Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Педагогическая поддержка мл. школ-ов в контексте компетентностного подхода на ур. рус. языка
[ · Скачать удаленно () ] 2012-02-06, 10:55 AM
«Педагогическая поддержка младших школьников в контексте компетентностного подхода на уроках русского языка при изучении слов с непроверяемыми безударными гласными»

Щербина Зинаида Михайловна
учитель начальных классов
ГУ «Гимназия №5

Развитие системы образования в Республике Казахстан выдвинуло на первый план задачу укрепления позиций личностно-ориентированной педагогики, предполагающей создание благоприятных условий для саморазвития каждого ребенка. И одним из направлений реализации личностно-ориентированной педагогики сегодня рассматривается технология педагогической поддержки.
В контексте компетентностного подхода в образовании под педагогической поддержкой понимается система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающая помощь ученикам, учителям и родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей на пути к успеху. «Педагогика поддержки» одновременно обращена и к трудным, «слабым», проблемным детям — и к наиболее «сильным».
Я хочу рассказать о своем опыте работы, который дает возможность мне утверждать, что моя педагогическая поддержка учеников за многие годы дала немало положительных результатов и стала своего рода ступенью для их дальнейшего роста.
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяются. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок. Постоянно находясь в поиске, систематизировав и перестроив свою работу со словарным словом, я стараюсь внедрить технологию развития индивидуальности личности (РИЛ), которая предусматривает направления развития личности – самопознания, самоопределения, самореализации, совместного развития, самовыражения.
Большие затруднения испытывают учащиеся, работая со словами с не проверяемыми написаниями. Наблюдения показывают, что при выполнении этой работы учащиеся допускают большой процент ошибок. Да и запоминание у детей проходит длительно и не всегда успешный путь. Как правило, при изучении нового слова с непроверяемым написанием дается установка на запоминание. И если процент взрослых людей, имеющих длительную память или хорошо развитую зрительную память, невелик, то среди детей этот процент и того меньше. Это является главной проблемой, которая возникает у учащихся в учебной деятельности.
Целью моей работы является раскрытие системы работы над словарным словом на уроках русского языка.
В работе по усвоению слов с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает разнообразие методов и приемов работы со словарем, способствующих прочному запоминанию правильного написания.
Хорошо давать задания, которые направлены в комплексе на усвоение орфографии, на орфоэпическое произношение, на правильное построение грамматических категорий, на активизацию детского словаря и на развитие связной речи. Так, не делая акцента на то, что слово с непроверяемым написанием нужно запомнить, постоянно тренировала у детей зрительные и слуховые анализаторы. В итоге добивалась запоминания слов. Как я это делала?
На первом - подготовительном этапе – провела следующую работу
1. Систематизировала слова (программа 1-4); записала их по возрастным классам обучения в алфавитном порядке;
2. Систематизировала карточки и дописала новые слова;
3. Спланировала ознакомление со словами по классам на все учебные годы;
4. Приготовила словарики (индивидуальные);
Поставила цели: раскрыть смысл значения каждого изучаемого слова;
- добиваться от детей правильного произношения и написания таких слов;
- развивать навыки работы со словом и умения употреблять их в устной и письменной речи.
Слова с непроверяемыми написаниями мною используются при объяснении нового и закреплении старого материала, при проведении минуток чистописания, особенно при написании строчных букв, в творческих и контрольных работах. Никогда не оставляю без внимания ни одного непонятного слова с непроверяемым написанием, встречающегося на страницах учебников в начальной школе. Учу видеть такие слова в стихах, рассказах, упражнениях и находить им объяснения.
Мои ученики имеют индивидуальный словарик. С ним они начинают работу со второго полугодия первого класса. Работа в словарике в первом классе ведется на основе ассоциаций. В основном работа со словарем в первом классе проходит коллективная, а со второго класса коллективная форма сочетается с индивидуальной формой работы. За словариками я постоянно слежу, т.е. проверяю их, делаю выписку слов.
Второй этап – ознакомительный. На нем знакомлю детей со словом или группой слов – иначе, предъявляю слова. Все слова, рекомендуемые программой, предлагала так, чтобы интервал между предъявлением составлял не менее недели. Ежедневно в плане урока словарная работа занимала не более 5 – 7 минут.
Используя направление РИЛ «Познай себя!» работу по предъявлению слов провожу следующим образом:
а) через карточки-картинки, иллюстрации, пословицы, загадки (рис.1);
б) анаграммы, шарады, ребусы (рис.2);
в) деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв:
- Как могут уместиться в таком крошечном насекомом «ком» и «омар»?
- В слове живет сладкий «шок» и напиток «кола».
- «О», «враг»! (рис.3)
- Тут запоминаем гласные «о» и «и». Внутри овоща живут два семечка по имени «Пом» и «Дор» - замечательные помощники правописания. (рис.4)

рис.1 рис.2 рис.3 рис.4
г) подбор ознакомительных слов (указывается на единообразное в корнях, составление словосочетаний и предложений);
д) подбор синонимов, антонимов, многозначность слова, где это возможно.
Третий этап – тренировочно-закрепительный. Цель его: правильность и осознанность написания слов. На него уходит 3-4 дня и более. На этом этапе приходится использовать многократное, кратковременное повторение слов с четкой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные ощущения. Значит, и упражнения должны опираться на различные восприятия слов, быть достаточно разнообразными, т.е. обязательно должны способствовать активному запоминанию содержащихся в слове трудностей. Так, в направлении «Проявляй себя!» использую игры под рубрикой: «Зоркий Глаз помогает Чуткому уху!» (рис.5)
1) «В каких словах спрятались ноты?» (помидор, ребята, дорога, сирень) «В каких словах ель растет?» (понедельник, учитель, метель)
«Угадай слово» (конфета, котлета, костюм, концерт, корзина)
2) Игра «Ассорти» (рис.6) 3) «Урожай» (рис.7, 8)

рис.5 рис.6 рис.7 рис.8
На этом этапе привлекается слуховая память, потом зрительная и моторная. Работа на этом этапе дает детям возможность понять слова правильно произносить их и писать, умело употреблять в устной речи.
4) Перфокарты – активизируют самостоятельную работу детей, экономят время на уроке. (рис.9)
5) Игра «Путаница»: помоги принцессам найти свою орфограмму. (рис.10)
6) «Задание для Красного карандаша». Предлагается текст при помощи памятки на внимательность с использованием диагностики (рис.11, 12)

рис.9 рис.10 рис.11 рис.12
В этом тексте дети ищут ошибки не только с непроверяемой гласной, но и с другими орфограммами. Этот вид работы учит их видеть ошибки, а это уже орфографическая зоркость, которую нам надо развивать и формировать.
Приемы усиления орфограммы
«Усилить» орфограмму – значит сделать более ярким, или «уярчить», то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается. «Усиление» требует большой творческой активности учащихся.
Чтобы достичь желаемого результата запоминания, ребенок должен не просто ставить себе целью запомнить что-либо, а, зная особенности своей памяти, уметь выбрать такое индивидуальное средство, которое приведет к успеху. Орфограмму можно нарисовать, пропеть, протанцевать, «одушевить», на нее можно обидеться, рассердиться или гордиться ею и т.д.
Выбор способа «усиления» зависит от характера орфограммы: чем труднее буква запоминается, тем большего внимания она к себе требует, тем большим количеством ассоциативных связей она должна «обрести» и тем больше видов памяти (образной, эмоциональной, двигательной и т.д.) на нее должно поработать.
7) Написание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета.
Запоминание будет эффективно, если эти слова ребята запишут в свои словарики необычно – на месте запоминаемой орфограммы нарисуют сам предмет. (рис.13)
8) Заучивание обобщенным способом.
Психологи называют этот прием «вешалкой»: знаю написание одного слова – «вешаю» на него другие слова, которые пишутся с той же орфограммой. Преимущество этого способа в том, что одновременно заучиваются несколько слов. Например, тема: «Рабочий, работа, пальто, сапоги, завтрак, карандаш, завод, машина, трамвай»
Проверку выполнения задания на уроках провожу в направлении «Твори совместно!», использую задания, ориентированные на совместное развитие восприятия школьниками себя, как источника для развития других и других, как источника своего развития.
Один из вариантов объединения слов в одну «связку» - построение не замысловатого сюжета: «Рабочий надевает пальто, сапоги, берет с собой карандаш, завтрак и едет на машине на работу, на завод. А мы едем на трамвае, и напеваем песенку собственного сочинения: (рис.14)
Трам – тара – ра, Трам – тара – ра, Везде пишем букву а» (рис.15)
Трам – словесная опора для запоминания еще одной трудной орфограммы в слове трамвай.
9) Прием ассоциативного запоминания
Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму). (рис.16)

рис.13 рис.14 рис.15 рис.16
Прочитать словарное слово и четко воспроизвести в слух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.
10) Работая со словарными словами, в направлении «Проявляй себя!», входящими в состав фразеологизмов – помогают раскрыть и самореализовать свой творческий и личный потенциал. Раскрыть это направление помогают задания требующие творчества в содержании работ. Эта работа не только укрепляет орфографический навык но и обогащает словарный запас ребенка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутье.
а) Фразеологическая «Угадай-ка!» Задание: Вспомните, несколько фразеологических выражений. Подсказкой вам будут рисунки (рис.17, 18)

рис.17 рис.18
б) Продолжи фразеологизмы: Дрожит как - … (осиновый лист)
Держать в - … (ежовых рукавицах).
Четвертый этап – учетно-контрольный. На этом этапе существует много способов по запоминанию слов с трудными написаниями. Вот некоторые из них: списывание (различные задания); диктанты (зрительные, с комментированием, объяснительные, выборочные, предупредительные, картинные, по памяти, творческие); ребусы; иллюстрации; творческие работы (по развитию связной речи) – письмо текста по памяти; свободный диктант; изложения; ответы на вопросы и т.д.
Направление «Выбирай себя!» помогает самоопределиться в выборе различного учебного содержания, способов и форм работы. Тренажеры по русскому языку, которые я использую, позволяют эффективно проводить контроль, проверять умение учащегося воспринимать нужную информацию по памяти, применять полученные знания на практике. Таким образом, тренажер позволит определить не только «проблемную зону», но и конкретную «болевую точку», дает возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответствующую коррекционную работу
1) Мультимедийная презентация словарных слов с загадками и выбором безударной гласной

рис. 19 рис.20
а) Тренажер «Ну, погоди!» (рис.19)
б) Тренажер «Интерактивная мозаика» (рис.20) словарных слов с подбором к изучаемому слову однокоренных слов, а также образование от слов с непроверяемым написанием новых слов при помощи приставок и суффиксов; списывание (различные задания); это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет лексикон ребенка.
Пятый этап – итогово–аналитический. Анализируя допущенные ошибки в словах, определяю степень усвоения навыков письма слов, включаю их снова в различные тренировочные упражнения, а за тем и в последующие диктанты. Все это, я отслеживаю в диаграмме качества знаний (рис.21, 22).

рис. 21 рис.22
В организации педагогической поддержки школьников в изучении словарных слов, мною разработана система поэтапной деятельности, как учителя, так и ученика по преодолению трудностей в учении. По своему опыту работы могу сказать, что такой компетентностный подход в обучении правописания слов с непроверяемой безударной гласной, дает очень высокий процент запоминания учащимися слов из «Словаря», причем без зубрежки и специального заучивания, что в свою очередь повышает качество грамотности учащихся.

Список использованной литературы

1. Реализация компетентностного подхода в условиях 12-летней школы. Астана. 2006г.
2. Литвин С.А. Организация целлостной педагогической поддержки
школьников в учении. /Интернет ресурс/
3. Бельдина Е.В. Работа над словами с непроверямыми
написаниями.//Начальная школа.2002г., №1
4. В.В.Лайло Развитие памяти и повышение грамотности – М.:Дрофа,
2001г.
Категория: Начальная школа | Добавил: Rudnyi
Просмотров: 917 | Загрузок: 307 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2025-01-11, 11:00 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru