), которые переваривают питательные ве-щества дерева и всасывают их.
Вывод. Что должен соблюдать каждый человек, чтобы быть здоровым?

Александр Флеминг
Это один из ученых, принесших человечеству самую большую пользу. Он родился в Шотлан-дии в 1881 году и был профессором медицины Лондонского университета.
Всемирную известность Флемингу принесло открытие пенициллина. Совершенно случайно он обнаружил, что плесень уничтожила колонию бактерий – возбудителей инфекционной болезни, которые он изучал. Он решил, что раз плесень смогла уничтожить бактерии, то ее можно исполь-зовать для лечения болезней, вызываемых этими бактериями. Ученый начал работу и сумел из плесени получить вещество со свойствами антибиотика; так как этот вид плесени носил латинское название Penicillium Notatum, новое вещество Флеминг назвал «пенициллин». Он получил Нобелевскую премию в области медицины в 1945 году и умер в 1995 году. Человечество благодарно Александру Флемингу, так как его открытие помогло спасти жизни многих людей.

Центр математики
1) Знаете ли вы?
Белка заготавливает на зиму до 600 г сухих грибов.
Быстрее всех трубчатых грибов растет подберезовик – по 4-5 см в сутки.
Каждый год на гектар леса падает свыше двух тонн хвои, листьев, веток шишек и коры. Все это перерабатывают грибы, главным образом дождевики.
Во время Великой Отечественной войны, когда полевым госпиталям не хватало перевязочного материала медсестры собирали трутовики – они успешно заменяли вату.
2) Решение задачи.
По грибы
Солнце льет на землю свет.
Рыжик прячется в траве,
Рядом тут же в желтых платьях
Их еще двенадцать братьев.
В кузовок я всех их спрятал.
Вдруг гляжу – в траве маслята,
И пятнадцать тех маслят
В кузовке уже лежат.
А ответ у вас готов,
Сколько я нашел грибов?

Задача: Тося, Фрося и Люся идут из леса, несут грибы.
Бидон несет не Тося. Фрося несет корзину. Люся и Фрося
держатся за одну ручку. Кто из них Тося?
Кто Фрося? Кто Люся?
Что услышал М. М. Пришвин? (прочитать)
Кого он увидел? Что хотели птицы и грибник? (Птиц, которые хотели пить. Они спорили, вы-пьет ли воду человек из шляпки сыроежки)

Центр творчества.
Инсценировка сказки В. Даля под фонохрестоматию «Голоса птиц»

СКАЗКА
В. Даль.
Красным летом всего в лесу много — и грибов всяких и всяких ягод: земляники с черни-кой, и малины с ежевикой, и чёрной смородины. Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают, а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прёт, на ягоды гневается: «Вишь, что их уродилось! Бывало, и мы в чести, в почёте, а ныне никто на нас и не посмотрит! Постой же,— думает боровик, всем грибам голова,— нас, грибов, сила великая — пригне¬тём, задушим её, сладкую ягоду!»
Задумал-загадал боровик войну, под дубом сидючи, на все грибы глядючи, и стал он грибы сзывать, стал помощь скликать:
- Идите вы, волнушки, выступайте на войну!
Отказалися волнушки:
- Мы все старые старушки, не повинны на войну.
- Идите вы, опёнки!
Отказалися опёнки:
- У нас ноги больно тонки, не пойдём на войну!
- Эй вы, сморчки! — крикнул гриб-боровик.— Снаряжайтесь на войну!
Отказалися сморчки, говорят:
- Мы старички, уж куда нам на войну!
Рассердился гриб, прогневался боровик, и крикнул он
громким голосом:
- Грузди, вы ребята дружны, идите со мной воевать, кичливую ягоду избивать!
Откликнулись грузди с подгруздками:
- Мы грузди, братья дружны, мы идём с тобой на войну, на лесную и полевую ягоду, мы её шапками закидаем, пятой затопчем!
Сказав это, грузди полезли дружно из земли, сухой лист над головами их взды-мается, грозная рать подымается.
«Ну, быть беде»,— думает зелёная травка.
А на ту пору пришла с коробом в лес тётка Варвара — широкие карманы. Увидав великую груздевую силу, ахнула, присела и ну грибы подряд брать да в кузов класть. На¬брала его полным-полнёшенько, насилу до дому донесла, а дома разобрала грибки по родам да по званию: волнушки — в кадушки, опёнки — в бочонки, сморчки — в бурачки, груздки — в кузовки, а наибольший гриб-боровик попал в вязку; его пронизали, высушили, да и продали.
С той поры перестал гриб с ягодою воевать.

Центр музыки
«Грибные частушки»
Шоколадная папаха,
Белый шелковый мундир
Посмотрев, опенок ахнул:
Настоящий командир.

Не играйте вы, опятки
До темна с Ванюшей в прятки,
Окажите Ване честь –
В кузовке местечко есть!

Сколько лет тебе, сморчок!
Ты по виду – старичок.
Удивил грибок меня:
Возраст мой - всего два дня! Г. Залеская
Про грибы частушки спели,
Собрали их всех в лесу,
А домой пришли, сварили, съели
И белками пополнели.

VI Чтение последнего абзаца рассказа
1) Чему хотел научить нас писатель? (Беречь и охранять лес и тех кто в нем живет)
2) Какие правила должен соблюдать человек?
3) Кому же пользу приносит гриб?

Вывод.
Какие правила должен знать человек, находясь в лесу?

Обобщая ваши ответы можно сказать, что лес – достояние народа.
«Лес – это дом, для его жильцов»

Итог урока.
Музыкант бы признался: «Спасибо вам, леса, за ваши деревья, которые наслушавшись пение птиц и превратившись потом в свирели, домбры, пианино, своими мелодиями радуют сердца людей».
Медик бы вымолвил: «Леса – это здоровье людей».
Лесник бы подытожил наш разговор примерно так: «Как видите, леса нужны всем. Но чтобы лес-ные богатства стали бы достоянием наших потомков, вместо одного вырубленного дерева следует посадить два. Леса не только источник сырья, но и бесценное украшение нашей планеты».

Презентация центров (выделить лучшую работу одного из центров).

VII. Д/з стр. 156-162 читать, пересказывать. Нарисовать картины леса и его жильцов.
Категория: Начальная школа | Добавил: ЕвгенияАП | Теги: Пришлите пожалуйста свидетельство
Просмотров: 2742 | Загрузок: 315 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2025-01-27, 0:34 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru