Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа |
[ Скачать с сервера (52.5 Kb) ] | 2012-03-04, 3:39 PM |
Трофимова Елена Вячеславовна учитель начальных классов СКО, Тайыншинский район, г. Тайынша, ГУ «СШ №2» Русский язык. 3 класс Урок-соревнование-путешествие «Синонимы». Цели: 1. Закрепить понятие о синонимах. Учить подбирать синонимы, составлять синонимический ряд. 2. Развивать умение находить синонимы в тексте, в пословицах и поговорках. Развивать речь, обогащать словарный запас, повышать уровень языкового развития. Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала, точному употреблению слов в речи. 3. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интерес к предмету. Тип урока: закрепление знаний. Оборудование: Емеля на печи, Марья-царевна, болото с водяным, 3 кочки со стихами, таблицы со словами, лес, замок злого волшебника, карточки-шторки со словами, поляна “Зри в корень”. Рисунки бегемота, стола, резинки, луны, карандаша, собаки; река, мост; бревна с пословицами, слезы с буквами, карточки с пословицами, грамзапись сказки “По щучьему велению”. I. Организационный момент. - Сәлеметсіндермі, балалар. Отырыңдар. (Урок можно провести в виде соревнования между командами.) II. Сообщение темы и цели. – Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие вместе с героем сказки. А с кем мы будем путешествовать, вы узнаете, если отгадаете, из какой сказки этот отрывок и как зовут главного героя сказки. (Звучит отрывок из русской народной сказки “По щучьему велению”). – Да, наш герой – Емеля. А путешествовать мы будем на печи. И отправимся мы к Марье - Царевне. На пути нас ждут разные преграды, препятствия. Мы их все преодолеем, используя наши знания. Вы готовы? Но мы не можем отправиться в путь, т. к. не знаем, по какой теме мы будем путешествовать. Чтобы узнать тему нам нужно разгадать кроссворд. Если вы правильно его разгадаете, то в первом столбике вы прочитаете тему урока. 1 2 3 4 5 6 7 8 l. Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос: кто? что? (существительное). 2. Место, где начинается река (исток). 3. Дом диких животных в земле (нора). 4. Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). 5. Суффикс прилагательного осенний (н). 6. И не снег, и не лед, А серебром деревья уберет (иней). 7. Антоним к слову “война” (мир) 8. Окончание в слове “помидоры”. (ы) – Итак, какая же тема нашего путешествия? (синонимы) – Что же такое синонимы? (ответы детей). Записываем дату, классная работа. – Сегодня мы обобщим и систематизируем наши знания, будем подбирать синонимы, составлять синонимический ряд, правильно употреблять синонимы в пословицах. Итак, тема известна, Емеля на печи. Пора и в путь. Осталось только произнести волшебные слова: по щучьему велению, по моему хотению хочу, чтобы мы с ребятами благополучно добрались до Марьи-Царевны. III. Упражнение: нахождение синонимов в стихотворениях (работа в группах). Где мы? Отгадайте Не море, не земля, Пароходы не плавают И ходить нельзя. (Болото) – На пути топкое болото. Сидит водяной. Он покажет нам путь через болото, если вы правильно найдете синонимы в стихотворениях (стихотворения записаны на кочках). (Выходят учащиеся от каждой группы и берут кочки) 1-я кочка (1-я группа) Бураны, вьюги и метели, Как много с ними канители, Как много шума, толкотни, Как надоели мне они! – Так проворчал мороз угрюмый И речку в лед сковал без шума. 2-я кочка (2-я группа) Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару. 3-я кочка (3-я группа) Дуб дождя и ветра вовсе не боится. Кто сказал, что дубу страшно простудиться. Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый, Значит, дуб выносливый, значит, закаленный. (Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ). – Почему вы решили, что это синонимы? (Обозначает одно и то же, но по-разному, является одной и той же частью речи). – Какой частью речи являются синонимы в 1-й группе? Во второй? В третьей? (существительные, глаголы, прилагательные). – Что сильнее - метель или буран? – Метель, буран, вьюга – все эти явления природы отличаются силою ветра. – Какое слово еще можно поставить в этом синонимическом ряду? (пурга) На доске: Загрустить – затужить, печаль, закручиниться, пригорюниться. – Какое слово здесь лишнее? (лишнее печаль, т.к. синонимы являются одной и той же частью речи) – Подберите глагол - синоним с корнем "печаль" (запечалиться) Итог: Итак, какими частями речи могут быть синонимы? IV. Формирование навыков подбирать синонимы. – Отгадайте загадку: На горе шумит, Под горой молчит. (Лес) – Мы в дремучем лесу. Его охраняет старичок–лесовичок. Он пропустит нас через лес, если мы найдем синонимы в первом и во втором столбиках и соединим их стрелкой. На доске: Огонь скакать Шалун аккуратный Чистый скакун Конница азбука Прыгать пламя Конь кавалерия Алфавит озорник – Итак, мы справились с этим заданием и продолжаем путь дальше. V. Закрепление умения подбирать синонимы из 4 букв. Замок злого волшебника – Мы подъехали к старинному замку. Этот замок построен в 1557 году. Какой это век? (XVI) В этом замке живет людоед. Он сейчас спит, но если проснется, то всех нас съест. Нужно быстро закрыть окна шторками-синонимами из 4 букв. Подберите такие слова, и, занавесьте окна и тихо пройдите возле замка. Приятель – друг Противник – враг Солдат - воин, боец Шагать – идти Красный – алый Родник – ключ Доктор – врач. Мы благополучно миновали замок людоеда. VI. Словарная работа. Наше путешествие продолжается. Мы на поляне “Зри в корень”. Побывав, на этой поляне, вы узнаете происхождение некоторых слов и много интересного о словах. Мы сможем проехать по этой поляне, если назовем лишь те предметы, к которым можно подобрать 2 подписи (или синонимы). – Что значит “зри”? (смотри) Луна – месяц (ай), собака – пес (ит), бегемот – гиппопотам (сусиыры), резинка – ластик (өшіргіш), стол ( үстел), дерево (ағаш), карандаш (қарындаш) (картинки со словами: резинка, стол, дерево, карандаш, бегемот, собака, месяц). – Если вы не смогли подобрать синонимы к слову бегемот, то послушайте стихотворение, и вы обязательно догадаетесь (рассказывает один ученик). Уговорились я и мама, Дождаться выходного дня. И посмотреть ги-ги-потама... Нет, ги-попо-тото-потама... Нет, ги-тото-попо-потама... Пусть мама скажет за меня! Вошли в открытые ворота, И побежали мы вдвоем Взглянуть на ги... на бегемота, Мы чаще так его зовем. (Вывешивается табличка со словом гиппопотам под рисунком бегемота). – А знаете ли вы, почему резинку называют ластиком? Послушайте: (рассказывает подготовленный ученик) У резинки, обычной школьной резинки, есть еще одно название: ластик. Почему резинка – понятно: делается из резины. А из чего делается резина? Из каучука. Ну, а каучук по-латыни называется “гумми эластикум”. Отсюда – ластик, что значит упругий, хорошо растягивающийся. Итог: Ко всем ли словам можно подобрать синонимы? (Ответы и обобщения детей) VII. Физминутка. (Игра в мяч. Учитель бросает мяч одному из ребят, он называет антоним). – Хотя мы с вами ехали на печи, но устали. Сейчас мы отдохнем и поиграем в игру “лови - назови”. А назвать вам нужно будет антонимы к словам: шум, утро, холод, враг, болезнь, радость, старость, доброта, потеря, ложь, горе, внизу, черный, маленький, юг, медленно, влево, темно, лето, близко, ругать, сытый, начало, теплый, опустить. VIII. Работа по восстановлению авторского текста. Река. Отгадайте загадку: В нее льется, Из нее льется, Сама по земле плетется. (Речка) – Мы у реки. Но нет моста. Нужно построить из бревен мост. Бревно можно положить, если выполнить задание – восстановить авторский текст (подобрать синонимы). (Стихи записаны на обратной стороне бревна) 1-е бревно. (1-я группа) 2-е бревно. (2-я группа) 3-е бревно. (3-я группа) Золотистые копны соломы Я трудилась не напрасно Листья в поле пожелтели, На токах на колхозных лежат. И запомню навсегда, И кружатся, и летят, И ребята дорогой знакомой Хлеб вкуснее не от масла, Лишь в бору поникши ели На занятия в школу (торопятся). Хлеб вкуснее от (работы). Зелень мрачную (берегут). (Исаковский) (Демьянова) (Лермонтов) IX. Работа с пословицами (работа в группах) “Охота” за синонимами – Мы с вами на охотничьем острове. Но охотиться мы будем за синонимами. Вам нужно метко стрельнуть в цель, правильно найти синонимы в пословицах и фразеологизмах (устойчивых словосочетаний). Объяснить смысл пословиц. 1. Переливать из пустого в порожнее. 2. Спеши, не спеши, а поторапливайся. 3. Приятелей много, а друга нет. (Каждая команда объясняет смысл пословиц, находит синонимы, получает фишки за правильный ответ) – Настоящая охота только начинается. Каждая команда получает карточки с пословицами. Читаете, объясняете смысл пословиц. 1. Дерево держится корнями, а человек друзьями. (1 команда) 2. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. (2 команда) 3. Делу время, потехе час. (3 команда) – Я буду читать пословицы, а вам нужно найти среди них синонимичную вашей и поднять руку (или хлопнуть в ладоши). Учитель читает пословицы: 1. Ученье свет, а неученье – тьма. 2. Не потопаешь – не полопаешь. 3. Без друга на сердце вьюга. 4. Откладывай безделье, да не откладывай дело. – Какая из пословиц “лишняя”, т.е. не имеет синонимичной? (Оцениваются ответы команд.) X. Итог. Мы благополучно добрались до Марьи–Царевны. Но она сидит в замке. Ее не пускает Царь-батюшка, она хочет, чтобы мы сделали вывод о синонимах: для чего же нам нужны синонимы в речи. (Каждая команда делает обобщение и получает фишки за ответ.) А Марья-царевна много слез наплакала, пока мы ее освободили. И на каждой ее слезке буква. Сложите из букв слово и узнаете, как благодарит нас Марья-царевна. (Спасибо.) XI. Домашнее задание с. 247, упр. 783. - Балалар, бүгін сабақта өте жақсы жұмыс істедіңдер, рахмет. - Сегодня на уроке вы поработали очень хорошо и получаете следующие оценки….. - Сабақ бетті (урок окончен) - Сау болыңдар. Үзіліске шығындар (можете идти на перемену). | |
Просмотров: 8636 | Загрузок: 607 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|