Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Урок - путешествие по математике "Числа в пределах 10"в 1 классе
[ Скачать с сервера (374.5 Kb) ] 2012-03-10, 5:07 PM
Урок – путешествие по родному краю с героем казахских народных сказок Алдаром – Косе
по математике в 1 классе.

Яндуткина Наталья Алексеевна
учитель начальных классов Полтавской средней школы
Атбасарского района Акмолинской области

Тема. Числа в пределах 10.
Цели: продолжить формирование вычислительных навыков учащихся; закрепить последовательность чисел от 1 до 10; отрабатывать знание соответствующих случаев состава чисел первого десятка;
развивать речь учащихся, логическое мышление, внимание; совершенствовать умение выражаться математически грамотно, умение работать коллективно;
воспитывать бережное отношение к окружающей природе и животным;
прививать интерес к творчеству казахского народа.

Методы: словесный, индивидуально-фронтальный, самостоятельный, игровой, объяснительно-иллюстративный.
Оборудование: магнитофон, иллюстрации и рисунки с изображением степи, леса, озера, гор, сказочного героя Алдара-Косе, аксакала-старейшины, пастуха, животных; карточки с заданиями для учащихся.

Ход урока.

I.Организационный момент.
Учитель. Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь!
Руки?
Дети. На месте!
Учитель. Ноги?
Дети. На месте?
Учитель. Локти?
Дети. У края.
Учитель. Спина?
Дети. Прямая!

II .Сообщение темы и цели урока.
Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в путешествие по родному краю.
Ребята, мы читали казахские народные сказки.
-Как звали героя этих сказок? (Алдар-Косе).
-Каким он был человеком? (Добрым, умным, справедливым, трудолюбивым, щедрым, помогал бедным).
За эти качества его все уважали и приглашали в гости. Мы с вами знаем, что Алдар-Косе любил много путешествовать. Вот и сегодня он отправляется в гости к почтенному аксакалу.
Как называется село, в котором мы живем? (Полтавка).
Наш районный центр? (Город Атбасар).
А областной центр? (Город Кокшетау).
(В переводе с казахского означает «Синяя гора».).
Алдар-Косе приглашает вас, ребята, отправиться в путешествие в город Кокшетау. С собой в дорогу нужно взять не только школьные принадлежности, но еще и ваши знания. Во время путешествия вы должны быть очень внимательными, ведь Алдар-Косе надеется на вашу помощь.
Чтобы отправиться в путешествие нам нужно определить маршрут, по которому мы будем следовать. «Спрятавшееся число».


(В кружочках записаны числа от 1 до 10, число 7 пропущено).
(Один учащийся работает у доски, остальные по карточкам).
Ученик называет спрятавшееся число 7 « жеті».
Число 7 у казахов считается священным. Оно должно принести Алдару-Косе удачу.

Счет чисел от 1 до 10 по-русски и по-казахски.
Маршрут определили, теперь можно отправляться в путешествие.
Но при выезде из села нас встречает пастух. Он никак не может найти коров, которые отбились от стада и ушли в степь. Пастух просит Алдара-Косе помочь ему, а ведь мы главные помощники Алдара-Косе и должны ему во всем помогать. Учащиеся читают предложение:
«Помогите,пожалуйста, найти коров».

Звучит музыка «Степные мотивы».
Учитель читает стихотворение.
Голубое небо надо мной,
Степь бескрайняя лежит передо мной,
Над просторами родной страны
В небе высоко парят орлы!
А над степью там и тут домбра поет
И как предков наших в степь зовет.

(Демонстрируется картинка с изображением степи).


Вот и нашли мы в степи коров (корова-сиыр), а с ними еще и козы (коза-ешік).
Помогите Алдару-Косе сосчитать коров и коз, которые пасутся в степи.
Коров – 6
Коз – 4 ?
Используя эти числа, составьте выражения на нахождение суммы.
6+4=10 4+6=10
Какое правило мы здесь использовали?

От перестановки мест слагаемых значение суммы не меняется.
Ребята, мы помогли Алдару-Косе найти коров и коз. Теперь нужно указать им обратную дорогу домой.
Счет чисел от 10 до 1. Пастух благодарит Алдара-Косе и вас, ребята, за помощь.

III. Физминутка.

Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают
В степи бабочки летают.
1, 2, 3, 4 – полетели, закружились.

Алдар-Косе продолжает свой путь и подъезжает к поселку Балкашино.
(Демонстрируется картина с изображением леса).


Балкашино славится своими лесами. В лесу растет много разных деревьев.
- Какие деревья растут в наших лесах?
-Сколько больших елочек растет в лесу? А сколько маленьких? Составьте числовое выражение.
5+1=6 (5 - больших, 1- маленькая)
Зайчик (қоян) живет под елочкой в домике № 6.

- Сколько зеленых березок в лесу? А сколько желтых?
Составьте числовое выражение.
7+1=8 (7 - зеленых, 1 - желтая).
Белочка (тиін) живет на березке в домике-дупле под №8.

Алдар-Косе помогает не только людям, но и животным.
Белочка поранила лапку о консервную банку и теперь не может попасть в свой домик на дереве.
А зайчик убегает от лисы (түлкі) и никак не может спрятаться под елочку.
IV. Игра. «Засели домик» (состав чисел).

Двое учащихся работают у доски, а остальные по карточкам.

6 8
3 3 4 4

4 2 5 3

5 1 6 2

7 1

Звери благодарны Алдару-Косе и вам, ребята.

- Дети, разве можно разбрасывать мусор в лесу?
Чтобы убрать консервную банку, нужно выполнить следующее задание.

V. Игра. «Найди соседа». №5 стр. 50

4 5 5 7 9 9 10

(Один учащийся выполняет задание у доски, а остальные ребята самостоятельно в тетрадях, с последующей проверкой).

Ребята, даже деревья вам улыбаются за то, что вы очистили лес от мусора. Они обращаются к вам с просьбой:

«Не ломайте деревья». (Учащиеся читают предложение).

Алдар-Косе продолжает свое путешествие.

(Демонстрируется картина с изображением озера).


Он подъезжает к большому красивому озеру, которое находится возле поселка Зеренда. Он устал, решил немного отдохнуть и наловить рыбы для того, чтобы угостить аксакала.

VI. Физминутка.

Рыбки плавали, купались
В чистой тепленькой воде.
То сойдутся, разойдутся,
То нырнут и окунутся,
То зароются в песке.

VII. Игра. «Поймай рыбку».

Сравнить числа, выражения и величины.

8 < 9 4 - 3 < 4 – 1 6 см < 3 см +4 см

Отдохнули. Теперь можно продолжить путь.

(Демонстрируется картина с изображением гор).


Вот Алдар-Косе подъезжает к городу Кокшетау. Город большой, красивый и очень чистый.
Но аксакал-старейшина живет в юрте на окраине города у подножья горы Кокшетау. Ведь он любит природу и животных. С ним вместе живут маленький жеребенок (құлыншак), верный щенок (күшік) и кот (мысық) – шалунишка.



Кот-шалунишка хочет полакомиться рыбкой, которую поймал Алдар-Косе. Но получит ее в том случае, если решит веселую задачку.

Пошла кошечка гулять, собрала своих котят.
2 бежали впереди, 3 остались позади.
Беспокоится их мать и не может сосчитать.
Сосчитайте-ка, ребята,
Сколько было всех котят?
2 + 3 = 5
Прочитайте записанное выражение по-разному.

( к 2 прибавить 3; 2 и 3; 2 увеличили на 3;
первое слагаемое 2, второе слагаемое 3, значение суммы равно 5).


А вот жеребенку и щенку хочется побегать по горным тропинкам, но сначала им нужно ответить на вопрос и выполнить задание

-На какую геометрическую фигуру похожи горы?

(На треугольник, на угол).

VIII. Задание. Найти «лишнюю» фигуру.


(По форме – круг. По цвету – треугольник).

Жеребенок и щенок долго бегали по горам, ведь полезно заниматься спортом, но нужно возвращаться домой. Они так заигрались, что убежали далеко в горы и потеряли тропинку, по которой можно вернуться домой. Горы предлагают им помощь в виде задания. Животные - наши верные друзья, мы должны о них заботиться и помогать им в трудную минуту.

Iх. Задание. Продолжить ряд чисел. (Установить закономерность данных чисел).

0 2 4 . . .
(Каждое число увеличилось на 2).

10 8 6 . . .
(Каждое число уменьшилось на 2).

Горы тоже довольны, что вы помогли животным вернуться домой и даже заулыбались вам, ребята. (Картинка, на которой горы улыбаются).

х. Итог урока.

- Сосчитайте геометрические фигуры.
( 5 – такую оценку вы получаете за урок).

Молодцы, ребята, Алдар-Косе очень доволен тем, как вы работали на уроке.
Говорит вам «рахмет» (спасибо).
-А вам понравилось путешествовать с Алдаром-Косе?

Аксакал-старейшина приглашает Алдара-Косе в юрту пить чай с баурсаками. Ведь казахи очень гостеприимный народ.
Во время нашего путешествия мы узнали много нового и интересного.
Алдар-Косе за то, что вы помогали ему во время путешествия и хорошо работали на уроке, угощает вас конфетами. (Конфетки-монетки).
Категория: Начальная школа | Добавил: natozka
Просмотров: 1603 | Загрузок: 990 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.2/5
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2025-01-26, 3:38 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru