Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Проблемные ситуации на уроках познания мира
[ Скачать с сервера (80.5 Kb) ] 2012-02-09, 1:06 PM
Северо-Казахстанская область
г.Петропавловск
ГУ «Средняя школа-комплекс национального возрождения № 17»
Учитель начальных классов
Каримова Гульмира Райнбековна

Проблемные ситуации на уроках познания мира

В настоящее время отмечается усиление внимания к проблеме совершенствования организации и содержания развивающего обучения.
Основной путь развивающего обучения — включение учащихся в творческую деятельность, становление младшего школьника как субъекта учения.
Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос).
Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Именно противоречие между познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения, и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их умственного развития служит движущей силой обучения. Следовательно, если учитель вводит в учебный процесс учебные проблемы, то управление процессом усвоения есть управление процессом выхода из проблемной ситуации, а точнее процессом самостоятельного решения проблемы учениками.
В качестве примера и помощи учителям ряд дидактических средств, позволяющих создавать проблемные ситуации, из комплекта учебных проблем, разработанных для уроков познания мира. Контрольный срез знаний учащихся после обучения их с использованием учебных проблем показал высокий уровень усвоения знаний. Кроме того, учебные проблемы оказали положительное воздействие на эмоциональную сферу ребят. С сияющими глазами они делились радостью, что "чувствуют себя умными учеными", "нравится спорить", "приятно, когда смог решить проблему и помог своей группе" и т.п.
Изменения, происшедшие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития индивидуальности и творческого мышления.
Тема "Живая и неживая природа"
Проблемные вопросы:
•Можно ли сказать, что живая и неживая природа и окружающий нас мир одно и то же?
•Горшок с цветком — это объекты природы или предметы окружающего нас мира?
•Может ли природа быть учителем?
Знакомит с разнообразием растительного и животного мира, с красотой;
учит наблюдательности и не быть лентяем;
заботится о детях;
раскрывает секреты роста и развития растений и животных;
подсказывает, как сконструировать зонтик и парашют, построить вертолет и самолет и т.п.
•Смогут ли существовать на Земле водоросли и кроты, если исчезнет
солнце?
•Какой объект живой природы может стать для природы лучшим другом или врагом?
•Верно ли, что вьюнок, цепляющийся усиками за забор, — это животное, а паутина паучка — растение?

Проблемные задания:
Докажи, что кактус, за которым не ухаживали 5 месяцев, — живой организм.
Определи: что общего у бабочки с камнем и чем они отличаются.
Перед тобой два пластмассовых стаканчика: с водой и землей, блюдце и вата, семена пшеницы, репчатый лук, морковь. Какие объекты живой природы можно соединить с объектами неживой природы, чтобы через 5 (7) дней убедиться в том, что растение — живой организм? (После проверки заложить опыт.)
Проблемные задачи:
Когда старое дерево сгниет, образуется удобрение, а когда камень разрушится, образуется песок. Какой вывод можно сделать об объектах живой и неживой природы?
Известно: почва, солнце, осадки — объекты неживой природы. Цветок, пчела и человек — объекты живой природы. Какие из указанных объектов зависят друг от друга?
Тема "Термометр".
Проблемные вопросы:
•Почему термометр иногда называют термоизмеритель или градусник?
•Можно ли уличным термометром измерить температуру человеческого тела?
•Чем опасен медицинский термометр?
•Верно ли, что без термометра некоторые люди могут стать плохими специалистами?
•В каком случае исправный водный термометр покажет неверную температуру? (Если вынуть его из воды и поднести поближе к глазам, чтобы снять показания.)
•Есть ли разница между термометрами, если один висит в столовой, а другой — в сталеварном цеху?
•Когда может произойти такое, что два одноклассника, посмотрев на один и тот же термометр в одно и то же время, увидят разные показания температуры? (Разный рост учащихся.)
Проблемные задачи:
1.Осенью по радио метеорологи сообщили, что температура воздуха + 5°С. Нина решила проверить их сообщение. Она взяла комнатный термометр и вы-
шла на улицу. Подержав в руке термометр 5 минут, она заметила, что конец столбика подкрашенной жидкости показывал + 20°С.Почему термометр показал температуру намного выше, чем было на самом деле?
(Взяла комнатный термометр, измеряла на солнце или держалась рукой за ртутный шарик.)
2.Лена очень любила свой красочный комнатный термометр. Он ей во многом помогал. Коту Ваське тоже нравился забавный прибор. Однажды, проснувшись утром, Леночка заметила, что всезнающий розовый ручеек исчез из термометра.
Подумай: что случилось с термометром, и чем он помогал девочке?
(Васька прокусил трубочку; как одеваться и когда проветривать помещение.)

Тема "Части растений"
Проблемные вопросы:
•Почему низкорослую чернику называют кустарником, а высокий василек (цикорий) травой?
•Если у кустарника ежегодно срезать все стебельки, кроме одного, станет ли он деревом?
•Зачем нужно знать, из чего состоят растения? (Быть грамотными, использовать ценные свойства, знать, чем и как помогать растениям, понять роль растений в жизни человека и животных и т.п.)
•Может ли быть на одной веточке цветок и плод?
•Почему на лугу, где паслись козы, никогда не цвели цветы?
•Можно ли сказать, что люди, часами сидящие перед цветущими растениями, работают? (Да: биологи, художники, поэты, писатели, композиторы и др.)

Проблемные задания:
Сравни стебель и корень. Что у них общего и в чем различия?
Рассмотри клубень картофеля. Найди части растений. Чем клубень картофеля отличается от свеклы?
Рассмотри на рисунках капусту и лук в разрезе. Найди сходство и различия.
Рассмотри проросшие семена пшеницы и проросший репчатый лук. Найди корень и листья. Почему листья зеленые, а корешки белые? Почему корешки растут вниз, а листочки вверх? (Посадить проросшие семена и лук в горшочки с землей.)
Наблюдай за ростом растений. Проводи наблюдения через три дня, измеряя высоту растений линейкой (записывай дату наблюдения).
Объясни, почему у растений, посаженных в одно и то же время, разная быстрота роста? Сделай предположение о том, какими будут растения через 10 дней. Записывай в тетрадь дату появления новых листьев, побегов.
Рассмотри листья пшеницы, лука, моркови. Определи их размер, цвет, форму, поверхность (на ощупь).
Сделай рисунки растений. Подумай, что общего у этих растений и в чем отличие?

Проблемные задачи:
В корзине лежат редис и лук, яблоки и персик, смородина и малина.
Верно ли, что это растения, а не овощи? Кто, кроме биологов, мог вырастить эти растения?
Плод и цветок хвастались друг перед другом своими особенностями. Угадай, какими?
Чем не может похвастаться цветок перед плодом, а плод перед цветком?
(Красотой, привлечением насекомых, пользой людям, птицам, зверям;запахом, нектаром и соком и др.; наличием семян и способностью спать, складывая свои части, и др.)
Тема "Осень".
Проблемные вопросы:
•Что приблизит наступление осени: затяжные летние дожди или изменения положения солнца на небосклоне?
•Почему осенью полевые насекомые "обижаются" на добросовестных работников сельского хозяйства?
(Вспаханная почва с насекомыми быстро промерзает.)
•По каким признакам птичка-незнакомка, пролетая над полем и огородом, приняла осень за весну? (Посев озимых, моркови, петрушки, укропа, свеклы; посадка молодых деревьев и т.п.)
•Почему у двух растущих рядом берез разная окраска листьев, а у отдельно стоящих кленов одинаковая?
•Можно ли сказать, что зеленолистные сосна и ольха не готовятся к зимним холодам?
Верно ли такое утверждение:
•если осеннее похолодание не изменяет цвет зеленых и узких листьев ивы — значит, она хвойное растение? (В листьях присутствует только хлорофилл.)
•Почему поздней осенью кудрявая календула загрустила, а стройный одуванчик был спокоен? И стоило ли ей грустить? (Однолетник и многолетник; подарила жизнь многим деткам-семенам.)
•Почему за выращенное тобой растений, которое цветет и плодоносит, люди называют тебя биологом, а не цветоводом?
•Почему озеленители в городском сквере посадили вместе с розами и пионами пирамидальный дуб, ведь у него нет красивых цветов? (Очиститель воздуха, декоративные качества: крона, листья, плоды).
•Почему птицы не прячутся от холодов в снегу, ведь там тепло, даже листья у трав зеленые?
•Можно ли задержать перелетных птиц, если развесить везде утепленные птичьи домики?
•Как вести себя, если ты попал под осенний дождь, а домой добираться еще далеко? (Не стоять на месте, ускорить шаг, подпрыгивать, бежать.)

Проблемные задания:
Рассмотри плоды: клюкву (малину, ежевику), огурец, яблоко и лесной орех. Обрати внимание на размер, цвет, форму; потрогай — твердые они или мягкие, постучи каждым плодом легонько по столу и установи, чей звук сильнее. Рассмотри семена плодов: цвет, размер, количество.
•Подумай, почему маленькая лесная клюквочка приняла за своих родственников огромный огурец и яблоко, а не лесной орешек? (Сочные и сухие, односемянные и многосемянные плоды.)
Рассмотри плоды клена и березы. Сравни их размеры, найди семена и крылышки, с помощью которых семена летают.
•Подумай, почему ранней весной на данной территории было больше всходов клена, а не березы, хотя семян у нее намного больше, чем у клена?
Перед тобой два хвойных растения: лиственница и ель. Листья хвоинки у них очень узкие по сравнению с листопадными растениями. Потрогай хвоинки, определи их твердость на ощупь; рассмотри их сверху, снизу (цвет одинаков?); найди отличия.
•Ответь, почему у лиственницы хвоя изменяет окраску и опадает, а у ели нет? (Менее жесткая, тоньше восковой слой.)
Рассмотри и потрогай листья березы, клена, ольхи.
•Подумай, листья, какого дерева лучше согреют растения зимой?
•Быстрее перегниют и обогатят почву? Дольше сохранят влагу?
Рассмотри внимательно плоды клена, березы и лопуха.
•Подумай, какие осенние изменения в природе радуют эти растения, а какие печалят? (Солнце, ветер, увеличение шерстного покрова у животных, появление ягодников, путешественников, грибников; длительные холодные дожди, ранние заморозки и т.д.)
Рассмотри осенние листья клена и дуба: окраску, форму; исследуй на мягкость, упругость, приложи верхней и нижней стороной к щеке. Закрой глаза и пройдись по опавшим листьям клена. Прислушайся к звуку: листья шуршат, трещат, скрипят, "пищат", шелестят. То же самое проделай под кроной дуба.
Подумай, почему одинаково окрашенные листья издают разный звук?
Собери старые пожелтевшие листья клена и березы или зеленые ольхи и ивы. Возьми в одну руку лист клена, в другую — березы, сожми пальцы в кулак, легонько потри листья; закрыв глаза, медленно вдохни сначала запах листьев клена, потом березы.
•Ответь, что общего в их запахах и в чем отличие?

Рекомендации по использованию учебных проблем на уроках познания мира
в качестве средства создания проблемных ситуаций:


При построении проблемных уроков необходимо соблюдать дидактические принципы:
научность и доступность;
систематичность и последовательность;
сознательность и активность учащихся при разрешении учебной проблемы.
Планируя уроки, учитель выбирает наиболее эффективное место учебных проблем в процессе обучения. Учебная проблема должна заинтересовывать учащихся в учебном материале своей необычностью, красочностью и эмоциональностью.
На уроке учитель должен быть внимательным к эмоциональному состоянию ученика при разрешении учебных проблем, вовремя выяснить причины затруднений в разрешении проблемной ситуации и оказывать своевременную помощь.
Категория: Начальная школа | Добавил: язык
Просмотров: 5092 | Загрузок: 490 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 4.0/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2025-01-11, 10:50 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru